Скачать презентацию Дом и одежда в Традиционной культуре Содержание Скачать презентацию Дом и одежда в Традиционной культуре Содержание

дом и одежда в традиц.русск.культуре.pptx

  • Количество слайдов: 47

Дом и одежда в Традиционной культуре Дом и одежда в Традиционной культуре

Содержание 1. Дом в традиционной культуре 2. Одежда в традиционной культуре Содержание 1. Дом в традиционной культуре 2. Одежда в традиционной культуре

Названия крестьянского жилища в русских говорах «Человек живет не только в чужом доме, в Названия крестьянского жилища в русских говорах «Человек живет не только в чужом доме, в доме чужих дедов, но и в чужом языке. Сколько слов и выражений человек не понимает! Он знает, и все же – не понимает» . Эти слова Юрия Тынянова можно предпослать в качестве эпиграфа к главам из книги «Русские говоры и народные традиции» , над которой сейчас работают сотрудники Института русского языка РАН и одновременно учителя И. А. Букринская и О. Е. Кармакова. Имена авторов нашим читателям знакомы: в газете публиковались отрывки из их книги «Язык русской деревни. Школьный диалектологический атлас» . Предлагаемый материал, помимо того, что он интересен сам по себе, будет полезен в работе с сельскими и тем более городскими детьми при изучении культуроведческой лексики, стилистики – как образец научного и публицистического текста. Его фрагменты можно использовать для изложения. Заманчиво звучит тема дома и для сочинения. (Образец работы над изложением на эту тему – «Как построена изба» (III четверть) – предложила Н. О. Крамаренко в «Поурочных планах в 8 -м классе» .

Дом как символ единства Дом для всякого современного человека – самое важное и необходимое Дом как символ единства Дом для всякого современного человека – самое важное и необходимое место, то место, где он хотя бы отчасти огражден от мира с его неприятностями, суетой, враждебностью; дом – это место, где тебя окружает любовь и забота родных, близких людей. В традиционной крестьянской культуре семейному жилищу, пожалуй, придавалось еще большее значение. Так, в народной культуре дом является средоточием всех жизненных интересов семьи – достатка, счастья, согласия, здоровья. Он – символ единства всего рода: тех, кто живет ныне, и тех, кто жил прежде. От поколения к поколению передаются традиции семьи и крестьянского мира, связанные с работой, ведением хозяйства, в том числе и строительством, обустройством самого жилища. Александр Николаевич Афанасьев, известный этнограф и фольклорист, собиратель русских сказок, писал: «Изба для славянина была поэтому не только домом, в обиходном смысле этого слова, местом жилья; она представлялась ему таинственным капищем, в котором пребывало благотворное светлое божество очага и в котором совершались обряды в честь этого пената. [Пенаты – лат. Penates. В древнеримской мифологии боги-хранители, опекавшие благополучие семьи и домашнего очага. – И. Б. , О. К. ] Изба была первым языческим храмом» . Вот почему внутренняя планировка дома – расположение печи, большого (красного) угла, лавок, стола, колыбели – всегда были значимы и сохранялись на протяжении веков.

Несколько слов об этнографии Какой же облик имеет традиционное жилище русского крестьянина? Каждый, кто Несколько слов об этнографии Какой же облик имеет традиционное жилище русского крестьянина? Каждый, кто путешествовал по России, замечал различия на севере и на юге в высоте дома, расположении его относительно улицы, в строительном материале, интерьере, в украшении фасада, окон, ворот. Действительно, этнографы, изучающие материальную и духовную культуру народа, выделяют обычно три основных типа жилых построек, свойственных русской деревне: северный, среднерусский, южный. На Севере с долгими суровыми зимами ставили большие, рубленные из хвойных пород дома. Срубное строительство испокон веков было широко распространено на Руси: сруб состоял из нескольких горизонтальных рядов бревен, соединенных по углам, – венцов. Высокие северные дома могли насчитывать восемнадцать и более венцов. Обычно под одной крышей соединялось несколько срубов – отдельных помещений, жилых и нежилых. Северные дома стояли не на земле, а как бы на высокой подставке из бревен – подклете, подызбице. Здесь, в нижнем этаже, реже жили люди, чаще устраивали кладовые и мастерские. Со знанием дела употребляет это слово в романе «Петр I» А. Н. Толстой: «Нижнее жилье избы – подклеть – из могучих бревен. Готовил ее Василий Волков под кладовые для зимних и летних запасов – хлеба, солонины, солений, мочений разных» .

