Скачать презентацию для очного отделения Раздел Архитектура и скульптура Скачать презентацию для очного отделения Раздел Архитектура и скульптура

Лекция-презентация Архитектура России.ppt

  • Количество слайдов: 113

для очного отделения Раздел Архитектура и скульптура , государство, право и правосудие. Тема «Образы для очного отделения Раздел Архитектура и скульптура , государство, право и правосудие. Тема «Образы власти, государства и права, воплощенные в архитектуре и скульптуре российского государства» Подготовила зав. кафедрой гуманитарных и социальных дисциплин, кандидат культурологии Сенькина А. Н. Калуга 2012

ПЛАН • • • Зодчество древнерусского государства. Город Киев – «матерь городов русских» (IХ ПЛАН • • • Зодчество древнерусского государства. Город Киев – «матерь городов русских» (IХ – XIII в. в. ). Архитектура Московского государства. Москва - стольный город(ХIV – XVII в. в. ). Архитектура и скульптура города на Неве (XVIII в). Национальная идея российского государства в образах русского ампира (ХIX в). Политика советского государства в области монументальной культуры. Современная архитектура и скульптура российского государства.

Архитектура - вид искусства, целью которого является создание зданий, сооружений, служит удовлетворению как утилитарных, Архитектура - вид искусства, целью которого является создание зданий, сооружений, служит удовлетворению как утилитарных, так и духовных потребностей человека. Архитектура –искусство проектировать и строить объекты.

Вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную пластичную или Не правда ли - примерам Вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную пластичную или Не правда ли - примерам нет полупластичную форму (рельефы) конца и выполнены из мрамора, бронзы, Тому, как образ, в камне глины, дерева, слоновой кости и воплощенный, других материалов. Пленяет взор потомка, Скульптура восхищенный И замыслом, и почерком резца? Творенье может пережить творца: Творец уйдет, природой побежденный, Однако образ, им запечатленный, Веками будет согревать сердца… Микеланджело Буонаротти (1475 -1564). Перевод Е. Солоновича

1. Зодчество древнерусского государства. Город Киев – «матерь городов русских» (ХI – XIII в. 1. Зодчество древнерусского государства. Город Киев – «матерь городов русских» (ХI – XIII в. в. ). • Архитекту ра или зодчество (лат. architectura от др. с греч. . αρχι — старший, главный и с греч. τέκτων — строитель, плотник) - искусство проектировать , сроить здания и сооружения. Архитектура непременно создает материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества.

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА 1. территория. Государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА 1. территория. Государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории, что влечет за собой административно-территориальное деление государства. 2. население. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному обществу и государству, состав, гражданство, порядок его приобретения и утраты и т. д. Именно "через население" в рамках государства происходит объединение людей и они выступают в качестве целостного организма- общества; 3. публичная власть. Государство - особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Первичной ячейкой этого аппарата является государственный орган. Наряду с аппаратом власти и управления государство имеет особый аппарат принуждения, состоящий из армии, полиции, жандармерии, разведки, а тж. в виде различных принудительных учреждений (тюрем, лагерей, каторги и т. п. ). 4. суверенитет. Государство представляет собой суверенную организацию власти. 5. издание правовых норм. Правовые нормы обеспечиваются мерами государственного принуждения с помощью специальных органов (судов, администрации и др. ); 6. обязательные сборы с граждан - налоги, подати, займы. Государство устанавливает их для содержания публичной власти. Обязательные сборы используются государством на содержание армии, полиции и других принудительных органов, государственного аппарата, а тж. на другие государственные программы (образование, здравоохранение, культура, спорт и т. п. ); 7. государственные символы. Каждое государство имеет официальное название, гимн, герб, флаг, памятные даты, государственные праздники, отличающиеся от таких же атрибутов других государств. Государство устанавливает правила официального поведения, формы обращения людей друг к другу, приветствия и т. п.

Древнерусское государство • средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате Древнерусское государство • средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате объединения восточнославянских и финноугорских племён под властью князей династии Рюриковичей. В период наивысшего расцвета Древнерусское государство занимало территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев. Северной Двины на севере. К середине XII века вступило в состояние феодальной раздробленности и фактически распалось на полтора десятка отдельных русских республик и княжеств, управляемых разными ветвями Рюриковичей. Вплоть до монгольского нашествия (1237— 1240) Киев формально продолжал считаться главным столом Руси, а Киевское княжество оставалось в коллективном владении русских князей.

КИЕВ - столица • В летописях Киев называли КИЕВ - столица • В летописях Киев называли "матерью городов русских". В древнем Киеве было 400 церквей, 8 торговищ, население, по мнению историков, составляло около 100 тысяч человек. • Вся власть в Киевском государстве принадлежала Великому князю. В мелких княжества, которые входили в состав Киевского государства правили посаженные Великим князем его родственники или верные боярепосадники, платившие Киеву дань. У них были дружины, но меньшей численности, чем дружины Великого князя. Власть Великого князя постепенно усиливалась. Он советовался только с боярами, военной старшиной. Вече уже не обсуждало важнейших вопросов, как раньше. Великий князь сам судил и миловал по писанным законам. Он принимал решения о начале войны, о перемирии и так далее.

Нити государственного управления Древней Руси сходились во дворе киевского князя. • • Высокий двухэтажный Нити государственного управления Древней Руси сходились во дворе киевского князя. • • Высокий двухэтажный дворец его на каменном фундаменте находился в самой укрепленной части столицы, за рвом и стенами внутреннего города. И в старом и в новом городе высились просторные палаты бояр. На первых русских монетах, чеканенных в Киеве, можно прочитать надпись: «Володимер на столе, а се его сребро» , т. е. «Владимир на престоле, а это его монета» . Столом в Древней Руси называлось место, где восседал князь во время торжественных совещаний и приемов; отсюда названия «стольный город» , «столица» . Большинство населения составляли ремесленники. На территории древнего Киева археологи находят серпы, дверные замки и кожаную обувь, украшения, стеклянные кубки и другие вещи, сделанные руками кузнецов, оружейников, гончаров, резчиков по кости, " ткачей, сапожников, художников, ювелиров, книжных писцов. Киевские ремесленники были искусными мастерами. В отличие от княжеских и боярских хором дома ремесленников были построены прямо на земле и даже углублены в нее. Чтобы войти в дом со двора, нужно было спуститься на несколько ступенек. Деревянные стены домов обмазывали глиной, может быть белили. Дом ремесленника был одновременно и его мастерской. Орудия труда были для ремесленника самой большой ценностью. В случае опасности он стремился сохранить их прежде всего. Когда в XIII в. татарские войска вторглись в Киев, мастер Максим унес с собой в последнее укрепление — каменную церковь — свои литейные формы. Ученые нашли их там при раскопках и прочитали сделанную на камне надпись: «Макосимов» . Так нам стало известно имя этого древнерусского мастера.

Наибольшего могущества и славы древнерусское Киевское государство достигло в 11 - 12 веках при Наибольшего могущества и славы древнерусское Киевское государство достигло в 11 - 12 веках при князе Владимире Святославовиче и его сыне князе Ярославе. • • Князь Владимир стал княжить в Киеве после того, как одержал победу над своими братьями в борьбе за власть. В начале своего правления Владимир вел многочисленные войны. Вернул под свою власть земли дулебов и тиверцев, завоевал землю литовского племени ятвягов. Укрепив государство на западе Владимир отправился со своим войском на юг в степь, откуда совершали набеги кочевые племена печенегов. Для защиты границ по приказу Владимира сооружались оборонительные валы, крепости, заселялись новые земли. С целью укрепления государства князь Владимир осуществил такие изменения: вместо князей, правивших в подчиненных городах, он посадил своих сыновей и воевод, упорядочил сбор дани, усилил собственное войско. При Владимире стали чеканить первые монеты - златники и серебреники. Князь Владимир женился на сестре византийского императора Анне, доказав всему миру, что Византия признает Киевское государство равным себе. Киев вознесся на новую, высшую ступень своего развития.

В 988 году Князь Владимир ввел в своем государстве новую веру - христианство. • В 988 году Князь Владимир ввел в своем государстве новую веру - христианство. • На картине Верещагина В. П. изображен момент закладки Десятинной церкви, а на рисунке реконструкция внешнего вида церкви. Десятинная церковь была первым кирпичным зданием в Киеве.

