«Дорога жизни»
Из истории о рушниках и полотенцах Само название «полотенце» происходит от древнего русского слова «полотно» . Вначале полотенца были скромными, чисто бытового назначения, ими утирались, носили обед в поле. Вскоре на льняных полотенцах и рушниках стали появляться вышитые гладью, крестиком узоры. Каждая хозяйка считала своё полотенце самым красивым. Сюжеты вышивок были разнообразные, это растительный и геометрический орнаменты, стилизованные изображения птиц, коней, сказочных животных. Мотивы вышивания передавались из поколения в поколение, в них сохранялась символика наших предков. Рушник Федоровой Прасковьи Фёдоровны уроженки деревни Симаги Островского района.
Полотенце считалось оберегом и играло важную роль в жизни и быту русских людей. Вышитыми полотенцами украшали избу, образа «божницы» . Полотенца дарили уезжающим сыновьям матери, а мужьям – жёны. Рушники жертвовали церкви. На полотенцах подносили хлеб-соль дорогим гостям. Полотенце являлось обязательной частью приданого невесты. Умение ткать было самым ценным качеством невесты. На полотенцах принимали новорождённого, на полотенцах качались колыбели. Полотенцем опоясывались сваты. Невесту родители благословляли хлебом-солью, поросшим зерном на чистом, без узоров полотенце, так как у неё жизнь начиналась с чистого листа. Полотенцем сопровождали покойника в дальний путь, на них несли усопшего, опускали в яму опускали полотенца, чтобы у усопшего путь закончился. Применялось полотенце и в обрядовых святочных гаданиях. Например: брали «живую» воду из колодцев, родников, речек. Наливали воду в чашу и клали в неё вещи для гадания. Чашу закрывали «новиной» - чистым полотенцем, специально подготовленным для гадания (семь раз вымытым в воде). На день Берегини (день поклонения земли), полотенца с красными вышивками стелили на земле в форме квадрата и приступали к общей мирской еде. Дальше эти полотенца отдавали косцам, чтобы они вытирали пот во время косьбы. Чтобы полотенце стало белым, его расстилали в поле в солнечную погоду. Под солнечными лучами оно выгорало до бела. Матери часто после купания вытирали своих детей этими прохладными полотенцами пахнувшими полем, ветром и солнцем.
Хоть времена изменились, но в деревнях, в бабушкиных сундуках бережно хранятся рушники, а продолжатели рода свято чтят и помнят о прошлом, передавая их в память следующему поколению. Домотканые рушники Ивановой Надежды Владимировны д. Карпово Островского района
Основа – домотканое льняное полотно серого цвета 2 м 20 см х 33, 5 см С двух сторон рушника вязаные вставочные узоры с элементами ришелье. ( 33, 5 см х 14 см)
Например: конь, мужчина – символ силы, смелости, ловкости; ветки с цветами - пожелание счастливой жизни; крест – символ солнца; клетка, ромб - символ плодородия, изобилия; птицы и дерево – пожелание добра, счастья, райской жизни; птицу изображали ещё и как божественного вестника и вместе с тем птица была женским символом, так как издревле женщина, мать почиталась как Берегиня, источник света, добра, любви на земле. Рушник Александровой Клавдии Александровны (1928 г-2010 г) уроженки д. Покаты, Островского района, Псковской области.
Над травяным узором с двух сторон рушника вышивка односторонней гладью, мулине. С двух сторон рушника ришелье, ручная обвязка каждой детали. (42 см х 20 см)
Рушник Ильиной Александры Петровны (10. 05. 1937 г. ) уроженки деревни Зобы, Островского района Псковской области. Основа – домотканое льняное полотно серого цвета 2 м 20 см х 33, 5 см. Вышивка- мулине, односторонняя гладь, с двух сторон рушника ( 30 см х 14 см)
Основа – домотканое отбеленное льняное полотно, 1 м 84 см х 26 см. С двух сторон рушника кружево связанное вручную крючком льняными нитками, 26 см х 14 см. С дух сторон – цветочный орнамент – односторонняя гладь, крашеные льняные нити, 21 см х 9 см. Свадебные рушники Дмитриевой Анны Дмитриевны, уроженки , д. Матюгино, Островского района, Псковской области, подаренные своей дочери на свадьбу.
Основа – домотканое отбеленное льняное полотно, 2 м 25 см х 24 см. С двух сторон рушника кружево связанное вручную крючком льняными нитками, 26 см х 17 см. С дух сторон – цветочный орнамент – односторонняя гладь, крашеные льняные нити, 16 см х18 см.
