Дорыночные учения.pptx
- Количество слайдов: 15
Дорыночные учения Выполнила: Керимагаева Сабина и Пономарева Екатерина
Эта эпоха включает в себя периоды Древнего мира и средневековья, в течение которых преобладали натурально-хозяйственные общественные отношения и воспроизводство было преимущественно экстенсивным. Экономическую мысль в эту эпоху выражали, как правило, философы и религиозные деятели. Достигнутый ими уровень систематизации экономических идей и концепций не обеспечил достаточных предпосылок для обособления теоретических построений того времени в самостоятельную отрасль науки, специализирующуюся сугубо на проблемах экономики.
Экономические учения Древнего мира Со времен древних цивилизаций, перед обществом возникло множество насущных проблем, в их числе наиболее значимой была и, очевидно, будет всегда проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества на основе логически выверенной систематизации экономических идей и концепций в экономической теории, принимаемой в результате всеобщего одобрения в качестве руководства к действию при осуществлении хозяйственной политики. Как же эта проблема решалась в древнем мире? 1. Выразители экономической мысли Древнего мира — крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств — стремились идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство как главные условия открытого разумом и охраняемого гражданскими законами непреходящего «естественного порядка» . 2. Доказательства идеологов Древнего мира базировались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, т. е. против свободного функционирования денежного и торгового капитала, в которых усматривали искусственную сущность, нарушающую принцип эквивалентности и пропорциональности процесса обмена товаров на рынке по их стоимости. Однако для более обстоятельной и полной характеристики эволюции экономической мысли Древнего мира необходимо обособленное рассмотрение особенностей хозяйственной жизни восточного рабства и классического (античного) рабства и основных идей и воззрений в дошедших до нас памятниках экономического мышления цивилизаций Древнего Востока и античных государств.
Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока Главная особенность восточного рабства заключается, как известно, в масштабных хозяйственных функциях государства, обусловленных отчасти и объективными предпосылками. Так, создание ирригационной системы и контроль над ней требовали безусловного участия государственных органов в этой деятельности, в том числе в части правовых мер. Однако чрезмерная государственная опека (регулирование) натурального по сути хозяйства посредством регламентации сферы ссудных операций, торговли и долговой кабалы и ведущая роль в национальной экономике собственности государства стали теми критериями, в соответствии с которыми хозяйство восточных цивилизаций нередко называют азиатским способом производства. Остановимся на наиболее популярных источниках — памятниках экономической мысли цивилизаций Древнего Востока.
Древний Египет. Об экономическом развитие Древнего Египта известно не так много. До наших дней сохранились лишь два документа о тех временах. Один из них датируется XXII столетием до нашей эры и им является некое послание, получившее название «Поучение гераклеопольского царя своему сыну» . В этом «Поучении» приводятся «правила» государственного управления и руководства хозяйством, овладение которыми для правителя так же важно, как и всякая другая сфера искусства. Другой памятник датирован началом XVIII в. до н. э. и называется «Речение Ипусера» , а главная его идея — недопущение бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства во избежание обогащения «простолюдинов» и начала в стране гражданской войны.