Десятинная церковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в Киеве — первая каменная церковь Киевской Руси. Десятинная церковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в Киеве — первая каменная церковь Киевской Руси. Первый храм (996— 1240) Второй храм (1842— 1928)

Сооружена между 986 и 996 годами в Киеве в честь Пресвятой Богородицы в эпоху Сооружена между 986 и 996 годами в Киеве в честь Пресвятой Богородицы в эпоху княжения Владимира Великого, который выделил на возведение и поддержание церкви десятую часть своих доходов — десятину, откуда и пошло её название. • В источниках Десятинную церковь, однако, нередко называют церковью Богородицы. Она представляла собой крестово-купольный шестиярусный каменный храм. В начале XI века была повреждена пожаром, но вскоре её восстановили и с трёх сторон добавили галереи. Десятинная церковь была богато украшена мозаиками, фресками, резными мраморными и шиферными плитами. Иконы, кресты и посуда были привезены из Корсуня (Херсонеса Таврического) в 1007 г. В Десятинной церкви находилась княжеская усыпальница, где была похоронена христианская супруга Владимира — византийская царевна Анна, умершая в 1011 году, а затем и сам Владимир, умерший в 1015 г. В церковь были перенесены из Вышгорода останки княгини Ольги. В 1044 году Ярослав Мудрый похоронил в Десятинной церкви посмертно «крещённых» братьев Владимира — Ярополка и Олега Древлянского. В 1169 г. церковь разграбили войска Андрея Боголюбского, в 1203 г. — войска Рюрика Ростиславича

Ярослав Мудрый Княжеский знак Ярослава Мудрого, изготовлен из серебра. • продолжил дело своего отца Ярослав Мудрый Княжеский знак Ярослава Мудрого, изготовлен из серебра. • продолжил дело своего отца Владимира - восстановил границы на западе, отвоевывал земли у литовских племен. Разгромив печенегов, князь Ярослав отодвинул границы своего государства далеко в степь в направлении Черного моря. При Ярославе упрочились связи Киева с Византией и западными странами - Польшей, Венгрией, Германией, Францией. Ярослав Мудрый женил своих сыновей о отдавал замуж дочерей и таким образом породнился с князьями и королями европейских стран. Опираясь в своей деятельности на бояр (так назывались влиятельные богатые люди), князь Ярослав развил начатые Владимиром перемены в жизни государства. Так, все законы, которые существовали в княжестве на то время, были сведены о один сборник - "Русскую правду". пользовались этим документом не одно столетие, а в наше время "Русская правда" является ценнейшим источником сведений о жизни в Киевском государстве. Князь Ярослав постоянно заботился о расширении строительства Киева и других городов, о сооружении новых церквей. Так в честь победы над печенегами в начале 11 века был возведен Софийский собор в Киеве.

Киевская Русь при Ярославе «В лето 6545 (6545 г. соответствует 1037 г. нашего летосчисления) Киевская Русь при Ярославе «В лето 6545 (6545 г. соответствует 1037 г. нашего летосчисления) заложил Ярослав большой город, у которого Золотые ворота; заложил и церковь св. Софии, митрополию (митрополия — местопребывание митрополита, главы русской церкви), а после этого церковь на Золотых воротах. . . Ярослав собрал многих книгописцев, которые переводили с греческого на славянский язык, и написали они много книг, по которым верующие люди учатся и наслаждаются учением. . . » • …Ярослав «Киев величием, как венцом, окружил» … Из русских летописей

Оборонная и культовая архитектура Киевской Руси. Оборонная и культовая архитектура Киевской Руси.

Дата возведения Золотых ворот • • В «Повести временных лет» Нестор называет годом строительства Дата возведения Золотых ворот • • В «Повести временных лет» Нестор называет годом строительства Золотых ворот 1037 -й. Но этим же годом он датирует возведение Софийского собора, Георгиевской и Ирининской церквей (не сохранились), Благовещенской церкви на Золотых воротах. Строительство такого количества крупных сооружений за один год невозможно, поэтому исследователи пришли к выводу, что Нестор под 1037 годом лишь суммирует пятнадцати-двадцатилетнюю строительную деятельность Ярослава Мудрого в Киеве. К сожалению, летопись не позволяет установить точные даты строительства того или иного сооружения, но по ним можно установить последовательность строительства: городские укрепления с Золотыми воротами - София (завершение) - церковь Благовещения на Золотых воротах. Древность Золотых ворот подтверждает еще один документ, который даже старше летописи Нестора. Это «Слово о Законе и Благодати» Иллариона (годы написания 1037 -1050). В этом произведении Золотые ворота названы Большими воротами, на которых Ярослав построил Золотоверхую Благовещенскую церковь. Вероятно, с того времени главные (парадные) ворота Киева начали называть Золотыми воротами. Итак, учитывая исторические документы, можно четко определить отрезок времени, в который построили Золотые ворота с церковью - 1019 -1037 годы.

 • • Строили Золотые ворота нанятые Ярославом византийские мастера (хотя в будущем русские • • Строили Золотые ворота нанятые Ярославом византийские мастера (хотя в будущем русские мастера осуществили некоторые достройки). Главным строительным материалом был плинфа - широкий и плоский обожженный кирпич. Соединительный раствор изготовлялся из гашеной извести с песком и цемянки (битый кирпич). Стройматериалы имели чрезвычайную прочность, поэтому сооружение и простояло так долго. Золотые ворота в Киеве князь Ярослав возвел по примеру Константинопольских Золотых ворот, правда, по архитектуре они совсем не похожи. А вот по примеру киевских Золотых ворот былы построены ворота в городе Владимир (Россия), которые уже в 20 веке очень пригодились киевским реставраторам.

Памятник Ярославу Мудрому за Золотыми воротами • Ярослав Мудрый значительно расширил Киев. Город он Памятник Ярославу Мудрому за Золотыми воротами • Ярослав Мудрый значительно расширил Киев. Город он обнес высоким валом и рвом. Вал был сооружен из огромного сруба засыпанного лесом и землей. Он имел высоту 12 метров и ширину у основания - 27 метров. В город вели трое ворот, которые были врезаны в вал - Львовские (в районе современной Львовской площади), Лядские (в районе современного Майдана Незалежности) и Золотые. Последние были наибольшими. Это было главное фортификационное сооружение Киева и, соответственно, всей Киевской Руси. Скульптор Иван Кавалеридзе Архитектор Николай Кислый Монумент был установлен в 1997 году (ко Дню Киева) Памятник сделан из бронзы и установлен на гранитном постаменте. Сам постамент возвышается на специализированной земляной насыпи. По правую сторону от монумента есть валун на котором на древнерусском высечено имя князя.

Софийский собор в Киеве был заложен Ярославом Мудрым в 1017 или 1037 г. (дата Софийский собор в Киеве был заложен Ярославом Мудрым в 1017 или 1037 г. (дата основания собора уже много лет является предметом острых споров исследователей). Считают, что 40 мастеров и 80 их помощников могли завершить строительство за 22, 5 года. Расположен в самом центре города. Сохранились и через века дошли до нас 260 кв. м. мозаик и 3 тысячи кв. м. фресок. Вряд • ли где-либо в Европе можно найти собор, где бы сохранилось столько фресок XI века. Вокруг Софийского собора в Киеве находятся монастырские строения 17 века, выполненные в архитектурном стиле украинского барокко. Внутреннее убранство собора почти не изменялось. В конце 18 века появился иконостас и в 19 веке - чугунные напольные плитки. Размеры Софийского собора в Киеве (54, 6 на 41, 7 метра) и его несравненная красота вызывали восхищение и у митрополита Иллариона (XI в. ), и у бискупа Юзефа Верещинского (XVI в. )

Софийский собор вместе с дворцом митрополита и другими постройками был обнесен крепкой каменной стеной. Софийский собор вместе с дворцом митрополита и другими постройками был обнесен крепкой каменной стеной. Это было местопребывание главы русской церкви — киевского митрополита. Наряду с княжеским дворцом Софийский собор был еще и крупнейшей киевской библиотекой, там хранились написанные переписчиками на пергамене русские и греческие книги. При соборе во время княжения Ярослава была создана и русская летопись.

 «Князя бойся всею силою своей, научишься тогда и бога бояться, потому что пренебрежение «Князя бойся всею силою своей, научишься тогда и бога бояться, потому что пренебрежение властями — это пренебрежение и самим богом» . Из проповеди • Стены центральной части храма покрывали огромные, красочные, сверкающие золотом и в то же время строгие изображения святых. На задней стене храма рядом со святыми были изображены князь Ярослав и его семья. А еще выше, на специально построенной площадке (хорах), во время богослужения можно было видеть и самого князя с придворной знатью.

И убранство собора, и слова священника внушали простым людям мысль, что князь — наместник И убранство собора, и слова священника внушали простым людям мысль, что князь — наместник бога на земле, а бесправное положение народа освящено церковью и незыблемо. • Но народ не хотел мириться со своей долей. Внутри хорошо укрепленного города не утихала классовая борьба, и достаточно было искры, чтобы вспыхнуло восстание. Вот что рассказывает «Повесть временных лет» о восстании 1068 г. • Угрожали постоянно и внешние враги.

