neurowebforesightruvmar2014-140415194043-phpapp02.pptx
- Количество слайдов: 51
Дорожная карта Нейронета: предварительные результаты форсайта и призыв к совместному действию Март 2014 Российская группа Нейронета А. Грей «Коллективное видение»
СТРУКТУРА ПРЕЗЕНТАЦИИ • Введение • Ключевые элементы архитектуры Нейронета • Следствия для телесности, индивидуального и коллективного сознания • Рынки и продукты Нейронета • Оргпроект: как реализовать Нейронет? • Приложение 2
ЗАМАНЧИВЫЕ ОБРАЗЫ НЕЙРОКОММУНИКАЦИЙ ШИРОКО ОБСУЖДАЮТСЯ В НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКЕ… …НО ЧТО ЕСЛИ ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ К ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ПОТЕНЦИАЛУ СДЕЛАЕТ ИХ РЕАЛЬНОСТЬЮ? 3
В РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЯХ НЕЙРОНАУК ПРОВОДЯТСЯ МАСШТАБНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ … Новое поколение протезов Интерфейсы коммуникации Мозг-Мозг Дистанционно управляемые роботы Инициативы по картированию мозга … НО ИХ ДОЛГОСРОЧНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЕЩЕ НЕ ПРОРАБОТАНЫ 4
НАСТУПЛЕНИЕ КОГНТИВНОЙ РЕВОЛЮЦИИ • В следующие 10 - 20 лет мы станем свидетелями появления Нейронета – следующей стадии коммуникационных технологий, Интернета 4. 0, который вовлекает наши физические тела и разумы в единую коммуникацию через интерфейсы «мозг-компьютер» и «мозг-мозг» , поддерживаемые искусственным интеллектом и семантическими технологиями. Ключевые технологии, которые предшествуют Нейронету, будут доступны около 2020 года. • Между 2025 и 2035 произойдет когнитивная революция, в рамках которой технологии Нейронета вызовут радикальные изменения в человеческой самоидентификации, индивидуальном и коллективном сознании, и в самых разных областях экономики, культуры и общественной жизни • Учитывая кардинальные изменения, которые принесет Нейронет, важно и крайне необходимо уже сейчас определить будущую архитектуру Нейронета и принципы его проектирования, а также программы НИОКР, которые приведут к появлению коммерчески оправданных технологий. • Мы предлагаем создать международную рабочую группу (Совет Нейронета) которая разработает элементы концепции Нейронета и сможет консолидировать усилия различных бизнесов и общественных организаций в направлении общей цели. В этой презентации представлены идеи и первые концепции, которые могут лечь в основу создания такой группы. 5
КАК БУДЕТ ВЫГЛЯДЕТЬ РЕАЛЬНОСТЬ НЕЙРОНЕТА? ОКОЛО 2020 • • Широко распространяются носимые биометрические устройства. Данные, получаемые с этих устройств, активно используются в здравоохранении и играх, направленных на изменение поведения Нейромаркетинг через Big. Live. Data формирует цифровые модели индивидуального поведения Биометрия начинает применяться в образовании: обучение корректируется с учетом биометрических данных, биометрия используется для обучения управлению состояниями сознания Широко распространяются протезы, контролируемые напрямую нервной системой Проходят первые эксперименты по созданию групп, связанных нейроинтерфейсами Возникает семантический Интернет Появляются интерфейсы мозгкомпьютер, построенные на моделях естественной вербальной и невербальной коммуникации ОКОЛО 2030 • • На рынки выходит первая волна массовых решений для Нейронета Слабоумие, эпилепсия и другие заболевания мозга оказываются в основном устранены Искусственные агенты используются для поддержания интеллектуальной и физической активности Персонализированные лекарства для усилений функций мозга Персонализированное обучение на протяжении всей жизни с использованием компьютерных менторов становится одной из основных форм образования Развивается обучение специальным состояниям сознания для продуктивного использования Нейронета Повсеместно используются домашние роботы и Интернет вещей Широко распространяются реалистичные виртуальные миры и дополненная реальность ОКОЛО 2040 • • Нейронет занимает 40 -50% коммуникаций человеческого Интернета Организации и сети перестраивают свои процессы под решения Нейронета Распространяются модели развлечений и обучения на базе Нейронетаn Широко распространяются персонализированные искусственные интеллекты человеческого уровня, поддерживающие повседневную деятельность людей 6
ГЛОБАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ, ВЕДУЩИЕ К НЕЙРОНЕТУ: РАСТУЩАЯ СОЦИАЛЬНАЯ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СЛОЖНОСТЬ Оестествление технологий «бесшовные» интерфейсы между естественными функциями тела и сознания и технологическими решениями Усиление возможностей тела и сознания протезы, кибертела, искусственные органы чувств, усиленнный интеллект, экзокортекс на основе искусственного интеллекта Возникновение Нейронета: около 2025 -30 Техносфера становится «живой» / «осознающей» Интернет Вещей и «умные среды» , искусственный интеллект в управлении и образовании, искусственные агенты, которые копируют и заменяют психические функции Сетевая культура коллективная, горизонтальная, ориентированная на сложность, построенная на эмерджетных функциях 7
НЕЙРОНЕТ КАК ЕСТЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ИНТЕРНЕТА • • Нейронет будет построен поверх существующей архитектуры Интернет и станет следующей стадией его развития. Появление полноценной нейрокоммуникации даст пользователям различные возможности и функции, такие: – Повышение личной и групповой эффективности через ускорение обработки информации, рост скорости реакции, формирование способности реагировать на ситуации большей сложности и др. – Расширение возможностей тела за счет использования искусственных сенсоров и манипуляторов в качестве дополнительных органов тела – Нейроколлективы: совместная работа человеческих групп и высокоуровневых искусственных интеллектов, выступающих в качестве «экзокортекса» (искусственных компонентов психики за пределами мозга) которые расширяют и усиливают функции индивидуальной и коллективной психики – Межвидовой диалог с высшими животными с использованием биометрических и нейро-интерфейсов и «возвышение» как способ направленной эволюции других видов в направлении роста их интеллекта – Разделение опытов и эмоций с другими людьми через расширение возможностей невербальной коммуникации и передачу состояний нервной системы – Новая психоделическая революция, легитимизирующая измененные состояния сознания для усиления диспетчерской и творческой работы в распределенных 8 коллективах.