Вавилония. Это древневосточное государство Месопотамии, расположенное в междуречье Тигра и Евфрата, оставило потомкам творение своего царя Хаммурапи (царствовал в 1792— 1750 гг. до н. э. ), часто именуемое кодексом законов, который действовал в этой стране в XVIII в. до н. э. В соответствии с ним во избежание разрушения натурально-хозяйственных отношений и угрозы суверенитету страны из-за ослабления государственных структур и армии от сократившихся поступлений налогов в казну вводились чрезвычайно жесткие правовые нормы. Их нарушение влекло за собой самую суровую экономическую, административную и уголовную ответственность вплоть до смертной казни. Вот некоторые примеры законодательных установок в кодексе Хаммурапи: - посягнувший на чужую (частную) собственность, в том числе на раба, карается обращением в рабство либо смертной казнью; - за несвоевременную уплату долгов ни царские воины, ни другие граждане-вавилоняне не лишаются своих земельных наделов, как ранее; - срок долгового рабства кого бы то ни было (жены, сына, дочери либо отца семейства) не должен превышать трех лет, а сам долг отменяется по отбытии срока наказания; - предел денежной ссуды не может превышать 20%, натуральной — 33% от ее первоначальной суммы. Стела со сводом законов Хаммурапи
Древний Китай Своеобразие древнекитайской экономической мысли ассоциируется, как правило, с именем Конфуция (Кун Цзы (551— 479 до н. э. ) и его сборником «Лунь юй» ( «Беседы и суждения» ), а также с идеями популярного в IV—III вв. до н. э. коллективного трактата «Гуань-цзы» . Сторонник регламентированных патриархальных отношений и защиты государством экономического благополучия родовой знати и всех «вышестоящих» , Конфуций настаивал на мысли, что только образованный правитель, являясь «отцом народа» и гарантом «правильного действия» , способен реально повлиять на равномерное распределение создаваемого обществом богатства. Этот философ хотя и признавал божественное и природное начало деления людей по сословиям, тем не менее считал обязательным долгом каждого человека стремиться к моральному совершенству, постижению естественных правил уважения старших, сыновней почтительности и дружбе с братьями. По его мнению, тогда «у народа будет достаток» , когда хозяйствование будет умелым, а труд, приумножающий богатство народа и государя, станет одинаково выгодным как в условиях «великой общности» (коллективной собственности крестьянской общины), так и частного владения потомственной аристократии и непотомственных рабовладельцев. Авторы «Гуань-цзы» , подобно Конфуцию, в качестве главной выдвигали задачу «сделать государство богатым и народ довольным» (посредством равномерного распределения богатства без «обогащения» торговцев и ростовщиков) и так же, как он, ратовали за незыблемость сословного деления общества (полагая, что без Богом избранных «знатных» и высших сословий страна не имела бы доходов и что не может быть, чтобы «все были знатны» , так как «некому было бы трудиться» ). В числе мер по стабилизации натурально-хозяйственных отношений наиболее важными они считали регулирование государством цен на хлеб (дабы «в селениях царило спокойствие» ), создание государственных запасов хлеба, введение льготных кредитов земледельцам, замену прямых налогов на железо и соль косвенными (перекладывая эти налоги на производимые с их использованием товары) и др. Небезынтересно отметить и то обстоятельство, что основными составляющими понятия богатства в трактате названы, наряду с золотом и жемчугом, и иные материальные блага, товарная сущность которых на рынке не подлежит сомнению. При этом роль золота как товара и меры исчисления ресурсов государства «объяснялась» прежде всего природным предназначением выступать в качестве денег и способствовать такому обмену, в результате которого «выгоды у одних» бывают «больше, чем у других» . Конфуций
Древняя Индия Наиболее ярким свидетельством древнеиндийской экономической мысли на протяжении IV—III вв. до н. э. является трактат под названием «Артхашастра» , означающий в переводе учение ( «артха» ) о доходах ( «шастра» ). Его автором явился некий Каутилья (советник царя Чандрагупты I в конце IV в. до н. э. ), возвещавший своему народу положения о трудовом происхождении богатства и необходимости регулирования процессов распределения торговой прибыли между купцами и государством. Именно государство, на его взгляд, обеспечивает охрану ирригационных сооружений, льготное землепользование, освоение источников руды, строительство дорог, развитие промыслов, борьбу со спекулирующими торговцами и т. д. Согласно трактату, «накопление богатства» естественным образом предполагает деление общества на рабов и свободных граждан-ариев, для которых «не должно быть рабства» , и каждый, кто не возвращает причитающиеся за пользование землей долги, обязан за это разделить участь низшего сословия на время либо навсегда. Выступая за регулируемый государством хозяйственный механизм, Каутилья выдвинул сугубо эмпирический вариант дифференциации в цене товара издержек производителей и купцов: им предлагались заранее устанавливаемые нормативы в размере 5 и 10% соответственно от цены товара местного и иностранного происхождения.