Предпосылки создания «Русской правды» В сражении с ними в 1068 г. русские войска, возглавляемые Предпосылки создания «Русской правды» В сражении с ними в 1068 г. русские войска, возглавляемые князьями — сыновьями Ярослава, потерпели поражение. Дорога на Русь была открыта. Вернувшись с поля битвы в Киев, «люди киевские» собрались на торговой площади Подола и «створили вече» , т. е. собрались на совет, чтобы решить, как действовать дальше. Было решено защищать город и выйти на новое сражение с половцами. Посланные с веча к князю сказали ему: «Смотри, князь, половцы уже разошлись по Русской земле. Дай нам оружие и коней, мы еще пойдем в бой с ними!» Но князь Изяслав Ярославич отказался дать оружие горожанам. Это вызвало открытое выступление киевлян против князя и бояр. Толпа горожан с вечевой площади поднялась на гору, в укрепленный город, и разграбила двор воеводы Коснячка, — вероятно, главного виновника поражения. А затем горожане пошли через мост во внутренний город к княжескому дворцу, чтобы расправиться с князем. Изяслав вместе со своим братом Всеволодом бежал из Киева за границу. Ученые, кропотливо изучая многие письменные памятники, дополнили этот рассказ летописи другими сведениями. Восстание киевских ремесленников, оказывается, сопровождалось выступлением холопов и пригородных крестьян; епископ Стефан был убит своими холопами, а на пригородный Печерский монастырь было совершено нападение с целью захвата монастырских богатств, спрятанных в церкви. Светские и церковные феодалы были напуганы событиями 1068 г. Князьям нескольких русских княжеств вместе с их боярами пришлось специально собраться, чтобы выработать устав, в котором устанавливались особенно большие штрафы за убийство княжеских чиновников и повреждение княжеского имущества. Позднее эти постановления были включены в кодекс законов Древнерусского государства — краткую «Русскую правду» XI и первая половина XII в. — период наибольшего расцвета Киева как столицы всего Древнерусского государства. Но постепенно выросли и обособились другие феодальные центры: Новгород, Чернигов, Суздаль и др. Значение Киева упало, и к концу XII в. он превратился в столицу одного только Киевского княжества. Во время татарского нашествия 1240 г. было уничтожено все население города, его укрепления, мастерские, большая часть каменных зданий. Киев лишился своего значения. Лишь постепенно, в течение веков, Киев вновь стал крупнейшим городом страны.

После смерти князя Ярослава для Киевского государства наступили тяжелые времена. Князья воевали между собой После смерти князя Ярослава для Киевского государства наступили тяжелые времена. Князья воевали между собой за власть и, разобщенные не могли противостоять напору внешних врагов. Государство распалось на маленькие княжества.

Храмы русских княжеств Храм святой Софии в Новгороде. 1045 -1050 г. г. Собор Успения Храмы русских княжеств Храм святой Софии в Новгороде. 1045 -1050 г. г. Собор Успения Пресвятой Богородицы 1186 -1189 во Владимире

2. Архитектура Московского государства. Москва – стольный город 14 -17 в. в. 2. Архитектура Московского государства. Москва – стольный город 14 -17 в. в.

Московский Кремль в разные эпохи • Современный Кремль Московский Кремль в разные эпохи • Современный Кремль

Моско вский Кре мль — древнейшая часть Москвы, главный общественнополитический, духовнорелигиозный и историкохудожественный комплекс Моско вский Кре мль — древнейшая часть Москвы, главный общественнополитический, духовнорелигиозный и историкохудожественный комплекс города, официальная резиденция Президента РФ. Расположен на высоком левом берегу Москвы – реки – Боровицком холме, при впадении в неё р. Неглинной. В плане Кремль — неправильный треугольник площадью 27, 5 га. Южная стена обращена к Москвереке, северо-западная — к Александровскому саду, восточная — к Красной площади. План постепенного развития Московского Кремля, 1914 г.

Успе нский собор Московского Кремля • Успенский собор Ивана Калиты. Реконструкция. 1326— 1327 г. Успе нский собор Московского Кремля • Успенский собор Ивана Калиты. Реконструкция. 1326— 1327 г. был первым каменным храмом Москвы. • Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, который, полностью разобрав остатки прежнего строения, воздвиг существующее здание по подобию Успенского собора во Владимире. Храм был освящён 12 августа 1479 года митрополитом Геронтием.

Собор святого Архистратига Михаила (Архангельский собор) в Кремле Первый деревянный Архангельский собор в Кремле Собор святого Архистратига Михаила (Архангельский собор) в Кремле Первый деревянный Архангельский собор в Кремле возник на месте нынешнего, возможно, ещё во время княжения Михаила Хоробрита, брата Александра Невского, в 1247— 1248 годах. В 1333 году, за одно лето, Иван Калита построил новый каменный храм — по обету, в благодарность за избавление Руси от голода, вызванного пошедшей в рост и не давшей зёрен рожью. Новый Архангельский собор был освящён митрополитом Феогностом 20 сентября 1333 года. Существующий собор был сооружён в 1505 - 1508 гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового на месте старого собора XIV века и освящен 8 ноября 1508 года митрополитом Симоном С 1599 года по 1765 год при соборе состояли особые архиереи, обязанностью которых было совершать панихиды во дни поминовения князей и царей.

Земский двор • • В конце XVI начале XVII века существовали два Земских двора Земский двор • • В конце XVI начале XVII века существовали два Земских двора — Старый и Новый. Старый Земский двор находился на Красной площади, у Неглиненских (Воскресенских) ворот Китайгорода (на месте Исторического музея), где в XVII веке располагался Земский приказ, а ранее предположительно Ямской двор. Новый — за рекой Неглинной, рядом с Кутафьей предмостной башней, против Никитской улицы. Штат Земского двора (приказа) состоял из начальника (судьи), при котором обычно находился «товарищ» (заместитель). На старшие приказные должности чаще всего назначались лица из числа дворян московских. Руководителям ведомства подчинялись два дьяка, несколько десятков подьячих, а также выбранные от московских черных сотен и слобод «решёточные прикащики» , «целовальники» , прочие низшие чины. В XVII веке у здания приказа размещались площадные подьячие, составлявшие за плату челобитные, купчие, меновые и другие частные юридические документы, под которым Образован в ходе административных ставилась подпись: «писал Троицкой площади реформ середины XVI в. как преемник подьячий имярек» . бывшего органа управления Земский приказ был упразднён в ноябре 1699 года. Москвой — Ямского двора. Известен с Его функции были переданы в Судный и Стрелецкий приказ. На базе середины 1560 -х гг. под названием последнего в июне 1701 года был образован Приказ земских дел (позднее именовался Земский двор. также Московской Земской канцелярией). Ликвидирован в 1719 году.

Грановитая палата • Памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. Грановитая палата • Памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. Построена в 1487 -1491 г. г. по указу Ивана III архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Название получила по восточному фасаду, отделанному гранёным «бриллиантовым» рустом, характерным для итальянской архитектуры эпохи Возрождения.

Искусство шатрового храма Возведена в Коломенском в (предположительно итальянским архитектором Петроком Малым) • Церковь Искусство шатрового храма Возведена в Коломенском в (предположительно итальянским архитектором Петроком Малым) • Церковь Вознесения в Коломенском считалась первым каменным шатровым храмом на Руси. на правом берегу Москвы -реки. Ктитор храма — великий князь Московский Василий III. Возможно, храм был возведён в честь рождения сына великого князя, будущего царя Ивана Грозного. Строительство 1528 -1532 г. г

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый Собор Василия Блаженного Покровский собор Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый Собор Василия Блаженного Покровский собор был построен по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством , которые случились именно в день Покрова Пресвятой богородицы - в начале октября 1552 г. Строительство 1555 – 1561 г. г. Автор: Постник Яковлев (согласно одной из версий)

Палаты Аверкия Кириллова • редкий образец частного жилого строительства второй половины XVII — самого Палаты Аверкия Кириллова • редкий образец частного жилого строительства второй половины XVII — самого начала XVIII веков. Голландец Николаас Витсен в 1664— 1665 г. г. в составе нидерландского посольства побывал в Московии. 20 апреля 1665 года Витсен сделал следующую запись у себя в дневнике: “Я посетил Аверкия Степановича Кириллова, первого гостя, которого считают одним из самых богатых купцов. Он живет в прекраснейшем здании; это большая и красивая каменная палата, верх из дерева. Во дворе у него собственная церковь и колокольня, богато убранные, красивый двор и сад. Обстановка внутри дома не хуже, в окнах немецкие разрисованные стекла. Короче - у него все, что нужно для богато обставленного дома: прекрасные стулья и столы, картины, ковры, шкафы, серебряные изделия и т. д. Он угостил нас различными напитками, а также огурцами, дынями, тыквой, орехами и прозрачными яблоками, и все это подали на красивом резном серебре, очень чистом. Не было недостатка в резных кубках и чарках. Все его слуги были одеты в одинаковое платье, что не было принято даже у самого царя. Он угощал нас очень любезно”

Вид палаты с крыши Дома на Берсеньевской набережной. Вид палаты с крыши Дома на Берсеньевской набережной.