Свадебные рушники Петровой Александры Тимофеевны Основа: льняное домотканое полотно серого цвета; 160 см х 40 см. Вышивка с одной стороны рушника, гладь, стежок вперёд назад иголкой – голуби, мулине. Вдоль полотна идёт ленточный узор с двух сторон выполненный крестиком синего цвета (мулине). По краям с двух сторон рушник обработан кружевным узором связанным крючком, льняная нить: 145 см х160 см.
Основа: льняное домотканое полотно серого цвета; 65 см х 39 см. Вышивка с одной стороны рушника, гладь, мулине. Вдоль полотна идёт ленточный узор (геометрический орнамент) с двух сторон выполненный крестиком синего цвета (мулине). По краям с двух сторон рушник обработан кружевным узором связанным крючком, льняная нить: 18 см х 39 см.
Основа: льняное домотканое полотно серого цвета; 65 см х 39 см; Вышивка с одной стороны рушника, гладь, мулине. Вдоль полотна вышит гладью цветочный орнамент льняными крашеными нитями. По краям с двух сторон рушник обработан кружевным узором связанным крючком, льняная нить: 18 см х 39 см.
Основа: льняное домотканое полотно серого цвета; 65 см х 39 см. Вышивка с одной стороны рушника, крестом крашеными льняными нитями. С двух сторон полотна идёт геометрический узор. По краям с двух сторон рушника кружевной узор связанный крючком, льняная нить: 18 см х 39 см.
Петроченко Екатерина Емельяновна (1904 -2008 г. ), уроженка Бережанской волости, Островского района Псковской области. Екатерина Емельяновна с раннего детства и до середины 70 х годов ткала простыни, дорожки, полотенца. Сейчас память о её творчестве и её изделия хранит её внучка Юрцевич Татьяна Валентиновна. Домотканая шерстяная дорожка. Длина – 2 м 35 см, ширина – 50 см. Геометрический узор в полосе.
Рушник Основа – домотканое, льняное полотно серого цвета, д – 2 м 15 см, ш- 34 см. С двух сторон полотна кружево ручной работы- крючок, льняная нить; д- 34 см, ш-8 см.
Рушники Мудровой Анастасии Ивановны ( 25. 12. 1917 г. Рождения), уроженки деревни Чихачёво Бежаницкого района. Анастасия Ивановна ткала, вышивала, пряла, вязала дорожки, полотенца с вышивкой. Рушник Основа – домотканое, льняное полотно серого цвета, д – 2 м 70 см, ш- 13, 5 см. С двух сторон полотна кружево ручной работы- крючок, льняная нить; д- 13, 5 см, ш-4 см, а так же узоры вышитые крашеными льняными нитями.
Рушник Основа – домотканое, льняное полотно серого цвета, д – 2 м 14 см, ш- 13, 5 см. С двух сторон полотна кружево ручной работы- крючок, льняная нить; д- 13, 5 см, ш-5 см, а так же узоры вышитые крашеными льняными нитями.
Рушник Основа – домотканое, льняное полотно серого цвета с геометрическим орнаментом, д – 2 м , ш- 13, 5 см. С двух сторон полотна кружево ручной работы- крючок, льняная нить; д- 13, 5 см, ш-5 см.
Рушник Основа – домотканое, льняное полотно серого цвета с геометрическим орнаментом, д – 2 м , ш- 13, 5 см. С двух сторон полотна кружево ручной работы- крючок, льняная нить; д- 13, 5 см, ш-5 см.
Рушники Васильевой Марии Ивановны (1881 – 1931 г. г. ), уроженки деревни Истомина Городищенской волости Островского района. Основа: отбеленное домотканое льняное полотно (станок) с геометрическим узором. Размер: 35 см Х 1 м 40 см. С двух сторон полотенца внизу расположен кружевной узор связанный крючком льняной нитью. Так же по краям полотенца с двух сторон вышит цветочный узор односторонней гладью (мулине). Размер кружев: 17 см х35 см. Фрагмент полотенца нач. 20 -х годов 20 века
Для чего ты вышивала? Ах, не так спросила! Для кого? Ни сватов ли дальних поджидала, У крылечка стоя своего? Пелагея, Полюшка ты, Поля! Больше ста ей минуло б в четверг. Не простая выпала ей доля, Да к чему корить минувший век. Жизнь её мелькнула пред глазами, Застывая плачем на губах, Ни в цветущих маках с васильками, Ни в крахмальных, белых рушниках. Уберу подальше, в шкаф закрою. Посижу тихонько, помолчу. За свою прабабушку, за Полю, У икон поставлю я свечу. А однажды утром, в гуще лета, Залюбуюсь ярким васильком. Знать была… Гуляла до рассвета… Пелагея с новым рушником!