ИНИЦИАТИВА ПО СОЗДАНИЮ ДОРОЖНОЙ КАРТЫ НЕЙРОНЕТА • • Основатели этой инициативы – команда, работающая в области построения стратегий, формирования коллективного видения будущего и акселерации стартапов в инновационных секторах, включая образование, биотех, ИКТ и другие отрасли. Наша команда провела «картирование будущего» для более чем 20 различных секторов при участии свыше 10 тыс. экспертов. В процессе этой работы мы увидели паттерн, который повторяется в картах различных отраслей (транспорт, территории, образование, развлечения и т. д. ), своего рода «аттрактор будущего» , связанный с NBIC-конвергенцией, и в особенности с появлением нейрокоммуникативного пространства, которое мы называем Нейронетом. Для понимания перспектив Нейронета необходимо обсуждение следующих вопросов: – архитектура Нейронета, т. е. ключевые элементы этой будущей сети – технологический путь, который ведет к возникновению Нейронета, включая возможные применения технологий, возникающих на этом пути – «человеческая сторона» Нейронета: какие практики потребуются при использовании Нейронета, каким образом он будет использован в сфере развлечений, образования, саморазвития, для управления, усиления творческих способностей и др. . – риски технологий Нейронета и способы их преодоления • Понимая важность этих вопросов, в конце 2012 г. мы выступили с инициативой создания международной дорожной карты Нейронета, которая могла бы служить своего рода «маяком» для технологических и исследовательских групп в этой 9 сфере
РАЗРАБОТКА ДОРОЖНОЙ КАРТЫ НЕЙРОНЕТА: ЧТО УЖЕ СДЕЛАНО • С декабря 2012 по февраль 2013 наша команда создала предварительную версию «карты будущего» Нейронета. • В мае 2013 мы запустили Российскую группу Нейронета, в которую вошло около 20 ведущих российских исследователей по нейрофизиологии, когнитивной психологии, коллективному интеллекту, семантике, искусственному интеллекту, коммуникационным технологиям и др. Целью группы является обсуждение потенциальных направлений развития Нейронета, включая принципы и архитектуру будущего Нейронета. • В августе 2013 мы опубликовали первую версию Манифеста Нейронета, запустившую «полилог» об основаниях Нейронета • Российский форсайт Нейронета был проведен в октябре и ноябре 2013. Этот форсайт собрал около 100 ведущих исследователей и практиков в областях, связанных с Нейронетом. • Нашим следующим шагом в 2014 -15 гг. является создание международного Совета Нейронета и глобальной дорожной карты Нейронета с участием международых экспертов. Посвященные этой 10 теме семинары планируются на осень 2014 г. и далее.
Данная презентация является приглашением. Мы не хотим ни навязывать наше видение, ни утверждать, что оно является единственным и правильным. Это видение может реализоваться только в том случае, если его разделяет множество людей, готовых его воплотить. Мы предлагаем развивающийся через форсайт-процесс коллективный образ будущего, совместно создаваемый учеными, производителями технологий и пользователями нейро-решений. Мы приглашаем вас принять участие в совместном исследовании, следующий шаг которого может быть сделан с вашей помощью. 11
СТРУКТУРА ПРЕЗЕНТАЦИИ • Введение • Ключевые элементы архитектуры Нейронета • Следствия для телесности, индивидуального и коллективного сознания • Рынки и продукты Нейронета • Оргпроект: как реализовать Нейронет? • Приложение 12
ЧЕМ ЯВЛЯЕТСЯ (ЧЕМ БУДЕТ) НЕЙРОНЕТ • Нейронет – это следующее поколение Интернета, которое будет использовать нейроинтерфейсы для создания новых измерений* коммуникации между людьми, с другими типами живых существ, а также с искусственными агентами и с роботами – за счет прямого считывания информации из нервных систем пользователей без посредства множества промежуточных естественных и искусственных систем ввода информации (а также использования адаптивных психических функций, таких как вербализация) – (и также возможно) за счет прямой передачи информации в нервные системы пользователей без посредства естественных сенсорных систем (визуальные, аудиальные и другие сенсорные каналы) • • По определению Нейронет использует технологии, которые считывают, передают, хранят, обрабатывают и генерируют информацию в центральной и периферической нервной системе человеческих агентов (и других живых существ). Кроме этого, Нейронет включает в себя все аспекты технологической реальности Интернета, которые будут существовать к моменту, когда станут возможными массовые нейрокоммуникации (ок. 2020 -25), включая технологии Интернета вещей и Интернета искусственных агентов * Реализация полнофункционального Нейронета имеет смысл только в том случае, если пользователи Нейронета смогут получить новые качества продукта, которых не существовало в более ранних версиях Интернета: скорость, глубина и разнообразие коммуникаций, которые превосходят те, которые предлаюатся в Интернете, использующем естественные рецепторно-эффекторные системы человеческого тела. 13
КЛЮЧЕВЫЕ ИНТЕРФЕЙСЫ НЕЙРОНЕТА Интерфейсы мозг-мозг, которые позволят прямую коммуникацию между людьми (или между людьми и высшими животными) Интерфейсы между индивидуальной естественной психикой и искусственными компонентами психики (экзокортекс), поддерживающие индивидуальную и коллективную психическую активность Интернет людей Интерфейсы между индивидуальными естественными психиками или коллективными (гибридными) психиками и искусственными органами тела Искусственные агенты, которые имитируют или поддерживают индивидуальную и коллективную психическую активность Интернет искусственных агентов Интернет вещей Искусственные органы индивидуальных и коллективных тел, включая сенсоры, манипуляторы, кибертела и неантропоморфных роботов 14
КЛЮЧЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НЕЙРОНЕТА (НИОКР И ПРОДУКТЫ) СОСРЕДОТОЧЕНЫ В ТРЕХ ОСНОВНЫХ ОБЛАСТЯХ Медицина и спорт • • Решения для функциональных нарушений тела (протезирование / экзоскелеты / сенсорная обратная связь и т. д. ) Носимые устройства для контроля за состоянием здоровья / целей превенции Психоактивные вещества для расширения возможностей сознания Спорт на основе нейроустройств* Медиа и развлечения • • Нейромаркетинг (в т. ч. новые рекламные технологии) Нейроинтерфейсы для компьютерных игр (управление, усиление игрового опыта) Сайнс-арт с использованием нейроинтерфейсов Сенсориумы: нейроустройства, которые позволяют получать комплексные и необычные опыты в играх, фильмах и других типах развлечений * Военное и промышленное применение • • Дистанционное управление боевыми роботами и повышение эффективности военных действий в сложных условиях (напр. DARPA Silent Talk, управление военными истребителями на перегрузках и др. ) Человекомашинные системы управления сложными производственными комплекасми и системами безопасности, включая распределенные операторские рабочие станции для опасных промышленных объектов (краны, горно-шахтное оборудование, подводная автоматика и др. ) * * В случае вариантов, отмеченных звездочкой, нам не известны конкретные проекты, которые реализуются в данный момент, но потенциально данные проекты оцениваются профессионалами отрасли как реалистичные и востребованные 15
