Скачать презентацию доц Орлов А В Начиная с середины Скачать презентацию доц Орлов А В Начиная с середины

ДП_05_Феноменологические теории и персонология как методология ДП.pptx

  • Количество слайдов: 164

доц. Орлов А. В. доц. Орлов А. В.

Начиная с середины XIX в. в философских исследованиях появились антимеханистические тенденции рассматривать природу человека Начиная с середины XIX в. в философских исследованиях появились антимеханистические тенденции рассматривать природу человека иначе, чем в естественнонаучной картине мира

Антимеханистические взгляды на природу человека были протестом против дегуманизации человека В противовес рационализму стала Антимеханистические взгляды на природу человека были протестом против дегуманизации человека В противовес рационализму стала развиваться неклассическая философия, в которой в качестве первичной реальности стали рассматриваться жизнь (философия жизни) и существование человека (экзистенциализм)

Специфичность, многообразие субъективных проявлений человека, полагали новые философы, не Специфичность, многообразие субъективных проявлений человека, полагали новые философы, не "схватываются" методами разума и науки.

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ — философское течение конца XIX — начала XX веков, которое выдвинуло в ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ — философское течение конца XIX — начала XX веков, которое выдвинуло в качестве исходного понятия «жизнь» как интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи. Это направление возникло как оппозиция классическому рационализму и механистическому естествознанию.

В ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ действительность понимается как «живой поток» (такой категории нет в естествознании). Естественные В ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ действительность понимается как «живой поток» (такой категории нет в естествознании). Естественные науки исследуют «ставшее» (сформировавшееся), а ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ – «становящееся» (формирующееся) – динамический постоянно меняющийся процесс.

Жизнь понимается как целостный творческий активный процесс, включающий всю полноту её проявлений (от биологических Жизнь понимается как целостный творческий активный процесс, включающий всю полноту её проявлений (от биологических до культурно-исторических форм) и переживаний (от обыденных до метафизических).

 «Опираясь на традиции немецкого романтизма, прежде всего, И. Канта и А. Шопенгауэра сторонники «Опираясь на традиции немецкого романтизма, прежде всего, И. Канта и А. Шопенгауэра сторонники данных взглядов, например, Ф. Ницше, А. Бергсон, подходят к жизни как первичной и исходной реальности в построении философских учений. Артур Шопенгауэр Все, что существует имеет волю, волю к жизни. Воля понимается как универсально-космический феномен, а каждая сила в природе - как воля. Анри Бергсон В основе жизни (в основе всего) лежит творческий порыв, развертывание жизненного процесса, поток непрерывных качественных изменений, творение. Фридрих Ницше Основой жизни являются неравенство и борьба, достижение высших типов путём высшей дифференциации. Вильгельм Дильтей Понятие "жизнь" трактуется психологически как целостность, основой которой является переживание.

Научному познанию и его приемам противопоставляются внеинтеллектуальные, интуитивные, образно-символические способы постижения (ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ в своей Научному познанию и его приемам противопоставляются внеинтеллектуальные, интуитивные, образно-символические способы постижения (ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ в своей основе) жизненной реальности — интуиция, понимание и др.

СПЕЦИФИЧНОСТЬ, МНОГООБРАЗИЕ СУБЪЕКТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА НЕ СПЕЦИФИЧНОСТЬ, МНОГООБРАЗИЕ СУБЪЕКТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА НЕ "СХВАТЫВАЮТСЯ" МЕТОДАМИ РАЗУМА и НАУКИ.

Философия жизни к 30 -м годам ХХ в. постепенно стала уступать свое место герменевтике, Философия жизни к 30 -м годам ХХ в. постепенно стала уступать свое место герменевтике, феноменологии и экзистенциализму, в которых более органично, нежели в философской жизни, описываются многообразные стороны бытия человека в мире.

В психологии идеи ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ нашли отражение во взглядах представителей функционализма, гештальтпсихологии и экзистенциализма В психологии идеи ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ нашли отражение во взглядах представителей функционализма, гештальтпсихологии и экзистенциализма

В ХVIII веке актуальным становится вопрос о смысле жизни В ХVIII веке актуальным становится вопрос о смысле жизни

Одна из основных традиций рассмотрения смысла жизни человека – экзистенциальная - заложена в работах Одна из основных традиций рассмотрения смысла жизни человека – экзистенциальная - заложена в работах Серена Кьеркегора (1813 -1855) — датского философа и теолога.

Кьеркегор Сёрен (1813— 1855) Кьеркегор Сёрен (1813— 1855)

Кьеркегор был крайне обеспокоен крепнущей у него на глазах тенденцией к дегуманизации человека. С. Кьеркегор был крайне обеспокоен крепнущей у него на глазах тенденцией к дегуманизации человека. С. Кьеркегор решительно не соглашался с тем, что людей можно воспринимать и описывать как некие объекты, тем самым сводя их до уровня вещей.

Кьеркегор впервые откровенно выступил против рационализма Разум не в состоянии объяснить божественное чудо (чудо Кьеркегор впервые откровенно выступил против рационализма Разум не в состоянии объяснить божественное чудо (чудо - единично), разум не способен охватить все богатство и уникальность единичной человеческой жизни. Разум скользит лишь по поверхности, он не в состоянии проникнуть вглубь жизни, постичь все грани ее духовности.

Для Кьеркегора не существовало жесткой границы между субъектом и объектом, а также между внутренними Для Кьеркегора не существовало жесткой границы между субъектом и объектом, а также между внутренними переживаниями человека и тем, кто их испытывает, ведь в каждый конкретный момент времени личность невольно отождествляет себя со своими переживаниями.

Кьеркегор стремился понять людей такими, какими они живут внутри своей реальности, то есть существами Кьеркегор стремился понять людей такими, какими они живут внутри своей реальности, то есть существами • думающими, • действующими, • обладающими волей.

ЭКЗИСТЕНЦИЯ (лат. Existentia – существование) – внутреннее бытие человека; то непознаваемое в человеческом ЭКЗИСТЕНЦИЯ (лат. Existentia – существование) – внутреннее бытие человека; то непознаваемое в человеческом "Я", вследствие которого человек предстает как конкретная неповторимая личность.

Так как жизнь у человека одна, неповторима и незаменима, то единичные стили и единичные Так как жизнь у человека одна, неповторима и незаменима, то единичные стили и единичные образы жизни являются самым характерными свойствами "Я".

Кьеркегор призывает прислушаться к внутреннему голосу Кьеркегор призывает прислушаться к внутреннему голосу

В отличие от научного мышления, исходящего из теоретических принципов (оно абстрактно и безлично), экзистенциальное В отличие от научного мышления, исходящего из теоретических принципов (оно абстрактно и безлично), экзистенциальное мышление связано с внутренней духовной жизнью личности, с ее интимными переживаниями: ТОЛЬКО ТАКОЕ МЫШЛЕНИЕ И МОЖЕТ БЫТЬ ПОДЛИННО КОНКРЕТНЫМ, ИМЕЮЩИМ НАСТОЯЩИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ СМЫСЛ.

Кьеркегор призывал к тому, чтобы внимательнее «вглядеться и вчувствоваться» в реальную человеческую жизнь, в Кьеркегор призывал к тому, чтобы внимательнее «вглядеться и вчувствоваться» в реальную человеческую жизнь, в личные страдания.