Фрагмент полотенца нач. 20 -х годов 20 века. Основа: отбеленное домотканое льняное полотно с геометрическим узором (станок). По краям основного полотна вплетён ленточный орнамент, выполненный красной льняной нитью. Края полотенца украшены кружевом, связанным крючком х/б нитью. Размер полотна: 38 см х1 м 80 см Размер кружев: 38 см х 22 см.
Фрагмент полотенца нач. 20 -х годов 20 века. Основа: отбеленное домотканое льняное полотно с геометрическим узором (станок). По краям основного полотна вплетён ленточный орнамент, выполненный красной льняной нитью. Края полотенца украшены кружевом, связанным крючком х/б нитью. Размер полотна: 38 см х1 м 80 см Размер кружев: 38 см х 22 см.
Свадебный рушник Черненковой Тамары Васильевны, уроженки деревни Карпово Островского района Псковской области. Основа: отбеленное домотканое льняное полотно с геометрическим узором (станок). По краям основного полотна полосами расположен геометрический орнамент, выполненный красной льняной нитью. Размер полотна: 40 см х 3 м.
Средь тряпья, поеденного молью, В старом потемневшем сундуке, Пропитавшись радостью и скорбью, Он лежал на донце в уголке. Развернули свёрток осторожно – Красоты невиданной рушник! Только от чего же так тревожно Моему сердечку стало вмиг. Всё смотрю на вышитые гладью, Незабудки, маки, васильки. Ожили на ткани, стали явью, Вышли из-под девичьей руки. С кружевной отделкой непростою, Был когда-то выглажен и чист. Выведено ниткою цветною: Шила Пелагея Черемис.
Основа: отбеленное домотканое льняное полотно с ленточным узором (станок). По краям основного полотна полосами расположен растительный орнамент (крест, полу-крест), выполненный красной льняной нитью, который окаймлен геометрическим орнаментом с двух сторон чёрной вышитой льняной нитью (крест, полукрест). Размер полотна: 40 см х 3 м.
Зорька светлая Для влюблённой пары В вышине рушник вышивала… Алой ниткою по канве Небес Вышивала калину красную, Юный лист хмельной да Солярный крест Во славу Родов да на счастие! Чтоб крепился Род, чтобы множился, Вышивала дуб, полный силушки, На сторонушке Добра Молодца, Ну а для его Лады-Милушки, Лилии в пруду, - Да на чистоту, Тела красоту, Да души красу. Огненных жар-птиц под цветом-кустом, Символ пары новой и верности, Светлую мечту в цвете золотом, Что легко парит в безвременности, Берегинюшек, да любви венец, Да дороженьку длинную, светлую, Что расстелится впредь для двух сердец В годы добрые, дали заветные!
Основа: отбеленное домотканое льняное полотно. По краям основного полотна полосами вышит геометрический орнамент, выполненный красной и чёрной льняной нитью. Чуть выше вышитые маки в той же гамме. Размер полотна: 40 см х 3 м.
Рушники Васильевой Александры Васильевны уроженки деревни Истомина Городищенской волости Островского района. Фрагмент полотенца , довоенных 30 –х годов. Основа: «домотканина» домотканое льняное полотно. Кружево: крючок, х/б нить, покроям основы с двух сторон Цветочный орнамент : покроям основы с двух сторон, вышит вручную красным и серым ирисом – двухсторонняя гладь Размер: полотно-32 см х 1 м. 60 см, кружево – 11 см х 32 см ( с каждой стороны основы).
Фрагмент полотенца 60 -х годов Основа: вафельная, промышленная Кружево: спицы, х/б нить, покроям основы с двух сторон Цветочный узор: покроям основы с двух сторон, вышит вручную (красный, зелёный ирис) односторонняя гладь Размер: полотна – 37 см х 1 м х 50 см; кружево – 11 см х 37 см ( с каждой стороны основы)
Основа: «домотканина» домотканое льняное полотно. Кружево: крючок, х/б нить, покроям основы с двух сторон цветочный орнамент вышит вручную косичкой льняными крашеными нитками. Размер: полотно-32 см х 1 м. 60 см, кружево – 11 см х 32 см ( с каждой стороны основы)
Холсты в сундуке, словно камни, слежались. А в них -- времена. Кому ты родня, самотканый? Каких ты годов, старина? Не продан -- не предан -- и новый Не вынесен за порог -- Ты свадебный мир васильковый Льняными руками сберёг. Крылатый, цветастый, искристый, С согласья седых образов, Поведаешь, как гармонисты К невестам вели женихов.
