«ДОБРО И ЗЛО КАК ОСНОВА МИРОЗДАНИЯ И МИРОПОНИМАНИЯ» . Подготовила: Хома В. В. ЭЭТ-216
«Чтобы делать добро, надо прежде всего им обладать. » Аристотель «Есть только одно благо — знание и только одно зло — невежество. » Сократ
ДОБРО — ПОНЯТИЕ НРАВСТВЕННОСТИ, ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ ПОНЯТИЮ ЗЛА, ОЗНАЧАЮЩЕЕ НАМЕРЕННОЕ, БЕСКОРЫСТНОЕ И ИСКРЕННЕЕ СТРЕМЛЕНИЕ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ БЛАГА, ПОЛЕЗНОГО ДЕЯНИЯ, НАПРИМЕР ПОМОЩИ БЛИЖНЕМУ, А ТАКЖЕ НЕЗНАКОМОМУ ЧЕЛОВЕКУ ИЛИ ДАЖЕ ЖИВОТНОМУ И РАСТИТЕЛЬНОМУ МИРУВ. ЖИТЕЙСКОМ СМЫСЛЕ ЭТОТ ТЕРМИН ОТНОСИТСЯ КО ВСЕМУ, ЧТО ПОЛУЧАЕТ У ЛЮДЕЙ ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ ОЦЕНКУ, ЛИБО АССОЦИИРУЕТСЯ СО СЧАСТЬЕМ, РАДОСТЬЮ, ЛЮБОВЬЮВ. РЕЛИГИОЗНОМ СМЫСЛЕ ДОБРО — ХАРАКТЕРИСТИКА ЯВЛЕНИЙ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИХ СООТВЕТСТВИЯБОЖЬЕМУ ПРОМЫСЛУ.
ЗЛО — ПОНЯТИЕ НРАВСТВЕННОСТИ, ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ ПОНЯТИЮ ДОБРА, ОЗНАЧАЕТ НАМЕРЕННОЕ, УМЫШЛЕННОЕ, СОЗНАТЕЛЬНОЕ ПРИЧИНЕНИЕ КОМУ-ЛИБО ВРЕДА, УЩЕРБА, СТРАДАНИЙ. В ЖИТЕЙСКОМ СМЫСЛЕ ЗЛО ОТНОСЯТ КО ВСЕМУ, ЧТО ПОЛУЧАЕТ У ЛЮДЕЙ ОТРИЦАТЕЛЬНУЮ ОЦЕНКУ, ИЛИ ПОРИЦАЕТСЯ ИМИ С КАКОЙ-ЛИБО СТОРОНЫ (ТО ЕСТЬ ПРОТИВОРЕЧИТ ПРАВИЛАМ МОРАЛИ). ЭТОМ СМЫСЛЕ И ЛОЖЬ, В И БЕЗОБРАЗИЕ ПОДХОДЯТ ПОД ПОНЯТИЕ ЗЛА.
«Поединок Добра и Зла происходит каждую секунду в сердце каждого человека, ибо сердце и есть поле битвы, где сражаются ангелы и демоны. На протяжении многих тысячелетий бьются они за каждую пять, и так и будет продолжаться до тех пор, пока один из противников не уничтожит другого. » Пауло Коэльо
Откуда же берет начало добро и зло?
1. РЕЛИГИОЗНО-ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД: Добро от Бога Зло от дьявола
1)ДРЕВНЕИРАНСКАЯ РЕЛИГИОЗНО ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ - ОРОАСТРИЗМ З Мир – это борьба духа добра и света - Ахурамазда (Ормузда) и злого духа тьмы Ангро Маньо (Аритмана), духа-созидателя и духа-раз рушителя.