В таком большом доме под одной крышей объединялись жилье и хозяйственный двор, подчас тоже В таком большом доме под одной крышей объединялись жилье и хозяйственный двор, подчас тоже двухъярусный. Соединение жилого помещения и скотного двора называется связью (дом-двор). На нижнем этаже двора в специально огороженных местах держали скот: в стайках – свиней, овец, даже птицу, на дворе или в конюшне – лошадей, а в утепленных хлевах, (о)мшаниках – корову с теленком; наверху же, на повети, сеннике, хранили корма, орудия труда и прочие необходимые в хозяйстве вещи. На поветь вел снизу наклонный помост, взвоз, по нему на лошадях привозили телеги с заготовленным на зиму сеном. Двор мог примыкать к жилому дому или сзади, или сбоку. Крыша у домов на Севере, как правило, двускатная, украшенная коньком, а сам дом выходит на улицу своей узкой стороной, фасадом. Леса кругом в изобилии, поэтому в добротном материале строители себя не ограничивали. Избы искусно украшались резьбой. Подобный тип дома распространен в Архангельской, Вологодской, Ярославской, Новгородской, Вятской, Костромской областях.

Постройка дома Строительство жилища было очень важным событием для крестьянской семьи. Вначале хозяева собирали Постройка дома Строительство жилища было очень важным событием для крестьянской семьи. Вначале хозяева собирали помочь – т. е. приглашали родных и соседей помочь вывезти бревна на сруб. Дерево для построек заготовляли осенью, если это хвойные породы, или весной, если породы лиственные, чаще всего осина. Заранее выбирали большие и высокие деревья. Затем одни хозяева нанимали плотников, другие ставили дом сами. Каждый шаг в строительстве сопровождался особыми обрядами, в каждой местности имеющими свои отличия. Обращалось внимание на множество примет, связанных с выбором места под избу, тщательно исполнялись обряды при закладке дома, установке потолочной балки – матицы, возведении крыши и т. д. Во многих деревнях на время строительства в будущий красный угол ставили молодое деревце с иконкой (рябину, елку, березку, дуб), чтобы в новом жилище были здоровы хозяин и все семейство. Под углы дома было принято класть деньги и зерно – для богатства, шерсть – для тепла, ладан – для святости. Каждый этап строительства предусматривал угощение для артели плотников. Так, среди прочего отмечали установку матицы ( «матичное угощение» ), потому что именно она – матица – символизировала дом, и, уходя в дальнюю дорогу, человек должен был подержаться за матицу, чтобы путь был добрым. Вот как рассказывает Борис Шергин о строительном обычае в Архангельске: «. . . при закладке дома сначала утверждали окладное бревно. В этот день пиво варили и пироги пекли, пировали вместе с плотниками. Называется: “окладно”.

Когда стены срубят до крыши и положат потолочные балки, матицы, опять плотникам угощенье: “матешно”. Когда стены срубят до крыши и положат потолочные балки, матицы, опять плотникам угощенье: “матешно”. И третье празднуют – “мурлаты”, когда стропила под крышу выгородят. А крышу тесом закроют да сверху князевое бревно утвердят, опять пирогами и домашним пивом плотников чествуют, называется: “князево”» . ( «Двинская земля» ) При переезде во вновь построенный дом тоже соблюдались обряды. Прежде всего туда пускали кошку – обжить дом. (Кое-где полагали, что это домовой является в виде кошки. ) Затем хозяин входил в дом с квашней и иконой в руках, а хозяйка несла курицу. Переселяясь в новое жилище, хозяева хотели, чтобы и домовой – покровитель дома – переехал вместе с ними. Для этого случая были специальные зазывания: Домовой, домовой, пойдем со мной! Домовой, пойдем со мной; веди с собой и домовиху-госпожу – как умею награжу! В некоторых местах домового приносили в новый дом в горшке с углями. Перебравшись в новый дом, хозяева приглашали гостей, которые приходили с хлебом-солью и подарками, т. е. справляли новоселье, новосельщину, влазины.