Дворец царя Алексея Михайловича Деревянный дворец в Коломенском. Гравюра Гильфердинга, 1780 год 1667 год Дворец царя Алексея Михайловича Деревянный дворец в Коломенском. Гравюра Гильфердинга, 1780 год 1667 год — церемония закладки дворца, начало строительства 1672 год — освещение дворца патриархом Питиримом 1767 год — повеление Екатерины II разобрать дворец 2010 — открытие воссозданного дворца

Теремной дворец (1635 -1636 г. г. ) Теремной дворец (1635 -1636 г. г. )

Храм Покрова в Филях «нарышкинское барокко» Нынешнее здание храма возведено в 1690 -1694 годах Храм Покрова в Филях «нарышкинское барокко» Нынешнее здание храма возведено в 1690 -1694 годах на средства Л. К. Нарышкина (брата царицы Натальи Кирилловны).

3. АРХИТЕКТУРА ГОРОДА НА НЕВЕ. XVIII век. • В семнадцатом веке завершается семисотлетний период 3. АРХИТЕКТУРА ГОРОДА НА НЕВЕ. XVIII век. • В семнадцатом веке завершается семисотлетний период великого каменного древнерусского строительства. Впоследствии он впишется не в одну увлекательную страницу летописи мировой архитектуры. А уже русская архитектура 18 века прославится рядом новшеств в искусстве и строительстве. Именно эти изменения главным образом были обусловленные весомыми требованиями правительства. Прежде всего, архитектура 18 века в России должна была выразить всю мощь, силу и величие огромной империи в виде архитектурных сооружений. • С политическим и экономическим развитием России предъявляются новые требования и к градостроительству. Условно вся русская архитектура 18 века может быть представлена преимущественно несколькими архитектурными направлениями. Это в первую очередь барокко и рококо, и, конечно, классицизм.

Согласно определению «барокко» • это уникальное направление в живописи и в искусстве, отличительными чертами Согласно определению «барокко» • это уникальное направление в живописи и в искусстве, отличительными чертами которого является необыкновенная пышность, своеобразная контрастность, а так же особое совмещение настоящего и иллюзорного. Признанными мастерами 18 века в стиле барокко, считались Трезини, Шлютер, Мичетти, Земцов, Растрелли, Чеванский и Ухтомский. Именно в их работах ярче всего была выражена архитектура 18 века в России, их фамилии навсегда останутся в истории великой державы. • Наиболее весомым вкладом в сокровищницу мирового и русского зодчества было обновление Петербурга. Среди многообразия архитектурных сооружений того времени наиболее впечатляющими стали: Зимний дворец, дворец Строгановых, а также Смольный монастырь и Царское село. Петербург смело можно было назвать культурной столицей того времени. Ведь именно там русская архитектура 18 века носила масштабный характер. В отличие от Москвы и всех остальных городов России именно в Питере строительство культовых зданий практически не велось - их возводили только в случае крайней необходимости.

Внутренний и внешний интерьер в стиле барокко Внутренний и внешний интерьер в стиле барокко

Русское зрелое барокко выраженного — итальянского, структурной ясностью и простотой плановых построений, тесной связью Русское зрелое барокко выраженного — итальянского, структурной ясностью и простотой плановых построений, тесной связью конструктивной основы и декорирующих ее элементов. Другой отличительной особенностью русского барокко был его мажорный характер, активное использование ярких цветов в окраске, смелых колористических контрастов, включая золочение.

Различное отношение к городу • Против Петербурга ополчились, помимо Гоголя, и его друзья-славянофилы московской Различное отношение к городу • Против Петербурга ополчились, помимо Гоголя, и его друзья-славянофилы московской закваски: «Первое условие для освобождения в себе пленного чувства народности — возненавидеть Петербург всем сердцем своим и всеми помыслами своими» , — писал, к примеру, И. С. Аксаков. Каменным громадам царской столицы — не предназначенного для жизни лабиринта парадных подъездов и доходных домов за завесой нездоровых испарений и вечных анов — посылали свои проклятия герои Н. А. Некрасова и Ф. М. Достоевского. Герой его романа «Подросток» рассуждает: «Мне сто раз среди этого тумана задавалась странная, но навязчивая греза: «А что, как разлетится этот туман и уйдет кверху, не уйдет ли с ним вместе и весь этот гнилой, склизлый город, подымется с туманом и исчезнет как дым, и останется прежнее финское болото, а посреди его, пожалуй, для красы, бронзовый всадник на жарко дышащем, загнанном коне? » «Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный» А. С. Пушкин

Санкт-Петербург - столица (1712 -1918) «Надобно расстаться с Петербургом на некоторое время, надобно видеть Санкт-Петербург - столица (1712 -1918) «Надобно расстаться с Петербургом на некоторое время, надобно видеть древние столицы: ветхий Париж, закопченный Лондон, чтобы почувствовать цену Петербурга. Смотрите — какое единство! как все части отвечают целому! какая красота зданий, какой вкус и в целом какое разнообразие, происходящее от смешения воды со зданиями» . К. Батюшков, 1814 В эпоху классицизма Российская империя пропагандировала торжественный, мажорный образ Петербурга как идеального города, рождённого наперекор стихиям в соответствии с рациональными планами просветителей. Придворные поэты воспевали его в одах, пейзажисты круга Фёдора Алексеева создавали ведуты с видами бескрайних проспектов и площадей, где на фоне грандиозных строений теряются фигурки людей

Петропавловский собор — одна из самых известных работ Доменико Трезини Архитектурный стиль • Петровское Петропавловский собор — одна из самых известных работ Доменико Трезини Архитектурный стиль • Петровское барокко Важнейшие постройки • Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий, Летний дворец Петра I Градостроительные проекты • «образцовые» (типовые) проекты жилых домов для различных слоев населения, планы Кронштадта, Александро-Невской лавры, регулярная планировка Васильевского острова

Здание Двенадцати коллегий Его строительство началось в 1722 году. Здание предназначалось для размещения высших Здание Двенадцати коллегий Его строительство началось в 1722 году. Здание предназначалось для размещения высших органов государственного управления - Сената и коллегий, по указу Петра I сменивших «приказы» . Первоначально Сенат и коллегии размещались на Петербургской стороне - первом административном центре Санкт. Петербурга - в мазанковом строении, сооруженном по проекту Д. Трезини. Здание представляло собой двенадцать двухэтажных корпусов, вытянутых по одной линии и объединенных общей крышей, по типу выстроенных в одну линию зданий Приказов в Москве. По такому же принципу архитектором было предложено соорудить и каменное здание Коллегий на Васильевском острове, куда уже в 1715 году переместился административный центр города. Нижний этаж здания возводился по проекту Трезини. Верхние этажи возводились по переработанному варианту архитектора Швертфегера. Трехэтажное каменное здание протянулось на 400 метров в длину.

Петергофский дворец Петергофский дворец

Екатерининский дворец Растрелли Варфоломейович (1700— 1771 гг. ) Екатерининский дворец Растрелли Варфоломейович (1700— 1771 гг. )

Зимний дворец - бывший императорский дворец. Нынешнее здание дворца (пятое) построено в 1754— 1762 Зимний дворец - бывший императорский дворец. Нынешнее здание дворца (пятое) построено в 1754— 1762 годах итальянским архитектором Б. Ф. Растрелли в стиле пышного елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах. С момента окончания строительства в 1762 году по 1904 год использовался в качестве официальной зимней резиденции российских императоров. В 1904 году Николай II перенёс постоянную резиденцию в Александровский дворец в Царском Селе. С октября 1915 года до ноября 1917 года во дворце работал госпиталь имени цесаревича Алексея Николаевича.

Смольный монастырь (1748 -1764) Смольный монастырь (1748 -1764)

Смольный институт (1806 -1808) - образец российского классицизма Смольный институт — здание в Петербурге, Смольный институт (1806 -1808) - образец российского классицизма Смольный институт — здание в Петербурге, памятник истории и архитектуры, резиденция губернатора Петербурга и музей. Здание возведено в 1806 году по проекту архитектора Джакомо Кваренги. В XIX — начале XX века в здании размещался Смольный институт благородных девиц. Здание также известно своей ролью в событиях Октябрьской революции 1917 года, после которой в нём находился Ленинградский городской Совет депутатов трудящихся и городской комитет ВКП(б)/КПСС (вплоть до 1991 года). Затем здание было резиденцией мэра и, с 1996 года, губернатора города. В здании располагается ряд музейных экспозиций, отражающих всю его историю.