Фрагменты полотенец Алексеевой Марии Алексеевны (1940 г. р. ) уроженки г. Острова. 40 лет Мария Алексеевна проработала завучем средней образовательной школы № 1, г. Острова. Имеет звание Почётный работник СССР. До 85 лет Галина Ивановна шила и вышивала даже в годы Великой отечественной войны. Основа: белый штапель. Узор: вышивка вручную, односторонняя гладь ( мулине), по кроям полотенца с двух сторон. Размер: 33 см х 1 м 40 см.
Мама- Алексеева Галина Ивановна Преемственность трёх поколений (1940 г. р. ) , уроженка города Острова. Шила, вышивала, была Егорова Лариса Владимировна, 1973 г. , портной. Директор МОУ «Дуловкой школы» , г. Острова Занимается бисероплетением. по маминой линии по папиной линии Прабабушка – Васильева Мария Ивановна Прабабушка – Алексеева Мария Алексеевна (1881 -1931 г. г. ) д. Истомина (1897 -1977 г. г. ), д. Усадище Ткала, шила, вышивала, вязала. Ткала, шила, вязала, вышивала. Имела 13 детей Бабушка – Михайлова Александра Васильевна Бабушка- Васильева Александра Васильевна (1911 -2010 г. г. ), д. Истомина (1916 -2008 г. г. ), д. Усадище Ткала, шила, вязала, вышивала. Шила, вышивала, вязала, занималась мережкой и ришелье…
МИХАЙЛОВА АЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВНА (1911 – 2010 г. г. . ) д. Истомина (Городищенская волость) г. Остров. Шила, вышивала, вязала, ткала. АЛЕКСЕЕВА ГАЛИНА ИВАНОВНА (1940 г. р. ) 40 лет проработала завучем средней образовательной школы № 1, г. Острова. Имеет звание Почётный работник СССР. Галина Ивановна шила и вышивала в годы Великой Отечественной войны.
И в наше время мастерицы Островского района тоже вышивают узоры на полотенцах, но уже на вафельной , ситцевой и коленкоровой основе. Рушники Ивановой Надежды Владимировны Основа: вафельное полотно-180 см х 37 см. Вышивка крестом на полотенце с одной стороны: нитки мулине. С двух сторон полотна вязаный крючком узор х/б нить, 12 см х 37 см.
Полотенце Основа: вафельное полотно-200 см х 41 см. Вышивка крестом на полотенце с одной стороны: нитки мулине. С двух сторон полотна вязаный крючком узор х/б нить, 13 см х 41 см.
Свадебный рушник «Совет да любовь» Черненковой Тамары Васильевны, уроженки деревни Карпово Островского района Псковской области Основа полотна – ситец, 135 см х35 см Вышивка –гладь, мулине, с одной стороны, надпись над вышивкой «Совет да Любовь» . Узор по краям рушника- крючок, нитки х/б, 15 см х 35 см.
Рушники Лихтар Татьяны Михайловны (10. 1961 г. р. , д. Вулька-2, Лунинщкий р-н, Брестская область, Белоруссия). Татьяна Михайловна переехала в Псковскую область д. Покаты после взрыва на ЧАЭС. Вышивкой, со слов Татьяны Михайловны, в доме занимались все и мама и сестры с юных лет. Основа: коленкор, 2 м 45 см х 39 см. С двух сторон рушник вручную крючком обвязан кружевом 20 см х 30 см, нитки « ирис» . С двух сторон полотна вышиты цветочные узоры- односторонняя гладь, мулине (29 см х 27 см).
Основа: коленкор, 2 м 45 см х 39 см С двух сторон рушник вручную крючком обвязан кружевом 20 см х 30 см, «ирис» . С двух сторон полотна вышиты цветочные узоры- односторонняя гладь, мулине (29 см х 27 см).
Основа: коленкор, 2 м 45 см х 39 см. С двух сторон рушник вручную крючком обвязан кружевом 20 см х 30 см, нитки «ирис» . С двух сторон полотна вышиты цветочные узоры- односторонняя гладь, мулине (29 см х 27 см).