Путешествие по избе Давайте представим себе, что мы входим в деревенское жилище. Сначала поднимаемся Путешествие по избе Давайте представим себе, что мы входим в деревенское жилище. Сначала поднимаемся на крыльцо, открываем одностворчатую массивную, но небольшую деревянную дверь, переступаем через высокий порог (чтобы тепло из дома не выходило) и оказываемся в холодных сенях, т. е. коридоре, соединяющем жилую и хозяйственную части большого дома. В целом ряде областей сени называют иначе – мост. Сени не отапливаются, здесь стоят ведра с водой, подойники, по стенам развешаны различные нужные вещи: конская упряжь, серпы, косы, рабочая одежда. Вновь открываем обитую утепленную дверь и попадаем теперь уже в избу. В севернорусских говорах избой, как правило, называется сруб-четырехстенок. Избакомната может быть теплой, с печью, ее называют зимняя изба, зимовка, заденка, боковушка, или летней – без печи: летняя изба, перед, холодное житье и др. Неотапливаемое жилое помещение, находящееся вверху, обычно именуют верх, светелка, горница, двуетаж. Клеть – это тоже рубленое неотапливаемое помещение, обычно означает кладовую, но в больших семьях использовалась как летняя комната. Как видим, дом в севернорусских говорах означает всю постройку, а изба – его часть – одну комнату. Слово изба в значении «комната» широко представлено и в других славянских языках: чешском, словацком, польском, словенском, сербохорватском. В словарях современного литературного языка изба толкуется как деревянный крестьянский дом.

Обратимся к истории языка Слово изба, др. -русск. истъба – «дом, баня» (истобка в Обратимся к истории языка Слово изба, др. -русск. истъба – «дом, баня» (истобка в «Повести временных лет» ), известно, как уже говорилось, всем славянам. Происходит из праславянской формы *jьstъba, которая могла быть заимствована или из герм. *stuba, вероятно, «теплое помещение, баня» , или ром. *extufa с тем же значением. Это одна из версий происхождения слова, есть и другие. Вы можете найти их в этимологических словарях.

А как же обставлялся дом? Познакомимся с внутренним убранством традиционного жилища. Мебели в нем А как же обставлялся дом? Познакомимся с внутренним убранством традиционного жилища. Мебели в нем было не много: лавки, неподвижно укрепленные вдоль стен избы, переносные скамьи, иногда стулья, стол, посудные и другие полки. Примерно четвертую часть избы занимала русская (духовая) печь. В крестьянском жилище печь всегда была большой, так как играла важную роль в жизни семьи: в ней готовили пищу, пекли хлеб, на ней спали, лечились ее теплом, сушили одежду, а иногда в ней даже мылись. Как правило, летом печь топили один раз – утром, приготовляя пищу для семьи и скота, потом закрывали отверстие в печи (устье) заслонкой – и еда была теплой в течение всего дня. Печь работала лучше всякого термоса. По диагонали от печи – красный, святой, передний, большой угол (в разных местах его называют по-разному). Здесь помещаются иконы на специальной полке – божнице, а под ними стоит обеденный стол. Передний угол всегда считается самым почетным: под иконами во время свадьбы сажают новобрачных, а на праздники – наиболее уважаемых гостей.