В центр своих размышлений Кьеркегор ставит проблему БЫТИЯ ЕДИНИЧНОГО - единого и единственного человека. В центр своих размышлений Кьеркегор ставит проблему БЫТИЯ ЕДИНИЧНОГО - единого и единственного человека.

Кьеркегор анализирует три Кьеркегор анализирует три "сферы существования" человека. • Эстетическую (чувственную), • Этическую (рациональную), • Религиозную

Жизнь человека в целом, как считает Кьеркегор, покоится на тех или иных нормах и Жизнь человека в целом, как считает Кьеркегор, покоится на тех или иных нормах и принципах отношения к жизни, т. е. на этике. Так как этика различна Кьеркегор различает три несводимых друг к другу типах жизни, выражающиеся в трех различных этиках: • 1) ЭСТЕТИЧЕСКАЯ (чувственная) - человек то что он есть, обуреваем наслаждениями, одержим страстями. Стремление постоянно искать чувственного наслаждения разлагает изнутри эстетического человека. Он становится пленником собственных устремлений. Неизбежно наступает пресыщение и ощущение бессмысленности существования, сопровождающееся отчаянием. • 2) ЭТИЧЕСКАЯ (противоположна эстетической) - осознание ответственности и долга каждого человека перед другим человеком, перед человечеством. Основным требованием становится требование стать самим собой. Человек то, чем он становится. • 3) РЕЛИГИОЗНАЯ (противоположна эстетической и этической) - высший уровень жизни человека, подлинное бытие человека - вера.

Авраам приносит в жертву Исаака Авраам приносит в жертву Исаака

Вера является основанием высшей стадии развития человека, т. е. СТАДИИ ЭКЗИСТЕНЦИИ. А экзистенция не Вера является основанием высшей стадии развития человека, т. е. СТАДИИ ЭКЗИСТЕНЦИИ. А экзистенция не может не быть единичной, такой же уникальной и недоступной для разума, как вера человека.

Индивид по Кьеркегору самоценен и возвышен, но он же — одинок и беспомощен в Индивид по Кьеркегору самоценен и возвышен, но он же — одинок и беспомощен в этом мире, как узник, бьющийся в камере-одиночке.

Отталкиваясь от догмата о первородном грехе, Кьеркегор определяет человеческую жизнь как отчаяние. Страх возникает Отталкиваясь от догмата о первородном грехе, Кьеркегор определяет человеческую жизнь как отчаяние. Страх возникает из осознания невозможности преодоления собственной смерти и риска неправильного распоряжения собственной свободой. Страх таким образом является ситуацией, в которой проявляется человеческая свобода.

В соответствии с тремя стадиями развития человеческого существования Кьеркегор рассматривает три типа отчаяния: • В соответствии с тремя стадиями развития человеческого существования Кьеркегор рассматривает три типа отчаяния: • • • 1) «ОТЧАЯНИЕ ВОЗМОЖНОГО» у эстетического человека связано с его действительностью, несоответствующей ожиданиям человека. В своем сознании такой человек стремится подменить свое Я другим Я, обладающим некоторыми преимуществами: силой, умом, красотой и т. п. Отчаяние возникающее от нежелания быть самим собой приводит к распаду самости. Я «рассыпается в песок мгновений» . 2) «МУЖЕСТВЕННОЕ ОТЧАЯНИЕ» у этического человека возникает в результате желания быть самим собой, стремления свободного формирования своей личности. Однако трагическая «самонадеянность» человека, возомнившего, что только его собственных человеческих сил достаточно для воплощения Я, приводит к отчаянию в неспособности преодолеть собственную конечность. 3) «АБСОЛЮТНОЕ ОТЧАЯНИЕ» у религиозного человека возникает в результате осознания богооставленности мира и собственного одиночества перед Богом. Истинная вера не является результатом усвоения религиозной традиции, она результат абсолютно свободного и ответственного выбора в ситуации абсолютного одиночества.

Взгляды Кьеркегора, умершего в безвестности в возрасте 42 лет, существенно повлияли на ученика Э. Взгляды Кьеркегора, умершего в безвестности в возрасте 42 лет, существенно повлияли на ученика Э. Гуссерля Мартина Хайдеггера (1899— 1976), который в свою очередь оказал большое воздействие на взгляды психиатров Карла Ясперса, Людвига Бинсвангера, Медарда Босса и Ролло Мэя, заложивших основы экзистенциальной психологии и экзистенциальной терапии. .

Брентано Франц (1838 - 1917) Брентано Франц (1838 - 1917)

Психология Брентано является альтернативой психологии Вильгельма Вундта. В её основе рациональный анализ психической активности Психология Брентано является альтернативой психологии Вильгельма Вундта. В её основе рациональный анализ психической активности во время переживания внешних событий.

Брентано критиковал за искусственность принятую в лабораториях экспериментальной психологии процедуру членения сознания на элементы. Брентано критиковал за искусственность принятую в лабораториях экспериментальной психологии процедуру членения сознания на элементы. По его мнению, психология должна изучать внутренний опыт субъекта в его реальном и естественном составе, включая производимые им действия (акты).

СОЗНАНИЕ СТРОИТСЯ НЕ ИЗ СОДЕРЖАНИЯ (ощущений, образов и т. п. ), А ИЗ АКТОВ СОЗНАНИЕ СТРОИТСЯ НЕ ИЗ СОДЕРЖАНИЯ (ощущений, образов и т. п. ), А ИЗ АКТОВ (представлений, суждений и эмоциональной оценки), предполагающих направленность или интенцию.

В своей главной работе «Психология с эмпирической точки зрения» (1874), Брентано предложил понятие ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТИ В своей главной работе «Психология с эмпирической точки зрения» (1874), Брентано предложил понятие ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТИ феноменов сознания. ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ (лат. intentio — стремление, внимание) – направленность сознания на объект

Через интенциональные акты восприятия окружающего мира осуществляется слияние предметов в том виде, как они Через интенциональные акты восприятия окружающего мира осуществляется слияние предметов в том виде, как они существуют вне нас, с тем, как они существуют внутри психики. Так каждый человек, совершая акт мышления, всегда мыслит нечто (мыслить ни о чем принципиально невозможно), мир мыслимых предметов становится реальным миром, и другого, помимо него, не существует.

Сознание дает единство всех духовных актов. Сознание дает единство всех духовных актов.

Ф. Бретано заложил основы функционализма в психологии. Ф. Бретано заложил основы функционализма в психологии.

К 20 -30 годам ХХ века начинает складываться персонология как комплексная наука о личности. К 20 -30 годам ХХ века начинает складываться персонология как комплексная наука о личности.

Персонология является попыткой объединения • гуманистических идей философии личности (христианская философия, герменевтика, феноменология, • Персонология является попыткой объединения • гуманистических идей философии личности (христианская философия, герменевтика, феноменология, • естественнонаучных подходов к человеку (характерология), • социологических и социальнопсихологических взглядов, подчеркивающих социальную природу человека.

Персонология базируется на принципах: • целостности и неделимости психологических явлений (холизм), идущих от гештальтпсихологии, Персонология базируется на принципах: • целостности и неделимости психологических явлений (холизм), идущих от гештальтпсихологии, • дифференциальной индивидуальности В. Штерна, • динамического непостоянства и уникальности психики У. Джеймса, • осознанности и целенаправленности поведения здоровой личности.

