Дорога чести Андрея Болконского. Приложение.pptx
- Количество слайдов: 25
Дорога чести Андрея Болконского «Иди с Богом своей дорогой. Твоя дорога – дорога чести»
«Дорога чести» В произведении «Война и мир» , романе историческом, Лев Николаевич Толстой прослеживает, каким образом, при каких жизненных обстоятельствах пробудились в человеке из дворянской, аристократической среды в эпоху войн тысяча восемьсот пятого – тысяча восемьсот двенадцатого годов та совесть и то высокое понимание чести и долга, которые привели его к отрицанию своей среды, а потом и к разрыву с ней.
В салоне мадам Шерер Впервые мы встречаем Андрея Толстой так салоне Шерер. Болконского в описывает его: «Князь его поведении и облике Многое в Болконский был выражает глубокое разочарование в небольшого роста. Весьма светском обществе, скуку от красивый молодой человек посещения гостиных, утомленность с определенными и сухими от пустых и лживых разговоров. Об чертами» . его усталый, этом говорит. На лице князя усталость и скука. «Эта скучающий взгляд, гримасничанье, портившее его красивое лицо, жизнь, которую я веду манера щуриться при по мне» , здесь, эта жизнь не разглядывании людей. - говорит он в салоне Собирающихся. Пьеру. он презрительно называет "глупым обществом".
Светское общество Андрею нерадостно сознавать, что без этого праздного круга людей не может обходиться его жена Лиза. В то же время сам он находится здесь на положении чужака и стоит "на одной доске с придворным лакеем и идиотом". "Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество — вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти".
Военная служба Армейская служба становится одним из важных этапов исканий толстовского героя. Здесь он резко отделяется от многочисленных искателей быстрой карьеры и высоких наград, которых можно было встретить в штабе. В отличие от Жеркова и Друбецкого князь Андрей органически не может лакействовать. Он не ищет поводов для повышения в чинах и награждений и свою службу в армии сознательно начинает с низших чинов в ряду адъютантов у Кутузова.
Военная служба Болконский обостренно Примечательно, что князь чувствует свою Андрей настаивает, чтобы его ответственность за судьбу России. Ульмское где особенно направили туда, поражение австрийцев и трудно — в отряд появление разбитого генерала Мака из которого Багратиона, рождает в его душе тревожные мысли о может вернуться после том, какие преграды стоят По словам Толстого, Андрей "имел сражения лишь одна на пути русской армии. десятая Нужно отметить, что в и вид человека, не имеющего времени часть. Примечательно армейских условиях князь думать о впечатлении, какое он другое. Поступки Андрей резко переменился. производит на других и занятого Болконского высоко Пропало притворство, усталость, с лица исчезла делом, приятным и интересным. Лицо оценивает полководец гримаса скуки, в походке и в его выражало большое довольство Кутузов, выделявший движениях ощущается его как одного энергия. из лучших своих собой и окружающим".
Андрей Болконский Князь Андрей необыкновенно честолюбив. Герой Толстого мечтает о таком личном подвиге, который бы прославил его и обязал людей оказывать ему восторженное почтение. Он лелеет мысль о славе, похожей на ту, которая досталась Наполеону во французском городе Тулоне, которая вывела бы его из рядов неизвестных офицеров. Можно простить Андрею его честолюбие, понимая, что им движет "жажда такого подвига, который необходим для военного человека".
Шенграбенское сражение уже до некоторой степени позволило Болконскому проявить свое мужество. Смело объезжает он позиции под пулями неприятеля. Лишь он один осмелился поехать на батарею Тушина и не уехал с нее до тех пор, пока не убраны были орудия. Здесь, в Шенграбенском сражении, Болконскому посчастливилось стать свидетелем героизма и мужества, которое проявили артиллеристы капитана Тушина. К тому же и сам он обнаружил здесь военную выдержку и храбрость, а потом один из всех офицеров встал на защиту маленького капитана. Шенграбен, однако, не стал еще для Болконского его Тулоном.
Аустерлицкое сражение Достичь битва, не считал князь Андрей, пришлось Аустерлицкая Тулонакак удалось. Больше того, — это шанс найти свою пережить трагедию Аустерлица, где русская армия мечту. Это непременно будет сражение, которое завершится понесла тяжелое поражение. по его плану и под славной победой, осуществленной Одновременно и его развеялась, исчезла иллюзия Болконского, связанная руководством. Он и в самом деле совершит в Аустерлицком со славой великого подпрапорщику, несшему знамя полка, сражении подвиг. Стоилогероя. пасть на поле боя, как князь Андрей поднял это знамя и с криком "Ребята, вперед!" повел за собой в атаку батальон. Получив ранен в голову, князь Андрей падает, и вот уже Кутузов пишет его отцу, что сын старого князя Болконского "пал героем".
