Методы опред.пигмент.pptx
- Количество слайдов: 22
Доклад по учебной практике на тему: «Методы исследования пигментации тканей тела человека» Выполнила студентка группы Би-31 Смолекова Н. А.
К методам исследования пигментации тела человека относятся: ØОпределение пигментации кожных покровов; ØОпределение волосяных покровов тела человека; ØОпределение окраски радужной оболочки глаз.
Способы определения пигментации кожи 1) Мексаметрия. Датчик для мексаметрии позволяет измерять количество меланина в коже и степень эритемы (сильное покраснение кожи, вызванное расширением капилляров). Принцип измерения основан на поглощении кожей света разной длины волны в красной, зеленой и инфракрасной областях спектра. Длина волны подбирается таким образом, чтобы она соответствовала максимуму поглощения меланина и гемоглобина. Третья компонента используется для поправки на другие пигменты, в том числе билирубин. Источники и приемники света расположены таким образом, чтобы обеспечить измерения только отраженного от кожи света.
2) Хромометрия. В основе данной группы методов лежит отражательная спектроскопия или колориметрия. При исследованиях колориметрическими приборами результаты измерения цвета наиболее точны, однако они не получили широкого применения в антропологической практике, так как слишком сложны для массовых обследований. Данный метод для оценки эритемы и пигментации менее эффективен по сравнению с методом мексаметрии. Метод хромометрии интересен тем, что позволяет оценить активность свободнорадикальных процессов в коже при различных патологиях. Так же хромометрия позволяет оценить антиоксидантный эффект косметических средств. β-каротин представляет собой оранжевый пигмент, который при взаимодействии со свободными радикалами обесцвечивается, именно эта особенность лежит в основе метода оценки антиоксидантной активности кожи.
А – хронометрия; Б – мексаметрия. Рисунок 1 - Методы измерения цветовых характеристик кожи
Существует множество шкал/таблиц для определения пигментации кожных покровов тела человека, наиболее распространенной является шкала Феликса фон Лушана. Которая представляет собой набор эталонных образцов из 36 цветов от бледно-желтого и розовато-белового до № 36 - настоящего черного. Рисунок 2 - Шкала Лушана
Р. Мартином было выделено 12 типов пигментации кожи: IV- очень темный: 1. серо-черный 2. черно-коричневый III- темный: 3. темно-коричневый 4. красновато-темно-коричневый II- среднепигментированный: 5. красновато-коричневый 6. коричневый 7. светло-коричневый 8. оливково-желтый I- слабопигментированный: 9. желтоватый 10. желтовато-белый 0 - депигментированный: 11. розово-белый 12. бледно-белый
Самая краткая таблица — Топинара — содержит 10 главных оттенков: § среди белой расы — 1) бледно-белый, 2) розово-белый (скандинавы, англичане, голландцы), 3) смугло-белый (испанцы, итальянцы); § среди так называемых желтой расы — 4) бледножелтый, или желтовато-белый, цвет пшеничного зерна (китайцы), 5) темно-желтый, оливковый (большая часть южно-американских индейцев, полинезийцы, индонезийцы), 6) буро-желтый, темно-оливковый, цвет поблекшего листа (некоторые американские племена, малайцы и др. ); § среди темных рас — 7) красновато-бурый, коричневый, 8) шоколадно-бурый (дравидийцы, австралийцы, некоторые негрские племена, меланезийцы), 9) темнобурый и, наконец, 10) черный, угольно-черный, как у некоторых негрских племен.
Фототипы кожи по шкале Фицпатрика она основана на том, как реагирует кожа на воздействие солнечных лучей: 1) Кельтский тип - молочно-белая кожа, часто с веснушками. Образование пигмента в коже незначительное, они быстро обгорают и практически не загорают; 2) Светлокожий европейский тип - кожа светлая, веснушек мало/нет. Загар ложится плохо. 3) Смешанный тип (темный европейский) - кожа светлокоричневая, слегка смуглая. Кожа хорошо загорает. 4) Средиземноморский тип (южно-европейский) - кожа смуглая, оливковая, темная. Кожа легко загорает, очень быстро приобретая ровный бронзовый загар. 5) Индонезийский тип (средне - восточный) - кожа очень смуглая, темно - коричневая. Такая кожа быстро загорает и не подвержена обгоранию. 6) Афроамериканский тип - у них очень темная кожа. Кожа никогда не обгорает и не получает солнечный ожог.