Женская часть избы Часть избы, прилегающая к печи, искони являлась женской половиной: там хозяйка Женская часть избы Часть избы, прилегающая к печи, искони являлась женской половиной: там хозяйка приготовляла пищу, держала кухонную утварь (чугуны, сковородки, решета, миски, ступы, ухваты, кочергу, помело и др. ). На стене рядом с печью висел либо поставец – небольшой шкаф для посуды, либо посудник, судница, блюдник – деревянная открытая полка того же назначения. Эта часть, которая отделялась от прочего помещения деревянной перегородкой, занавеской, называлась задоски, запечье, кут, печной угол, бабий угол, кухня, шелнуш (шолнуш, шомнуш) и пр. – в разных местах по-разному. Последнее из упомянутых наименований полагают заимствованием из древнешведского; в русских диалектах оно обозначает отгороженную часть комнаты.

Хозяйская часть В избе была не только женская, но и, конечно же, мужская часть, Хозяйская часть В избе была не только женская, но и, конечно же, мужская часть, та, где работал хозяин, глава семьи. Она располагалась у входа. По боковой стене тянулась широкая лавка – коник, или койник, в некоторых местах представляющая собой ящик с откидной крышкой: здесь хранились инструменты. Обычно боковая часть лавки завершалась доской с вырезанной конской головой, что и дало название лавке. Именно в этом месте мужчины занимались различными хозяйственными работами: чинили упряжь, рыбачьи сети, плели лапти, корзины, подшивали валенки, вили веревки, вырезали ложки. Мало ли работы у хозяина в долгие зимние вечера?

С полатей все видать! В литературе при описании крестьянского быта не раз встречается слово С полатей все видать! В литературе при описании крестьянского быта не раз встречается слово полати. Вспомним хотя бы «Записки охотника» И. Тургенева. Полати – это неотъемлемая часть внутреннего убранства деревенского дома. Они представляют собой широкий деревянный настил под потолком, где спала вся семья. Полати были самым любимым местом детворы, так как с их высоты можно было наблюдать за всем, что происходит в избе, особенно во время праздников: свадеб, посиделок, гуляний. А старики и больные устраивались на печке – самом теплом месте. Под полатями, сидя на длинных лавках, в домах побогаче покрытых полавочниками – половиками из холста, при слабом свете лучины, потом уже керосиновой лампы женщины пряли, вязали, шили. Северные избы всегда отличались чистотой и красотой.

Окна в мир В. И. Белов в очерках о народной эстетике «Лад» с любовью Окна в мир В. И. Белов в очерках о народной эстетике «Лад» с любовью описывает крестьянскую жизнь и среди прочего дом, отмечая, что «. . . на окнах русской избы в старые годы не вешали занавесок. Заглянуть в избу с улицы разрешалось кому угодно, и в этом не видели ничего дурного. Зимой между рамами чернел древесный уголь, поглощающий влагу, а для красоты клали рядом с ним оранжевые кисти рябины или рассыпали горсть клюквы. Божницы и стены украшались сухими целебными, связанными в пучки травами, по праздникам – белоснежными платами и полотенцами» .

Дочку в колыбельку, а приданое в коробейку! Посреди избы висит на длинном шесте (очепе) Дочку в колыбельку, а приданое в коробейку! Посреди избы висит на длинном шесте (очепе) колыбель. Шест, в свою очередь, продевается в кольцо, вделанное в потолочную матицу. В разных областях колыбель изготавливают по-разному. Она бывает целиком плетенной из прутьев, бывает с боковиной из луба, с дном матерчатым или плетеным. И называют ее тоже по-разному: люлька, зыбка, колыска, колубалка. К колыбели привязывалась веревочная петля или деревянная педаль, которая позволяла матери качать ребенка, не отрываясь от работы. Висячее положение колыбели характерно именно для восточных славян – русских, украинцев, белорусов. И это связано не только с удобством, но прежде всего с народными поверьями (стоящая на полу люлька появляется много позже). По представлениям крестьян отрыв ребенка от пола, «низа» , способствовал сохранению в нем жизненной силы, потому что пол воспринимался как граница между миром людей и подпольем, где обитает «нечистая сила» – домовой, умершие родственники, привидения. С целью защиты ребенка от нечисти под колыбель клали колющие предметы: нож, ножницы, веник и др.