Рушник Александровой Клавдии Александровны (1928 г-2010 г), уроженки д. Покаты, Островского района, Псковской области. Основа – коленкор, 1 м 75 см х 37 см. С двух сторон рушника ришелье, выполненное вручную (30 см х 13 см). С обеих сторон рушника над ришелье вышит травяной орнамент иглой, мелкими стежками, мулине. Над травяным узором с двух сторон рушника вышивка односторонней гладью, мулине (29 см х 22 см). Есть и две надписи связанной крючком - косичка и вышит иглой, мулине.
Рушники Ильиной Александры Петровны (10. 05. 1937 г. ), уроженки д. Зобы Островского района. Основа – вафельная, промышленная, 1 м 80 см х 40 см. Кружево – с двух сторон рушника, крючок, ирис (34 см х 15 см), полоса – ришелье- 34 см х 1, 5 см. Вышивка крестиком -растительный орнамент мулине, с двух сторон рушника.
Рушник Основа – коленкор, 2 м 30 см х 35 см Кружево – с двух сторон рушника, крючок, ирис(35 см х 13 см). Вышивка- мулине, односторонняя гладь, с двух сторон рушника.
Основа – вафельная, промышленная, 1 м 80 см х 40 см. Кружево – с двух сторон рушника, крючок, ирис (34 см х 15 см). Вышивка крестиком -растительный орнамент мулине, с двух сторон рушника.
Рушник Лукановой Евдокии Алексеевны (1928 г. ), уроженка деревни Приозёрное Шиковской волости Островского района. Основа – коленкор, 2 м 30 см х 35 см Кружевное ришелье – с двух сторон рушника, обвязка крючком, ирис(35 см х 13 см). Вышивкамулине, односторонняя гладь, с двух сторон рушника.
Приметы о рушниках
Как только девочка научалась шить и вышивать, она начинала готовить свое приданное. Помимо всего прочего в него обязательно входили рушники. На Руси будущей невесте нужно было вышить к свадьбе около сорока рушников. Рушник под ноги молодым. Этот рушник самый главный рушник на свадьбе. До сих пор существует выражение «встать на рушник» равнозначно «обвенчаться» . Именно этот рушник влияет на то, как сложится дальнейшая жизнь молодоженов. На нем нельзя вышивать пару птиц, символизирующую жениха и невесту, пожелание «на счастье» , цветы или кольца. Когда молодые стоят на таком рушнике, затопчут все, что могло быть хорошего в их жизни. Самый оптимальный вариант вышивки – геометрический орнамент.
Этот рушник должен быть обязательно вышит самой невестой. При вышивании нужно сделать 10 различий на концах рушника (на мужской и женской стороне). Сторону, которую вышивают первой, следует считать мужской, она вышивается с большим желанием, поэтому и заряд у нее будет положительный (все идет от основ жизни – в этом вековая мудрость). Если девушка начала вышивать рушник, нельзя чтобы ей помогали мать или сестра – зятя отошьют (отвадят).
Рушник под каравай, хлеб-соль – самый не ограниченный в выборе узора. Именно на этом рушнике вышивают пару птиц, целующихся клювиками, пожелания, деревья рода и море цветов, чтобы жизнь молодых была усыпана счастьем, радостью и цветами.
Рушник связывать руки. Раньше использовали чисто белый (можно вышитый белым), чтобы жизнь была безоблачной, или вышитый только красными нитками – на радость. Рушник в красный угол. Обычно его украшали вышивкой с переплетениями калины и дуба.
Золотые правила. Нельзя украшать рушник мережками – жизнь будет дырявой. Нельзя вышивать свадебные рушники ночью – в это время суток вышивают только магические вещи. Вышивка должна быть чистой и аккуратной с обеих сторон – лицевая сторона для людей, изнаночная – для Бога. Рушник – это дорога жизни, поэтому полотнище его должно быть целым и непрерывным, как жизнь (не вставляйте в середину рушникаких кружев или тесемок – этим вы навредите, разрезанную жизнь уже не сошьешь, как бы ни старался). На свадебных рушниках вышивают пары таких птиц, как сокол, индюк, павлин, петух и курица. Не вышивают кукушек – вдовий символ, соловьев – символ неженатых парней (чтобы муж не изменял). Все размеры рушника (ширина, длина) должны делиться на семь. Вышивкой должна быть заполнена каждая половина рушника.
Центр рушника обязательно должен оставаться пустым, без вышивки – Божье место. Становясь на рушник, молодые получают благословение свыше. После свадьбы рушники хранятся в семье молодых, как символ счастливой семейной жизни в скрученном в трубочку виде, чтобы всякая нечисть по кругу походила и поняла, что здесь ей нечего делать. Свадебные рушники, особенно под ноги, используют один раз! В случае очень счастливой семейной жизни в наследство передают только узор, а рушник вышивается новый. Рушники не берут напрокат – вы же судьбу не берете напрокат. Дорогие девы и жены, вышивайте рушники на счастье, на любовь, на долгую семейную жизнь!