Экономическая мысль Древней Греции Ксенофонт (430— 354 до н. э. ). Экономические воззрения этого философа нашли свое выражение в его трактате «Домострой» , в котором приводятся следующие положения: - разделение труда на умственный и физический, а людей — на свободных и рабов имеет естественное (природное) происхождение; - природному предначертанию отвечает преимущественное развитие земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей; производительно может выполняться «наиболее простая работа» ; степень разделения труда обусловлена, как правило, размерами рынка сбыта; - всякому товару присущи полезные свойства (потребительная стоимость) и способность обмениваться на другой товар (меновая стоимость); - деньги изобретены людьми для того, чтобы с их помощью осуществлялось товарное обращение и накопление богатства, но не ростовщическое обогащение. Ксенофонт
Платон (428— 347 до н. э. ). Один из первых мыслителей, которые пытались показать как должно выглядеть идеально государство. Известен как автор произведений «государство» и «Законы» . Полагал, что идеальное государство – это нечто похожее на то, как устроена человеческая душа. По мнению Платона, государством должны управлять философы, т. к. главное их достоинство - мудрость. Они составляют первый класс, второй-это воины, а третий - торговцы, ремесленники. Крестьяне, которые должны обеспечивать товарами первые два класс. Он считал, что землей надо наделить низший класс, чтобы первые два не захватили ее как более умные люди. Думал, что самое лучшее это когда государством управляет тиран. Платон Аристотель (384— 322 до н. э. ). Проект идеального государства этого философа изложен в его трудах «Никомахова этика» , «Политика» и др. В них он, подобно Ксенофонту и Платону, настаивает на обусловленности деления общества на свободных и рабов и их труда на умственный и физический исключительно «законами природы» и указывает на более высокую роль в хозяйстве земледелия, а не ремесла или торговли. Но свою приверженность принципам натурального хозяйства ученый особенно ярко продемонстрировал в выдвинутой им оригинальной концепции об экономике и хрематистике. Экономика –приобретение богатств для совершенно безбедного существования себя и своей семьи. Хрематистика - - это накопление денег сверх того, что нужно для проживания человеку.
Экономическая мысль средневековья Экономические воззрения средневековья носят ярко выраженный богословский характер. Автором одной из значительных концепций является мыслитель арабского Востока Ибн-Хальдун (1332 – 1406 гг. ), который жил в североафриканских странах Магриба. К тому времени здесь распространились постулаты Корана (в начале VII в. зародился ислам). В концепции Ибн-Хальдуна не отвергается богоугодность торговли, подчеркивается возвышенное отношение к труду, порицание скупости, жадности и расточительства. Основным достижением мыслителя является дифференцированная характеристика эволюции общества от «примитивности» к «цивилизации» . Ибн-Хальдун считал, что успешное развитие всех отраслей экономики позволит многократно приумножить богатство народа, сделать роскошь достоянием каждого человека. Чем ниже устанавливается размер налогов, тем более реален расцвет любого города, общества в целом. Деньги Ибн-Хальдун признавал важным элементом хозяйственной жизни, настаивая на том, чтобы их роль выполняли полноценные монеты из золота и серебра. Деньги отображают «количественное содержание человеческого труда во всем приобретаемом» , «ценность всякого движимого имущества» , и в них «основа приобретения накопления и сокровища» . Памятник в Тунисе
Фома Аквинский Наиболее значимым автором западноевропейской мысли средневековья является доминиканский итальянский монах Фома Аквинский (Аквинат) (1225 – 1274 гг. ). Основной его труд – трактат «Сумма теологии» , в нем дана морально-этическая характеристика экономических категорий. Фома Аквинский стал достойным продолжателем и оппонентом одного из основателей школы раннего канонизма Августина Блаженного (353 – 430 гг. ) В период раннего средневековья экономическая мысль ранних канонистов категорически осуждала торговую прибыль и ростовщический процент, характеризуя их как результат неправильного обмена и присвоение чужого труда. Эквивалентный