Классицизм • Классициизм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и Классицизм • Классициизм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве конца XVII — начала XIX вв. • В основе классицизма лежат идеи рационализма, исходящие из философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественновоспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Платон, Гораций…).

Марии нский дворе ц — один из дворцов Санкт-Петербурга, важная часть ансамбля Исаакиевской площади Марии нский дворе ц — один из дворцов Санкт-Петербурга, важная часть ансамбля Исаакиевской площади С 1845 года дворец стал официальной резиденцией князей Лейхтенбергских в Санкт-Петербурге и был назван в честь дочери Николая I Марии Николаевны. В 1884 году Мариинский дворец был выкуплен в казну за 3 000 рублей с рассрочкой на тридцать лет, c 1885 года в нем размещался Государственный совет Российской империи и Комитет министров Российской Империи. В • Построен в 1839— 1844 годах по проекту апреле 1902 года в вестибюле дворца архитектора А. И. Штакеншнейдера. террористом был смертельно ранен министр внутренних дел Д. С. Сипягин. В 1945— 1991 гг. дворец — место работы Ленсовета. После Февральской революции 1917 года 19 -22 августа 1991 г. , во время Августовского путча, Мариинский дворец заняло Временное дворец стал центром сопротивления ГКЧП в правительство России, проработавшее здесь Ленинграде, вокруг него были возведены до июня. С 7 августа в нем начала работать баррикады. Всероссийская комиссия по выборам в Учредительное собрание. После октября В 1991— 1993 гг. — место заседания Петросовета. В 1917 года Мариинский дворец перешёл в декабре 1993 года Петросовет был распущен в ведение Народного комиссариата имуществ связи с принятием новой Конституции. С 1994 и Высшего совета народного хозяйства. года — место заседаний городского парламента — После переезда в 1918 году правительства в Законодательного собрания (ЗАКС) Санкт. Москву в Мариинском дворце разместились Петербурга. казармы Красной Армии.

Фальконе, Этьен В России он находился до 1778. Долгих 12 лет работал он в Фальконе, Этьен В России он находился до 1778. Долгих 12 лет работал он в Петербурге над памятником Петру Великому. Наконец «Медный всадник» был отлит. Но императрица отказалась не только принять, но и оплатить работу. Ей сказали, что «она недоброкачественная» . Оскорбленный мастер 12 сентября 1778 года навсегда покинул Россию. Он уехал сначала в Голландию, а в 1780 г. вернулся во Францию и поселился в Париже. Фальконе не увидел открытия памятника 7 августа 1782 - в столетний юбилей воцарения Петра I. Этьен Фальконе и его ученица Мари Колло, вылепившая голову Петра, при собственном триумфе не присутствовали. Им забыли прислать приглашения. В Париже его избрали адъюнкт ректором Академии художеств. После открытия памятника Екатерина II послала ему две медали - золотую и серебряную, отчеканенные по случаю этого события. Вручил их ему князь Голицын Д. М. в имении Фальконе в Шатене. Скульптор расплакался.

Фальконе, Этьен Морис 1 декабря 1716 – 24 января 1791 Произведения 1750 -60 -х Фальконе, Этьен Морис 1 декабря 1716 – 24 января 1791 Произведения 1750 -60 -х годов В работах, исполненных по заказу мадам де Помпадур, фаворитки Людовика XV, старался следовать господствовавшей при дворе моде на искусство рококо. Учился у своего дяди, мраморщика по профессии, затем работал под руководством придворного скульпторапортретиста Жана Батиста Лемуана, одновременно изучая в версальском парке работы известных французских мастеров. В 1744 принят в Парижскую Академию за представленную на конкурсе группу «Милон Кротонский» ; в 1754 году за исполнение этой группы в мраморе получил звание академика. В этом раннем произведении, как и в ряде других работ, Фальконе сохранил свойственную пластике барокко динамику и театральность, одновременно тяготея к классицистической ясности формы. Работы для церкви святого Роха В 1753— 66 годах Фальконе принимает участие в украшении капелл Распятия и святой Девы в парижской церкви святого Роха. Из восьми скульптурных групп, исполненных в манере барочных алтарей XVII века, сохранилась лишь одна — «Моление о чаше» , остальные погибли в годы Французской революции. В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I).

Статуя «Екатерина II — законодательница» (1789— 1790). Выдающийся русский скульптор Ф. И. Шубин родился Статуя «Екатерина II — законодательница» (1789— 1790). Выдающийся русский скульптор Ф. И. Шубин родился 17 (28) мая 1740 года в деревне Тючковской Двинского уезда Куроостровской волости Архангельской губернии. • Эта статуя, изображающая императрицу в образе богини Минервы, пользовалась большим успехом, но от императрицы скульптор не получил вознаграждения, не получил и профессорского места в Академии, где портретная скульптура считалась «низшим жанром» .

Творчество Шубина • В 1774— 1775 годах Шубин работал над заказом Екатерины II и Творчество Шубина • В 1774— 1775 годах Шубин работал над заказом Екатерины II и над серией, состоявшей из пятидесяти восьми круглых мраморных барельефов (диаметром около 70 см) с изображением князей и царствующих особ от Рюрика до Елизаветы Петровны. Барельефы предназначались для круглого зала Чесменского дворца и в настоящее время находятся в Оружейной палате. Образы трактованы в соответствии с характеристиками, данными в летописях. В следующее десятилетие Шубин выполняет многочисленные заказы на декоративные работы: статуи и рельеф для Мраморного дворца, скульптуры для Троицкого собора Александро-Невской лавры, мраморный мавзолей генерал-лейтенанту П. М. Голицыну. Последней декоративной работой Шубина была статуя Пандоры для большого каскада, созданная в связи с заменой обветшавших свинцовых скульптур Петергофа. Прообразом для нее послужила «Купальщица» Фальконе, которую Шубин копировал в Париже.

4. Национальная идея российского государства в образах русского ампира XIX столетия Александр I пытался 4. Национальная идея российского государства в образах русского ампира XIX столетия Александр I пытался сформировать нравственную систему, где свободная личность выбирает успех государства из побуждений чести. Имперское сознание в начале XIX столетия начинает активно оформляться на волне зрелого классицизма.

Работы скульптора Козловского М. И. • • Родился в 1753 году в семье флотского Работы скульптора Козловского М. И. • • Родился в 1753 году в семье флотского трубача. Получил воспитание в Санкт. Петербургской Академии художеств, в которой его ближайшими наставниками были профессора Н. Ф. Жилле и А. П. Лосенко. По окончании курса в 1772 году, став пенсионером академии, был отправлен в Рим (с 1774 по 1779 год) и в Париж (с 1779 по 1780 год). Вернувшись в Россию в 1782 году, за скульптурную группу «Юпитер с Ганимедом» , вылепленную за границей, был признан назначенным в академики. C 1788 по 1797 год находился снова в Париже, где ему было поручено надзирать за пенсионерами, отправленными туда академией художеств. В 1794 году возведён в звание академика, как художник, уже доказавший свою талантливость и познания предшествовавшими трудами, а вслед за тем повышен и в звание профессора. С 1794 года до конца своей жизни преподавал скульптуру в академии. Умер в 1802 году.

Казанский собор в Петербурге (1801— 1811) является одним из лучших произведений Воронихина. Могучие колоннады Казанский собор в Петербурге (1801— 1811) является одним из лучших произведений Воронихина. Могучие колоннады собора охватывают полуовалом площадь, открытую на Невский проспект.

Михайловский дворец Михайловский дворец

Фасад Михайловского дворца Создателем дворца был знаменитый архитектор К. И. Росси, с чьим именем Фасад Михайловского дворца Создателем дворца был знаменитый архитектор К. И. Росси, с чьим именем связано формирование одной из центральных площадей Петербурга, торжественного и масштабного ансамбля периода расцвета ампирного стиля – площади Искусств. Центром ансамбля стал Михайловский дворец, построенный в 1825 г. для великого князя Михаила Павловича – сына императора Павла I. Здание Михайловского дворца украшает восьмиколонный коринфский портик, поднятый на аркаду цокольного этажа, который воспринимается как массивное основание для легкого и щедро декорированного верхнего парадного этажа. Симметрично расположенные низкие боковые флигели связаны между собой великолепной чугунной оградой, центральные ворота которой украшены набором атрибутов бога войны Марса, характерным для стиля высокого классицизма. Ограда и два служебных корпуса образуют парадный двор.