Появление персонологии было попыткой критического противостояния бихевиоризму ( «наука о крысах» ) и психоанализу Появление персонологии было попыткой критического противостояния бихевиоризму ( «наука о крысах» ) и психоанализу ( «наука о больных» ). Целью персонологии является изучение здоровой личности как интегральной характеристики внутренних психологических процессов и проявлений человека.

Критикуемый принцип ведущих психологических направлений первой половины ХХ века Альтернативный принцип персонологии 1. Человек Критикуемый принцип ведущих психологических направлений первой половины ХХ века Альтернативный принцип персонологии 1. Человек реактивен (бихевиоризм), его повкедение определяется внешними стимулами Человек проактивен, его поведение определяется внутренней мотивацией 2. Сознание не может быть изучено (бихевиоризм) или не представляет интереса, так как не является побудителем поведения (психоанализ) Необходимо в первую очередь изучать сознание, которое и является основным побудителем действий 3. Все люди потенциально психически больны, так как в каждом заложены патопсихологические механизмы – базовая тревога, комплексы, внутриличностные конфликты (психоанализ) Все люди изначально здоровы. Чтобы понять механизмы психики необходимо изучать здоровую личность.

Уильям Джеймс (1842 -1910) Уильям Джеймс (1842 -1910)

Огромной заслугой Джемса является стремление устранить механистические представления из учения о душе. У. Джеймс Огромной заслугой Джемса является стремление устранить механистические представления из учения о душе. У. Джеймс предложил ПЕРСОНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД в психологии

У. Джеймс первый разработал дифференцированную надиндивидуальную модель личности. У. Джеймс первый разработал дифференцированную надиндивидуальную модель личности.

У. Джеймс вычленил в личности четыре формы Я (Self): • • чистую, духовную, материальную У. Джеймс вычленил в личности четыре формы Я (Self): • • чистую, духовную, материальную и социальную.

У. Джеймс подробно описал • материальное Я, в которое включил тело, имущество и одежду, У. Джеймс подробно описал • материальное Я, в которое включил тело, имущество и одежду, • социальное Я с его притязаниями на престиж, дружбу, положительную оценку со стороны других, • духовное Я с его процессами сознания, психическими способностями и • чистое Я, или чувство личной идентичности.

По У. Джеймсу сознание – это приспособительная функция личности в жизнедеятельности человека По У. Джеймсу сознание – это приспособительная функция личности в жизнедеятельности человека

У. Джеймс выделил следующие основные признаки сознания: 1. 2. 3. 4. всякое состояние сознания У. Джеймс выделил следующие основные признаки сознания: 1. 2. 3. 4. всякое состояние сознания является состоянием определенной личности (это всегда сугубо личное сознание и самосознание), в сознании происходит постоянная смена его состояний ( «поток сознания» ) и он непрерывен; сознание есть активное начало, выбирающее из различных состояний какое-либо определенное, как это четко проявляется в акте внимания и волевого усилия, ни одно состояние сознания не бывает тождественным с любым иным.

Джемс полагал, что психические состояния (состояния сознания) являются главным предметом психологической науки. Джемс полагал, что психические состояния (состояния сознания) являются главным предметом психологической науки.

Характеристиками СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ по мнению У. Джеймса являются: • • изменчивость, непрерывность, избирательность, личностный Характеристиками СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ по мнению У. Джеймса являются: • • изменчивость, непрерывность, избирательность, личностный характер.

Джемс подчеркивает необходимость целостного рассмотрения психического состояния. Фоном психических процессов, по его мнению, является Джемс подчеркивает необходимость целостного рассмотрения психического состояния. Фоном психических процессов, по его мнению, является целостное психическое состояние, которое он называет «психический обертон» .

Целостность – основа понимания психики в структуре ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Целостность – основа понимания психики в структуре ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Джеймс впервые заговорил о роли самооценки (самодовольства и недовольства собой), которую вызывают различные структуры Джеймс впервые заговорил о роли самооценки (самодовольства и недовольства собой), которую вызывают различные структуры личности. Он вывел формулу самоуважения Самоуважении = успех / притязания

Эдмунд Гуссерль (1859— 1938) Эдмунд Гуссерль (1859— 1938)

Эдмунд Гуссерль — родоначальник одного из основных направлений современной философии — ФЕНОМЕНОЛОГИИ, что буквально Эдмунд Гуссерль — родоначальник одного из основных направлений современной философии — ФЕНОМЕНОЛОГИИ, что буквально означает учение о феноменах, понимаемых им как возникающие в сознании смыслы предметов и событий.

Гуссерль развил Брентановский проект систематической РАЗРАБОТКИ СТРОГО НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ Гуссерль развил Брентановский проект систематической РАЗРАБОТКИ СТРОГО НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ "на почве чистого внутреннего опыта", который был альтернативным "теоретизированию".

Чистая психология - это наука, Чистая психология - это наука, "очерчивающая всеобщую и необходимую сущностную форму психического и, таким образом, касающаяся всего того, без чего психическое как таковое просто немыслимо" (Э. Гуссерль. Амстердамские доклады: Феноменологическая психология)

Необходимым условием рассмотрения психического в его самоданности является РЕФЛЕКСИЯ Необходимым условием рассмотрения психического в его самоданности является РЕФЛЕКСИЯ

По Гуссерлю само рефлексивное восприятие характеризуется свойством быть направленным на что-либо — быть осознанием По Гуссерлю само рефлексивное восприятие характеризуется свойством быть направленным на что-либо — быть осознанием чего-либо — т. е. оно интенционально

Гуссерль, тщательно анализируя структурообразующие моменты любого интенционального акта, различает в нем смыслопридающие и смыслонаполняющие Гуссерль, тщательно анализируя структурообразующие моменты любого интенционального акта, различает в нем смыслопридающие и смыслонаполняющие акты. • В актах смыслопридания имеет место интенция смысла, появление значения, что позволяет выявить значимость чего бы то ни было для человеческого существования в целом. • Акты смыслонаполнения актуализируют соотнесенность с предметом.

Смысл как бы задает направленность и позволяет состояться переживанию в целом. Мы растворяемся в Смысл как бы задает направленность и позволяет состояться переживанию в целом. Мы растворяемся в интенции значения и следуем смыслу.

Гуссерль понимает под феноменами ВОЗНИКАЮЩИЕ В СОЗНАНИИ СМЫСЛЫ ПРЕДМЕТОВ Гуссерль понимает под феноменами ВОЗНИКАЮЩИЕ В СОЗНАНИИ СМЫСЛЫ ПРЕДМЕТОВ

Только при учете двух необходимых условий (рефлексивного восприятия и интенционалъного акта) можно вести речь Только при учете двух необходимых условий (рефлексивного восприятия и интенционалъного акта) можно вести речь о феноменологическом опыте, в котором нам становится доступным психическое в его собственной сущности. Феноменологический опыт означает осознание психического в собственном смысле, т. е. в его самоданности

Осуществить акт рефлексивного восприятия можно только путем раскрытия психических переживаний в своей собственной жизни Осуществить акт рефлексивного восприятия можно только путем раскрытия психических переживаний в своей собственной жизни

Опыт восприятия внешних предметов физического мира в целом имеет ту же структуру, что и Опыт восприятия внешних предметов физического мира в целом имеет ту же структуру, что и в опыте самопостижения. Отличие здесь лишь в том, что направленность нашего рефлексивного восприятия направлено не на акт переживания (сознания), а на предметы внешнего мира

Внешний мир дан субъекту в потоке феноменов и субъект познания должен строить все свои Внешний мир дан субъекту в потоке феноменов и субъект познания должен строить все свои выводы исходя из этого факта.