ТРЕНДЫ В ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СФЕРЕ, ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ СОЗДАНИЕ НЕЙРОНЕТА Экспания Интернета Интернет вещей Семантические технологии и развитие искусственного интеллекта Телесные интерфейсы и оестествление интерфейсов Моделирование нервных систем Рост пропускной способности и мощностей по хранению данных (рост с 1 до 40 ZB ежегодно создаваемых данных в течение 10 лет к 2020 г. , скорость 50 -100 Mbps массово доступна к 2020 г. , происходит переход на ipv 6) Число устройств, подключенных к Интернету, вырастет с нынешних 10 млрд до 50 млрд к 2020 г. Робототехника становится быстрорастущим сектором развитых экономик (миллиарды промышленных и домашних роботов к 2020 г) Big. Data: осмысление информации через обработку массивов данных в НИОКР, управлении, здравоохранении, образовании и везде (Big. Data в 2020 -е становится Big. Live. Data (Big. Data в реальном времени)) От семантического перевода к семантическому Интернету (Internet 3. 0) Семантическая обработка информации Иск. Инами: более сильные алгоритмы распознавния образов + усиление вычислительных мощностей (квантовые компьютеры) Носимые устройства для самомониторинга (1 млрд. к 2020) и превращение тела в интерфейс (Kinect, Tobii и др. ) Оестествление и миниатюризация устройств (от мониторов к Google Glass в 2014 и к контактным линзам-мониторам к 2025) Полноценные цифровые модели человеческого мозга (Human Brain Project в ЕС, BRAIN Initiative в США) 16
КЛЮЧЕВЫЕ ШАГИ В РЕАЛИЗАЦИИ НЕЙРОНЕТА Разработка недорогих нейроинтерфейсов с высоким разрешением, пригодных для массового рынка Эмуляция мозга для индивидуального картирования мозга (что позволяет увеличить точность работы интерфейосв мозг-компьютер и коммуникации мозг-мозг) Архитектура сети: рост пропускных мощностей, достаточный для передачи нейроинформации + сетевые протоколы для нейрокоммуникации Рост числа носимых устройств и объема передачи данных с носимых устройств через Интернет ЖИЗНЕСПОСОБНАЯ МАСШТАБИРУЕМАЯ МОДЕЛЬ НЕЙРОНЕТА К 2023 -25 Искусственные агенты и технологии «экзокортекса» : агенты, которые имитируют и поддерживают психические функции в реальном времени Эксперименты с невербальными компьютерными интерфейсами 2014 Развитие психотехник, поддерживающих и усиливающих коммуникации в Нейронете. Программы подготовки первых пользователей 2018 2025 17
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ШАГ: ДО НЕЙРОНЕТА ВОЗНИКАЕТ БИОМЕТРИ-НЕТ Биометри-Нет: Интернет-коммуникации, которые используют различную биометрическую информацию с носимых устройств, глазных трекеров, систем распознавания паттернов движений тела и выражений лиц, и др. Нейронет: Интернеткоммуникации, которые используют нейроинформацию наряду с биометрией Чтение биометрии (для управления, обучения и др. ): носимые устройства (КГР, миограмма, пульс, температура и др. ), неинвазивные нейроинтерфейсы, глазные трекеры, сканирование движений тела и лица Высокоточное чтение с нейроинтерфейсов Метаязык биометрии: распознавание комплексных паттернов в многомерном пространстве состояний тела и сознания (на основе комбинаций показателей), поддерживаемое Big. Live. Data Перекартирование многомерного пространства состояний сознания под паттерны нейронов Управление биометрией: обучение через биологическую обратную связь для освоения различных состояний сознания + психотехники для быстрого переключения между состояниями Тренинг с БОС и техники для активации нервных паттернов Искусственные агенты, которые копируют и поддерживают сложные психические функции на основе биометрии Экзокортекс на базе искусственных агентов 2014 Биометри-Нет 2020 Появление Нейронета 2030 18
КЛЮЧЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ АРХИТЕКТУРЫ НЕЙРОНЕТА Рост пропускной способности сети: Пользовательская пропускная способность 10 -100 Gbps. В принципе, протоколов TCP/IP и ipv 6 будет достаточно для нейрокоммуникаций (все это будет создано для Интернета вещей к 2025 -2030) Продолжающаяся разработка и улучшение нейроинтерфейсов для большей точности и надежности при более низкой цене и упрощении процесса установки Стандартизация протоколов передачи биометрической информации для различных носимых устройств, включая передачу информации с нейроинтерфейсов (возникновение стандарта neuro: //? ) Персонализированные модели человеческого поведения, создаваемые через нейромаркетинг 2014 Создание техно-медиумов: искусственные агенты, которые поддерживают индивидуальные карты нервных систем и соотносят их внешними интерфейсами (в т. ч. «язык Нейронета» ) Язык Нейронета: искусственный агент, который поддерживает «универсальный язык сознания» , включая репрезентации частей психики, взаимодействующие с внешней средой (вербально и невербально), а также «глубинные» состояния сознания Биометри-Нет 2020 Появление Нейронета 2030 19
ДВА ПУТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НЕЙРОИНТЕРФЕЙСОВ Растущая сложность технологических сред должна сопровождаться увеличением сложности интерфейсов управления. Этот рост сложности в системах управления может быть достигнут двумя путями: • отображение существующих «рычагов управления» • • • создание новых «рычагов управления» • ОЕСТЕСТВЛЕНИЕ ВВОДА ИНФОРМАЦИИ: От сильно ограниченных устройств ввода (напр. клавиатура и мышь) мы движемся к «естественным интерфейсам» , использующим позу тела (Kinect), мышечное напряжение (Myo) или направлении фокуса глаз (Tobii) ПРЯМОЙ НЕРВНЫЙ ВВОД: От «естественных интфейсов» мы переходим к прямому считыванию нервных паттернов через нейроинтерфейсы ПОВЫШЕНИЕ РАЗРЕШЕНИЯ: От простого чтения паттернов мы движемся к все более точному отражению состояния нервных ансамблий и отдельных нейронов (напр. проект Neural Dust) СТАРАЯ СОБАКА УЧИТ НОВЫЕ ТРЮКИ: Наше тело (и наша нервная система) учится использовать сложные новые возможности новых интерфейосов в виде последовательностей действий (примерно в том же режиме, как мы переключаем передачи при вождении или используем «горячие клавиши» при печати). Эти последовательности можно освоить напр. через тренинг с БОС. МАЛЕНЬКИЕ ПОМОЩНИКИ: Мы можем использовать искусственных агентов для поддержки комплексных психических операций с использованием интерфейсов (эти искусственные интеллекты будут отображать и воспроизводить наши рутинные действия, становясь постепенной заменой психике в рутинных 20 операциях)
