коми художники.ppt
- Количество слайдов: 35
Доброго всем дня! Мы рады вас приветствовать на нашей встрече! Как вы знаете, в эти дни республика Коми празднует свой день рождения, и наше мероприятие будет тоже посвящено этому событию. В рамках нашего молодежного клуба мы хотим рассказать Вам о жизни и творчестве наших художников, картины которых посвящены нашему живописному краю. На нашей планете, наверно, не найдется мест, про которые можно сказать «некрасивый» «ужасный» . Даже в пустыне и самых северных широтах можно отыскать свою красоту, свою изюминку, ибо их создала сама природа — самый искусный, самый утонченный творец прекрасного. . . Итак представляем Вашему вниманию художников, работы которых, как нам показалось, наиболее точно отражают прекрасное в природе, жизни и истории Коми
Ермолин Рем Николаевич (1926 - 2004) — художник, живописец. Лауреат Государственной премии Коми АССР (1972), народный художник Коми АССР (1980), народный художник РСФСР (1985). Уроженец Ленинграда. Выпускник института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина (Ленинград) живописного факультета В. М Орешникова (1954 -1960). Председатель Правления Союза художников Коми АССР в 1962 -1964, 1970 -1986 годах Писал в разных жанрах но основными были жанровые картины и портрет. Ведущими темами полотен Рема Автопортрет Николаевича - - люди Коми 1987. республики, их трудовые будни, природа Севера, самобытность уклада и обрядов.
Белая ночь в Каргорте 1981 . ДВП, масло. 33 х 55
В 1974 году семья художников Ермолиных купила дом в Каргорте. Здесь они подолгу жили и писали на пленэре. Ыбские мотивы можно увидеть на многих полотнах художников. Улица в Каргорте 1983. Картон, масло.
Усть-Цилемская горка. 1974. Холст, масло На картине «Усть-Цилемская горка» запечатлена репетиция ансамбля с одноименным названием. Перед нами широкое полотно, несущее отзвук напевов этого края – неторопливых и величавых, как воды Печоры. Напевность композиции строится на строгом и стройном ритме фигур, гармонии приглушенного колорита, звучание которого акцентируется более яркими вкраплениями теплых красновато-охристых тонов. Каждый персонаж конкретен, образы людей жизненно узнаваемы, правдивы и понятны зрителю.
На усть-цилемской свадьбе. 1976. Холст, масло. «В свадебном ритуале, связанном в этих местах с целым комплексом обычаев далекого и близкого прошлого, автор выбрал кульминационный момент: состояние перехода от официальной церемонии бракосочетания к собственно свадьбе – веселью в народном духе … Целостная композиция построена на строго продуманном чередовании персонажей – их характеров, жестов, взглядов, ракурсов фигур, цветовых пятен.
Серебро Печоры 1969. Холст, масло Картина является важной вехой в творчестве художника. Он запечатлел печорских рыбаков-промысловиков на фоне реки перед ящиками с уловом. Несмотря на постановочный характер полотна, она подкупает яркостью человеческих характеров. . В каждом из героев художник показал определенный тип характера, но единой их чертой является душевная открытость мужественных людей нелегкой профессии.
Торлопов Станислав Анфимович (род 1936) — живописец Заслуженный художник РСФСР, народный художник Коми АССР, лауреат Государственной премии Коми АССР. Выпускник Костромского художественного училище на живописном отделении и после окончания училища работал в Художественном фонде Сыктывкара; с 1962 г. - постоянный участник зональных, региональных и всесоюзных выставок. Уже в начале 1960 -х годов художник определил главную тему своего творчества – Север: Печора и Полярный Урал, Арктика и Кольский полуостров – здесь рождались пейзажи, здесь он встречал героев своих картин и портретов. В 1960 -1980 годы состоялись его поездки с научно- исследовательскими геологическими экспедициями на Печору, полярный Урал, в Арктику.
Всплеском новых творческих эмоций стали для художника поездки за рубеж. Наиболее экзотической страной был Вьетнам. На основе своих поездок в эту страну в 1975 и 1976 гг. С. А. Торлопов пишет серию пейзажных этюдов, портретов и картин. Художник всегда воплощает новые впечатления. Так родились небольшие циклы по Литве и Болгарии, Польше и Германии. Полярный Урал 1964. Картон, масло.
Арктическое лето 1974. Холст, темпера. 102 х 140
Ветер дальних дорог 1967. Холст, масло. 110 х 199 Север предстает в полотне суровой землёй, требующей мужества и силы от людей, пришедших покорить его. Большую часть холста занимает низко повисшее над землёй небо. Внизу - узкая полоска земли с редкими деревьями, искривлёнными под воздействием ветров и сурового климата и крепко цепляющимися за скудную почву мощными корнями. Не сразу заметишь фигурки геологов, навьюченных лошадей. Здесь они непрошеные гости. Художник очень точно запечатлел характерный и своеобразный ландшафт лесотундры, переходной зоны от тайги к тундре, который не раз видел своими глазами во время экспедиционных поездок на Полярный Урал
Ветер дальних дорог 1967. Холст, масло. 110 х 199
Вечное Центральная часть триптиха "Поэма о Северном море" 1976 -1977. Холст, масло . 120 х 145 В полотне "Вечное" перед нами беспредельные прибрежные просторы, мир девственной романтической природы, в котором властвуют лишь стихии - воздух, вода, земля.
