Архитектура Др Руси.ppt
- Количество слайдов: 35
ДМИТРИЕВСКИЙ СОБОР 2010 г.
Дмитриевский собор – один из самых замечательных памятников русского средневековья, построен в 1190 -е гг. как дворцовый храм великого владимирского князя Всеволода Большое Гнездо. В 1992 г. Дмитриевский собор вошёл в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В Дмитриевском соборе открыта необычная экспозиция Владимиро-Суздальского музеязаповедника. Главный экспонат – само древнее здание, его замечательные архитектурные формы. Аудиовизуальная программа с динамическим световым сопровождением проникновенно раскрывает содержание архитектуры древнерусского храма: парящего купола и парусов, арок и сводов, пространственного креста и алтаря. Храм одноглавый, четырёхстолпный, трехапсидный. Первоначально храм окружали галереи с лестничными башнями, соединявшие его с княжеским дворцом (разобраны при реставрации в XIX в. ). Собор знаменит своей белокаменной резьбой — его стены украшают около 600 рельефов, изображающих святых, мифических и реальных животных. Большинство рельефов сохранилось в первоначальном виде, некоторые были заменены при реставрации XIX века (по М. С. Гладкой, практически точными копиями). От внутреннего убранства до нас дошли несколько фрагментов фресок XII в. , в частности, фрагменты композиции «Страшный суд» . В настоящее время собор находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника и открыт как музейная экспозиция.
Архитектурная история Дмитриевского собора. Собор построен из белого камня-известняка местными мастерами. Его окружали одноярусные галереи. На западных углах они превращались в лестничные башни. Древний храм пережил разрушительные пожары 1536, 1719 и 1760 гг. Крайнюю ветхость и бедность Дмитриевского собора заметил в 1834 г. , во время посещения г. Владимира, император Николай I, пожелавший привести храм в «первобытный вид» и убрать галереи. В 1840– 1847 гг. состоялся ремонт и внутри здания. Стены были заново расписаны, при этом обнаружены древние фрески под хорами. В 1883 г. появилось калориферное отопление, позволившее вести службу круглый год. Здание ремонтировалось в 1896 и 1906 гг.
Архитектурные особенности Фасады здания разделены на три яруса. Нижний почти лишен всякого убранства и на фоне его гладких стен выделяются только резные перспективные порталы. То, что нижний ярус фасада Дмитриевского собора свободен от каких-либо украшений, не является художественным приемом - дело в том, что первоначально он был закрыт галереями, окружавшими собор с трех сторон. А с главного, западного фасада по углам галерей стояли две лестничные башни, напоминавшие лестничные башни киевского Софийского собора. Галереи и башни также были украшены белокаменной резьбой. Но в своем первоначальном виде облик собора не дошел до наших дней.
Средний ярус представлен колончатым аркатурным поясом с белокаменными резными фигурами и богатейшим орнаментом.
Верхний ярус, прорезанный узкими высокими окнами, сплошь покрыт резьбой.
Резьба покрывает и барабан купола. Храм увенчивает пологий золоченый купол, напоминающий богатырский шлем. На нем установлен древний, ажурный широкий крест из прорезной золоченой меди.
. . . После сплошного ковра белокаменных узоров на фасадах храма ожидаешь увидеть нечто сопоставимое и внутри собора. Но он встречает нас почти первозданной белизной, необычной по сравнению с храмами-предшественниками, - кроме рядов тесаного белого камня на его стенах почти ничего нет. Уцелевшие после бедствий и пожаров остатки средневековой фресковой живописи были уничтожены в 1843 году, тогда же собор был заново расписан масляными красками. В 1918 году Всероссийская реставрационная комиссия при расчистке обнаружила под сводами хор остатки фресковой росписи XII века - сцены из "Страшного суда". Это явилось событием: из небытия возникло одно из лучших созданий древнерусского художественного гения. Внутри храм невелик - ведь он строился для княжеской семьи. Широкий и мерный ритм поддерживающих своды арок придает внутреннему облику собора торжественное спокойствие, пространство наполнено воздухом и светом.
Центральный барабан и купол в интерьере
Интерьер в уровне позакомарного покрытия. Интерьер собора, общий вид от западного входа на восток.
Реликвии Дмитриевского собора – икона ( «доска гробная» ) Св. Дмитрия и ковчежец-мощевик, принесённые в храм в 1197 г. , а впоследствии попавшие в Москву, – вернулись в собор из столичных музеев (в копиях). Мраморная фигура– «плакальщица» , склонившаяся над погребальной урной – изготовлена в Англии, где служил посланником, а затем министром Александр Романович.