ДОСТУП К НЕЙРОНЕТУ: ВОЗМОЖНЫЕ РЕШЕНИЯ В ОБЛАСТИ НЕЙРОИНТЕРФЕЙСОВ Нейронет требует недорогих нейроинтерфейсов высокого разрешения, которые могут быть приняты и использованы большинством населения (в т. ч. минимальные культурные барьеры в использовании интерфейса) * Мы указываем здесь только наиболее проработанные решения, которые уже находятся в разных стадиях разработки Неинвазивные: Низкое разрешение чтения. Увеличение разрешения требует подготовки места размещения электродов. Подходит для базовой деятельности (аркады в играх и т. д. ), но не для сложной деятельности. Развитие через удешевление решений в области МЭГ, специальных фазированных электродов etc. Примеры продуктов: Emotiv, Neuro. Sky Инвазивные импланты: высокое разрешение чтения. Электроды или оптогенетические импланты позволят управлять нейронными состояниями (не только чтение, но и формирование состояний). Высокое культурное сопротивление – идея имплантов отвергается большинством населения. Примеры продуктов: медицинские импланты для управления протезами Инвазивные микроимпланты: Высокое разрешение чтения. Относительно низкое культурное сопротивление. (имплантирование через инъекцию) Примеры продуктов: ‘нейронная пыль’(нет готовых продуктов) Неинвазивные комбинации: нейроинтерфесы низкого разрешения + дополнительные носимые биометрические интерфейсы (движения тела, глаз, биометрия) Дополнительные каналы компенсируют качество нейроинтерфейсов Примеры продуктов: Нет интегрированных продуктов, но множество продуктов в отдельности Kinect для контроля движений тела, Tobii для контроля движений глаз, Emotiv для нейроинтерфейсов, плюс различные 21 носимые устройства для биометрии)
КОММУНИКАЦИЯ МОЗГ-МОЗГ В НЕЙРОНЕТЕ: «ЖЕЛЕЗО» И СОФТ ‘Язык Нейронета ’ – это семантическое пространство нейронных паттернов, обеспечивающее обмен большим количеством смыслов и значений по сравнению с традиционными интерфейсами Скорее всего, этот язык будет в основном основан на тех же модальностях, что и сенсорные системы человека Взаимодействие между нейроинтерфейсами и сопровождающим их искусственных интеллектом сопровождается их взаимным «обучением» . Карта нервной системы индивида должна различать состояния как отдельных нейронов, так и ансамблей нейронов Пространство нейронных сигналов должно быть достаточно детализировано, чтобы различать разнообразие паттернов мозга. Пластичность мозга предполагает, что такие паттерны могут быть созданы специально под запросы интерфейса, отличаясь от уже существующих «естественных» паттернов ИА 1 НИ 1 ИА Нейро-данные передаются через сеть и могут быть сохранены, извлечены и при необходимости обработаны искусственными агентами ИА 2 НИ 2 Искусственные агенты (скорее всего, встроенные в нейроинтерфейсы ) используют карту индивидуальной нейронной активности для индукции состояний нейронов на основе цифровых сигналов, полученных из сети Уровень нейронных интерфейсов: считывание актуальных состояний нейронной сети человека или активация новых состояний 22
ОБОЮДНАЯ АДАПТАЦИЯ В БИОМЕТРИ-НЕТИ НЕЙРОНЕТ-ИНТЕРФЕЙСАХ ИА ИА Искусственные агенты обучаются отражать и поддерживать различные когнитивные функции индивида (которые также могут стать новыми «словами» «языка Нейронета» ) Искусственный агент, который отражает и ре-картирует семантические пространства индивидуальных состояний ума и тела (представленные в виде биометрических и нейро-паттернов) и постоянно обновляет его соответствие «языку Нейронета» Человеческий агент, который учится использовать различные интерфейсы. Скорее всего, это потребует навыка управления состояниями сознания , особенно в коллективном режиме. Таким образом, пользователи Биометри-Нета и Нейронета будут изучать специфичные для интерфейсов психотехники (в частности, через методики биологической обратной связи), которые позволят повысить эффективность использования новых 23 интерфейсов.
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК СОЗНАНИЯ? 1. Любые нервные системы уникальны. Следовательно, прямая передача информации из одной нервной системы в другую через возбуждение определенной группы нейронов вряд ли возможна, за исключением информации из стандартных сенсорных систем (визуальные и аудиальные каналы). 2. Передача эмоций, состояний тела и сознания, а также опытов потребует кодировки нейронной и психической информации одного пользователя, передачи через Интернет и декодировки как психической и нейронной информации другого пользователя. Эта информация в некоторых случаях будет также модифицироваться или корректироваться искусственными агентами (напр. в персонализированных нейро-снах) 3. Следовательно, коммуникация в Нейронете потребует универсальной системы кодирования, которая поможет переводить индивидуальные уникальные опыты в универсальную систему кодов. Это и есть «язык Нейронета» , который позволит передавать и программировать происходящие внутри Нейронета коммуникации. Такая система кодирования не может быть разработана раз и навсегда – скорее всего, она будет разрабатываться под задачи разными производителями сервисов по мере роста Нейронета. 4. Тем не менее, вероятно, что потребуется соответствующие развитие стандарта ISO 15926 (стандарт интеграции данных, их обмена и передачи между компьютерными системами) с целью включения биометрической и нейронной информации 24
ЗА ПРЕДЕЛАМИ «ЖЕЛЕЗНЫХ» ТЕХНОЛОГИЙ: ДИЗАЙН ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПРОТОКОЛОВ НЕЙРОНЕТА Биометри. Нет (пред. Нейронет) [2014 -24] Настуление Нейронета [2025 -35] Полноценный Нейронет [2035+] Разработка ‘железных технологий’ Нейронета : сеть, интерфейсы мозг-компьютер, Иск. Ины, протоколы обмена данными Технологии сверхбыстрого обучения: предпосылки к использованию экзокортекса Эксперименты с экзокортексом ‘Blue Mind’: Цифровые Big. Data модели психических процессов Исследование продуктивных состояний сознания для коллективного сознания Разработка инструментов и протоколов управления процессами коллективного мышления 2014 2020 Прямая связь между экзокортекс ом и нейрокортексом ‘Язык Нейронета ’: коммуникационные протоколы, основанные на цифровых моделях Big. Live. Data психических процессов Цифровое и фармакологическое управление переходом в продуктивные состояния сознания Коллективное сознание в Нейронете: от нейронетколлективов к «лесам сознаний» (стабильным коллективным разумам) 2030 2040 25
СТРУКТУРА ПРЕЗЕНТАЦИИ • Введение • Ключевые элементы архитектуры Нейронета • Следствия для телесности, индивидуального и коллективного сознания • Рынки и продукты Нейронета • Оргпроект: как реализовать Нейронет? • Приложение 26