Символы на рушниках – для тех кто хочет вышить рушник своими руками. В рушниках в основном присутствуют два основных цвета- белый и красный. Белый цвет, присущий рушнику, всегда ассоциировался с чистотой, очищением, сакральностью, добром, а, следовательно, и защитой от всего дурного. Это придавало рушнику оттенок святости, внушало почтительное и трепетное отношение, делало его оберегом и символом удачи в любом деле. Орнаменты, символы, вышитые на нем, несли особый смысл и глубокое значение. С другой стороны, в связи с этим рушник стал символом красоты и широко использовался для украшения икон, интерьера жилья, как деталь праздничной одежды и др. А благодаря своей структуре и природной чистоте получил и широкое практическое применение – в качестве полотенца для рук или элемента одежды. Красным цветом в основном вышивали сакральную символику. Этот цвет жизни, солнца, плодородия и здоровья. Рушник «Раздолье» неслучайно вышит нитями красного цвета. Само слово "красное" означает еще и "красивое", "прекрасное": красна девица, красно солнышко, весна – красна. Ромбовидный орнамент рушника – древние земледельческие символы, которые означают засеянное поле, солнце, выражая идею плодородия и защиты от всякого зла. Птицы – уточки, расположенные по центру рушника, связанны со стихией питающей и животворящей воды. В свадебном фольклоре уточка и селезень традиционно символизируют жениха и невесту, т. е. пора уточек является символом семейной жизни. Изображением поры уточек может украшаться свадебный каравай. Рушник "Раздолье" - это пожелание богатства, счастливой семейной жизни и благополучного продолжения рода.
Барвинок в славянской символике олицетворяет неувядающую жизнь. Виноград - славянский символ богатства, изобилия и плодородия, которое должно сопровождать мужчину и его семью на протяжении жизни. Согласно славянской символике виноград вышивали со стороны жениха. Виноградная лоза также является славянским символом плодовитости.
Берегиня с птицами - частый элемент русской вышивки, один из главных славянских оберегов. Берегиня (стилизованная женская фигура или загадочный могучий цветок). Они, как правило, вышивались нитками красного цвета, который символизировал очистительный огонь и солнце и был связан с охранной магией, оберегом, очищением и лечение. Макошь с конями (вверху слева) и с оленями -славянский оберег Хозяйки дома. Макошь представлена в виде Дерева жизни.
Maкoшa — одно из наиболее загадочных и противоречивых женских божеств в восточнославянской мифологии. Это единственное женское божество древнерусского дохристианского пантеона князя Владимира. Идол Maкoши стоял в Киеве на вершине холма рядом с кумирами Перуна и других божеств. Maкoшь замыкает список богов Киевской Руси в "Повести временных лет". Имя этой богини входит почти во все поучения против язычества XI-XIV вв. , где она упоминается, как правило, вместе с вилами-русалками и крылатым псом Симарглом. Обычно в списках языческих богов Maкoшь стоит особняком, хотя при сохранении ее противопоставления мужским богам эта богиня иногда выдвигается на первое место. Вера в Maкoшь существовала и на Русском Севере. Ее представляли в виде женщины с большой головой и длинными руками. Maкoшь — древнейшая восточнославянская богиня земли, точнее — плодоносного слоя почвы, "Мать-Сыра-Земля", "мать хорошего урожая". Интересной представляется близость слов, обозначающих жребий и имя этой богини. Древнерусское слово "къшь" означает "жребий", "къшение" или "кошение" — процесс жеребьевки, "кошитися" — метать жребий. Учитывая глубокую индоевропейскую древность слова Ма (мать), можно истолковать имя "Ма-кошь" как "Мать счастливого жребия", как имя богини удачи, судьбы.
Со временем это божество утратило первоначальное значение его и власть, целиком перешла в женское царство. В XIV-XVI вв. в древних поучениях Макошь продолжала упоминаться, но культ ее уже не так силен. Позднее возникла даже пословица: Бог не Maкeшь (или Moкoшь), чемнибудь да потешит. На Русском Севере она теперь изображается невидимой пряхой, вмешивающейся в женские работы. Maкoшь тайком стрижет овец и запрещает прядение в праздничные дни. Непосредственным продолжением Maкoшь является домовой дух в облике женщины, который прядет по ночам оставленную кудель. В связи с этим поверьем сложилось правило: убирать на ночь шерсть, иначе "Макоша опрядет". Колдунья Мокошка из словенской сказки позволяет предположить, что божество Maкoшь имело общеславянское распространение. Макошь позволила этим символам дожить до наших времен в виде вышивок, резных и глиняных изделий.