Крытая хоромина не каплет На севере и северо-западе (Псковская, Новгородская, Ярославская, Вологодская, Архангельская, Костромская Крытая хоромина не каплет На севере и северо-западе (Псковская, Новгородская, Ярославская, Вологодская, Архангельская, Костромская области) для обозначения большого дома используется название хоромы. Это слово широко употреблялось в древнерусском языке, о чем свидетельствуют памятники письменности, и имело значение «комплекс жилых и хозяйственных построек» . Позже появляется смысловое разграничение, отраженное в словосочетаниях хоромное строение, обозначающее только жилой комплекс – избу, сени, клеть, и дворовое строение – комплекс хозяйственных построек. Исторически хоромы родственно слову храм. Первое слово с полногласием -оро-, второе с неполногласием -ра-. Полногласные сочетания характерны для русского языка, неполногласные были заимствованы им из церковно-славянского: ворота – врата, город – град, золотой – златой. В древнерусских памятниках письменности исследователи находят пары хором – храм, хоромина – храмина, значащие «дом, строение» , «комната» . Однако уже тогда наметились различия в употреблении и значении этих пар. В текстах церковного содержания закрепляется форма храм, храмина в значении «церковь» , а полногласные формы хоромы, хоромина остались со значением «постройка» , «дом» .

Среднерусское жилище В средней полосе России планировка дома похожа на северную, только подклет бывает Среднерусское жилище В средней полосе России планировка дома похожа на северную, только подклет бывает ниже или вовсе отсутствует, да и двор связывается с жильем по-разному. Порой он располагается, как на Севере, позади, или строится сбоку от дома, или же совсем отдельно. Крыша может быть как двускатной – северная черта, так и четырехскатной – южная черта. Часто, особенно в Поволжье, фасад (конек крыши, наличники, балконы, мезонины) украшало резное кружево. Вот как об этом пишет А. Ф. Писемский, уроженец Костромской губернии: «Чухломской уезд резко отличался, например, от Нерехтского, Кинешемского, Юрьевецкого и других (Костромской губ. ) – это вы заметите, въехавши в первую его деревню. Положительно можно сказать, что в каждой из них вам кинется в глаза большой дом, изукрашенный разными разностями: узорными, размалеванными карнизами, узорными подоконниками, какими-то маленькими балкончиками, бог весть для чего устроенными, потому что на них ниоткуда нет выхода» . На улицу северные и среднерусские избы выходили своей более узкой стороной, на которой было от трех до шести окон.

Южнорусская постройка Южнорусское жилище строилось без подклета, пол первоначально был земляной, глинобитный, а потом Южнорусская постройка Южнорусское жилище строилось без подклета, пол первоначально был земляной, глинобитный, а потом деревянный, пол называли земь. Леса в южных районах мало, поэтому, помимо деревянных домов, можно было встретить саманные дома, сделанные из смеси глины и резаной соломы или же мякины. А с ХVIII в. появляются кирпичные. Планировка дома на юге принципиально отлична от северной. Здесь печь находится напротив входа, а красный угол – между дверью и передней стеной, выходящей на улицу, т. е. по диагонали от печи. От такого расположения печи пошла поговорка: «Здесь молятся Богу у порога» . Между боковой частью печи и фасадной стеной настилался на высоте метра или полутора широкий помост для спанья, который назывался пол, примост, кутник, залавок, задняя лавка (названия варьируются по местностям). А выше устраивались опять же полати, где иногда спали, но чаще сушили пеньку, лук, лен. Дом выходит на улицу своей длинной стороной, в отличие от севернорусского и среднерусского, а крыша не двухскатная, а четырехскатная, раньше она покрывалась соломой, на фасаде прорубалось одно – три окна. Постройки для скота и сараи располагались отдельно от дома, обычно они шли по периметру усадьбы.