Александрийский столп • Вид Зимнего дворца со стороны Адмиралтейства. 1830 -е годы Александрийский столп • Вид Зимнего дворца со стороны Адмиралтейства. 1830 -е годы

Исаакиевский собор завершил эпоху русского ампира в Петербурге Исаакиевский собор завершил эпоху русского ампира в Петербурге

В Москве классицизм и ампир испытывали сильное влияние страрорусской традиции Храм Христа Спасителя — В Москве классицизм и ампир испытывали сильное влияние страрорусской традиции Храм Христа Спасителя — пример руссковизантийского стиля В середине XIX и начале XX веков возрождение интереса к древнерусскому зодчеству породило семейство архитектурных стилей, часто объединяемых под названием «псевдорусский стиль» (также «русский стиль» , «неорусский стиль» ), в котором на новом технологическом уровне происходило частичное заимствование архитектурных форм древнерусского и византийского зодчества. Основателем «русско-византийского стиля» принято считать Константина Андреевича Тона, работавшего в середине XIX века. К числу главнейших его творений принято причислять Храм Христа Спасителя (1860) и Большой Кремлёвский дворец (1838— 1849). В наружной отделке дворца использованы мотивы Теремного дворца: окна выполнены в традиции русского зодчества и украшены резными наличниками с двойными арками и гирькой посередине. Наступает период увлечения мелкой кирпичной орнаментикой, декоративными формами XVI века — крыльцами, шатрами, кокошниками и т. д.

Дворец Юсупова «северный модерн» Дворец Юсупова «северный модерн»

5. Политика советского государства в области монументальной культуры - Декрет о памятниках Республики; - 5. Политика советского государства в области монументальной культуры - Декрет о памятниках Республики; - Декрет об упразднении «буржуазной Академии художеств» и образовании Высших художественных курсов; - План монументальной пропаганды; - Национализация галерей и частных коллекций

Революция и вожди Памятник Ф. Дзержинскому. г. Москва • Памятник В. И. Ленину. г. Революция и вожди Памятник Ф. Дзержинскому. г. Москва • Памятник В. И. Ленину. г. Калуга

Архитектор Мельников К. С. и дом по его проекту в Кривоарбатском переулке Москвы (стиль Архитектор Мельников К. С. и дом по его проекту в Кривоарбатском переулке Москвы (стиль авангард) Константин Мельников ещё в 1930 – е годы получил мировое признание как «великий русский архитектор» современности, однако его уникальная творческая концепция в те же годы подверглась в СССР резкой критике за «формализм» ; архитектор по сути был отлучён от профессии (последняя постройка по его проекту датирована 1936 годом). Дом Мельникова в Кривоарбатском переулке

Конструктивизм. Башня Татлина В. Е. проект монументального памятника, посвящённого III Интернационалу, разработанный советским архитекто Конструктивизм. Башня Татлина В. Е. проект монументального памятника, посвящённого III Интернационалу, разработанный советским архитекто ром Владимиром Евграфовичем Татлиным. Строительство башнимонумента планировалось осуществить в Петрограде. Ленинграде, после победы Октябрьской революции 1917 года. Железный грандиозный монумент предназначался для высших органов всемирной рабочекрестьянской власти (Коминтерна), которым предлагалось разместиться в семиэтажных вращающихся зданиях. Однако возведение монумента осуществлено не было, по причине охлаждения руководства страны к авангардизму в конце 1920 -х годов.

 Пунин Н. в работе «Памятник III Интернационала» (Петербург, Издание Отдела Изобразительных искусств Н. Пунин Н. в работе «Памятник III Интернационала» (Петербург, Издание Отдела Изобразительных искусств Н. К. П. , 1920, с. 1) писал: «В 1919 г. Отделом Изобразительных Искусств Народного Комиссариата по Просвещению было поручено худ. В. Е. Татлину выработать проект памятника Третьему Интернационалу. Татлин немедленно приступил к работе и исполнил проект. Затем В. Е. Татлин, И. А. Меерзон, М. П. Виноградов и Т. М. Шапиро, объединившиеся в „Творческий Коллектив“, детально разработали проект и построили модель памятника. Основная идея памятника сложилась на основе органического синтеза принципов архитектурных, скульптурных и живописных и должна была положить начало новому типу монументальных сооружений, соединяющих в себе чисто творческую форму с формой утилитарной. В соответствии с этим проект памятника представляет собой три больших стеклянных помещения, возведенных по сложной системе вертикальных стержней и спиралей. Помещения эти расположены одно над другим и заключены в различные гармонически связанные формы» .

 • К первой годовщине революции в Москве открылся памятник К. Марксу и Ф. • К первой годовщине революции в Москве открылся памятник К. Марксу и Ф. Энгельсу. В Петрограде в 1917 -1920 годах создается памятник "Борцам революции" - Марсово поле. Памятник представлял собой группу невысоких правильной формы гранитных монолитов, поставленных в центре всего комплекса, превращенного в зеленый партер. В 19181919 годах в центре Советской площади Москвы был сооружен обелиск Свободы с текстом первой Советской конституции. Всего в 1918 -1920 годы в Москве было установлено 25 памятников, в Петрограде 15. Многие памятники не сохранились в основном потому, что были исполнены во временных материалах (гипс, бетон, дерево).

Н. А. Андреев. Обелиск в честь первой Советской Конституции в Москве. Бетон. 1918 — Н. А. Андреев. Обелиск в честь первой Советской Конституции в Москве. Бетон. 1918 — 1919 гг. Не сохранился. Архитектор Д. Н. Осипов

Н. А. Андреев. Ленин — вождь. Мрамор. 1931 — 1932 гг. Москва, Третьяковская галерея Н. А. Андреев. Ленин — вождь. Мрамор. 1931 — 1932 гг. Москва, Третьяковская галерея

 • Мавзолей • • Первый деревянный Мавзолей (проект А. В. Щусева) был возведён • Мавзолей • • Первый деревянный Мавзолей (проект А. В. Щусева) был возведён ко дню похорон Владимира Ильича Ульянова (Ленина) (27 января 1924), имел форму куба, увенчанного трёхступенчатой пирамидой. Он простоял лишь до весны 1924 года. Лаконичные формы второго Мавзолея были использованы при проектировании третьего, ныне существующего варианта из железобетона, с кирпичными стенами и облицовкой гранитом, с отделкой мрамором, лабрадором и малиновым кварцитом (порфиром) (1929— 1930, по проекту А. В. Щусева с коллективом авторов). Внутри здания находятся вестибюль и траурный зал, оформленный И. И. Нивинским, площадью 100 м². В 1930 по сторонам Мавзолея были возведены новые гостевые трибуны (архитектор И. А. Француз), оформлены могилы у Кремлёвской стены.

Скульптурная группа «Рабочий и колхозница» . В. Мухина. 1937 г. Всемирная выставка в Париже. Скульптурная группа «Рабочий и колхозница» . В. Мухина. 1937 г. Всемирная выставка в Париже. Ромен Роллан написал тогда в книге отзывов: «На берегу Сены два молодых советских гиганта в неукротимом порыве возносят серп и молот, и мы слышим, как из их груди льется героический гимн, который зовет народы к свободе, к единству и приведет их к победе» .

Отзывы о скульптуре А известный график, ровесник Мухиной, Франс Мазерель говорил с трибуны: «Ваша Отзывы о скульптуре А известный график, ровесник Мухиной, Франс Мазерель говорил с трибуны: «Ваша скульптура ударила нас, французских художников, как обухом по голове. Мы иногда целыми вечерами говорим о ней» . Мазерель называл «Рабочего и колхозницу» исключительным явлением в современной мировой скульптуре. Как ни пафосно это звучит, французам действительно понравилось творение Мухиной, которое, кстати, было расположено неподалеку от Эйфелевой башни. Они восприняли «молодых советских гигантов» посланцами нового мира, но просьбу парижан, понятное дело, не удовлетворили, и статуя вернулась на родину, чтобы впоследствии стать одним из главных памятников эпохи. Интересно, как бы реагировали парижане на статую, осуществи Вера Игнатьевна изначальный замысел: рабочий и колхозница должны были быть обнаженными? Их «одела» государственная комиссия.

 • Что касается архитектурного конструктивизма, то в 20 -30 -е годы он широко • Что касается архитектурного конструктивизма, то в 20 -30 -е годы он широко использовался в строительстве общественных и жилых зданий, прежде всего Домов и Дворцов культуры, рабочих клубов. Это были новые, массовые типы зданий, не имевшие прототипов в прежние времена. О размахе клубного строительства можно судить по тому, что только в 1929 -1932 годах в стране было возведено 480 клубов, в том числе 66 в Москве. Целый ряд оригинальных по архитектуре клубов построено в этот период по проектам архитектора К. С. Мельникова в Москве и Подмосковье. Среди них наиболее известен клуб имени Русакова в Сокольниках (1927 -1928 гг. ). Одним из лучших произведений советского конструктивизма 30 х годов стал дворец культуры имени Лихачева, созданный по проекту крупнейших советских мастеров братьев Л. А. , В. А. , А. А. Весниных в 1931 -1937 годах.

