1. начало_ ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ_ ВРЕМЯ.ppt
- Количество слайдов: 13
ДО ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ – 16 ДНЕЙ! ОТРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЯ «ВРЕМЯ»
НАПРАВЛЕНИЯ • ДОМ ( «Вишневый сад» ) + • ЛЮБОВЬ ( «Гранатовый браслет» ) + • ПУТЬ ( «Живи и помни» ) + • ВРЕМЯ • «Год литературы»
Александр Кушнер Времена не выбирают, В них живут и умирают. Большей пошлости на свете Нет, чем клянчить и пенять. Будто можно те на эти, Как на рынке, поменять. Что ни век, то век железный. Но дымится сад чудесный, Блещет тучка; я в пять лет Должен был от скарлатины Умереть, живи в невинный Век, в котором горя нет. Ты себя в счастливцы прочишь, А при Грозном жить не хочешь? Не мечтаешь о чуме Флорентийской и проказе? Хочешь ехать в первом классе, А не в трюме, в полутьме? Что ни век, то век железный. Но дымится сад чудесный, Блещет тучка; обниму Век мой, рок мой на прощанье. Время - это испытанье. Не завидуй никому. Крепко тесное объятье. Время - кожа, а не платье. Глубока его печать. Словно с пальцев отпечатки, С нас - его черты и складки, Приглядевшись, можно взять. НАПРАВЛЕНИЕ «ВРЕМЯ»
ЧТО ТАКОЕ ВРЕМЯ? КАКОВЫ ЕГО СВОЙСТВА? Основное содержание полемики философов сосредоточено вокруг второго вопроса. "Время -- образовано от основы vert-, что и вертеть (др. -инд. vartama -- путь, колея); первоначальное значение -- "нечто вращающееся" или нечто возвращающееся в прежнее положение". Оказывается, время одного корня, что и вертеть. Возникает ассоциация с каким-то движением, вечным, повторяющимся, какимто процессом. «…время … есть число движения в отношении к предыдущему и последующему и, принадлежит непрерывному, само непрерывно - это ясно. " Аристотель "Мы не только измеряем движение временем, но и время движением - вследствие того, что они определяются другом, ибо время определяет движение, будучи его числом, а движение -- время» . Ньютон
В философии — это необратимое течение (протекающее лишь в одном направлении — из прошлого, через настоящее в будущее), внутри которого происходят все существующие в бытии процессы, являющиеся фактами. Единицы измерения времени: Тысячелетие (Миллениум) 1000 лет Век, столетие 100 лет Индикт 15 лет Десятилетие 10 лет Год 365/366 суток Квартал 3 месяца — 1/4 года Месяц ≈ 3 декады — 28 -31 суток, но чаще всего используют 30 суток Декада 10 суток Седмица, неделя 7 суток Шестидневка 6 суток Пятидневка 5 суток Сутки 1/ 7 недели Час 1/ 24 суток
Ключевые слова: время; длительность; эволюция; память; восприятие. ВРЕМЯ также неуловимо и таинственно, как и необходимо. Тайну и сущность этого феномена пытались разгадать или просто задумывались над ним лучшие умы человечества от элеатов и пифагорейцев до неопостмодернистов.
Как можно рассматривать время? • биографическое время как одно из проявлений времени исторического ( «отражение истории в человеке» ); • как категорию существования человека во времени (тема детства как времени); • как время, представленное в образах, событиях (политических, экономических, военных и т. п. ): И. Бабель «Конармия» , рассказы Зощенко, В. Тендряков «Пара гнедых» , «Хлеб для собаки» , «Параня» и. т. д) • как наиболее яркое событие в жизни героя, ее эмоциональная вершина; художественное время при этом замедляется, «растягивается» , течение же последующей жизни героя передается обобщенно, суммарно (И. Тургенев «Вешние воды» , И. Бунин «Руся» ) • как этап становления личности героя (Л. Толстой «Война и мир» ) • как жизненный путь героя (Гончаров «Обломов» ) • время как испытание (литература Гражданской войны, военная литература) • как взаимоотношение поколений (тема отцов и детей) • как непрерывную цепь событий и фактов в истории человечества (А. Чехов «Студент» ) и т. д.
Образ времени в литературе Образы Характеристика художественного времени Произведения Биографическое Детство, юность, зрелость, старость Л. Н, Толстой «Детство» , «Отрочество» , «Юность» ; М. Горький «Мои университеты» Историческое Характеристика смены эпох, поколений, крупных событий в жизни общества Л. Н. Толстой «Война и мир» , И. С. Тургенев «Отцы и дети» , М. Булгаков «Белая гвардия» В. Тендряков «Пара гнедых» , «Хлеб для собаки» , «Параня» , М. Шолохов «Донские рассказы» , «Тихий Дон» и др. Космическое Представление о вечности и вселенской истории М. Булгаков «Мастер и Маргарита» , поэзия Лермонтова, Тютчева, Блока и т. д. Календарное Смена времен года, будней и праздников Суточное День и ночь, утро и вечер И. Шмелёв «Лето Господне» И. С. Тургенев «Бежин луг» , А. П. Чехов «Степь» , поэзия Пушкина, Фета, Есенина и т. д.
