Донателло.Томилина Ольга.11А.ppt
- Количество слайдов: 17
Донато ди Никколо ди Бетто Барди (1386 -1466)
Ранние годы Донателло родился во Флоренции , в семье чесальщика шерсти, учился в мастерской живописца и скульптора Биччи ди Лоренцо. Для окончания своего художественного образования ездил на два или на три года в Рим, вместе с известным архитектором Брунеллески. Одна из его первых работ — горельеф из мелкозернистого камня, изображающий Благовещение.
Ранний период творчества Деятельность Донателло в 1410 -е годы связана с коммунальными заказами по украшению общественных построек Флоренции. Для украшения фасада здания Ор Сан Микеле Донателло выполняет статуи св. Марка (1411 -13) и св. Георгия (1415 -17).
«св. Георгий» «св. Марк»
В 1415 строительная комиссия флорентинского собора для украшения кампанилы заказала Донателло статуи пророков, над созданием которых мастер трудился на протяжении почти двадцати лет. Статуи пророков и «Давид» (ок. 1430 -32) еще во многом связаны с позднеготической традицией: фигуры подчинены отвлеченному декоративному ритму, лица трактованы идеально однообразно, тела скрыты за тяжелыми складками одеяний. Однако уже в них Донателло ставит своей задачей воспроизвести новый идеал эпохи — индивидуальную героическую личность : формы постепенно приобретают пластическую ясность, объемы становятся цельными, типовое выражение лиц сменяется портретностью, складки одеяний естественно облекают тело и вторят его изгибам и движению.
«Пророк Аваакум» «Пророк Иеремея» «Давид»
В начале 1420 -х годов Донателло обратился к технике литья из бронзы. Первая его работа в этом материале — статуя св. Людовика Тулузского, заказанная ему советом гвельфской партии в 1422 для украшения одной из ниш в Ор Сан Микеле — один из самых прекрасных памятников, в которых отразилось ренессансное понимание святости как личного подвига. Вершина творчества Донателло в технике бронзы — статуя Давида
Статуя «св. Людовика Тулузского»
Революционными были опыты Донателло в технике рельефа. В «живописных» рельефах Донателло архитектурный фон изображен по правилам прямой перспективы с единой точкой схода линий. Мастеру удается создать несколько пространственных зон, где находятся персонажи; ощущение пространственности усилено за счет тонкой градации объемов фигур персонажей и иллюзорной архитектуры — более пластичных, объемных на первом плане, и графично трактованных, выполненных в технике «relievo schiacciato» — на втором. ( «Битва Георгия с драконом» , ок. 1417, ; «Мадонна Пацци» , ок. 1422, )
«Битва Георгия с драконом» «Мадонна Пацци»
Второй флорентинский период Подлинной «классичности» достигает Донателло в созданном по возвращении из Рима рельефе на сюжет «Пир Ирода» (ок. 1435, Музей Викар, Лилль), где в сложном пространственном построении, в разнообразии сочетаний арок, портиков и архитектурных украшений отразились впечатления от архитектуры Брунеллески и Л. Б. Альберти.
«Пир Ирода»
Падуанский период С отъездом Донателло в 1443 в Падую начинается следующий период его творчества. В Падуе он выполняет конную статую венецианского кондотьера Эразмо де Нарни, по прозвищу Гаттамелата (Черная кошка) (отлита в 1447, установлена в 1453). Образцом для Донателло послужил римский памятник Марку Аврелию. Облик героя отмечен благородством и сознанием собственного достоинства. В последние годы своего пребывания в Падуе Донателло мало работает и, по-видимому, тяжело болеет. В 1453 он возвращается во Флоренцию, где и живет, за исключением кратковременной поездки в Сиену.
Кондотьер Гаттамелата (Эразмода Нарни)
Поздний флорентинский период Позднее творчество Донателло содержит немало проблем; подчас говорят об «упадке» мастерства или возвращении к готическим приемам и нарастании духовной экспрессии. В деревянной статуе Марии Магдалины (Баптистерий, Флоренция), в бронзовой группе «Юдифь и Олоферн» (ок. 1456 -57, Площадь Синьории, Флоренция и т. д) — преобладает трагическая тема, натурализм исполнения граничит с духовным надломом. Ряд композиций были закончены уже учениками Донателло, Беллаго и Бертольдо, после его смерти.
«Юдифь и Олоферн» статуя «Мария Магдалина»
Работа и смерть во Флоренции Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. Лаврентия, во Флоренции. Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью, иногда даже в отталкивающих формах, как например, в барельефе, исполненном из крашеного гипса, находящемся в церкви св. Антония, в Падуе, и изображающем «Положение во гроб» . Последние годы своей жизни Донателло провёл во Флоренции, работая до глубокой старости; умер в 1466 и погребён с большими почестями в церкви Сан-Лоренцо, украшенной его работами.
Донателло.Томилина Ольга.11А.ppt