С начала 20 -х до середины 30 -х годов постепенно изменяется стилевая направленность советской С начала 20 -х до середины 30 -х годов постепенно изменяется стилевая направленность советской архитектуры. • Если вначале простота архитектурных форм диктовалась демократическими идеалами, то к середине 30 -х годов направленность изменилась. Архитекторы обратились к классическому наследию как арсеналу композиционных принципов, приемов и форм. Задача, которую поставила перед архитектурой власть, заключалась в создании "нового ампира" - 20 -летнего последовательного развития "стиля сталинской империи". • Советская архитектура стала создавать иллюзию восторженной торжественности. Если вначале советская архитектура могла ассоциироваться с относительным экономическим благополучием середины 20 -х годов, то с 1927 г. планомерно проводились политические, экономические и культурные реформы, которые сопровождались в архитектуре поворотом к классике. Архитектура переключилась на строительство идеологически ориентированных зданий - министерств, театров, партийных резиденций и т. п. В советской архитектуре выражалась победа тоталитарной психологии. • 2. 1933 -1955 гг.

Советский монументальный классицизм «Сталинская архитектура» Советский монументальный классицизм «Сталинская архитектура»

Дом советов • • В 20 -30 -е годы велико было стремление соорудить главное Дом советов • • В 20 -30 -е годы велико было стремление соорудить главное здание страны Советов символ нового общества. Уже в 1918 году в Москве состоялась закладка Дворца народов, в 1922 -1923 годах проводился конкурс на Дворец труда, а в 1931 -1933 годах на Дворец Советов. О масштабах таких сооружений говорит, например, состав помещений Дворца труда. В центре Москвы (на месте теперешней гостиницы "Москва") предполагалось построить гигантский комплекс, соединяющий в себе Дворец съездов, Дом Советов, театр, Дом культуры, горком партии, музей и прочие помещения. Среди множества проектов (более 50) был отмечен проект Весниных, в котором доминирующий вертикальный призматический объем достигал по высоте 125 метров. Но все же наиболее внушительным был конкурс на проект Дворца Советов, в котором участвовало 160 работ лучших зодчих Советского Союза и мира, в том числе проект Корбюзье. На основе результатов конкурса составление проекта Дворца Советов было в конечном счете поручено группе архитекторов (В. Г. Гельфрейх, Б. М. Иофан, В. А. Щуко). Согласно проекту предполагалось соорудить грандиознейшее многоярусное сооружение, служившее своеобразным пьедесталом гигантской 100 -метровой статуи В. И. Ленина /скульптор С. Д. Меркулов/ и достигавшее вместе с ней высоты 416 метров. В 1939 году на месте взорванного храма Христа Спасителя началось возведение Дворца Советов. Оно было прервано войной, и после войны не возобновлялось. В I 960 году на основании фундамента Дворца Советов был построен плавательный бассейн "Москва". Сейчас на этом месте вновь построен Храм Христа Спасителя.

Здание Министерства иностранных дел на Смоленской площади Здание Министерства иностранных дел РФ — одно Здание Министерства иностранных дел на Смоленской площади Здание Министерства иностранных дел РФ — одно из семи зданий, входящих в перечень сталинских высоток. Было построено с 1948 по 1953 годы по проекту архитекторов В. Г. Гельфрейха и М. А. Минкус а и конструкторов С. Д. Гомберга и Г. М. Лимановского. Здание МИД — Одно из лучших московских высотных зданий отличается сдержанностью декора и целостностью композиции. Исключительно удачна постановка 27 -этажного здания — фасадом оно замыкает вид вдоль Бородинского моста и Смоленской улицы, являющихся одним из наиболее парадных въездов в московский центр. Вертикальная устремленность силуэта (высота здания составляет 172 м) подчеркнута установкой декоративного металлического шатрового завершения, не предусмотренного первоначальным проектом, но ставшего общей чертой для всех семи московских высоток.

Сталинский классицизм • Монумент «Сталин» на ВСХВ-39 Сталинский классицизм • Монумент «Сталин» на ВСХВ-39

Бывшее здание ВЦСПС • Памятник архитектуры, построен в 1931 -1936 гг. Архитектор – А. Бывшее здание ВЦСПС • Памятник архитектуры, построен в 1931 -1936 гг. Архитектор – А. В. Власов

Композиция из трех сомкнутых V-образных в плане корпусов имеет длительную историю. • В 1931 Композиция из трех сомкнутых V-образных в плане корпусов имеет длительную историю. • В 1931 г. А. В. Власов спроектировал комплекс Международной Ленинской школы, приняв за образец профсоюзную школу в Бернау швейцарского архитектора Ханнеса Майера (1928 -1930 гг. ). Строительство началось с общежитий – пилообразного здания из смыкающихся под прямым углом блоков в 3 и 5 этажей. В последующие годы Власов неоднократно перерабатывает свой проект, следуя стадиям проектирования Дворца Советов, который должен был служить образцом и визуальным ориентиром для сооружения, строящегося на Ленинских горах. В 1935 г. недостроенные корпуса были переданы Коминтерну, а после его упразднения – ВЦСПС. В планировку общежитий были вписаны конференц-залы, приемные и другие помещения, отделка которых продолжалась до конца 1950 -х гг. Власов надстроил корпуса в один уровень и уделил особое внимание решению углов, обращенных к Калужскому шоссе. В них архитектор воплотил свои впечатления от посещения Помпей во время командировки по странам Южной Европы в 1935 -1936 гг. «Помпеянский» мотив усилен полихромной раской. Столь декоративная трактовка фасадов административного здания объясняется тем, что А. В. Власов включил его в контекст проектировавшегося им на территории Ленинских гор Главного ботанического сада АН СССР. Сейчас это уникальное здание из 5 -ти корпусов, соединенных между собой сквозным коридором на уровне 2 -го этажа (в 5 -ом корпусе соответствует 3 -ему этажу). Первые четыре корпуса – пятиэтажные и имеют форму прямого угла (два крыла, расположенных под углом 90 градусов). Пятый корпус более поздней постройки – обычное девятиэтажное здание, примкнувшее к 3 -ему корпусу. Все корпуса имеют коридорную систему с кабинетами по обе стороны. Общая численность кабинетов во всем здании около 3000.

Скульптурная композиция «Дружба народов» Скульптурная композиция «Дружба народов»

 «Дружба народов СССР» — это один из главных символов ВСХВВДНХ-ВВЦ. В нём были «Дружба народов СССР» — это один из главных символов ВСХВВДНХ-ВВЦ. В нём были воплощены идеалы дружбы и мира, которые были главной стратегией и центральной линией политики СССР в 1950 -е годы. • Фонтан был создан по проекту К. Т. Топуридзе, инженера В. И. Клявина и бригадой скульпторов 3. В. Баженовой, А. И. Тенеты, И. М. Чайков, 3. В. Рылеевой и В. П. Гаврилова. • Большой восьмигранный пруд, в центре которого возведён фонтан, был создан на месте небольших павильонов, находившихся за старым Главным павильоном 1939 года. Ступенчатое гранитное основание фонтана, которое в плане напоминает цветок, плавно переходит в необъятный чашеобразный сноп колосьев, подсолнухов и конопли. Вокруг него установлены, покрытые сусальным золотом, 16 девушек, символизирующих республики СССР до 1956 года, когда шестнадцатую — Карело-Финскую ССР преобразовали в автономную республику — Карельскую АССР.

Государственный комитет СССР по делам строительства ( Госстро й СССР) • центральный орган государственного Государственный комитет СССР по делам строительства ( Госстро й СССР) • центральный орган государственного управления, осуществлявший руководство комплексом СССР в 1950 -1991 годы. • Согласно Конституции СССР, Закону СССР «О Совете Министров СССР» и Положению о государственном комитете являлся союзнореспубликанским органом — постоянным органом Совета Министров СССР.