и пропорциональный обмен считался возможным только при условии установления «справедливых цен» . Крупная торговля и ссудные операции, как явления грешные, запрещались. В период позднего средневековья товарно-денежные отношения обрели для общества и государства судьбоносное значение. Поэтому поздние канонисты расширили круг аргументов, объясняющих экономические проблемы и причины социального неравенства. Методологической базой, на которую опирались ранние канонисты, были авторитарность доказательств и морально-этическая характеристика экономических категорий. К этим принципам поздние канонисты прибавили По Аквинскому, «справедливые цены» могут быть источником роста частной собственности и создания принцип двойственности оценок. «умеренного» богатства, что грехом не является. «Справедливая цена» - эта категория подменяла понятие «рыночная цена» . Она устанавливалась и закреплялась на определенной территории феодальной знатью. Ее уровень ранние канонисты объясняли трудовыми и материальными затратами в процессе товарного производства. Аквинат считал, что продавец по праву продавать вещь дороже, чем она стоит сама по себе. Торговая прибыль, ростовщический процент осуждались ранними канонистами. С определенными оговорками осуждал их и Ф. Аквинский. Необходимо, по его мнению, чтобы такого рода доходы являлись не самоцелью, а заслуженной платой за имеющие место в торговых и ссудных операциях труд, транспортные и прочие издержки и даже за риск. Аквинат признает необходимость денег как меры стоимости и средства обращения, но осуждает использование денег для получения процента (ростовщичество).
Меркантилизм Понятие «меркантилизм» происходит от лат. «mercari» , т. е. торговать. Вытеснение натурального хозяйства товарноденежными отношениями охватывает конкретный исторический отрезок времени. Это был период меркантилизма с присущей ему доиндустриальной экономикой. Идеология меркантилизма такова: а) сущность богатства выражают драгоценные металлы; б) труд производителен лишь в тех отраслях производства, которые работают на экспорт; в) государство должно поощрять экспорт, обеспечивать монополии отечественным коммерсантам и предотвращать конкуренцию; г) рост населения необходим для поддержания низкого уровня заработной платы и высокого уровня нормы прибыли.
Различают ранний и поздний меркантилизм Ранний меркантилизм относится к трети XV - середине XVI вв. Представители: Стаффорд, де Сантис, Скаруффи. Под богатством понимается золото и серебро. Главным в этом учении является теория денежного баланса, которая обосновала политику увеличения денежного богатства чисто законодательным путем. В целях удержания денег в стране запрещался их вывоз за границу. Все денежные суммы, вырученные от продажи, иностранцы должны были истратить на покупку местных изделий. В связи с недостатком денег их функции сводились к средству накопления. Поздний меркантилизм относится ко 2 -й половине XVI вв. Представители: Томас Ман, А. Серра, Антуан де Монкретьен. Ими была создана теория активного торгового баланса, который обеспечивается путем вывоза готовых изделий из своей страны. Разрешался вывоз денег за границу. Главенствовал принцип: покупать дешевле в одной стране и продавать дороже в другой. Под богатством понимается избыток продуктов, который на внешнем рынке превращается в деньги. Деньги выполняют функции средства накопления и средства обращения, т. е. поздний меркантилизм трактовал деньги как капитал, признавал, что деньги – это товар. Поздний меркантилизм был прогрессивным. Он содействовал развитию торговли, судостроению, промышленности, международному разделению труда.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ МЕРКАНТИЛИЗМА Томас Ман (1571 -1641) Томас Ман главным видом капитала считал торговый капитал. По есть мнению богатством страны являются деньги, источником обогащения — торголя, в которой вывоз товаров преобладает над ввозом. Антуан де Монкретьен (1575 -1621) Антуан де Монкретьен ввел термин "политическая экономия", видел разницу между деньгами и богатством, благосостоянием. в 1615 году Антуан Монкретьен издал трактат о политической экономии. По мнению Монкретьена источником прибыли является вмешательство государства во внешнюю торговлю.
Дорыночные учения.pptx