Как русские писатели отображают кризисное время? «Времена не выбирают / В них живут и умирают…» , - справедливо сказал поэт. Любое время, любой период может стать кризисным. Кризисное время особенно ответственно для каждого человека или даже целого народа. В конце 19 века уже чувствовались грозные перемены. Происходили изменения в развитии хозяйства, промышленности и самое главное в умах людей – в мировоззрении. Это запечатлели наши писатели в романах, повестях и даже … в комедиях. Возьмем для примера лирическую комедию А. П. Чехова «Вишневый сад» . В конфликте пьесы, в системе персонажей, сюжете отражено настоящее, прошлое и будущее России. Остановимся на тех событиях и персонажах, которые отражают настоящее. Драматизм разворачивающихся в пьесе событий состоит в том, что решается судьба старинного имения помещицы Раневской. Она как будто любит сад, с ним связаны её воспоминания. Но хозяйкой положения, распорядителем времени она уже не является. Она приезжает в Россию из Франции и возвращается туда же. Продажа сада – эпизод ее биографии, ее предательства. Её брат, проевший состояние «на леденцах» , тем более не способен ни за что отвечать. Чехов – мастер детали: вот Гаев приехал с продажи имения, он как будто расстроен, но при этом не забыл купить себе вкусной еды и, услышав позывные любимой игры в биллиард, он все забывает. У Горького в пьесе «На дне» есть персонаж – Барон. Вполне возможно допустить, что до «дна» он вел такую, как Гаев, безответственную жизнь и скатился в ночлежку, на «дно» жизни. Когда читаешь пьесу, то создается впечатление, что все герои «себя не помнят» : горничная Дуняша ведет себя, как госпожа, лакей Яша мысленно находится во Франции, ненавидит Россию. А окружающая его Россия – это тот самый сад, судьба которого решается в пьесе. Понятно, что это не просто сад, а некий высокий символ: «Вся Россия – наш сад» . Сад - знак потерянного рая. И вот этот самый рай еще и еще раз теряют герои комедии, не желая отвечать ни за него, ни за своё время. Настоящее в пьесе может олицетворять Лопахин. Он купил имение, он, сын крепостного, торжествует. У него уже есть план дальнейшего обогащения: он вырубит (!!!) сад, разделит землю на участки и продаст. Здесь поселятся дач-ни-ки. Люди временные, которые для автора олицетворяют пошлую, мелкую жизнь. Мы понимаем, что торжество Лопахина временное, и это драма для России.
Как русские писатели отображают кризисное время? Есть в комедии и совсем молодые герои. Но о них даже и говорить почему -то не хочется. Это какие-то «ходульные» персонажи: «вечный студент» Петя и дочь Раневской Аня. «Облезлый барин» , как иронично называют Петю, забросил курс в университете, перешел в число молодежи, которая как будто приближает свободу. Это пустослов, человек, который только способен сбить с истинного пути молодую девушку и не способен ни за что серьезное отвечать. Есть в комедии персонаж, который произносит последнюю реплику. Это слуга Фирс. Обычно говорят, что он олицетворяет прошлое России. Могу возразить: для меня он – вечное России. Он любит людей, у которых он служит, и любит не корыстно, а сердцем. Он предан старому саду, он честен. Но его оставляют в старом доме: он недотепа. По большому счету, недотепы в пьесе все, но меньше всех именно Фирс. Пьеса заканчивается звуками топора, рубят старый сад. Пьеса Чехова заставляет меня о многом задуматься. Прежде всего о том, что надо любить и возделывать свой сад. А если этого сада нет, то надо его насаждать. Далее о том, что настало время не говорить о любви, а действовать во имя любви и милосердия. И самое главное – об ответственности всех и каждого за время. Если уступить своей слабости, некоторым веяниям времени, то можно потерять не только свое будущее, но и Россию.
ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ • • • Проблемы века Время поиска Человек и время Общество и эпоха Время мужания Время испытаний Пора взросления Время, вперед! Герой(и) нашего времени 350 слов!!! • «О времена, о нравы!» (Марк Туллий Цицерон) • История - ключ к пониманию народа • Писатель – судья своего времени • "Время разбрасывать камни и время собирать камни" (Из Библии. ) • «Времена не выбирают, в них живут и умирают» (А. С. Кушнер) • «В наши подлые времена человеку совесть нужна» (Н. Коржавин) ТВОРЧЕСКОГО ВДОХНОВЕНИЯ И УСПЕХОВ!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
1. начало_ ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ_ ВРЕМЯ.ppt