2)ДРЕВНЕ-КИТАЙСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ-ДАОСИЗМ. ИН созидатель актив тепло ЯНЬ разрушитель пассив холод
3)ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Зло происходит от врожденной греховности человеческого рода, унаследовавшего эту черту от прародителей (Адама и Евы), соблазненных дьяволом в эдемском саду. Итак, зло – это происки дьявола. Дьявол-разрушитель зло Христианская религия идею высшего добра воплотила в Боге. Он – творец всего доброго, вечного, разумного. Всевышний не творил зла. БОГ-творец добро
4)ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. Особое место в средневековой теологической философии занимает проблема добра и зла. Проблема добра и зла решается исходя из идеи творения: окружающий мир всецело сотворен Богом; Бог является носителем и сосредоточением добра и справедливости; следовательно, окружающий мир изначально наполнен добром; зло в мир приносит дьявол (сатана) – падший ангел, восставший против Бога; поскольку зла первоначально в мире не было, оно часто маскируется под добро и добивается своих темных целей; в мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир – творение Бога и Бог добрый, то добро в итоге одержит победу над злом. В отношении проблемы добра и зла (как в отношении многих иных вопросов) теологическая философия средневековья имеет оптимистический характер. «БОЖЕСТВЕННЫЙ ЗАКОН» -это некий высший принцип мироустройства, его искажение и есть ЗЛО. (Фома Аквинский)
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ ПОДХОД. (ДАРВИН, БЭКОН, СПЕНСЕР ГОББС, НИЦШЕ) ПРИРОДА ЕСТЬ ИСТОЧНИК И ДОБРА, И ЗЛА Инстинкт общественности (взаимопомощи) Инстинкт самосохранения (эгоизма) ДОБРО ЗЛО
3. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД. (ФУРЬЕ, СЕН-СИМОН, ОУЭН, РУССО) ДОБРО И ЗЛО – СОЦИАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТО ЕСТЬ И ТО, И ДРУГОЕ ПО СОДЕРЖАНИЮ НАПОЛНЕНО ОБЩЕСТВОМ. ИЕРАРХИЯ РАВЕНСТВО враждебность, стремление подавлять т. о. - ЗЛО взаимозависимость, взаимовыручка т. о. - ДОБРО
4. РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД(СОКРАТ, ГЮГО, КАНТ, КОНТ) СУЩЕСТВУЕТ ВЫСШИЙ МОРАЛЬНЫЙ ДОЛГ (ПРИНЦИП), НО РАЗУМ (знание) делает выбор в его пользу, подавляет инстинкты, влечения ДОБРО НЕРАЗУМНОСТЬ (невежество, незнание) подавляет, или не позволяет его совершить ЗЛО
СООТНОШЕНИЕ ДОБРА И ЗЛА. ФИЛОСОВСКО-ЭТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ: Этический абсолютизм ДОБРО Религиозная философия v Этика Сократа v Философия Платона v ЗЛО
ЭТИЧЕСКИЙ ИММОРАЛИЗМ ДОБРО – это порядок, принцип, закон мироздания. ЗЛО – это отпадение части то целого, хаос, нарушающий гармонию (порядок) вещей. (Даосизм, психологические концепции, социологические учения, Манихейская ересь, Ведическая философия)
ЭТИЧЕСКИЙ КОНВЕНЦИАЛИЗМ. ДОБРО – соглашение, (договор между людьми) и его соблюдение. ЗЛО – нарушение этого соглашения.
ДАЛЕКТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД. ДОБРО и ЗЛО – это противоположности, но относительные, через единство и борьбу которых происходит развитие действительности, поступательное Движение личности и общества. «Зло – это форма утверждения добра» Г. Гегель
Субъективны или объективны ДОБРО и ЗЛО?