КЛЮЧЕВЫЕ ТРЕНДЫ ДЛЯ ТЕЛЕСНОСТИ, ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И КОЛЛЕКТИВНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ Будущее индивидуальной психики ВОЗНИКНОВЕНИЕ АВАТАРОВ: Искусственнные агенты, воспроизводящие различные психические функции, будут размножаться через Big. Live. Data ДВЕРИ ВОСПРИЯТИЯ: Способность контролировать специальные состояния сознания становится конкурентным преимуществом ? РАЗМЫТЫЕ ГРАНИЦЫ ПСИХИКИ: Возникновение «сверх-валидов» , экзокортекса, коллективных психик и множественных тел размывает границы индивидуальной идентичности Будущее телесности РАЗМЫТЫЕ ГРАНИЦЫ ТЕЛЕСНОСТИ: новые сенсорные и эффекторные органы, обмен частями тела и совладение телами размывают границы телесности ОЕСТЕСТВЛЕНИЕ ИНТЕРФЕЙСОВ ИНТЕРНЕТА: от специальных устройств доступа в Интернет к органам в наших телах (в частности, нейроинтерфейсы, видимо, станут естественной частью мозга) КОНЕЦ «ВОПЛОЩЕННОГО СОЗНАНИЯ» : Психика со временем постепенно становится независимой (и, возможно, полностью отделимой) от тела Будущее коллективной психики ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ СОЗНАНИЙ как ключевая форма управления сложностью ГИБРИДНЫЕ СОЗНАНИЯ: Искусственный интеллект становится интегрирующей технологией для устойчивых коллективов НОВЫЕ НАСТРОЙКИ: Управление невербальными опытами становится способом настраивать и координировать процессы, протекающие в коллективной психике ЛЕСА СОЗНАНИЙ: Возникновение стабильных коллективных сознаний, которые становятся также местом максимальной индивидуальной самореализации (уникальности и аутентичности) Границы индивидуальных тел и сознаний размываются по мере того, как возникают новые формы психики и телесности на коллективном уровне
БУДУЩЕЕ ТЕЛЕСНОСТИ В НЕЙРОНЕТЕ Размытие границ тела Радикальное продление жизни Оестествление интерфейсов Интернета Черный лебедь Digital Immortality • Телесность человека расширяется вовне, включая в себя удаленные и распределенные органы и тела (искусственные и естественноискусственные), становится пространством с гибкими границами. Постепенно – части собственных тел людей также становятся доступными для других, появляется возможность «шеринга» тел. • Развиваются технологии радикального продления жизни, в т. ч. киберизация, нано- и генные технологии, позволяющие восстанавливать, достраивать и менять тело по мере необходимости • Первоначальные интерфейсы доступа в Нейронет могут быть электродами или неинвазивными решениями, которые впоследствии могут быть заменены на микроимпланты. Итоговым вероятным решением является генная модификация, позволяющая выращивать «орган доступа в Нейронет» . • Развитие цифровых копий человека в Сети ставит практический вопрос о возможности «цифрового бессмертия» . Главным барьером к достижению «цифрового бессмертия» становится вопрос о местоположении сознания и «я» . На текущий момент, мы знаем слишком мало о разуме и сознании для того, чтобы уверенно сказать о возможности «цифрового бессмертия» 28
БУДУЩЕЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХИКИ • Модели индивидуальной деятельности на основе Big. Live. Data (созданные для целей нейромаркетинга) постепенно превратяться в искусственные агенты, выполняющие ежедневные рутинные операции (Например, цифровые копии-скрипты определенных поведенческих паттернов в виде агентов). Игроками, которые предлагают таких субъектов, будут выступать операторы Big. Data типа Google и Facebook • По мере того, как все больше рутинных функций будет передаваться таким агентам, будет расти спрос на уникальные навыки и способности. Продуктивное использование измененных состояний сознания будет основным способом поиска личной уникальности. ИСС также выступают инструментом доступа в нейроколлективы (достижение правильного состояния «прозрачности» для возможности взаимодействовать с другими субъектами в Нейронете). «Права на доступ» в Нейронет включают освоение «правильных» ИСС Возникновение аватаров Двери восприятия • • Размытие границ психики • Агенты развиваются в квази-независимые субличности, действующие от имени индивида. Создаются инструменты быстрого обучения, синхронизирующие этих агентов с индивидом (постепенно они превращаются в прямая «сгрузку» с экзокортекса на нейрокортекс). По мере того, как каждый индивид превращается в «облако» естественных и цифровых субличностей, границы индивидуальной психики все больше размываются. Психика постепенно становится независимой от пространства естественной и искусственной телесности и начинает «дрейфовать» в сети между множеством коллективных субъектностей 29 (индивидуальное сознание становится «пятном» в Нейронете)
БУДУЩЕЕ КОЛЛЕКТИВНОЙ ПСИХИКИ В НЕЙРОНЕТЕ Возникновение коллективных сознаний Гибридные сознания Разделяемые опыты • Первые нейроколлективы возникают как прагматические решения для управления сложностью в стратегических и операционных задачах. Они основаны на новых протоколах коллективного мышления (и вероятно на новых типах мышления) при поддержке экзокортекса. Такие группы зачастую включают не только людей, связанных через Нейронет, но и кибертела, а также неантропоморфных роботов. • Функционирование нейро-коллективов поддерживается искусственными интеллектами следующего поколения, построенными на базе квантовых компьютеров с глубокой архитектурой. • Передача технологий Нейронета в массовый рынок позволяет запустить массовые услуги Нейронета, напр. передачу индивидуальных опытов и состояний сознания (в первую очередь, в сферах образования и развлечений: нейрообучение, нейроигры, нейросны и пр. ) Разделенный опыт используется для отладки создания и координации Нейронет-групп (аналогично практикам трансовых танцев в традиционных культурах) Они становятся коллективными ритмами нового типа • • Эпоха Психозоя Распределенная телесность, возможности обмена телами, частями искусственной психики на экзокортексе, а также ресурсами естественных нейросубстратов создают множество гибридных форм многотелесных многопсихических искусственно-естественных структур - «психозойский взрыв» разнообразия форм субъектностей поверх биологических, искусственных и виртуальных телесностей 30
ЭВОЛЮЦИЯ НЕЙРОНЕТА: СЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ТЕЛА И ПСИХИКИ 2025 Телесность • • Индивидуальная психика • • Коллективная психика • 2035 распределенные тела с искусственными компонентами массовое использование микроинвазивных интерфейсов для доступа к Нейронету • протоколы передачи образов и состояний сознания (при поддержке Иск. Инов) протоколы доступа в Нейронет в измененных состояниях сознания • нейроколлективы для разработки и управления (с поддержкой Иск. Инами в коллективных телах с неантропоморфными компонентами (напр. боевые группы) • • • 2045 «я меняю тела» (совместно используемые тела с разными протоколами доступа, многотелесность) орган доступа в Нейронет (генная модификация) • «цифровое бессмертие» (возможность отделения сознания от тела и переноса в сеть) [ «ЧЕРНЫЙ ЛЕБЕДЬ» ] эпоха «угроз индивидуальности» (нейрохакинг и его последствия) «супервалиды» (сверхбыстрые, высококреативные и пр. ), существующие в постязыковой среде • эпоха «тотальной прозрачности» личной жизни индивидов индивидуальные сознания – «пятна» в многоперсональных средах Нейронете появление первых «лесов сознаний» - устойчивых форм коллективной психики с искусственными компонентами (возникновение коллективной мета-психики) • • Эпоха Психозоя: взрывное порождение множества форм коллективной и гибридной психики 31