Основой композиции картины «Мать-земдя коми» стал реальный сюжет из экспедиционной жизни, встреча в предгорьях Приполярного Урала с семьей коми оленеводов с верховьев Оби. По совершению длинных разговоров, после того как художник отметил, что и он и они коми, «родственники» , хозяйка чума горделиво Мать-земля коми заметила: «Это вы коми, а мы 1979. зыряне» . Это величественное самосознание подсказало художнику образ «Зырянской мадонны» . Звучность красок (именно в таком красном, красивом одеянии предстала зырянка из деревни Мужи перед художником) и выверенность композиции придали картине поистине симфоническое звучание
Лемзаков Николай Александрович (1916 — 1993) — художник, живописец, заслуженный деятель искусств Коми АССР. Николай Александрович родился в деревне Пустошь что около Яренска. По окончанию театрально- декорационного отделения Пермского художественного училища, работал художником-исполнителем Пермского оперного театра (1938 -1939 гг. ); затем художником-постановщиком колхозно- совхозного театра в г Оса Пермской области (1939 -1940 гг. ). Работал художником в рекламной мастерской “Крымсправка” в г. Симферополе (январь-май 1940 г )
В начале ВОВ был зачислен в строительный батальон, который был расквартирован на территории Эстонии. В июле 1941 года батальон прикомандировали к стрелковому полку, вскоре попавшему в окружение. 10 августа 1941 года в 40 километрах от г. Тарту Н. А Лемзаков был взят в плен, который провел в лагерях для военнопленных в городах Тарту, Виляния, Валка, Рига, местечке Бенкендорф под Ганновером (Германия). 16 апреля 1945 года был освобожден союзными англо-американскими войсками. Через месяц началась его дорога на Родину, куда он возвращался пешком, и прошел до белорусского города Барановичи 2000 километров. После войны Н. А. Лемзаков был репрессирован и выслан в Казахстан. После освобождения в 1949 году он переехал в Сыктывкар. Участвовал в выставках художников Севера (Архангельск, 1954 г. ); произведений художников РСФСР, автономных республик РСФСР (Москва, 1957 – 1971 гг. ); «Советский Север» (Вологда, 1974 г. ). Он участник Коми республиканских художественных выставок с 1951 года.
В 1956 году живописец создает свой знаменитый пейзаж "Лесное озеро" , ставший своеобразной визитной карточкой художника. Именно эта работа была отобрана в 1957 году на выставку произведений художников РСФСР в г. Москве. После такого успеха художнику было предложено войти в состав Коми отделения Союза художников РСФСР, куда он и был принят 13 февраля 1958 года без прохождения кандидатского стажа. Умер художник в 1997 в Сыктывкаре Лесное озеро 1956
В предместьях Куратово. 1978 Холст, масло
Мальчики на пляже. 1957 Холст, масло
Портрет архитектора В. З. Эдельгауса. 1979. Холст, масло.
Река Трубеж в Переяславле 1963.
Розовый закат 1975. ъ. Холст, масло. 68, 5 х 93, 5
Добряков Сергей Алексеевич (род 1924) — живописец, художник монументально-декоративного и прикладного искусства. Заслуженный деятель искусств Коми АССР. Лауреат Государственной премии Коми АССР. Родился в селе Вомын Усть-Куломского района Коми. Специального художественного образования не имеет. Первое время работает в жанре пейзажа, однако растущее мастерство и стремление создавать вещи, проникнутые пафосом больших событий современности, приводят живописца к созданию тематических картин. Единение человека с природой, главная идея полотен Сергея Алексеевича, особенно ярко прослеживается в картинах “На земле предков” (1969) и “Встречающие” 1977). В каждом из них словно происходит соприкосновение времен – прошлого и настоящего коми народа. Так, мудрые и мужественные коми охотники – это продолжатели исконного промысла своих предков. Сдержанная внутренняя сосредоточенность, молчаливое размышление о жизни составляют эмоциональное состояние всех вышеназванных полотен. Присутствует в творчестве Добрякова и еще одна выстраданная тема – о Великой Отечественной войне. Война очень близко была связана с личной судьбой художника. Будучи ее участником, он дошел до Берлина. По воспоминаниям об этом времени сложилась серия “Нормандия-Неман”, состоящая из живописных и акварельных работ. Сдержанно и немногословно, с большой мерой художественного обобщения он создает образы солдат-победителей в произведениях: “Прощание” (1968), “Нормандия-Неман” (1968), “На русской земле” (1985).