С культом Рожаниц связываются также изображения двух женских фигур, одна из которых вписывалась в другую. Такие сюжеты неоднократно встречались на подолах рубах, подзорах, кокошниках (в том числе на сольвычегодских). Иногда Рожаницы изображались либо внутри, либо около построек в виде дома с двускатной крышей или храма с маковками, увенчанными крестами. И тот, и другой мотивы являются трансформацией первичного образа. На более позднем этапе образы Рожаниц стали совмещаться с образом Макоши. При этом последняя всегда занимала Рожаница – это во всех отношениях положительный, исключительно женский символ. Его использование обосновано всегда и везде, где есть женщина, лад и любовь. Это чистая, незамутненная энергия радости, которая наполняет душу матери, когда она дарует миру новую жизнь. Поэтому сакральный контекст знака Рожаницы, ныне практически утраченный, имеет глубокий символизм и в современном мире невозможно его использование в качестве оберега. Как минимум, потому что современная женщина чаще всего не имеет ни малейшего представления о сущности и векторах движения единого потока Жизни, тогда как наши предки ведали сие с младых ногтей. Символ Рожаницы есть и на полотенцах и рушниках, бытовых элементах, так или иначе могущих «принимать участие» в родах. Это гарантировало появление здорового, сильного потомства, которое воспримет от родителей все лучшее.
Берегиня (Макошь) с конями - характерный символ русской вышивки - славянский оберег. Вода - волнистая линия (иногда в виде латинской буквы S). В русской вышивке символизирует начало жизни, умение адаптироваться к обстоятельствам. Вертикальный знак - славянский символ самосовершенствования, лестница в небо, путь к тайным знаниям. Солнце - часто повторяющийся славянский символ, изображается в виде цветка с восемью лепестками, или круглых розеток, а также квадрата, ромба, крестиков или свастики (вращающееся светило).
Вазон- славянский оберег - Берегиня в виде цветка, который символизирует начало жизни. Дуб (и калина) –славянский символ бога солнца Перуна, знак мужской силы и энергии. Калина – славянский символ бессмертия рода, долголетия семьи.
Дерево рода – часто встречающийся славянский символ русской вышивки, растет из горшка, нижние узлы (ромбы) - родительские, вверху - дочерний или сыновний. Первые ветки (над горшком) – бабушки и дедушки. Справа – родители матери, слева – родители отца. Верхние ветки – это бабушки, а нижние – дедушки. Если ветки опущены, это значит, что родители или бабушка и дедушка умерли. Если возле родительского узла, с правой стороны (т. е. со стороны матери) расположены треугольники, это означает сестер, если сестры старшие, то треугольники находятся с нижней стороны ромба. Квадраты символизирую братьев. Если треугольник расположен сверху ромба, это означает, что есть сестра, но младшая. Если ветки над узлом подняты вверх, это означает, что родители живы. Если на верхушке дерева изображена петелька – это означает, что это дерево рода невесты. Если петельки сверху нет – дерево рода.
Древо жизни (в вазоне) — райское дерево, является славянским символом связи земли с небом, изображается в виде наряженной цветами и лентами ветки, часто связано с изображением парных птиц, которые обычно символизируют жениха и невесту. Древо жизни -излюбленный мотив восточнославянской вышивки, но он был известен и в искусстве Восточной Европы. Известен сказочный сюжет о дереве, по которому человек попадает на небо. Изображение "древа жизни" по народным представлениям должно приносить счастье, а также оберегать от всякого зла. Поэтому данный символ вышивается на свадебных рушниках. Образ "древа жизни" присутствует на свадьбе и в виде наряженной цветами и лентами ветки.
Купала – особенный праздник, день летнего солнцестояния. Трава и цветы в это время обладают особой целительной силой. Девчата и парни, держась за руки, прыгают через костер в специально сплетенных венках из цветов и зелени. Девушки в этот день по венкам гадают о своей судьбе, бросая венок в реку: куда поплывет, туда и замуж идти. Существует предание, что в купальскую ночь зацветает таинственный цветок папоротника. Символическое изображение солнца (огня небесного) и цветочных мотивов характерно и для вышивки восточных славян. Эти символы призваны уберечь человека от всякого зла и обеспечить ему жизненное благополучие. Особый смысл имеет и изображение на рушнике женских фигурок. Древний смысл восходит к идее Материземли, кормилицы, обеспечивающей человеку богатство и процветание.