ОБЛАКО УГРОЗ, НА КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ НАЙДЕНЫ ОТВЕТЫ Биометри-Нет (пред. Нейронет) [2014 -24] Начало Нейронета [2025 -35] Новые Маугли & ‘поколение дислексиков’: основанное на программном обеспечении ранневозрастное образование (в условиях недостаточно развитой новой педагогики) может породить поколение, не владеющее важными базовыми когнитивными и социальными навыками, такими как вербальная коммуникация и абстрактное мышление Полноценный Нейронет [2035+] Психо-разрыв: группы, активно исследующие возможности Нейронета (включая измененные состояния сознания) получат преимущество над остальным населением , что может породить конфликты. Некоторые группы могут коллективно выходить в состояния сознания, традиционно считающиеся безумием Когнитивная близорукость & T 9 -зация: Использование решений, сужающих пользовательский выбор (напр. нейромаркетинговых) может привести к деградации сложных когнитивных функций (напр. стратегического мышления) у значительной части населения Собака на поводке: корпорации & и государственные агентства могут попытаться контролировать Нейронет на основании возможных рисков для населения , что может привести к неразумному использованию силы и угрозе тотального контроля Нейрохакинг: индивидуальные пользователи могут попасть под «хакерскую атаку» через Нейронет, в результате чего могут быть украдены их опыты или воспоминания, а их психическому здоровью нанесен серьезный ущерб 2014 2020 2030 2040 32
ЭТИКА НЕЙРОНЕТА: БОЛЬШИЕ ВОПРОСЫ Трансформации, являющиеся результатом создания Нейронета, запустят изменеия в фундаментальных протоколах человеческих культур, включая этические правила и нормы. В частности, изменения в организации индивидуальных и коллективных телесности и разума поставят следующие большие вопросы: Кто является субъектом действия? Контроль над Нейронетом Появление новых типов субъектов (коллективные «леса сознаний» , распределенные роботизированные тела, контролируемые Иск. Инами, гибридные человеко-машинные разумы и др. ) бросит вызов этикам, основанным на предположении о том, что основной субъект деятельности – это отдельный человеческий индивид. Технологии Нейронета постепенно могут стать основным риском для традиционных социальных институтов, включая государства • • Чем будет индивидуальный разум в «океане коллективного сознания» в Нейронете, особенно в обстоятельствах возможного разделения разума и тела? Как будут идентифицированы коллективные субъекты и как будут определяться права таких субъектов? Каковы будут права искусственных субъектов человеческого уровня? Позволительно ли правительствам контролировать разум своих граждан для того, чтобы противостоять (неизвестным) негативным последствиям Нейронета, или следует дать возможность гражданам использовать открытые протоколы общения и открыть возможности для проявления (неожиданных) положительных последствий? 33
ЭТИКА НЕЙРОНЕТА: БОЛЬШИЕ ВОПРОСЫ (2) (продолжение) Что является границами субъекта? Основанные на Нейронете технологии размот границы между «собой» и «другим» , «естественным» и «искусственным» , «живым» и «не живым» ‘ • • Является ли этичным уничтожение искусственных агентов (включая искусственные субличности) ? Искусственные тела – могут ли они находятся в совместном пользовании разными индивидами, является ли этичным доступ к части тела другого и на каких условиях? По мере того, как роботы и AI будут становиться частями нашей личности, до какой степени мы будем оставаться людьми, а не машинами (и как будет ставиться вопрос о свободе воли)? По мере того, как мы двигаемся по пути самотрансформации, включая дальнейшие модификации тела и разума, какие человеческие мотивации сохранятся? Что произойдет с глубочайшими проявлениями межчеловеческих отношений 0 такими как любовь, дружба и т. д. ? 34
ЭТИКА НЕЙРОНЕТА: В ПОИСКАХ ОТВЕТА Элементы будущей (мета)этики: • На смену «интериоризированной» этике, естественным образом осваиваемой через культурные нормы, придет экстериоризированный и прозрачный набор поведенческих правил, специфических для отдельных сообществ и контекстов их деятельности, основанный на наборе объективных систем оценки – геймифицированных системах бонусов, «репутационном капитале» , новых валютах (игровых, локальных валют, валют креативности и т. д. ) • Тотальная открытость человеческих сообществ (являющаяся результатом спроса на аутентичное и открытое поведение) станет основой для появления нового этического базиса поверх отдельных социальных групп. • Искусственные агенты станут переводчиками не только между пространствами знаний и смыслов, но и между этическими системами различных групп или сообществ (что может представлять угрозу традиционным этическим системам, т. к. такие переводы могут размывать изначально заложенные в систему глубинные смыслы, выражаемые невербально, через состояния их носителей) • Через Нейронет появится новый субъект деятельности - Человечество в целом. Права и особенности этого субъекта пока не ясны, но его деятельность будет очевидной. 35
ЭТИКА НЕЙРОНЕТА: В ПОИСКАХ ОТВЕТА (2) Следствия появления мета-этики Нейронет-коммуникаций: • Традиционные держатели этических систем, в т. ч. религиозные организации и государства, оказываются под угрозой, поскольку теряют формальное «эксклюзивное» право удерживать позицию «хранителей этики» . • Ревизия этических систем и формирование мета-этики (опять) становится важной и практически значимой задачей, требующей совместной работы лучших умов нашего времени. • Дизайн отдельных этических систем становится процессом внутри конкретных сообществ. В Нейронете возникают сообщества с экспериментальными этическими системами, моделирующие разные возможности организации человеческих сообществ (таким же образом, как современные Интернетсообщества моделируют в виртуальных мирах масштабные войны, политическую и экономическую конкуренцию) • Развитие Нейронета потребует создания в явном виде «набора инструментов» для дизайнера этики – универсальной и ясной системы разработки, основанной на поведенческих правилах сообществ 36
СТРУКТУРА ПРЕЗЕНТАЦИИ • Введение • Ключевые элементы архитектуры Нейронета • Следствия для телесности, индивидуального и коллективного сознания • Рынки и продукты Нейронета • Оргпроект: как реализовать Нейронет? • Приложение 37