Исходные феномены дополняются конструированием многообразия переживаний, осуществляемым благодаря воображению человека. В синтезированных переживаниях всегда Исходные феномены дополняются конструированием многообразия переживаний, осуществляемым благодаря воображению человека. В синтезированных переживаниях всегда есть нечто идентичное, инвариантное, согласующееся с исходными феноменами.

Решающий момент познания состоит в постижении идентичного, инвариантного, одним словом, эйдоса (идеи, понятия). В Решающий момент познания состоит в постижении идентичного, инвариантного, одним словом, эйдоса (идеи, понятия). В результате достигается ЭЙДЕТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ.

Наиболее полно жизненный мир дан субъекту не в идеализациях (абстракциях) и, вообще, не в Наиболее полно жизненный мир дан субъекту не в идеализациях (абстракциях) и, вообще, не в понятиях, а в ЭЙДОСАХ, образующих поток сознания.

Категориальная интуиция: ЖЕЛАЕШЬ ОБНАРУЖИТЬ СУЩНОСТЬ ВЕЩЕЙ, КОНСТРУИРУЙ МНОГООБРАЗИЕ ПЕРЕЖИВАНИЙ О НИХ. Категориальная интуиция: ЖЕЛАЕШЬ ОБНАРУЖИТЬ СУЩНОСТЬ ВЕЩЕЙ, КОНСТРУИРУЙ МНОГООБРАЗИЕ ПЕРЕЖИВАНИЙ О НИХ.

Взгляды Кьеркегора, умершего в безвестности в возрасте 42 лет, существенно повлияли на ученина Э. Взгляды Кьеркегора, умершего в безвестности в возрасте 42 лет, существенно повлияли на ученина Э. Гуссерля Мартина Хайдеггера (1899— 1976), который в свою очередь оказал большое воздействие на взгляды психиатров Карла Ясперса, Людвига Бинсвангера, Медарда Босса и Ролло Мэя, заложивших основы экзистенциальной психологии и экзистенциальной терапии. .

Хайдеггер Мартин (1889 - 1976) Хайдеггер Мартин (1889 - 1976)

Мартин Хайдеггер вводит понятие единства личности и окружающей среды – Dasein (бытие-в-мире), который означает Мартин Хайдеггер вводит понятие единства личности и окружающей среды – Dasein (бытие-в-мире), который означает «существовать там» .

Центральная идея Хайдеггеровской онтологии (учение о бытии или существовании) заключается в том, что индивид Центральная идея Хайдеггеровской онтологии (учение о бытии или существовании) заключается в том, что индивид есть бытие-в-мире. Он не существует как Я или субъект в отношении внешнего мира; он не есть вещь, объект или тело, взаимодействующее с другими вещами, составляющими мир. Люди существуют через бытие-в-мире, а мир обретает свое существование, поскольку есть раскрывающее его Бытие (человек). Бытие и мир суть одно.

ЛЮДИ НЕ ИМЕЮТ СУЩЕСТВОВАНИЯ, ОТДЕЛЬНОГО ОТ МИРА, И МИР НЕ ИМЕЕТ СУЩЕСТВОВАНИЯ, ОТДЕЛЬНОГО ОТ ЛЮДИ НЕ ИМЕЮТ СУЩЕСТВОВАНИЯ, ОТДЕЛЬНОГО ОТ МИРА, И МИР НЕ ИМЕЕТ СУЩЕСТВОВАНИЯ, ОТДЕЛЬНОГО ОТ ЛЮДЕЙ

ЧЕЛОВЕК НЕ ПРИДАЕТ СМЫСЛ ОБЪЕКТАМ; ОНИ ОТКРЫВАЮТ СВОИ СМЫСЛЫ ЧЕЛОВЕКУ, когда он открыт для ЧЕЛОВЕК НЕ ПРИДАЕТ СМЫСЛ ОБЪЕКТАМ; ОНИ ОТКРЫВАЮТ СВОИ СМЫСЛЫ ЧЕЛОВЕКУ, когда он открыт для их принятия. ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕЛОВЕКА – его открытость, готовность к восприятию всего, что есть в настоящем.

Мир, в котором осуществляется бытие, делится на три сосуществующие ипостаси: 1. Umwelt, или окружающая Мир, в котором осуществляется бытие, делится на три сосуществующие ипостаси: 1. Umwelt, или окружающая среда, 2. Mitwelt (буквально: «вместе с миром» ), или структура отношений с другими людьми, 3. Eigenwelt, или структура внутренних отношений человека с самим собой.

Взаимоотношения человека с самим собой составляют Eigenwelt. Многие направления теории личности не уделяют этому Взаимоотношения человека с самим собой составляют Eigenwelt. Многие направления теории личности не уделяют этому миру должного внимания. Между тем жить в Eigenwelt — значит осознавать себя как человеческое существо и понимать, что есть «я» по отношению к миру вещей (Umwelt) и людей (Mitwelt).

Здоровые люди живут в Umwelt, Mitwelt и Eigenwelt одновременно. Они умеют приспособиться к миру Здоровые люди живут в Umwelt, Mitwelt и Eigenwelt одновременно. Они умеют приспособиться к миру природы, взаимодействуют с другими как с себе подобными и ясно сознают, какую ценность имеет их собственный опыт.

Стремясь к власти над природой, человек теряет с ней связь: изначальное единство оборачивается конфликтом, Стремясь к власти над природой, человек теряет с ней связь: изначальное единство оборачивается конфликтом, состоянием бесконечной войны с самим собой. Когда человек слепо полагается на продукты индустриальной революции, он забывает о земле и небе, то есть о единственном реальном контексте своего бытия. Потеря ориентации в жизненном пространстве и автоматизм существования ведут к постепенному отчуждению от собственного тела.

Чувством изолированности и самоотчужденности страдают не только патологически беспокойные личности, но практически все обитатели Чувством изолированности и самоотчужденности страдают не только патологически беспокойные личности, но практически все обитатели современного общества западного типа. Отчуждение — это болезнь нашего времени, имеющая, по крайней мере, три ярко выраженных признака: • 1) отделенность от природы; • 2) недостаток значимых межличностных отношений; • 3) отчуждение от своего подлинного «я» .