Звезды — славянский символ небесного огня, разума и просвещения. Ласточка – славянский символ успеха и изобилия, приносит на своих крыльях радость, весну, счастье, так как из Ирия (рай по славянской мифологии), куда улетали птицы осенью, она приносит любовь молодежи, приплод скоту
Лебедь - согласно славянской символике - знак верности и чистоты, красоты и изящества. Лилия - славянский символ чистоты и непорочности, женская красота и энергия. Изображается не только цветок, но и бутон с листьями, как олицетворение зарождающейся новой жизни, семьи и семейного развития.
Листья хмеля - в русской вышивке - знак молодости и любови. Мак – в славянской символике олицетворяет продолжение рода. В древности на Руси свадебный рушник чаще всего вышивали маками, так как мак имеет волшебную силу, которая может защитить от любого зла. С древних времен славяне святили мак и им обсеивали людей и скот, потому что верили, что мак имеет волшебную силу, которая может защитить от любого зла. Также верили, что весной поле после битвы покрывается маками. Нежный и трепетный цветок несет в себе незабвенную память рода. Девушки, в семье которых был погибший, с любовью и тоской вышивали узоры мака на сорочках, а на головы надевали веночки из семи маков, обещая этим ритуалом сберечь и продолжить свой род.
Петух — один из самых распространенных образов в русской вышивке на рушниках, символизирует солнце, является вестником света, утренней зари; хозяин дома, символ очага, достатка, олицетворяет мужское начало. Петух является символом воскресения из мертвых, возрождения жизни. На погребальных рушниках изображался в качестве славянского оберега от действия злых сил. Его изображение присутствует и на свадебных рушниках.
Соколы, голуби – славянские символы влюбленных молодоженов, часто вышивались с повернутыми друг к другу головками или с веточкой калины в клюве, что олицетворяет образование новой семьи. Роза - вышивают для невесты, славянский символ красоты и любви. Васильки и колосья на хлебосольном рушнике.
Ромб - славянский символ Богини Земли, солнца, охранный знак, приносит счастье, олицетворяет плодородие. Ромб - самый распространенный орнамент вышивки всех восточнославянских народов. Ромб имеет множество значений: солнце, плодородие, земледелие. Ромб с продленными сторонами – символ венца сруба деревянного дома. Ромб поделенный внутри на 4 части - вспаханное поле. Ромб с точками внутри – символ засеянного поля. Ромб с крючками вверху и в низу (ромб-лягушка) – символ женского начала в природе (плодородие, рождение детей). Соловей и кукушка – вышивались на рушнике невесты, в русской вышивке - символ рождения новой семьи и продолжения рода.
Надпись "Спаси и сохрани", листья и гроздья винограда вышиваются на рушнике «Божнице» (для иконы). Павлин/жар-птица – в русской вышивке олицетворяет семейное счастье.
Девушки брачного возраста во время празднования Троицы по венкам из цветов гадали о замужестве, снимая их с головы и бросая в реку: Ой, на веночках девки гадали, Они веночки в воду побросали, Чей венок восплывет, тот верно с миленьким живет Чей венок потонул, значит того милый обманул… Венок, корона, Берегини вышиваются на свадебном рушнике. Считалось, в какую сторону венок поплывет, туда девка выйдет замуж. Свадебный венок невесты – символ ее девичества, непорочности, как и ее коса. Для изготовления свадебного венка у славян использовались различные растения: барвинок, разморин, калина, мирт, роза, гвоздика, и другие живые, сухие или искусственные цветы. Свадебный венок из роз – прекрасный образ для венчального рушника, символ пожелания молодым счастья, любви и верности. Он является неотъемлемой, составной частью комплекса свадебных символов: каравая, кольца, свадебного наряда, свадебной скатерти.
Список литературы: 1. «Народная вышивка. Всё о рушниках» . 2. «Символика вышивки» ( трактовка некоторых славянских символов, славянских оберегов в русской вышивке). 3. Сбор (фото, описание) материала о рушниках Островских мастериц. 4. Фото из выставочных экспонатов «Утраченное наследие» (Островские рушники). Презентацию составила : Боярская С. Н. – заведующая отделом народного творчества МБУК Центра культуры «Юбилейный» на основе собранного материала о островских рушниках мастериц города Острова и Островского района.