Рисунок 3 - Фототипы кожи по Фитцпатрику
Способы определения пигментации волос Цвет волос определяют либо с помощью стандартных шкал из прядей естественных (или искусственных) волос, либо спектрофотометрией отраженного света, либо колориметрией растворов с пигментными вытяжками. Все цвета волос, за исключением рыжих, составляют непрерывный ряд от темного до светлого, что соответствует уменьшению концентрации одного и того же пигмента— меланина. Хотя мы и не можем вовсе исключить возможность различий в химической структуре пигмента, есть все основания утверждать, что различия в цвете волос обусловлены чисто количественными изменениями в содержании пигмента. В светлых волосах гранул меланина меньше, они мельче и не так интенсивно заполнены пигментом, как в темных.
Наибольшего распространения для определения цвета волос достигла шкала Е. Фишера и К. Заллера. A-G - это блонд; H-J - это переходные цвета между блондам и коричневым ("русый"); K - V – коричневый; W - черно – коричневый; X, Y – черный цифры: I - V – рыжий; VI - ярко-рыжий. Шкала Фишера-Заллера
Способы определения пигментации радужной оболочки глаза №№ пп № 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6 № 7 № 8 № 9 № 10 № 11 № 12 шкала В. В. Бунака Описание I тип — темный Черный (зрачек почти не отличим по цвету от радужины) Темно-карий (радужина окрашена равномерно) Светло-карий (радужина в разных участках окрашена неравномерно) Желтый II тип — переходный (смешанный) Буро-желто-эеленый (преобладают бурые и желтые элементы) Зеленый Серо-зеленый (преобладает зеленый фон) Серый или голубой с буро-желтым венчиком (каемкой) вокруг глаз III тип — светлый Серый (различные оттенки) Серо-голубой (выражен рисунок в виде темных или светлых серых полосок; по краям - сероватый тон) Голубой (выражен рисунок в виде темных или светлых серых полосок; основной фон - голубой) Синий (рисунок не выражен; основной фон синий)
Помимо использования классической методики для определения цвета глаз используется новое программное обеспечение для автоматического определения цвета глаз по 12 классам шкалы В. В. Бунака. На основе цифровых изображений радужной оболочки данная программа позволяет получить объективную точную информацию о цвете глаз, с учетом всех особенностей пигментации каждого индивидуума. Для изучения структурных особенностей радужки применялся особой прибор – иридоскоп И 5. Для каждого индивидуума получены фотографии радужки, которые сохраняются в компьютерной базе данных в виде самостоятельных файлов-фотографий с высокой разрешающей способностью
Рисунок 2 - Результаты автоматической классификации радужной оболочки по шкале Бунака
Рисунок 3 - Иридоскоп И 5
Определение иридоскопической конституции проводится по трем различным конституциональным схемам. I. По методике Е. С. Вельховера в модификации В. К. Сердюка выделены следующие типы: • радиальный - радужка имеет вид открытого веера, составленного из тонких, четко подогнанных волокон – трабекул; • радиально-лакунарный представлен в виде истонченной стромы с рассеянными листовидными впадинами – лакунами; • радиально-волнистый – радиально извитыми, несколько утолщенными трабекулами; • гомогенный - полностью отсутствует радиальная исчерченность, но сохраняется гомогенный вид плотной, густопигментированной радужки; • гомогенно-лакунарный тип характеризуется наличием лакун в гомогенно окрашенном цилиарном поясе; • лакунарный тип характеризуется тонкой, местами разорванной стромой с хаотическим рисунком трабекул и большим количеством лакун.
II. По схеме, предложенной Бордиолем, выделяют четыре варианта радужки: ► при первом варианте строма радужки характеризуется ровной тонической тканевой основой с плотно прилегающими натянутыми трабекулами; ► второй вариант – расслабленная тканевая основа может иметь небольшие расщепления, трабекулы растянуты, расслаблены, извиты; ► третий вариант характеризуется вакуолярной стромой, имеющей различное количество межтрабекулярных трещин; ► четвертый вариант – строма с разрывами, имеет вид разорванной ткани, она насыщена лакунами разной величины настолько, что если проследить ход волокон, заметно, что трабекулы расходясь, уже не соединяются друг с другом, образуя так называемые открытые лакуны.
III. Б. Дженсен основываясь на степени плотности радужки, выделил шесть вариантов (рис. 4): v плотность 1 – строма радужки плотная, поверхность гладкая, гомогенная, трабекулы так плотно прилегают друг к другу, что даже не видно их радиального расположения; v плотность 2 – строма плотная, но не столь гомогенная, как предыдущая, видны радиальные волокна; v плотность 3 – строма не очень плотная, трабекулы растянуты, расслаблены, извиты; v плотность 4 – строма состоит из отдельных истонченных трабекул, между которыми видны многочисленные щели; v плотность 5 – слабая строма усыпана множеством углублений и ямок, меняющих ее окраску и форму; v плотность 6 – строма характеризуется большим количеством разрывов и расщеплений
Рисунок 4 - Различные градации плотности радужки (по B. Jensen)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Методы опред.пигмент.pptx