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ можно определить как эмпирическую науку о человеческом существовании, использующую метод феноменологического анализа ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ можно определить как эмпирическую науку о человеческом существовании, использующую метод феноменологического анализа

ПРИНЦИПЫ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА • • • 1) СУЩЕСТВОВАНИЕ (existence) предшествует СУЩНОСТИ ( essence). Существование означает ПРИНЦИПЫ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА • • • 1) СУЩЕСТВОВАНИЕ (existence) предшествует СУЩНОСТИ ( essence). Существование означает явление и становление, сущность же подразумевает статическую материю, не способную самостоятельно изменяться. Существование предполагает процесс, сущность относится к конечному продукту. Существование связано с ростом и переменами, сущность знаменует собой статичность и исчерпанность. 2) Экзистенциализм не признает разрыва между субъектом и объектом. 3) Люди ищут смысл своей жизни. Они задают себе (хотя и не всегда сознательно) важнейшие вопросы, касающиеся бытия (Кто я? Стоит ли жизнь того, чтобы жить? Имеет ли она смысл? Как я могу осуществить свое человеческое призвание? ). Склонность если не к систематическим размышлениям на эту тему, то, по крайней мере, к переживанию подобных проблем входит в число универсальных свойств человеческой натуры. 4) Каждый человек сам отвечает за то, что он есть и чем он становится. Мы не можем обвинять родителей, учителей, начальство, Бога или обстоятельства. Как говорил Сартр, «человек есть не что иное, как то, что он сам из себя делает. Это — первый принцип экзистенциализма» . 5) Экзистенциалисты отвергают ПРИНЦИП ОБЪЯСНЕНИЯ ЯВЛЕНИЙ, лежащий в основе всякого теоретического знания. Все теории дегуманизируют людей, изображают их механическими объектами, расчленяют единство личности. Экзистенциалисты считают, что непосредственное переживание всегда имеет преимущество перед любыми искусственными объяснениями.

6) Экзистенциализм отвергает каузальность (причинно-следственные отношения), детерминизм и материализм. В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ СУЩЕСТВОВАНИИ НЕТ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ 6) Экзистенциализм отвергает каузальность (причинно-следственные отношения), детерминизм и материализм. В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ СУЩЕСТВОВАНИИ НЕТ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ. В основном есть лишь последовательность поведенческих событий, но недопустимо из последовательности выводить причинность. Нечто, происходящее с ребенком, не является причиной его более позднего взрослого поведения. Оба события могут иметь тождественный экзистенциальный смысл, но это не означает, что событие А – причина события В.

Основы персонологии, или персонологической психологии, как особой дисциплины, предметом которой служит персона как живая, Основы персонологии, или персонологической психологии, как особой дисциплины, предметом которой служит персона как живая, индивидуальная, уникальная (eigenartige) целостность, были заложены немецким психологом В. Штерном (1871 – 1938).

Штерн Вильям (1871– 1938) Штерн Вильям (1871– 1938)

Согласно Штерну, личность представляет собой неделимую на психическое и физическое единицу, целостностью которой объясняются Согласно Штерну, личность представляет собой неделимую на психическое и физическое единицу, целостностью которой объясняются ее отдельные проявления и функции.

Штерн считал, что ЛИЧНОСТЬ — это самоопределяющаяся, сознательно и целенаправленно действующая целостность, обладающая определенной Штерн считал, что ЛИЧНОСТЬ — это самоопределяющаяся, сознательно и целенаправленно действующая целостность, обладающая определенной глубиной (сознательным и бессознательным слоями).

С развитием персонологии представления о характере влились в теории личности, как интегральном психологическом образовании С развитием персонологии представления о характере влились в теории личности, как интегральном психологическом образовании

Считается, что первые труды по теории личности были написаны в 1930 -е гг. (К. Считается, что первые труды по теории личности были написаны в 1930 -е гг. (К. Левин, Г. Мюррей, Г. Олпорт)

Можно достаточно уверенно датировать возникновение психологии личности как особой предметной области психологического познания выходом Можно достаточно уверенно датировать возникновение психологии личности как особой предметной области психологического познания выходом в свет первых фундаментальных теоретических работ: • «Динамическая теория личности» К. Левина (1935), • «Личность» Г. Олпорта (1937) и • «Исследования личности» Г. Мюррея (1938).

КУРТ ЛЕВИН (1890— 1947) КУРТ ЛЕВИН (1890— 1947)

Искусственность и оторванность от жизни той экспериментальной психологии, которая доминировала с середины XIX века, Искусственность и оторванность от жизни той экспериментальной психологии, которая доминировала с середины XIX века, не удовлетворяла многих ученых.

Левин критикует статистический подход к изучению психики. Сказать о том, что шестилетний ребенок умеет Левин критикует статистический подход к изучению психики. Сказать о том, что шестилетний ребенок умеет то, чего не может трехлетний, — значит не сказать ничего. ВЫВОДЫ, ОСНОВАННЫЕ НА АНАЛИЗЕ «СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКОГО РЕБЕНКА» , НЕЛЬЗЯ СЧИТАТЬ КОРРЕКТНЫМИ, ибо «средний ребенок» — это статистический миф и не более того. Левин считал, что лучше достаточно глубоко узнать одного ребенка, чем всех, но лишь по ряду аспектов.

Задачей психологической науки, по Левину, должно быть даже не установление законов, а ПРЕДСКАЗАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ Задачей психологической науки, по Левину, должно быть даже не установление законов, а ПРЕДСКАЗАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ (или событий) на основании некоего общего закона. Но эти события могут быть предсказуемы только при наличии достоверной теории. Критерием научной достоверности является не повторяемость единичных фактов, а наоборот, единичные факты приобретают научную достоверность лишь в контексте теории.

Левин разработал целостный подхода к анализу явлений человеческого поведения, выраженный в психологической теории поля. Левин разработал целостный подхода к анализу явлений человеческого поведения, выраженный в психологической теории поля.

Курт Левин – основатель психологической теории поля, которая представляет собой метод анализа жизненного пространства Курт Левин – основатель психологической теории поля, которая представляет собой метод анализа жизненного пространства как отдельного человека, так и группы людей.

Концепция поля появилась первоначально в физике. В ходе физических исследований выяснилось, что электромагнитные явления Концепция поля появилась первоначально в физике. В ходе физических исследований выяснилось, что электромагнитные явления невозможно объяснить на основе атомистического подхода, сформулированного Ньютоном. Наука все в меньшей степени стала использовать принципы механики и атомистики, предпочитая им новую концепцию, основанную на идее существования силового поля.

Идея поля была воспринята и в психологии сторонниками гештальт-психологии. Один из её основателей, Вольфганг Идея поля была воспринята и в психологии сторонниками гештальт-психологии. Один из её основателей, Вольфганг Кёлер, полагал, что «гештальт-психология стала своего рода приложением физики поля к некоторым важным разделам психологии» .

Основные положения гештальт-психологии нашли отражение в теории К. Левина: • Образ мира, явления (иными Основные положения гештальт-психологии нашли отражение в теории К. Левина: • Образ мира, явления (иными словами — гештальт) создается не путем синтеза отдельных элементов, отдельных ощущений. Он возникает сразу как целостный феномен. • Гештальт не является простой суммой частей, а представляет собой целостную структуру. В структуре можно выделить и исследовать отдельные части, но нельзя сказать, что целое определяется особенностями частей, напротив — каждая часть зависит от целого, от своей в него включенности. • Образ создается в «данный момент» (ad hoc) посредством инсайта, прошлый опыт в его создании существенной роли не играет.

ЧЕЛОВЕК — это сложное энергетическое поле, ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОТРЕБНОСТЕЙ И НАПРЯЖЕНИЙ, которая определяет и ЧЕЛОВЕК — это сложное энергетическое поле, ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОТРЕБНОСТЕЙ И НАПРЯЖЕНИЙ, которая определяет и направляет восприятие и действия.