Небо Аустерлица Писатель обратился здесь к "Как тихо, спокойно и пейзажу и нарисовал торжественно, совсем не огромное, бездонное небо, так, как я бежал. . . не так, при созерцании которого как мы бежали, кричали лежащий на спине и дрались. . . Совсем не Болконский переживает так ползут облака по решительный душевный этому высокому, перелом. Внутренний бесконечному небу". монолог Болконского позволяет нам проникнуть в его переживания:
Небо Аустерлица В эту минуту князю Андрею такими ничтожными показались "все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему cам герой его, с этим мелким С этого момента резкопобеды", в тщеславием и радостью изменяется отношение князя сравнении с высоким, справедливым и Андрея к Наполеону Бонапарту, добрым небом. И во время последующей которого он так почитал. болезни к нему стал являться "маленький Возникает своим безучастным, Наполеон со разочарование в нем, которое особенно обострилось ограниченным и счастливым от в тот момент, когда мимо него, несчастий других взглядом". Теперь Андрея, со сурово осуждает свои князь Андрейсвоей свитой проехал французский честолюбивые стремления император и театрально наполеоновского склада, и это становится воскликнул: "Boт прекрасная важным этапом в духовных поисках героя. смерть!"
«Новая жизнь» Герой Толстого решает Вот князь Андрей приезжает в никогда больше не суждено Лысые Горы, где ему служить в армии, а несколько позже nepeжить новые потрясения: принимает решение совсем рождение сына, мучения и отказаться от общественной смерть жены. Ему показалось деятельности. Он при этом, что именно он отгораживается от жизни, виноват в случившемся, что в занимается в Богучарове душе его оторвалось что-то. только хозяйством и сыном, Тот перелом во взглядах, внушая себе, что только это и который возник у него под осталось ему. Он намерен Аустерлицем, соединился теперь жить только для себя, теперь с душевным кризисом. "никому не мешая, дожить до смерти".
«Новая жизнь» Эта беседа оставила В Богучарово приезжает Пьер, глубокий след в душе князя и между друзьями происходит Андрея. Под ее влиянием важный разговор на пароме. вновь, хотя и медленно, Пьер слышит из уст князя начинается его духовное Андрея слова, полные возрождение. Впервые после глубокого разочарования во Аустерлица он высокое всем, неверия в увидел высокое и человека, в назначениевечное небо, и "что-то давно заснувшее, возможность получить от что-то лучшее, что было жизни радость. Безухов в нем, вдруг радостно придерживается инойиточки молодо проснулось надо зрения: "Надо жить, в его душе". любить, надо верить".
Жизнь в деревне Духовное оздоровление Андрея Болконского проявилось и в том, что он по-новому стал деревне, князь Андрей Обосновавшись ввоспринимать природу. По дороге к заметные он увидел старый осуществляет Ростовымпреобразования вдуб, который "один не хотел подчиняться своих имениях. Триста душ крестьян обаянию весны", не желал видеть солнце. он перечисляет в "вольные хлебопашцы", в. Князьимений заменяет барщину этого ряде Андрей чувствует правоту дуба, которая гармонировала оброком. Он выписывает в Богучарово собственным его настроениям, полным ученую бабку для помощи родильницам, аотчаяния. Но в Отрадном ему священник за жалование обучает крестьянских детейповстречаться с посчастливилось грамоте. Как мы видим, он сделал для крестьян гораздо Наташей. больше, чем Пьер, хотя и старался, главным образом, "для себя", для своего душевного успокоения.
У старого дуба Когда, возвращаясь домой, он И вот он глубоко проникся вновь повстречался со той силой жизни, духовным старым дубом, он обратил богатством, внимание, как тот непосредственностью и преобразился — раскинув искренностью, которые от шатром свою сочную зелень, нее исходили. Встреча с колыхался в лучах вечернего солнца. Оказывается, "жизнь Наташей по-настоящему не кончается в тридцать один преобразила его, пробудила год. . . Надо. . . чтобы не для в нем интерес к жизни и одного меня шла моя жизнь, родила в его душе жажду — думал он, — чтобы на всех активной деятельности. она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе".
Возвращение к общественной деятельности Однако вскоре Болконскому Князь Андрей возвращаетсяэтом приходится разочароваться в к общественной деятеле с его государственномдеятельности. Он отправляется в и фальшивой сентиментальностью. Петербург, где начинает трудиться в искусственностью. Затем князь комиссии в полезности усомнился и. Сперанского, той составляя государственные работы, которую ему приходилось законы. Он восхищается выполнять. Наступает новый кризис. самим Сперанским, "видя все Становится очевидным, что в в нем огромного ума человека". этой комиссии основано на Ему кажется, что здесь казенной рутине, лицемерии и готовится "будущее, деятельность бюрократизме. Вся эта от которого зависят судьбы вовсе не нужна рязанским мужикам. миллионов".