Своя хатка – родная матка В юго-западных областях России (Смоленской, Брянской, Орловской, Курской, Белгородской, Своя хатка – родная матка В юго-западных областях России (Смоленской, Брянской, Орловской, Курской, Белгородской, Воронежской), а также в Белоруссии и на Украине крестьянское жилище называется хатой. Это название изредка встречается и на других территориях Центральной России. Слово хата заимствовано славянами из иранских языков, где оно обозначало дом земляночного типа. На то, как происходило заимствование, единого мнения у этимологов нет. Одни полагают, что славяне переняли его непосредственно от носителей иранских языков – скифов и сарматов. Другие же считают, что оно пришло в восточнославянские языки от венгров (haz – дом) в то время, когда предки венгров перекочевывали из-за Волги на свою современную родину – в Венгрию. В южных областях России встречается еще одно наименование жилища – курень. Как правило, оно бытует наряду со словом хата. А это название заимствовано из чатагайского (староузбекского) языка, где kuran означало «толпу, племя, отряд воинов» , а также «пекарню» . Такое название жилища широко употреблялось у казаков Войска Донского и в Воронежкой области. Слово курень неоднократно встречается в рассказах и романах М. А. Шолохова «Тихий Дон» и «Поднятая целина» .

По мнению археологов, южнорусский план жилища, где печь расположена в дальнем от входа углу, По мнению археологов, южнорусский план жилища, где печь расположена в дальнем от входа углу, причем устьем к двери, наиболее древний. Еще одна особенность подобных древнейших жилищ – помост для спанья у дальней стены. Такой тип жилища в древности был наиболее распространенным. Остатки этой планировки встречались еще в ХIХ в. во Владимирской, Псковской, Новгородской губерниях. Северная и среднерусская планировка дома является более совершенной и более поздней. Она возникла в эпоху Московской Руси, с освоением Поволжья, с путями московской колонизации – освоением новых земель на востоке и севере. О важности дома для русского крестьянина говорят пословицы, поговорки, присловья, загадки, рожденные народом: В гостях хорошо, а дома лучше. Дон, а лучше дом! Дом вести – не лапти плести. Что в поле ни родится, все в доме пригодится. Худу быть, кто не умеет домом жить. Всего дороже честь сытая да изба крытая. Своя хатка – родная матка. Изба жильем пахнет. Загадки: Чего в избе не видно? (Тепла). Стоит бычище, проклеваны бочища (изба).

Заонежская и Пудожская вышивка. Технические приемы исполнения вышивки были весьма разнообразны. Самый древний вид Заонежская и Пудожская вышивка. Технические приемы исполнения вышивки были весьма разнообразны. Самый древний вид шва - двусторонний - назывался в Заонежье "русским" или "досюльным". Более поздний шов - тамбурный - получивший широкое распространение со второй половины XIX века.

Значение термина «черкеска» в лексике черноморских казаков конца XVIII-первой трети XIX веков В Государственном Значение термина «черкеска» в лексике черноморских казаков конца XVIII-первой трети XIX веков В Государственном архиве Краснодарского края хранится значительное число документов, содержащих сведения о казачьей одежде заявленного периода. В них, но крайне редко, упоминаются черкески. В большинстве случаев при описании одежды термин «черкеска» считается самодостаточным и не сопровождается какимилибо дополнительными пояснениями.

И оживает ткацкий станок. . . Удивительные ощущения испытываешь, наблюдая за этим обрядом. Семь И оживает ткацкий станок. . . Удивительные ощущения испытываешь, наблюдая за этим обрядом. Семь маленьких ткачей, как сказочные человечки, снуют друг мимо друга в причудливом танце, каждый держит в руке цветную нить, а все вместе эти семь нитей составляют радугу. И вот на ваших глазах, постепенно, из этой радуги рождается цветной пояс, линия за линией, ряд за рядом.