Центральным в системе взглядов Левина на поведение человека является понятие Центральным в системе взглядов Левина на поведение человека является понятие "жизненного пространства". В это "пространство" входит вся сумма возможных событий, которые влияют на индивида из прошлого, настоящего и будущего, как это ему представляется.

ТОЛЬКО УЧИТЫВАЯ СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА ЧЕЛОВЕКА, СИЛЫ, ИМ ДВИЖУЩИЕ В ДАННЫЙ МОМЕНТ ВРЕМЕНИ, ТОЛЬКО УЧИТЫВАЯ СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА ЧЕЛОВЕКА, СИЛЫ, ИМ ДВИЖУЩИЕ В ДАННЫЙ МОМЕНТ ВРЕМЕНИ, ПСИХОЛОГ МОЖЕТ ДЕЛАТЬ ОБОСНОВАННЫЕ ВЫВОДЫ И ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ.

В КОНЦЕПЦИИ ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА делается акцент на непрерывном взаимодействии внутренних и внешних сил, таких В КОНЦЕПЦИИ ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА делается акцент на непрерывном взаимодействии внутренних и внешних сил, таких как человеческие потребности, ценности, аттитюды и условия окружающей (социальной) среды, которые вместе определяют поведение человека в конкретной обстановке

Теория поля К. Левина В = f (Р, Е) Субъект с его внутренними заряженными Теория поля К. Левина В = f (Р, Е) Субъект с его внутренними заряженными системами и окружающая ситуация ( «психологическое окружение» , среда) составляют единый континуум

ПОВЕДЕНИЕ — это функция личности и ее жизненного пространства в данный момент времени ПОВЕДЕНИЕ — это функция личности и ее жизненного пространства в данный момент времени

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО состоит из разных секторов, регионов, которые графически изображаются разделенными границами. Личностное развитие ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО состоит из разных секторов, регионов, которые графически изображаются разделенными границами. Личностное развитие можно понимать как включение в жизненное пространство какойто новой неизвестной зоны, движение к которой реорганизует все пространство в целом.

Развития личности, — это ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТЬ ЛИЧНОСТНОГО ПРОСТРАНСТВА. Чем больше дифференциация, тем на более высокой Развития личности, — это ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТЬ ЛИЧНОСТНОГО ПРОСТРАНСТВА. Чем больше дифференциация, тем на более высокой ступени развития находится личность. Поэтому развитие можно описать как: • 1) увеличение широты жизненного пространства в отношении а) того, что является частью психологического настоящего; б) временной перспективы в направлении психологического прошлого и психологического будущего; в) измерения реальность—ирреальность; 2) растущую дифференциацию каждого уровня жизненного пространства на множество социальных связей и областей деятельности; 3) растущую организацию жизненного пространства; 4) изменение общей подвижности или жесткости жизненного пространства.

Понятие «персонология» в психологическую науку ввел Генри Мюррей в 1938 г. , объединив как Понятие «персонология» в психологическую науку ввел Генри Мюррей в 1938 г. , объединив как теоретическую базу, так и эмпирические исследования в данной области.

Генри Александер Мюррей Генри Александер Мюррей

Г. А. Мюррей объединил научную биологию, академическую психологию и клиническую практику с гуманитарными науками, Г. А. Мюррей объединил научную биологию, академическую психологию и клиническую практику с гуманитарными науками, чтобы создать персонологию — дисциплину, название которой отражает его интерес к конкретным людям (индивидуумам) во всей их сложности.

Мюррей предложил термин Мюррей предложил термин "Персонология" не только для обозначения собств. концепции, но и для любых исследований в области психологии личности.

В структуре личности, так же как и в теории Фрейда, Мюррей выделяет Ид, Эго В структуре личности, так же как и в теории Фрейда, Мюррей выделяет Ид, Эго и Супер-эго. Однако его концепция имеет отличия от ортодоксального психоанализа: 1. 2. 3. 4. не все инстинкты Ид эгоистичны и социально неприемлемы, следовательно, функционирование личности не всегда определяется попыткой избежать конфликта между индивидом и обществом; функция Эго является не только защитной, но и организующей, контролирующей и планирующей; ценности и табу, которые содержит Супер-эго, не фиксируются в детстве, поэтому ровесники, значимые взрослые и даже литературные герои могут впоследствии влиять на Супер-эго; на основании этого влияния формируется Эго-идеал, который дает широкие возможности для личностных изменений даже на относительно поздних возрастных этапах.

Мюррей разработал много диагностических методик для исследования личности, среди которых самой важной является Мюррей разработал много диагностических методик для исследования личности, среди которых самой важной является "Тематической апперцепции тест" (ТАТ).

В 1935 году впервые в журнальном варианте под двойным авторством появилось сообщение о Тематическом В 1935 году впервые в журнальном варианте под двойным авторством появилось сообщение о Тематическом апперцептивном тесте (ТАТ) как методике экспериментального изучения фантазии (Morgan С. , Murray H. , 1935).

Г. Мюррей делает предположение о том, что содержание апперцепции находится в прямо пропорциональной зависимости Г. Мюррей делает предположение о том, что содержание апперцепции находится в прямо пропорциональной зависимости от силы доминирующей потребности

Главный вклад Мюррея связан с разработкой понятия Главный вклад Мюррея связан с разработкой понятия "ПОТРЕБНОСТЬ", которая определяется как сущность, организующая восприятие, апперцепцию, мышление, способность к волевому решению и действию таким способом, чтобы трансформировать в определенном направлении существующую неудовлетворительную ситуацию.

На потребности влияют На потребности влияют "ПРЕССЫ", т. е. реальные или воспринимаемые силы окружающей среды, имеющие побуждающие свойства.

Мюррей предложил список 40 потребностей (в достижении, власти, аффилиации, агрессии, автономии, защите, уважении, опеке Мюррей предложил список 40 потребностей (в достижении, власти, аффилиации, агрессии, автономии, защите, уважении, опеке и др. ), а также перечень ПРЕССОВ (отсутствие семейной поддержки, опасность беды, недостаток или потеря чего-либо, различные сдерживания, отказы и др. ). Потребности и соответствующие им прессы объединяются в единице поведения, называемой "ТЕМА", которая вместе с набором устойчивых значений и образцов действия образует "ПОТРЕБНОСТНЫЙ ИНТЕГРАТ". На основании этих базовых понятий Меррей строит векторно-ценностную схему поведения личности.

ВНУТРЕННИЙ МИР ИНДИВИДУУМА (т. е. потребности) НАХОДИТСЯ В НЕПРЕРЫВНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ОКРУЖЕНИЯ (т. ВНУТРЕННИЙ МИР ИНДИВИДУУМА (т. е. потребности) НАХОДИТСЯ В НЕПРЕРЫВНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ОКРУЖЕНИЯ (т. е. давлением), ПРИВОДЯЩЕМ К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ АКТИВНОСТИ.

Гордон Олпорт (1897 -1967) Гордон Олпорт (1897 -1967)

Теория Гордона В. Оллпорта представляет собой соединение гуманистических и индивидуальных подходов к изучению человеческого Теория Гордона В. Оллпорта представляет собой соединение гуманистических и индивидуальных подходов к изучению человеческого поведения.