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ НЕЙРОНЕТА Появление Нейронета позволяет индивидуальным пользователям получить новое потребительское качество по меньшей мере по трем измерениям: скорость, глубина и разнообразие коммуникаций. Качество За счет достигается это качество Скорость коммуникаций Обработка данных естественными сенсорными системами и подсистемами мозга может быть заменена на обработку внешними процессорами. Экономия по времени реакции может достигать 20 -100 миллисекунд. Потенциально существует возможность заменить естественные механизмы обучения прямой активацией нейронных ансамблей для сверхбыстрого обучения (это возможно теоретически, но конкретные инженерные решения еще не ясны) Глубина (естественные фунции нервной системы выполняются эффективнее) Прямое считывание информации из мозга-источника и передача информации напрямую в мозг-получатель позволяет осуществлять более точные коммуникации с передачей смыслов, эмоций и состояний сознания Естественные психические функции могут быть поддержаны и усилены искусственными агентами, которые берут на себя часть этих функций: напр. существенное расширение памяти, усиление способностей по расчету, обработке информации, абстрактному мышлению и др. Разнообразие (дополнительные искусственные функции) Расширение возможностей тела за счет дополнительных сенсорных и эффекторных органов, в т. ч. не имеющих прямых аналогов в человеческой анатомии (напр. измерение радиации и ЭМИ, крылья, щупальца и др. ) Доступ к глубинным зонам мозга «поверх» естественных механизмов их активации может позволить получать неординарные переживания Использование нейроинтерфейсов высшими животными даст им возможность вербально коммуницировать с людьми, а также позволит развивать их психические функции, такие как мышление 38
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ НЕЙРОНЕТА (2) Технологии Нейронета открывают необозримое разнообразие новых приложений практически во всех сферах человеческой деятельности (частично эти возможности будут открыты уже для Биометри. Нета). Некоторые примеры эти приложений даны ниже (а также дана оценка их реализуемости относительно текущего уровня технологий). Новое качество, создаваемая технологиями Нейронета Область применения Реализуемость Рост скорости реакции Везде, где имеет значение скорость реакции, напр. спорт, игры, военные операции, диспетчеризация промышленных и транспортных систем и др. Высокая Рост скорости обучения Сверхбыстрое обучение в образовании и работе через «прямую загрузку» (особенно при работе нейроколлективов) Низкая Более точная (или непосредственная) передача эмоций, состояний сознания и опытов Нейромаркетинг: высокоиндивидуализированное потребление. Приложения для образования и развлечения: обмен опытами с другими людьми, обучение в симуляторе «с погружением в ситуацию» , Групповая терапия в виртуальных мирах Высокая или средняя Усиление психических функций искусственными агентами «Сверх-валиды» во всех областях экономики и общественной жизни. Создание точных копий сознания в Сети как путь к «цифровому бессмертию» ? Средняя Расширение возможностей тела за счет дополнительных эффекторов и сенсоров Применение сверхвозможностей тела для медицинских, промышленных, спортивных, военных и бытовых целей Высокая Прямое взаимодействие с глубинными структурами мозга Новые типы развлечений (напр. переживание искусственно сконструированных эмоций, нейросны, нейроспорт и др. ) Низкая Вербальная и прямая коммуникация с высшими животными Широкие возможности достижения нового уровня взаимодействия и сотрудничества с высшими животными (китообразные, собаки, лошади и др. ) Средняя 39
ДВЕ КЛЮЧЕВЫХ ГРУППЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ НЕЙРОНЕТА Помимо приложений для индивидуальных пользователей, Нейронет будет активно использоваться для работы с разными формами коллективного сознания Бизнес • • операторская работа • в сложных технических системах (коллективная диспетчеризация) [заводы, городская • инфраструктура, космические корабли и др. ] разработка сложных архитектурных / инженерных решений (особенно ранние стадии разработки) Пользователи Организационные Государство военные операции и работа в чрезвычайных ситуациях (спецподразделения, штабы управления ЧС и др. ) коллективный контроль некоторых государственных функций over (напр. использование технологий коллективного сознания для принятия государственных решений) Индивидуальные Развлечения • • • персонализация опытов (нейромаркетинг) усиление опытов в играх и фильмах ( «сенсориумы» ) разделяемые опыты и состояния сознания (в т. ч. . нейросны) нейрогейминг и нейроспорт нейроколлективы для больших многопользовательск их онлайн-игр Образование • • прямое управление эффективностью обучения, вовлеченностью студентов и пр. обучение управлению состояниями сознания групповая терапия и персональная трансормация в нейронетовских «мирах психодрамы» сверхбыстрое обучение 40 в Нейронете
ДВА ОСНОВНЫХ СЦЕНАРИЯ ПРОНИКНОВЕНИЯ НЕЙРОНЕТА Сценарий 1 Сценарий 2 Ключевая группа потребителей Организационные пользователи Индивидуальные потребители Основная потребительская ценность Рост эффективности управления в сложных средах Персонализированные и нестандартные переживания Биометрический контроль за разными аспектами жизни Первые приложения технологий Нишевые решения для нейроколлективов, предназначенных для управления промышленными объектами, распределенного дизайна, военных операций и работы в чрезвычайных ситуациях Высоко персонализированные переживания в фильмах, играх и др. Специальные приложения нейротехнологий, которые нельзя построить на базе естественных сенсорноэффекторных систем (напр. прямой контроль за качеством обучения при дистантном обучении, обучение управлению состояниями сознания через биологическую обратную связь и нейрогейминг, и пр. ) Дальнейшее распространение технологий Создание нейроколлективов для сферы развлечения (напр онлайн-игры) и образования (групповое обучение) Организационные приложения для сферы управления персоналом (напр. командопостроение, повышение 41 производительности и др. )
СТРУКТУРА ПРЕЗЕНТАЦИИ • Введение • Ключевые элементы архитектуры Нейронета • Следствия для телесности, индивидуального и коллективного сознания • Рынки и продукты Нейронета • Оргпроект: как реализовать Нейронет? • Приложение 42
МОЖНО ЛИ СДЕЛАТЬ ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ НЕЙРОНЕТА ПО-НАСТОЯЩЕМУ ОТКРЫТЫМ ПРОЦЕССОМ? • • Весьма вероятно, что в течение ближайших десятилетий одним или несколькими корпоративными или государственными игроками будут созданы первые коммерческие прототипы Нейронета. На основе этих прототипов будет предпринята попытка сформировать стандарт нового пространства коммуникаций. Однако мы полагаем, что важность Нейронета для будущего цивилизации, а также потенциал, который Нейронет содержит с точки зрения эволюции человечества, требуют, чтобы его проектирование происходило через открытое сотрудничество исследователей, инженеров и будущих пользователей, и чтобы его ключевые инфраструктурные технологии принадлежали всему человечеству. Нынешний этап развития Нейронета – этап определения принципов, по которым будет создана архитектура новой Сети (аналогично тому, как принципы и ключевые протоколы сегодняшнего Интернета были заложены Дж. Р. Ликлайдером, Р. Каном и В. Серфом, Т. Бернерсом-Ли и др. ) Должен быть сформирован Совет Нейронета, представляющий собой международную рабочую группу, целью которой является преодоление междисциплинарной разобщенности и поддержание в актуальном состоянии дорожной карты развития Нейронета (через взаимодействие с ключевыми заинтересованными и «визионерами» ) 43