Ивановская вышивка: живы традиции - живо искусство Секреты создания вышивки - одного из самых Ивановская вышивка: живы традиции - живо искусство Секреты создания вышивки - одного из самых распространенных видов декоративноприкладного искусства, возникшего в незапамятные времена, - всегда бережно хранились и передавались из поколения в поколение.

Калужский крестьянский костюм Комплекс женской крестьянской одежды - устойчивая совокупность типов компонентов одежды, из Калужский крестьянский костюм Комплекс женской крестьянской одежды - устойчивая совокупность типов компонентов одежды, из которых складывается костюм в целом. Крестьянский костюм, пройдя в целом длительный путь развития, продолжает стойко хранить многие старые элементы, восходящие к глубокой древности.

Костюм и этнос. Региональные особенности костюма. Узоры - это не просто украшения. Они говорят Костюм и этнос. Региональные особенности костюма. Узоры - это не просто украшения. Они говорят о главных элементах - природных стихиях, из которых состоит мир: ОГОНЬ, ВОДА, ЗЕМЛЯ, ВОЗДУХ. Пословица: живут четыре царя - который умрет из них, то все за ним в могилу пойдут.

Костюм Пензенского края В течение нескольких лет сотрудники Сергиево. Посадского музеязаповедника обследовали большинство районов Костюм Пензенского края В течение нескольких лет сотрудники Сергиево. Посадского музеязаповедника обследовали большинство районов этого региона. Небольшими группами, по 2— 3 человека, они отправлялись в самые отдаленные селения, добраться до которых часто можно было только на лошадях или пешком.

Кубанские народные ремесла в системе дошкольного и школьного образования Велик мир духовных ценностей. Сегодня Кубанские народные ремесла в системе дошкольного и школьного образования Велик мир духовных ценностей. Сегодня ученые пришли к пониманию того, насколько глубоким источником изучения сложных процессов развития народов являются созданные ими прикладные ремесла с образной этнокультурной символикой. История нашего Отечества сложилась так драматично, что связь с культурой предков была насильно прервана, забвению и поруганию были преданы народные традиции, обряды, а предметы народных ремесел заменили сувенирами, предметами промышленной штамповки, чаще всего относящимися к китчу.

Логика кроя: взгляд изнутри Народный костюм сегодня изучен достаточно хорошо. Известны приемы его композиционного, Логика кроя: взгляд изнутри Народный костюм сегодня изучен достаточно хорошо. Известны приемы его композиционного, конструктивного и художественного решения, свойства используемых материалов, тщательно исследованы народные обычаи и обряды, связанные с бытованием костюма в конкретной исторической среде, выявлены его региональные особенности. Искусствоведы и этнографы, научные сотрудники музеев и модельерыдизайнеры постоянно обращаются в своих творческих поисках к народному костюму, рассматривая его не только как уникальное произведение декоративно-прикладного искусства, но и как неиссякаемый источник для создания вещей современных.

Народная вышивка Калужского края Находятся в Калужском областном краеведческом музее Народная вышивка Калужского края Находятся в Калужском областном краеведческом музее

О региональных особенностях крестьянского костюма Калужского края При изучении традиционного русского крестьянского костюма, заметно О региональных особенностях крестьянского костюма Калужского края При изучении традиционного русского крестьянского костюма, заметно активизировавшемся в последнее десятилетие в различных регионах, основное внимание обычно уделяется его художественному строю, характеристикам декора, конструктивным особенностям.

Одежда казаков Кубани и кавказской линии Дореволюционные исследователи И. Д. Попко, П. Короленко и Одежда казаков Кубани и кавказской линии Дореволюционные исследователи И. Д. Попко, П. Короленко и др. давали картинный образ казакачерноморца, который якобы сохранял "свой заветный запорожский червонный жупан, с цветным полукафтаньем, подпоясанный цветным шелковым кушаком, синие суконные шаровары в несколько аршин ширины, убранные в желтые сафьянцы с высокими каблуками". Однако ЧВ в конце XVIII в. было чрезвычайно пестрым по своему этническому и социальному составу.