Оллпорт ратовал за психологию, изучающую, с одной стороны, поведенческие шаблоны (behavioral patterns) и общие Оллпорт ратовал за психологию, изучающую, с одной стороны, поведенческие шаблоны (behavioral patterns) и общие законы (предмет традиционной научной психологии), а с другой — рост и индивидуальность

Стараясь восстановить равновесие в вопросе изучения человека, Оллпорт подчеркивал уникальность каждого индивидуума — точка Стараясь восстановить равновесие в вопросе изучения человека, Оллпорт подчеркивал уникальность каждого индивидуума — точка зрения, противоположная подходам большинства существующих теорий личности.

В психологии индивидуальности Оллпорта выдвигается предположение, что люди хотят расти и изменяться и что В психологии индивидуальности Оллпорта выдвигается предположение, что люди хотят расти и изменяться и что их мотивом является поиск новых напряжений, а не просто установление status quo или уменьшение напряжения.

Оллпорт ПОДЧЕРКИВАЕТ УНИКАЛЬНОСТЬ ПСИХИЧЕСКИ ЗДОРОВЫХ ИНДИВИДУУМОВ, ПРОАКТИВНО (СТРЕМЯЩИХСЯ К СВОИМ СОЗНАТЕЛЬНО ПОСТАВЛЕННЫМ ЦЕЛЯМ. Оллпорт ПОДЧЕРКИВАЕТ УНИКАЛЬНОСТЬ ПСИХИЧЕСКИ ЗДОРОВЫХ ИНДИВИДУУМОВ, ПРОАКТИВНО (СТРЕМЯЩИХСЯ К СВОИМ СОЗНАТЕЛЬНО ПОСТАВЛЕННЫМ ЦЕЛЯМ.

Оллпорт критиковал существующие теории личности за то, что они упускали из виду нормального, психически Оллпорт критиковал существующие теории личности за то, что они упускали из виду нормального, психически здорового человека и придавали слишком большое значение бессознательно определяемым процессам.

Оллпорт полагал, что исчерпывающая теория личности должна быть основана на объединении достижений психоанализа, теории Оллпорт полагал, что исчерпывающая теория личности должна быть основана на объединении достижений психоанализа, теории научения, социальной психологии и теории черт, так же как и его собственной психологии индивидуальности

Подход Оллпорта к изучению личности можно охарактеризовать несколькими ключевыми понятиями: • 1) сознательная мотивация, Подход Оллпорта к изучению личности можно охарактеризовать несколькими ключевыми понятиями: • 1) сознательная мотивация, • 2) психически здоровые индивидуумы, • 3) проактивное поведение, • 4) уникальность каждой личности, • 5) эклектичное отношение к другим теориям.

С точки зрения Оллпорта, ни одна теория не является полностью исчерпывающей, и каждый всегда С точки зрения Оллпорта, ни одна теория не является полностью исчерпывающей, и каждый всегда должен четко осознавать, что большая часть человеческой природы не вмещается ни в какую отдельную теорию.

Оллпорт подчеркивал значение СОЗНАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ; здоровые, взрослые люди, как правило, осознают, что они делают Оллпорт подчеркивал значение СОЗНАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ; здоровые, взрослые люди, как правило, осознают, что они делают и по какой причине они делают это.

 «ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ, при всех своих достоинствах, иногда копает слишком глубоко» Гордон Оллпорт был «ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ, при всех своих достоинствах, иногда копает слишком глубоко» Гордон Оллпорт был первым теоретиком личности, изучавшим психически здорового человека.

Большинство людей, считал Оллпорт, движимы стремлениями настоящего времени, а не прошлыми событиями, осознают, что Большинство людей, считал Оллпорт, движимы стремлениями настоящего времени, а не прошлыми событиями, осознают, что они делают, и имеют некоторое представление о том, почему они это делают.

Гордон Оллпорт описал основные черты зрелой личности • Психически здоровые люди имеют способность выучивать Гордон Оллпорт описал основные черты зрелой личности • Психически здоровые люди имеют способность выучивать новые шаблоны поведения и расти в течение всей жизни. • Им свойственно ПРОАКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, то есть здоровый человек не только реагирует на внешние стимулы, но способен сознательно воздействовать на свою среду новыми, ранее не испробованными способами и вынуждать окружающую среду реагировать на них. • Проактивное поведение не просто направлено на снижение напряжения, но также создает новые напряжения.

Проследив историю термина «личность» , Оллпорт привел 49 существующих определений личности, классифицировав их в Проследив историю термина «личность» , Оллпорт привел 49 существующих определений личности, классифицировав их в зависимости от этимологии, внешних проявлений и значений в теологии, философии, юриспруденции, социологии и психологии.

 «ЛИЧНОСТЬ — ЭТО ДИНАМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ СИСТЕМ ВНУТРИ ИНДИВИДУУМА, ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ ЕГО ХАРАКТЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ «ЛИЧНОСТЬ — ЭТО ДИНАМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ СИСТЕМ ВНУТРИ ИНДИВИДУУМА, ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ ЕГО ХАРАКТЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И МЫШЛЕНИЕ» Гордон Оллпорт

Гордон В. Оллпорт разработал теорию личности, которая подчеркивает УНИКАЛЬНОСТЬ ПСИХИЧЕСКИ ЗДОРОВЫХ ИНДИВИДУУМОВ, ПРОАКТИВНО СТРЕМЯЩИХСЯ Гордон В. Оллпорт разработал теорию личности, которая подчеркивает УНИКАЛЬНОСТЬ ПСИХИЧЕСКИ ЗДОРОВЫХ ИНДИВИДУУМОВ, ПРОАКТИВНО СТРЕМЯЩИХСЯ К СВОИМ СОЗНАТЕЛЬНО ПОСТАВЛЕННЫМ ЦЕЛЯМ.

Единицей анализа, применимой для изучения различия в поведении разных людей, Оллпорт считал черту личности, Единицей анализа, применимой для изучения различия в поведении разных людей, Оллпорт считал черту личности, которую определял как «нейропсихическую структуру, способную преобразовывать множество функционально эквивалентных стимулов, а также стимулировать и направлять эквивалентные (в значительной степени устойчивые) формы адаптивного и экспрессивного поведения» . Термин «черта» подразумевает некую общую характеристику, присущую нескольким индивидуумам.

Оллпорт разделял общие черты и индивидуальные черты, которые он называл личными диспозициями. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ Оллпорт разделял общие черты и индивидуальные черты, которые он называл личными диспозициями. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ (common traits) — это те стороны человеческой личности, которые делают возможным сравнение индивидуумов. Они предоставляют способ, которым можно сравнивать характеристики людей в пределах данной культуры.

Оллпорт и Одберт ( Odbert) (1936) перечислили приблизительно 18 000 личных описательных слов из Оллпорт и Одберт ( Odbert) (1936) перечислили приблизительно 18 000 личных описательных слов из «Нового международного словаря Вебстера» 1925 года издания, примерно четверть из которых описывают свойства личности. Среди них удалось выделить: • Черты, которые описывают относительно стабильные характеристики, такие, как «общительность» или «интровертность» , • Состояния, которые описывают временные характеристики, например «счастливый» или «сердитый» , • Оценочные характеристики, такие, как «неприятный» или «чудесный» , • Физические свойства, например «высокий» или «полный» .

Акцент на уникальности заставил Олпорта отказаться от рассмотрения общих черт и заменить их индивидуальными Акцент на уникальности заставил Олпорта отказаться от рассмотрения общих черт и заменить их индивидуальными чертами, или персональными диспозициями.