Андрей Болконский и Наташа Ростова И вот оннасколько эта работа далека от насущныхэтой Поняв, на балу, где вновь встречает Наташу. От девочки на народа, Андрей Болконский близок к. Он понял интересов него повеяло чистотой и свежестью. новому богатство еекризису. От него князя с искусственностью и духовному души, несовместимое Андрея спасает фальшью. Наташе Ростовой. он увлечен Наташей, а во любовь к Ему уже ясно, что время танца с нею "вино ее прелести ударило ему в голову".
Андрей Болконский и Наташа Ростова Однако и теперь князю Андрею Далее мы с увлечением суждено пережить следим за тем, как разочарование. Сначала в его развивается история любви семье невзлюбили Наташу. Андрея и Наташи. Князю Старый князь оскорбил Андрею кажется, она сама, девушку, а затем что он нашёл в Наташе подлинное увлекшись Анатолем счастье. Тем отказала Андрею. Курагиным, трагичнее для него разрыв Болконского было Самолюбие с Наташей: оскорблено. будто Наташи теперь «как Измена разметала мечты о семейном бесконечный свод, в счастье, и "небо стало вновь котором…не было ничего давить тяжелым сводом". вечного и таинственного» .
Война 1812 года Наступила война 1812 года. Князь Андрей вновь уходит в армию, хотя когда-то давал себе слово туда не возвращаться. На второй план отошли все мелочные заботы, в частности, стремление вызвать Анатоля на дуэль. К Москве подходил Наполеон. На пути его армии оказались Лысые Горы. Это был враг, и безучастно к нему Андрей относиться не мог.
Война 1812 года По словам Л. Толстого, князь Андрей "весь завоевателей он В действиях был предан делам видит проявление той же своих своего полка", заботился озлой, эгоистической силы, общении людях, прост и добр в которая в с лице В полку Курагина ними. Анатоля его называли "наш князь", гордились им и любили его. вторглась в его жизнь, Это важнейший. Болконский исковеркав ее. этап становления Андрея Болконского какполк. просит направить его в личности. Наканунеполку, князь Андрей Здесь, в Бородинского сражения князь Андрей твердо что начинает понимать, уверен в победе. Он говорит Пьеру: "Мы главное назначение человека – выиграем сражение завтра. Завтра, служить интересам мы выиграем что бы там ни было, родного народа. сражение!"
Война 1812 года Болконский сближается с простыми солдатами. Все сильнее его отвращение к высшему кругу, где царят корыстолюбие, карьеризм и полное равнодушие к судьбам страны и народа. По воле писателя Андрей Болконский становится выразителем его собственных взглядов, почитая важнейшей силой в истории народ и придавая особое значение духу войска.
Образ положительного героя Андрей Болконский – любимый герой Толстого; в его образе писатель стремился раскрыть свой идеал положительного человека. Князя Андрея, умирающего от раны, полученной на Бородинском поле, Толстой примиряет не только с Наташей, но и со всем белым светом, в том числе и с раненым Анатолем Курагиным.
Смысл Жизни Вновь он переживает глубокий Болконский, наконец, душевный кризис. В Мытищах к постигает смысл жизни: нему неожиданно является «Сострадание, любовь к Наташа и на коленях просит у него прощения. Снова братьям, к любящим, вспыхивает любовь к ней. Это любовь к ненавидящим нас, чувство согревает последние дни любовь к врагам – да, та князя Андрея. Он сумел любовь, которую подняться над собственной проповедовал Бог на обидой, понять страдания земле…и которой я силу ее Наташи, почувствоватьне понимал» . любви. Его посещает духовное просветление, новое понимание счастья и смысла жизни.
«Дорога чести» в Главное из того, что Толстой раскрыл своем герое, после его смерти продолжилось в его сыне — Николеньке. Об этом рассказывается в эпилоге романа. Мальчик увлечен декабристскими идеями дяди Пьера и, обращаясь мысленно к своему отцу, он произносит: "Да, сделаю то, чем бы даже он был доволен". Таков итог непростого жизненного пути замечательного героя толстовского романа — Андрея Болконского.
“Нравственный путь князя Болконского-это смена противоположных циклов духовной жизни: вера сменяется разочарованием, за которым следует обретение новой веры, возвращение утраченного смысла жизни”. В. Е. Красовский
Дорога чести Андрея Болконского. Приложение.pptx