Одежда русских старожилов Сибири Высокий уровень жизни сибиряка, свобода и самостоятельность определили рождение нового, Одежда русских старожилов Сибири Высокий уровень жизни сибиряка, свобода и самостоятельность определили рождение нового, необычного для крестьян европейской России внешнего вида крестьянстарожилов, поддерживающих достаток и чистоту. Особую роль играла "покупная" одежда, та, что в европейской России носилась только представителями зажиточных слоев населения.

Орловский крестьянский костюм Орловские крестьянки использовали множество видов и способов украшения одежды: вышивку, узорное Орловский крестьянский костюм Орловские крестьянки использовали множество видов и способов украшения одежды: вышивку, узорное ткачество, крашение, разнообразные вставки из кумача и набивного сатина; нашивки из цветных полос, атласных лент, блесток, кружев. Различные декоративные средства, применявшиеся для создания единого художественного целого — праздничного костюма, неизменно были подчинены выработанным веками приемам композиции.

Отражение материальной культуры народа в лексике одежды Поскольку льняная рубашка воспринималась фактически как вторая Отражение материальной культуры народа в лексике одежды Поскольку льняная рубашка воспринималась фактически как вторая кожа, то на ней оформлялись детали, призванные защищать определенные части тела человека.

Пояс - оберег, честь и слава. Пояс - знак дороги, пути через образные и Пояс - оберег, честь и слава. Пояс - знак дороги, пути через образные и настоящие преграды (так же, как нитка, пряжа, волокно, веревка, цепь). Пояс как часть одежды человека, которая может иметь образ круга, часто является оберегом. Пояс бытует с самых древних времён.

Ржевское узорочье Фольклорноэтнографическая экспедиция по Оленинскому району (2000 г. ), в которую вошли участники Ржевское узорочье Фольклорноэтнографическая экспедиция по Оленинскому району (2000 г. ), в которую вошли участники школьного краеведческого кружка и их руководитель, подтвердила, что в народной культуре региона до сих пор сохраняется колорит Смоленщины.

Рубашка для девочек Предлагаем вам сшить своему сыну или дочери крестьянскую рубашку. Детские рубашки Рубашка для девочек Предлагаем вам сшить своему сыну или дочери крестьянскую рубашку. Детские рубашки шили из белого полотна. По представлениям славян, дети, так недавно вышедшие из иного мира, мира душ, еще несут на себе чистоту и свет этого мира, поэтому белый цвет преобладал в детской одежде, а красный использовался очень ограниченно.

Традиционная одежда и форма терских, кубанских казаков. Архалук (архалух, архалык), тюркское наименование бешмета, употреблявшееся Традиционная одежда и форма терских, кубанских казаков. Архалук (архалух, архалык), тюркское наименование бешмета, употреблявшееся в Закавказье. Связано с названием спины, спинного хребта – «аркъа» . С 1840 г. А. вводится в форменную одежду черноморских казаков. В документах этого периода слово употребляется в написании «ахалук» . В конных полках офицерам он полагался красный стамедовый, стеганный на вате, с воротником красного сукна с серебряными петлицами; внизу воротника и по бортам до пояса обложен серебряной узкой тесьмой.

Чернухинская дивная обряда Запон, сарафан и трапециеобразное завершение пояса также отделывались золотым шитьем. Причем Чернухинская дивная обряда Запон, сарафан и трапециеобразное завершение пояса также отделывались золотым шитьем. Причем настоящая модница могла позволить себе пройтись по селу только тогда, когда все вышеперечисленные детали были вышиты одним рисунком.

 «Сарафан тебе сошью, штофный на золоте. . . » В XIV в. сарафан «Сарафан тебе сошью, штофный на золоте. . . » В XIV в. сарафан в России — народная мужская одежда воевод, великих князей, а в XVII в. — царей. В перечне одежд русского царя Михаила Федоровича находим: «сарафан объярь чревчата, без подкладки, с. . . обнизью; сарафан дороги яринного цвета, с вишневой обнизью, сарафанец зеленый. . . » .