Согласно теории Оллпорта, двумя основными составляющими личности являются • личные диспозиции • проприум. Согласно теории Оллпорта, двумя основными составляющими личности являются • личные диспозиции • проприум.

Оллпорт определил ЛИЧНУЮ ДИСПОЗИЦИЮ как «генерализованную нейропсихическую структуру (специфическую для каждого индивидуума), способную отвечать Оллпорт определил ЛИЧНУЮ ДИСПОЗИЦИЮ как «генерализованную нейропсихическую структуру (специфическую для каждого индивидуума), способную отвечать на многие стимулы функционально одинаково, а также формировать последовательные (эквивалентные) формы адаптивного и стилистического поведения и руководить этим поведением»

Оллпорт рассматривал непрерывное множество личных диспозиций, начиная с наиболее центральных и заканчивая теми, которые Оллпорт рассматривал непрерывное множество личных диспозиций, начиная с наиболее центральных и заканчивая теми, которые имеют лишь периферийное значение для человека. При этом различал следующие уровни: • кардинальные диспозиции, • центральные диспозиции • вторичные диспозиции. Каждый человек обычно имеет около десяти диспозиций, которые являются центральными для данной личности, и сотни менее важных, вторичных и стилистических.

Некоторые люди обладают выделяющейся характеристикой или главной страстью, настолько преобладающей, что она доминирует над Некоторые люди обладают выделяющейся характеристикой или главной страстью, настолько преобладающей, что она доминирует над всей их жизнью – это кардинальная диспозиция.

Нельзя считать, что вторичная диспозиция одного человека менее интенсивна, чем центральная диспозиция другого. Личные Нельзя считать, что вторичная диспозиция одного человека менее интенсивна, чем центральная диспозиция другого. Личные диспозиции не предназначены для сравнения характеристик разных людей

Проприум (собственное) – центр личности. Он включает характеристики, которые мы воспринимаем как центральные и Проприум (собственное) – центр личности. Он включает характеристики, которые мы воспринимаем как центральные и важные для нашей жизни. Проприум включает те стороны личности, которые рассматриваются как важные для чувств самоидентификации и самовозвышения. В понятие проприума входят также ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА, так же как и та часть сознания, которая является характерной для конкретной личности и соответствует убеждениям взрослого человека.

Личность и проприум — не синонимы. Понятие личности включает в себя множество • • Личность и проприум — не синонимы. Понятие личности включает в себя множество • • привычек и навыков, эмоций, черт, общепринятых обычаев и оппортунистических стремлений, • приспособленческих шаблонов ( adjustment patterns) и случайных факторов, не являющихся близкими и центральными для человека.

Составляющие проприума Характеристика Возраст Ощущение своего тела телесное ощущение себя младенец Самоидентификац ия понимание, Составляющие проприума Характеристика Возраст Ощущение своего тела телесное ощущение себя младенец Самоидентификац ия понимание, кто есть я и что является моим раннее детство Самоуважение я как предмет гордости – положительная самооценка, самовозвышение раннее детство Расширение личности расширение понимания себя, включая все, что мне принадлежит (одежду, игрушки и домашних животных, родственников и друзей) дошкольный возраст Образ себя видение своих способностей, своего статуса и своей роли в настоящий момент, достоинств и недостатков дошкольный возраст Рациональная личность способность рационально объяснять и отрицать, корректно рассуждать и находить решения жизненных проблем, умение приспосабливать свои нужды к требованиям окружающего мира младший школьный возраст Собственные стремления, близкие человеку, которые воспринимаются им как «именно его» , мысли о будущем, планирование и формирование намерений подростковый возраст

Обычно не ранее чем в отрочестве человек приобретает четко определенное осознание себя как личности Обычно не ранее чем в отрочестве человек приобретает четко определенное осознание себя как личности и хорошо развитый проприум, что подвигает его действовать в соответствии с собственными стремлениями.

В дополнение к перечисленным семи центральным аспектам личности, составляющим проприум, Оллпорт описал еще один, В дополнение к перечисленным семи центральным аспектам личности, составляющим проприум, Оллпорт описал еще один, восьмой аспект, который он называл ОСОЗНАЮЩЕЙ ЛИЧНОСТЬЮ, или субъективной личностью. Осознающая личность — это «я» , которое осознает «себя» как объект. Когда я думаю о своей личности, я могу думать только о моей объективной личности, то есть о моем физическом облике, о моей репутации, о моем образе себя и так далее. Но кто этот размышляющий «я» ? Это — тоже моя личность, но это осознающая личность, которая не может быть частью проприума.

Теория личности Оллпорта построена на предположении о ДВОЙНОЙ СИСТЕМЕ МОТИВАЦИИ. Люди движимы одновременно и Теория личности Оллпорта построена на предположении о ДВОЙНОЙ СИСТЕМЕ МОТИВАЦИИ. Люди движимы одновременно и • потребностью приспосабливаться к своей окружающей среде, и • стремлением расти или добиваться все большей и большей самоактуализации.

Потребность приспосабливаться и потребность расти сосуществуют бок о бок внутри одного человека, и любая Потребность приспосабливаться и потребность расти сосуществуют бок о бок внутри одного человека, и любая адекватная теория личности, говорил Оллпорт, должна принимать во внимание тот факт, что ЛЮДИ ЯВЛЯЮТСЯ КАК РЕАКТИВНЫМИ, ТАК И ПРОАКТИВНЫМИ СУЩЕСТВАМИ.

Оллпорт был совершенно не удовлетворен существующими теориями мотивации, поскольку почти все они основывались на Оллпорт был совершенно не удовлетворен существующими теориями мотивации, поскольку почти все они основывались на предположении, что люди просто реагируют на свою окружающую среду, но практически не формируют ее. С точки зрения Оллпорта, ЛИЧНОСТЬ — ЭТО РАСТУЩАЯ СИСТЕМА, ПОСТОЯННО ВКЛЮЧАЮЩАЯ В СЕБЯ НОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ИЗМЕНЯЮЩАЯСЯ БЛАГОДАРЯ ИМ, а большинство предшествующих теорий личности не допускают возможность роста.

Теория Оллпорта видит ЛЮДЕЙ СОЗНАТЕЛЬНО ВОЗДЕЙСТВУЮЩИМИ НА СВОЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ СПОСОБОМ, ПОЗВОЛЯЮЩИМ ИМ РАСТИ Теория Оллпорта видит ЛЮДЕЙ СОЗНАТЕЛЬНО ВОЗДЕЙСТВУЮЩИМИ НА СВОЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ СПОСОБОМ, ПОЗВОЛЯЮЩИМ ИМ РАСТИ И СТРЕМИТЬСЯ К ПСИХИЧЕСКОМУ ЗДОРОВЬЮ

Критика персонологии: • 1. Проблемы изучения личности в трактовках персонологии (уникальность, изменчивость, внутренняя сложность), Критика персонологии: • 1. Проблемы изучения личности в трактовках персонологии (уникальность, изменчивость, внутренняя сложность), проблемы с эмпирической проверкой теории, • 2. Невозможность выведения эмпирических законов, так как делается упор на изучении частных случаев, • 3. Внутренняя противоречивость персонологии, связанная с эклектизмом, • 4. Упор на мотивацию в трактовке личности