DDS_Magizm.pptx
- Количество слайдов: 17
Донская Духовная Семинария Теология и методы научного познания Магизм
Магия Магизм (греч. μαγεία – «колдовство, чародейство, волшебство» ) – это ложная вера в возможность человека овладеть сверхъестественными и естественными (природными) силами с помощью заклинаний и ритуалов, манипулировать этими силами и подчинить их себе.
Сходство магизма и науки В основе магизма лежит мысль о детерминированности всего бытия, т. е. магическое миропонимание не оставляет места для свободы ни богам, ни духам, ни силам природы. Всё и вся подчинены извечно существующим оккультным законам, поэтому нашедший к ним «ключ» становится подлинным властелином богов, людей и мира.
Колдун не обращается к Творцу мира Заговоры, амулеты и гадание не соединяют ни с Богом, ни со святыми. Даже если «для отвода глаз» читается «Отче наш» и горит свеча. Оккультисты интересуются лишь тайными знаниями, которые дают им «власть» над духами и энергиями.
Заговор не обращен к Личности Христиане исповедуют не слепую Силу, Космический Принцип или Абсолютный Разум, но Бога, Который открывает Себя человеку, призывает к общению с Собой, и Которому в молитве можно сказать «Ты» . Термины оккультистов отрицают общение с личностным Богом: «карма» , «энергетика» , «сила» , «судьба» , «порча» , «заговор» .
Своеволие или послушание Богу? Магизм ставит на первое место не волю Творца, а волю человека, который стремится вырвать дары у Неба с помощью ритуальных актов ( «Господи, да будет воля моя!» ). Религиозный человек открыт Богу и говорит: «Да будет воля Твоя» .
Отсутствие нравственного измерения В магии признается, что определенные обряды способны сами по себе влиять на жизнь. Знахарь, шаман или гадалка не указывают на необходимость покаяния и изменения жизни. Напротив, они стараются магически изменить обстоятельства, или сломить волю иного человека.
Магия отрицает свободу человека Астрологи убеждены, что человек зависим от влияния небесных тел. Любовная магия – вера в то, что человека возможно «приворотить» помимо его воли.
Амулеты и талисманы Глаз Фатимы - оберег от сглаза Рука Бога - защитный амулет в форме ладони, которым пользуются и иудеи, и мусульмане Веник-талисман – выметает зло. Подкова - талисман успеха, удачи и богатства Китайская монета счастья приносит благополучие, достаток и богатство. Защищает от опасных влияний злых сил. Трёхлапая жаба - талисман для привлечения денег
Магизм в околоцерковной среде Причины: • Материальный уклон в понимании Блага • Магическое понимание пути спасения • Мистический страх • Не духовный, а механический способ преодоления трудностей • Невежественное восприятие Таинств Церкви
Искажения в иерархии ценностей Христианская иерархия ценностей: 1. Исполнение воли Божией 2. Забота о духовном и телесном здравии родителей, супруга и детей 3. Материальные нужды Ошибочная иерархия ценностей: 1. Забота о телесном здравии родителей, супруга и детей 2. Стремление достичь психологического комфорта 3. Материальные нужды
Магическое понимание пути спасения и гибели ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ: 1. Бог есть Любовь и желает спасти каждого 2. Бог всемогущ. Без воли Божией «ни одна из малых птиц не упадет на землю» 3. Бог защищает верующих в Него «Даже над свиньями не имеет диавол власти, тем более не имеет над человеком, созданным по образу Божию» (преп. Антоний Великий). 4. Бог всеведущ 5. Спасает человека вера в Бога, а губит только грех Сам Бог не может спасти человека без личного, волевого согласия самого человека. Тем более никакой антихрист не может погубить человека без его отпадения в грех.
Основы магической веры 1. Бог не любит людей. Они Ему безразличны 2. Бог не всемогущ. Он не может преодолеть духовно-материальные законы и колдовство 3. Все люди (в том числе и церковные) подвержены губительному влиянию нечистой силы, проклятий и магии 4. Спасают человека магические обряды и сильные заговоры, а губит сглаз, порча, тайные знаки и заговоренные предметы Духовно-нравственное устроение человека, его сознательный выбор при этом не имеет никакого значения
Мистический страх Маловерный человек чувствует себя покинутым Богом, не чувствует к Нему доверия, и не уверен, что Бог может и хочет его спасти. Господь призывает не впускать в себя такие недостойные мысли: «не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся» (Иеремии 10: 2). «Не убоюсь зла, потому что Ты со мной» (Пс. 22: 4). Ворожеи, напротив, в большинстве случаев стимулируют и эксплуатируют такой страх (на вас навели порчу на смерть, венец безбрачия и т. д. )
Оккультный способ борьбы с не-благом Большинство людей, участвующих в магических обрядах, пытается таким образом защититься от мнимого магического влияния со стороны недоброжелателей. 61 -й канон VI Вселенского Собора определяет «делателей предохранительных талисманов» подвергать 6 -летней епитимье, а в случае их нераскаянности отлучать их от Церкви.
Невежественное восприятие Таинств Древнее, как первородный грех, языческое заблуждение: если я совершил обряд, то оно должно «сработать» , и Господь, в ответ на мои действия, просто обязан дать просимое. Однако, «Бог спасает нас не без нас и ни одно таинство не может иметь в нас действие без нас» (свт. Афанасий Великий) Без соответствующего духовного устроения человека (вера, благоговение и покаяние) Таинство не принесет ему пользы.
«Бог не может насильно войти в душу человека. Бог только говорит: «Се стою при дверях сердца и стучу. Кто откроет мне, к тому я войду и буду вечерять» (Откр. 3: 20). Стучит только Бог, насильно не входит. И никаким священнодействием вы не заставите Бога войти в ту душу, которая не способна принять Бога неподготовленную» (Осипов А. И. ). В таком случае Таинства могут принести человеку вред