ДОБРО и ЗЛО – субъективны! субъективны Потому, что:
Сам мир изменчив, особенно мир людей. Добро и Зло определяется, исходя из культурноисторического момента. «Нет века, нет народа, который не устраивал бы воображаемых добродетелей и пороков. » Л. Вовенарг
Понятия и оценки ДОБРА и ЗЛА растяжимы и изменчивы во времени. «…вчера судили – сегодня приветствуют как героя. »
Субъективность оценки ДОБРА и ЗЛА зависит, прежде всего от судьи. «А судьи кто? » В. Шекспир
СИТУАТИВНОСТЬ ДОБРА И ЗЛА. «В мире людей добра и зла в чистом виде не существует. Даже добрейший и честнейший человек может по недоразумению или в порыве гнева совершить какую-нибудь низость, о которой потом сожалеет всю жизнь. Плохие люди тоже совершают иногда хорошие поступки. К сожалению, радея, чаще всего, лишь о собственном благе. » Али Апшерони
ПАРАДОКСАЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ БЫТЬ И ДОБРОМ И ЗЛОМ. «…От чего мы получаем добро, от того же самого мы можем получить и зло. Так, например, глубокая вода полезна во многих отношениях, но, с другой стороны, она вредна, так как есть опасность утонуть в ней. » Демокрит
ЗЛО СПОСОБНО МАСКИРОВАТЬСЯ, РЯДИТЬСЯ ДОБРОМ. «Кто причиняет другому несчастье, для тех – обычная отговорка, что они желают ему добра. » Л. Вовенарг
ДОБРО И ЗЛО-ОБЪЕКТИВНЫ! Потому, что:
В мире людей Добро и Зло часто подменяется понятиями «Хорошо» и «Плохо» .
ЦЕЛЬ НЕ ОПРАВДЫВАЕТ СРЕДСТВА, А ЗЛОМ ТВОРИТЬ ДОБРО НЕЛЬЗЯ. «Всему можно поверить, любым «преобразованиям» и переменам, совершаемым якобы для «блага народа» . Одному никогда не поверю, - что злом можно сотворить добро. … Не все ли равно, какой вывеской прикрыто насилие, какие придумываются для оправдания зла формы? Зло всегда зло, добро всегда добро. » А. И. Солженицын
ПСИХОЛОГИЯ ДОБРА И ЗЛА. «Чтобы проверить в добро, надо начать его делать. » Л. Н. Толстой
СТАДИИ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА И МОРАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА: страх наказания; эгоизм взаимной выгоды; желание одобрения со стороны «значимых других» ; установка на поддержание правил поведения; осознание условности и относительности правил; релятивизм – признание некоего высшего закона, соответствующего интересам общества; формирование моральной автономии; формирование устойчивых моральных принципов, соблюдение которых обеспечивается собственной совестью безотносительно к внешним обстоятельствам.
ОСНОВА НРАВСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА – МОРАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА: Направленные на самодисциплину : стыд вина угрызения совести Положительные стимулы : доброта отзывчивость способность к сопереживанию
ТИПИЧНЫЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ДОБРА Сострадание Выдержка Любовь Милосердие Скромность И ЗЛА Насилие Гнев Ненависть Жестокость Распущенность
«Постепенно открылось мне, что линия, разделяющая добро и зло проходит не между государствами, не между классами, не между партиями, - она проходит через каждое человеческое сердце – и через все человеческие сердца. Линия эта подвижна она колеблется в нас с годами. Даже в сердце, объятом злом, она удерживает маленький плацдарм добра. Даже в наидобрейшем сердце – неискорененный уголок зла. … Нельзя изгнать вовсе зло из мира, но можно в каждом человеке его потеснить. » А. И. Солженицын
«Добро есть вечная высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь есть не что иное, как стремление к добру. . » Л. Н. Толстой
ПУСТЫМ ОБЕЩАНЬЯМ… Пустым обещаньям и сказкам не верьте, И Спас не спасет от сумы и тюрьмы, Но Жизни на свете чуть больше, чем смерти, И Света на свете, чуть больше, чем тьмы. И пусть испытанья сулит нам дорога, Пусть новым прогнозом пугают умы, Но дьявола все-таки меньше, чем Бога, И Света та свете, чуть больше, чем тьмы. Пусть сорят Закат и Рассвет в Поднебесье, Пусть старые догмы затерты до дыр, Меж черным и белым все ж нет равновесья, И это приводит в движение мир. Пусть зло проползло из столетья в столетье, И небо опять закрывают дымы, Но Жизни на свете чуть больше, чем смерти, И Света на свете чуть больше, чем тьмы.
«…совершайте добро, пока вы существуете…» Дени Дидро