Заменил древний крест на главе собора, имевший многие повреждения, утраты и следы ремонтов. Первоначальный каркас из кованых железных брусьев был обтянут листами золоченой меди с прорезным орнаментом. Копия представляет собой каркас XVIII в. , обтянутый латунью в 1957 г. Высота креста - 4, 07 м, размах – 2, 78 м. В 2002 г. потребовала замены и эта копия. Причиной разрушения крестов явилось соседство двух разных металлов – черного (железный каркас) и цветного (медные и латунные листы). Новодел, ныне венчающий главу собора, весь изготовлен из черного металла – железного каркаса и золоченых стальных листов. В экспозиции представлено несколько фрагментов прорезной золоченой меди подлинного креста XII в.
Фрески Дмитриевского собора в интерьере на малом своде под хорами. XII в. В малом своде под хорами показаны сцены рая: трубящие ангелы, апостол Петр, ведущий в рай святых жен, благоразумный разбойник с крестом в руках, «Лоно Авраамово» с праотцами Авраамом, Исааком и Иаковом, Богоматерь на престоле. Росписи Дмитриевского собора представляют собой оригинальный памятник классического византийского стиля конца XII века. Их отличает одухотворенность образов, пластичность фигур, тонкие сочетания красок. Особенно поражает совершенная красота ангельских ликов. Необычно для византийского искусства развернутое изображение райского сада на южном склоне малого свода: высокие деревья с цветущими пальмовидными ветвями; решетка, поддерживающая виноградные лозы; птицы, клюющие виноград. Живописцы, создавшие эти замечательные фрески, прибыли во Владимир, вероятно, из византийского города Фессалоники, откуда происходят священные реликвии Дмитрия Солунского.
Фрески Дмитриевского собора на северном скате центрального свода под хорами в интерьере. XII в.
Скульптура Дмитриевского собора На фасадах собора находится более тысячи резных камней. В первоначальном замысле скульптуры ведущей является тема власти. Её раскрывают композиции с рельефом Св. Давида в трёх центральных закомарах. В образе Давида – псалмопевца, пастыря, царя, пророка – предвосхищён образ Христа. К теме идеального правителя принадлежат следующие композиции: «Полёт Александра Македонского» на южном фасаде, «Подвиги Давида» и «Подвиги Геракла» на западном фасаде, портрет князя Всеволода с сыновьями на северном фасаде. Символами власти и покровительства служат геральдические фигуры львов, барсов, орлов. Скульптуру Дмитриевского собора во Владимире изучают более 150 лет. Тем не менее прочтение программы резного декора храма, истолкование ее замысла до сих пор остается нерешенной задачей. Причина этого – не только в грандиозности ансамбля, но и в нетрадиционности композиций большей части рельефов. Как правило, им трудно найти аналогии в арсенале традиционных иконографических сюжетов. А недостаточное знание сюжетов изображений приводит к умозрительному истолкованию тем отдельных рельефов.
Давид разрывает пасть льву. Кость. Оклад Королевской Псалтири Мелисенды. 1135 г. Лондон. Британская библиотека. Egerton. Мs. 1139 Давид разрывает пасть льву. Рельеф Дмитриевского собора во Владимире. Западный фасад
Царь Давид. Рельеф Дмитриевского собора во Владимире. Северный фасад
Коронация Давида. Миниатюра Псалтири. 1180 -1200 гг. Парижская Национальная библиотека. Мn. lat. 8846. Fol. 34 V Царь Давид и окружающие его рельефы. Дмитриевский собор во Владимире. Центральная закомара западного фасада
Ангел, слетающий к Давиду. Рельеф Дмитриевского собора во Владимире. Центральная закомара западного фасада
Ангел и святой со свитком, шествующие к Давиду. Рельеф Дмитриевского собора во Владимире. Центральная закомара западного фасада
Ангел с евхаристическим хлебом и святой со свитком. Рельеф Дмитриевского собора во Владимире. Центральная закомара западного фасада Ангел подает хлеб израильтянину. Миниатюра Киевской Псалтири. 1397 г. РНБ. ОЛДП F 6. Л. 107 об.
Царь Давид. Евхаристия. Кость. Оклад Королевской Псалтири Мелисенды. 1135. Лондон. Британская библиотека. Egerton. Ms. 1139
Царь Давид. Рельеф Дмитриевского собора Давид и руководители хоров. Миниатюра Псалтири. X в. Библиотека Ватикана. Сod. lat. 83. Fol. 12 v во Владимире. Южный фасад
Дмитриевский собор, - пишет Л. Д. Любимов, - один из шедевров искусства, которые утверждают в нашем сознании веру в великие судьбы человеческого рода, ибо высшее благородство форм свидетельствует в искусстве о неиссякаемом величии человеческого духа".
Архитектура Др Руси.ppt