Российская политическая мысль 19-20 вв..pptx
- Количество слайдов: 15
До 18 в. русская политическая мысль развивалась в религиозной форме С 18 в. в ней преобладают секулярная (светская) и просветительская тенденции, связанные с эпохой «европизации» России, начатой Петром I
Основные течения общественнополитической мысли в России XIX в. Консерватизм Либерализм Революционно (радикально) демократическое
Основателем российского консерватизма считается Н. М. Карамзин. В 1811 г. Карамзин пишет «Записку о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях» , в которой резко критикует либеральные реформы, начатые Александром I. В «Записке» сформулирован классический принцип русской охранительной идеологии: «. . . требуем более мудрости охранительной, нежели творческой» . Идеи Карамзина стали основой для развития русской консервативной мысли, в дальнейшем представленной Н. Я. Данилевским, К. Н. Леонтьевым, К. Н. Победоносцевым, евразийцами и др.
Либерализм как политическая идеология исходит из верховенства прав и свобод личности над интересами государства и общества. «Правительственный» либерализм был представлен прежде всего самой императрицей Екатериной II. По содержанию – это просветительский либерализм, уповающий на просвещенную ограниченную монархию. С воцарением Александра I правительственный либерализм обрел характер конкретной программы действия, которая была сформулирована М. М. Сперанским. Его идеи стали основой для либеральных реформ Александра II.
Непоследовательность проводившихся «сверху» реформ усиливала либерализм оппозиционный, представителями которого на начальном этапе его развития были Н. И. Новиков, Я. П. Козельский, Д. И. Фонвизин, А. Н. Радищев. К середине XIX в. сложились такие направления русской либеральной мысли, как славянофильство и западничество.
ПОЛЕМИКА СЛАВЯНОФИЛОВ И ЗАПАДНИКОВ В 30 – 40 -Е ГГ. Западники Н. В. Станкевич, Т. М. Грановский, К. Д. Кавелин и др. связывали будущее России с усвоением достижений западной цивилизации: перенесением на российскую почву опробованных в Европе идей правового государства с конституционными гарантиями личных свобод, идей парламентаризма и разделения властей. Славянофилы – А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков и др. – обосновывали самобытный путь развития России, основанный на «народном самодержавии» , «духовном православии» и «общинном коллективизме» . Православие они трактовали, как фундамент мировоззрения, монархию считали идеальной формой социума, а крестьянскую общину – идеальным нравственным миром.
Представителем так называемого «охранительного» либерализма в России был Б. Н. Чичерин, один из основоположников политической науки в России, видел суть либерализма в «примирении» начала свободы с началом власти и закона: либеральные меры, обеспечивающие права и свободы граждан, и сильная власть, связующая и сдерживающая общество.
Б. А. Кистяковский П. И. Новгородцев Крупнейшими представителями теории социального либерализма были П. И. Новгородцев, Л. И. Петражицкий, Б. А. Кистяковский и др. Развивая классические принципы правового государства, теоретики социального либерализма обосновывали необходимость его превращения в «социальное» , то есть такое, которое обеспечит человеку достойные Л. И. Петражицкий материальные условия его политической свободы.
Революционно-демократическое течение в политической идеологии начала XIX в. ярко представлено радикальным крылом идеологии декабризма. В «Русской правде» П. И. Пестель выдвигал требование ликвидации крепостного права и самодержавия, провозглашения России республикой, свободы печати и вероисповедания. Равенство перед законом подкрепляется равенством социальным, которое обеспечивается равными экономическими возможностями и мерами против неумеренного обогащения. Можно сказать, что пестелевские идеи предваряли русский социализм, они заложили основу концепции «общинного социализма» , сформулированной революционерами-демократами и народниками. А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов считали, что только коренное преобразование общества на социалистических началах в ходе крестьянских революций способно обеспечить равенство и демократию; русская крестьянская община – готовая ячейка будущего социалистического общежития. Идея «русского социализма» была подхвачена народниками (П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев, М. А. Бакунин и др. ), но вскоре подверглась резкой критике со стороны отечественных марксистов.
М. А. Бакунин П. А. Кропоткин Г. В. Плеханов Быстрый рост капитализма в России, неудачи народнического движения приводили все к большей популярности марксизма в среде российских революционеров. Их первой марксистской организацией стала возникшая в Женеве группа «Освобождение труда» во главе с Г. В. Плехановым. Идеи Маркса в их плехановской интерпретации были восприняты В. И. Лениным, который вскоре дал совершенно новое прочтение марксизма применительно к условиям России. Самой радикальной политической концепцией в России был анархизм. Представители русского анархизма М. А. Бакунин и П. А. Кропоткин считали возможной полную ликвидацию всех институтов государства и немедленный переход к социалистическому обществу, основанному на самоуправлении рабочих ассоциаций.
Тесная взаимосвязь (неотделимость) политических, религиозных, нравственных, философских идей и концепций Недостаточная экономическая и политическая обоснованность выдвигаемых идей и путей их практической реализации Односторонность, категоричность и нетерпимость радикализма и консерватизма, неприятие либерализма Преобладание крайностей – радикализма и консерватизма Чрезмерная идеализация и мифологизация (прошлого – консерваторами, будущего – радикалами) Характерные черты российской политической мысли Своеобразие набора и содержания поставленных и решаемых вопросов