 «Оттепель» в России «Оттепель» в России

Неизвестный Эрнст Иосифович Путин В. В. вручает Э. И. Неизвестному Орден Почета, октябрь 2000 Неизвестный Эрнст Иосифович Путин В. В. вручает Э. И. Неизвестному Орден Почета, октябрь 2000

Работы Э. Неизвестного • Эрнст Иосифович Неизвестный родился в Свердловске (ныне Екатеринбург) 9 апреля Работы Э. Неизвестного • Эрнст Иосифович Неизвестный родился в Свердловске (ныне Екатеринбург) 9 апреля 1925 года, в семье врача В 1947 году окончил рижскую Академию художеств, а в 1954 году – Московский художественный институт им. В. И. Сурикова, параллельно слушал лекции на философском факультете МГУ. • Памятник на могиле Хрущева Источник: http: //www. calend. ru/person/1892/ © Calend. ru

 «Хрущевки» «Хрущевки»

Создаются крупные жилые массивы преимущественно на свободных городских землях. Началось строительство многоэтажных односекционных крупноблочных Создаются крупные жилые массивы преимущественно на свободных городских землях. Началось строительство многоэтажных односекционных крупноблочных зданий башенного типа. В начале 60 -х годов появились дома из вибропрокатных панелей. Лаконизм форм при функционально-эстетически обоснованных объемнопланировочных решениях, отразивших стилевые особенности 60 -х годов, проявился в сооружении ансамбля проспекта Калинина (Новый Арбат) (19621968, М. Посохин и др. ). • Для архитектуры 70 -х годов как реакция на предшествующий период НТР характерна устремленность в область экологии человека. Возрождаются осевые композиции, ассоциации с прошлым.

Памятник В. И. Ленину у Финляндского вокзала Памятник В. И. Ленину у Финляндского вокзала

Площадь победы Площадь победы

6. Современная архитектура и скульптура российского государства • Застройка Москвы представляла собой сочетание разновременных 6. Современная архитектура и скульптура российского государства • Застройка Москвы представляла собой сочетание разновременных слоев, реконструкция архитектурных объектов в них почти не велась. Различные виды застройки, морфотипы, которые складывались в различные периоды, представляли собой определенные типы зданий и способов застройки участков. • Теперь архитектура идет по пути поиска прогрессивного стиля, через познание своего собственного творческого начала, без заимствования концепций, идей и форм со стороны. • Нашему архитектурному сознанию, а оно, несомненно, находится под сильным влиянием заказчика, оказались чуждыми как стиль высоких технологий "хай-тек", так и новый рационализм с тенденцией к минимализму с его интеллектуальной и структурной дисциплиной

31 января 2013 г. состоялась торжественная церемония открытия здания арбитражного суда Калужской области Общая 31 января 2013 г. состоялась торжественная церемония открытия здания арбитражного суда Калужской области Общая площадь здания составляет около 6 тысяч квадратных метров, в нем предусмотрено разделение рабочих и присутственных зон, 10 залов судебных заседаний, оно оснащено современными инженерными системами и средствами связи • В мероприятии приняли участие Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Антон Александрович Иванов, Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Александр Дмитриевич Беглов, Председатель Федерального арбитражного суда Центрального округа Олег Михайлович Свириденко, губернатор Калужской области Анатолий Дмитриевич Артамонов, председатели судов Центрального округа, судьи и коллектив суда.

КАЛУЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД • Каждый кабинет здания оборудован отдельным прибором, назначение шлейфов которого - КАЛУЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД • Каждый кабинет здания оборудован отдельным прибором, назначение шлейфов которого - охранная сигнализация, тревожная сигнализация, пожарная сигнализация. Каждый сотрудник (хозорган) ставит свой кабинет на охрану индивидуально. Коридоры и помещения для подсудимых выполнены адресной системой. Вся информация по состоянию шлейфов собирается на ПК в диспетчерской. Диспетчер контролирует состояние всех устройств и датчиков на планах системы.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД В ЦЕНТРАЛЬНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ 8 июня 2012 г. в Калуге состоялось ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД В ЦЕНТРАЛЬНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ 8 июня 2012 г. в Калуге состоялось торжественное открытие нового здания Федерального арбитражного суда Центрального округа.

В ОТКРЫТИИ СУДА приняли участие заместитель председателя Высшего арбитражного суда Российской Федерации Артур Абсалямов, В ОТКРЫТИИ СУДА приняли участие заместитель председателя Высшего арбитражного суда Российской Федерации Артур Абсалямов, помощник полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Сергей Деревянко, губернатор области Анатолий Артамонов. По мнению главы региона, большое значение имеют меры, принимаемые арбитражными судьями для обеспечения информационной открытости. «Это снижает риск коррупции, повышает доверие деловой общественности к судебным решениям» , - подчеркнул губернатор.

Современное здание областной администрации на площади Старый Торг в Калуге, построенное в конце 70 Современное здание областной администрации на площади Старый Торг в Калуге, построенное в конце 70 -х годов 20 столетия

Современная архитектура • • • Архитектура конца 70 -х - начала 80 -х годов Современная архитектура • • • Архитектура конца 70 -х - начала 80 -х годов отмечена возросшим уровнем мастерства. Архитектурная практика переходит на более высокую ступень развития, характерной чертой которой является комплексное решение ее задач архитекторами, конструкторами, строителями, экономистами, работниками промышленности строительных и отделочных материалов, в том числе домостроительных заводов, социологами, медиками и другими работниками смежных профессий. Большое внимание уделяется вопросам комплексной застройки. Впервые в отечественной практике осуществляется застройка в едином градостроительном комплексе нового жилого района Крылатское в Москве (А. Самсонов и др. ). Форму в архитектуре стала определять культурно-историческая среда, больше стало проявляться уважения к историко-культурным традициям. По проектам архитекторов-реставраторов начались работы по восстановлению старых кварталов в Москве, Санкт-Петербурге и других городах.

Современная скульптура Искусство ваяния сегодня — это больше, чем монументальная пропаганда или формальное «чистое» Современная скульптура Искусство ваяния сегодня — это больше, чем монументальная пропаганда или формальное «чистое» искусство. Открытость России, восприятие мировых тенденций, встроенность в процессы мировых скульптурных симпозиумов позволяет ей смело входить в контекст современной европейской культуры, сохраняя при этом высокие традиции русской реалистической школы.

Памятники выдающимся личностям истории З. Церетели Памятник Петру I А. Ковальчук. Памятник Петру I Памятники выдающимся личностям истории З. Церетели Памятник Петру I А. Ковальчук. Памятник Петру I

Памятник Путину В. В. • З. Церетели хочет подарить памятник Путина В. В. в Памятник Путину В. В. • З. Церетели хочет подарить памятник Путина В. В. в образе дзюдоиста городу Санкт - Петербург

Городские скульптуры • Памятники России добреют с каждым днём, в бронзе застывают Остап Бендер, Городские скульптуры • Памятники России добреют с каждым днём, в бронзе застывают Остап Бендер, Киса, и другие литературные персонажи. Да, так хорошо, и свободно мы ещё не жили. У людей пожилых, старых мастеров, не укладывается эта концепция в голове, они чувствуют предательство и подвох. Вспоминают художественные советы, принимавшие памятники, судили строго, композиция действительно должна была соответствовать многим параметрам. Скульптуры Вучетича, полные героизма, славы, достоинства, монументальны, как высокая скала, на которых мы воспитывались. Где проходит эта черта, за которую заходить нежелательно. Главный цензор для художника, это его репутация, а граница, водораздел у него в душе. Все художники разные, и это разнообразие вкусов, жанров, и стилей формирует наше жизненное пространство.

Городские скульптуры (на примере г. Калуги) 22. 06. 2011 г. , накануне 70 -летия Городские скульптуры (на примере г. Калуги) 22. 06. 2011 г. , накануне 70 -летия начала Великой Отечественной войны, был открыт памятник Ветерану • Памятник Гагарину в Калуге (11 мая 2012 г. ) Автор А. Бабуров)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ • Таким образом, архитектура и скульптура любого государства дает нам наглядное понимание уровня ЗАКЛЮЧЕНИЕ • Таким образом, архитектура и скульптура любого государства дает нам наглядное понимание уровня экономического состояния, его могущества в политическом смысле и уровне культуры народа.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ • Выполнить задания к разделу «Архитектура и скульптура, государство, право ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ • Выполнить задания к разделу «Архитектура и скульптура, государство, право и правосудие» в рабочей тетради для самостоятельной работы студентов. • Выполнить презентации на заданную тему. • Изучить раздел учебника по данной теме, подготовив вопросы. • Прочитать дополнительную литературу по теме. • Изучить лекцию на тему «Образы власти, государства и права, воплощенные в архитектуре и скульптуре зарубежных стран» , подготовленную преподавателем и ответить на вопросы.

ЛИТЕРАТУРА 1. 2. 3. Вишневский В. Г. идр. Право и история художественной культуры. , ЛИТЕРАТУРА 1. 2. 3. Вишневский В. Г. идр. Право и история художественной культуры. , М. , ЮНИТИ-ДАНА, 2012 Судебная власть Калужской области: история и современность. Сост. В. А. Бордуков, , Д. А. Краснов и др. -Калуга: Изд-во «Полиграф. Информ» , 2004. -232 с. , ил. История государства и права России. под ред. Чибиряева С. А. , «Былина» . , 1999.