Встречающие 1977. Холст, темпера. 144, 5 х 154 Большой размер холста, фронтальное, "в ряд" изображение людей, стоящих на берегу, приглушенный колорит, наконец, манера письма отрывистыми мазками, напоминающими плетение пеньки - все это делает картину похожей на гобелен. Автору удалось объединить группу людей общим чувством тревоги и обеспокоенности, но это состояние не эмоциональное, выплеснутое наружу, а как бы подавленное в каждом из встречающих
Коми охотники 1964 . Холст, темпера. 60 х 140 Картина представляет собой групповой портрет коми охотников. В каталоге 1963 года указаны их коми прозвища «Егор Иван, Архип Иван и Максим Андрей» . В таких прозвищах первое из имен - имя старшего в роду, последнее – имя носителя прозвища.
. На фоне гор Приполярного Урала художник изобразил трех геологов, которые остановились перед древними деревянными идолами. Сдержанная суровость, внутренняя сосредоточенность, молчаливое размышление о жизни составляют эмоциональный строй произведения. Выразительно написан величественный североуральский пейзаж. Основной лейтмотив произведения - Север и На земле предков человек, - обретает здесь 1969 особое эпическое звучание. Холст, темпера . 189 х 168
Особенностью промыслового костюма охотника был так называемый «лузан» - короткая накидка из прямоугольного куска ткани (холст, сукно) с отверстием для головы. Под полотнищем лузана с обеих сторон были пришивные карманы для размещения промысловых припасов и добычи. Карманы выдерживали до 30 кг груза. Лузан подпоясывался кожаным ремнём (тасма). Лыжи охотников изготавливались из ели или берёзы и обшивались оленьими или лосиными камусами. Специальных лыжных палок Охотник 1972. не существовало, его заменял Холст, масло. охотничий посох койбедь.
Охотник 1964. Картон, масло.
Козлов Энгельс Васильевич (1921 — 2007) — русский советский живописец портретист. Народный художник Российской Федерации, член Санкт-Петербургского Союза художников (до 1992 года— Ленинградской организации Союза художников РСФСР) Уроженец села Троицко-Печорск, Коми АССР. Окончил Ярославское художественное училище, Ленинградское художественно-педагогическое училище. и Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (факультет живописи). Основным жанром является портреты, исторические картины, портреты, пейзажи, натюрморты. Манеру художника отличает широкое обобщенное письмо, укрупненность деталей. Живопись строится на звучных светотеневых контрастах. Колорит насыщенный, с преобладанием излюбленных сочетаний сине- зеленых и желто-коричневых тонов. Значительное место в творчестве Энгельса Козлова заняла тема индустриального освоения Севера. Богатый этюдный материал, привозимый из многочисленных поездок к нефтяникам Ухты, ( на Печору к нефтеразведчикам Усинска стал основой произведений, которые принесли художнику известность.
Белая ночь на Печоре. 1969 Холст, масло. Пейзаж «Белая ночь на Печоре» написан по памяти. В основу его легли запавшие в сердце впечатления от поездки с рыбаками по ночной Печоре. Здесь всё реально и фантастично одновременно – и сама река, огромная, сказочная, с опрокинутой в неё ночной зарёй, и темный таинственный берег в глубине, похожий на заснувшего зверя, и скользящие по воде лодки с рыбаками, отразившиеся в светлых струях бездонной стремнины…
Старая Усть-Цильма 1968. Холст, масло. В этюде «Старая Усть-Цильма» архаика «деревянной Руси» , старина, которой напоён сам воздух села, передаётся не только суровым, аскетическим видом громадных, близко поставленных изб, но и цветом их, подобным цвету великоустюжского чернёного серебра» .
Зароды на Печоре. 1968 Холст, масло В пейзаже «Зароды на Печоре» художник передает грандиозность водной панорамы реки, отливающей серебристой зыбью. Разомкнутость композиции усиливает впечатление бескрайности водной глади, в которой отражается светлое вечереющее небо… В этом возвышенном по настроению пейзаже, холодные серебристые краски которого чуть смягчены лучами неяркого осеннего солнца, ощущается едва уловимое волнение…
Шефы приехали 1960. Холст, масло.
Осень в Кожмудоре. 1970. Холст, масло.
Узнать более подробно о жизни и творчестве других художников нашей республики можно на сайте http: //www. kraevidenie. ru/hudozhniki/ а также на стене группы нашего «Арт-клуба» в соц-сети «Вконтакте» : https: //vk. com/art_club_v_braylya_11 rus , где мы регулярно выкладываем материалы посвященные искусству. Благодарим за внимание! До новых встреч! Составитель и оформитель: Лабецкая А.
коми художники.ppt