Системный подход в науках о культуре.pptx
- Количество слайдов: 12
Добек Игорь 5 МХК Системный подход в на уках о культуре
Крупнейшим завоеванием научной мысли ХХ века стала теория систем. Она то и есть основа, на которой вызрел системный метод культурологии. Иначе его называют системным подходом.
В словаре культурологических терминов этот подход называют методологической основой культурологии как науки. Теория систем позволила рассмотреть культуру как систему, причем систему высшего уровня сложности. Если рассматривать этот подход в более общей форме, не обращаясь к конкретным трудам, он направлен на интеграцию исследовательского материала, накопленного различными областями гуманитарного знания, занимающимися изучением культуры (сюда можно отнести теорию и историю культуры, философию культуры, искусствознание, психологию культуры, социологию культуры и др. )
«В рамках системного подхода культура рассматривается как система, складывающаяся и функционирующая во взаимодействии: объективной (любые культурные объекты) и субъективной ( «слепок» культуры в сознании); рациональной и эмоциональночувственной ее составляющих; культурно-новационных механизмов и свойственных культуре способов обеспечения себе тождественности; процессов производства, распространения (трансляции) и «присвоения» культурных ценностей и др. » Культурология ХХ век. Словарь. СПб. : Университетская книга, 1997. С. 426
Одна из первых попыток применения системного подхода принадлежит Л. Уайту. В таких работах как «Наука о культуре» , «Эволюция культуры» , «Понятие культуры» и ряде других данный мыслитель рассматривает культуру как целостную и саморазвивающуюся систему материальных и духовных элементов. Общий закон развития культуры “Культура движется вперед по мере того, как возрастает количество обузданной энергии на душу населения, или по мере того, как возрастает эффективность или экономия в средствах управления энергией, или и то и другое вместе” Л. А. УАЙТ (1900 -1975),
Сложности, которые возникают при реализации системного метода. И культура в целом, и сами по себе ее отдельные компоненты (искусство, религия, мифология, этика, технологическая культура и др. ) представляют собой системы высокой сложности. Их характеристики являются объектами изучения различных областей гуманитарного знания, внутри которых нередко возникают самые различные научные школы, которые в свою очередь расставляют приоритеты научных исследований по-своему. В связи с этим одной из первостепенных задач в системном подходе является выработка «общемодельного, системно целостного определения феномена культуры таким образом, чтобы другие трактовки культуры явились бы частными случаями этого определения»
На общесистемном уровне анализа культуры теория систем практически оперирует философскими категориями, многие из которых до сих пор точно неопределенны. Это составляет вторую группу проблем, с которыми сталкивается как сам системный подход, так и общая теория систем, на нем основывающаяся. Также большие затруднения возникают тогда, когда целью исследования является обнаружение в объектах культуры неких признаков, характеризующих состояния и динамику субъективных форм культуры, когда как при обращении к материалу культуры исследователь имеет дело, прежде всего и по преимуществу, с ее объективными формами (теми или иными артефактами культуры, реалиями наблюдаемых культурных объектов и т. д. ).
Важнейшим моментом, благодаря которому обеспечивается сама возможность применения системного подхода, есть формализация культурологического материала, определяемая, подобно тому как это имеет место в математике, как отвлечение от изменчивости рассматриваемых объектов. Формализация фактически вырывает тот или иной объект культуры из потока изменчивости и позволяет увидеть нечто общее, что роднит данный объект с другими. Выделение чего-то всеобщего и постоянного позволяет подвести некие стабильные и неизменные понятия и далее уже выяснять взаимоотношения, существующие между этими понятиями. А представление о понятийной связи позволяет сделать выводы о связях объектов культуры, наблюдаемых в реальной действительности. «Методика применения системного подхода состоит в выявлении необходимого и достаточного набора общесистемных характеристик, отличающих специфику данной культуры (культурно-исторического периода) либо отдельных ее элементов и компонентов (в свою очередь представляющих собой системный объект) и инвариантной реконструкции хода и результатов культурных процессов, что позволяет проследить раскрытие выявленных общесистемных характеристик в культурноисторической конкретике применительно к любым сферам культуры данного периода, эпохи, этноса и т. д. »
C помощью системного метода уже сейчас можно упорядочить использование многочисленных трактовок термина «культура» , вплоть до их представления в виде своеобразного «терминологического древа» . Так же с помощью данного подхода выработаны единые методологические основания для изучения и классификации функций культуры. Системный подход позволяет так же выявить специфику взаимодействия законов имманентных той или иной сфере культуры с общесистемными закономерностями, свойственными данной культуре в целом. Простым суммированием разных подходов и выводов отдельных дисциплин, изучающих культуру, мы не добьемся формирования единой науки. Но можно пойти иным путем и возложить на философию задачу отразить культуру в ее системноцелостном единстве, т. е. философия должна «осмыслить культуру в ее реальной целостности и полноте конкретных форм ее существования, в ее строении, функционировании и развитии» . «для решения такого класса задач – т. е. описания сверхсложных, развивающихся и саморегулирующихся систем – адекватным является только системный подход к ним»
3 аспекта системного исследования 1. Предметный анализ Предполагает решение двоякого рода задач: выяснение того, из каких компонентов разных уровней – подсистем и элементов – состоит изучаемая система, и выявление связей, соединяющих эти ее компоненты; т. е. речь идет о субстратном и структурном анализе»
2. Функциональный анализ. В процессе функционального анализа нужно обязательно различить внешнее функционирование и внутреннее, т. е. «жизнь системы в среде и жизнь каждого ее компонента в его взаимодействиях с другими в недрах самой системы» . Анализ должен идти не от частей к целому, а, напротив, от целого к частям. Причем каждая часть должна обязательно находиться в контексте целого.
3. Исторический анализ. Два вектора исследования: генетический и прогностический. Системный подход рассматривает свои объекты не в статике, его интересует процесс развития. Можно заметить, что в системных исследованиях для характеристики смены одних состояний системы другими нередко применяется аналогия развития биологических организмов: рождение – становление – созревание – расцвет – увядание – старение – смерть.
Системный подход в науках о культуре.pptx