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ» ЯДРО СОВЕТА ДОЛЖНО БЫТЬ УСИЛЕНО РАЗРАБОТЧИКАМИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИХ ПРИЛОЖЕНИЙ И «ВИЗИОНЕРАМИ» «Ядро» Совета: нейрофизиологи и инженеры • • • Нейрофизиологи, разработчики интерфейсов мозг-компьютер и устройств БОС Исследователи в области когнитивных наук Специалисты по коллективному интеллекту Специалисты по искусственному интеллекту, семантическому Интернету , семантическим и лингвистическим технологиям Разработчики протоколов сети, программисты и инженеры Соразработчики будущих приложений • • • Здравоохранение и фитнес Психотерапия Образование Детские товары и сервисы СМИ и развлечения (в т. ч. спорт, маркетинг и др. ) «Визионеры» • • • Футурологи Эксперты по big history и теории эволюции Мыслители в области теории систем и теории сложности 44
АСПЕКТЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ РАБОТЫ Совет Нейронета будет помогать поддерживать диалог между ключевыми заинтересованными сторонами через форсайт Нейронета, координировать независимые исследовательские проекты и проекты разработки приложений, а также поддерживать (международную) образовательную программу Международный Совет Нейронета (ежегодные встречи + текущее взаимодействие) Форсайт Исследования и разработки (в партнерских институтах) Стартапы и другие приложения Межуниверситетская программа «Магистр нейроинформатики» с компонентами форсайта и проектного обучения, становящаяся пространством для формирования экспертной базы и технологий для Нейронета 45
ПЛАНЫ РАБОТЫ Создание Российской группы Нейронета, Российский форсайт Нейронета(2013) Запуск и сопровождение исследовательских и прикладных проектов на основе форсайта Создание международой рабочей группы и Глобальный форсайт Нейронета (2014) Продолжение работы Международного Совета Нейронета Запуск (международной) образовательной программы по нейроинформатике (2015) Запуск фонда для финансирования прикладных проектов в области Нейронета (2015 -16) 2013 2014 2015 2016 46
ПРЕДЛОЖЕНИЕ К ПАРТНЕРАМ: ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ВКЛЮЧИТЬСЯ В ПРОЕКТ? 1. 2. 3. 4. 5. 6. Дайте нам обратную связь по «карте будущего» Нейронета, представленной в этой презентации, или ознакомьте с этой картой своих партнеров и коллег Поучаствуйте в подготовке и проведении международного форсайта, направленного на создание Глобальной дорожной карты Нейронета в 2014 -15 гг. Включитесь в создание и дальнейшую работу Международного Совета Нейронета, целью которого будет являться координация исследовательских и прикладных проектов по созданию технологий Нейронета (в т. ч. поддержка международного сотрудничества в НИОКР) Примите участие в подготовке и проведении международной образовательной программы по нейроинформатике Организуйте или поддержите мероприятия (как содержательного, так и развивающего характера), которые могут помочь продвижению концепции и смыслов Нейронета Начните сотрудничество с членами Группы или Совета по конкретным исследовательским или прикладным проектам, которые могут помочь в создании технологий Нейронета 47
СТРУКТУРА ПРЕЗЕНТАЦИИ • Введение • Ключевые элементы архитектуры Нейронета • Следствия для телесности, индивидуального и коллективного сознания • Рынки и продукты Нейронета • Оргпроект: как реализовать Нейронет? • Приложение 48
ЛИДЕРЫ ПРОЕКТА ПО СОЗДАНИЮ ДОРОЖНОЙ КАРТЫ НЕЙРОНЕТА Павел Лукша Профессор практики Московской школы управления СКОЛКОВО. Член Экспертного совета Агентства стратегических инициатив, сооснователь Клуба R&D директоров. Опыт в обучении и менторстве для технологических стартапов и управленческих команд в области НИОКР и инноваций. Лидер российских проектов Образование 2030 и Компетенции 2030, соруководитель форсайта Нейронета Автор Глобального доклада по будущему образования, разработчик методологии Rapid Foresight Лидер RF Group (refuture. me), ведущей российской группы по проблемам будущего образования. Программный директор Форсайт-флота (крупнейшее в мире событие, посвященное обучению мышлению о будущем) Исследования в области эволюционной экономики, информационной теории и теории сложных систем. Тимур Щукин Руководитель wetware. ru – частной лаборатории , ведущей разработки в области биологической обратной связи и интерфейсов мозг-компьютер. Создатель методов околопороговой и коллективной биологической обратной связи. 15 лет опыта в области биологической обратной связи (БОС). Сооснователь стартапа, предлагающего устройство обучения на основе БОС. Со-создатель «Россия 2045» - формирование экспертной группы, руководство технопроектом, создание дорожной карты, проектирование и ведение проектов исследования и разработки, первичное создание сети волонтеров. Эксперт в области методологии ТРИЗ Член проектных команд форсайтов Образование 2030 и Компетенции 2030. Соруководитель форсайта Нейронета. Научные работы по методологии БОС и анализу ЭЭГ системами распознавания образов. Соавтор нескольких science-art проектов на основе БОС. Исследователь в лаборатории психосемантики психологического факультета МГУ. 49
ОРГАНИЗАЦИИ, ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ ПРОЕКТ Российская венчурная компания Центр стратегических разработок «Северо. Запад» Future Biotech Russia Институт психологии РАН Центр оптико-нейронных технологий Института системных исследований РАН Стратегическая общественная инициатива 2045 Лаборатория нейрофизиологии и нейрокомпьютерных интерфейсов МГУ Нейроботикс Совет по искусственному интеллекту Института философии РАН Альфа Смарт Системс 50
НЕКОТОРЫЕ УЧАСТНИКИ РОССИЙСКОЙ ГРУППЫ НЕЙРОНЕТА Проф. Александр Каплан Руководитель Лаборатории интерфейсов мозгкомпьютер, Биологический факультет МГУ Проф. Виталий Дунин-Барковский Руководитель группы нейроинформатики Центра нейронно-оптических технологий Института системных исследований РАН Проф. Даниил Дубровский Руководитель Научного совета по искусственному интеллектуа Института философии РАН Проф. Петр Щедровицкий Заместитель директора института философии РАН, советник директора корпорации РОСАТОМ, директор Фонда Системномыследеятельностногой методологии. Проф. Акоп Назаретян Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, профессор МГУ, редактор журнала «Историческая психология и социология» Анатолий Левенчук Президентf Techno. Invest. Lab Виталий Конышев Генеральный директор компании Нейроботикс Дмитрий Кузьмин Исследователь в области нейронаук University College London. Президент Future Biotech, партнер фонда Rus. Bio Ventures Анатолий Прохоров Художественный руководитель образовательномедийного проекта «Смешарики» , заместитель председателя Национального детского фонда Олег Бахтияров Руководитель Лаборатории психонетики (сетевая структура, более 100 активных разработчиков в 8 городах России и СНГ) Дмитрий Булатов Старший куратор Балтийского отделения Нацинального центра Современного искусства Алан Франсис Мастер даосской и Гурджиевской традиций, директороснователь Гурджиевского фонда Портланд/Орегон и Российского центра Гурджиевских исследований 51