1_Термины и определения_Вступление.ppt
- Количество слайдов: 24
Дизайн. Термины и определения Английское слово «design» имеет латинское происхождение от de+signum (десигнат — «знак» , «обозначение» , отсылающее к замещаемому, обозначаемому им объекту, денотату), первоначально это — внешний, улавливаемый чувствами рисунок глубоко заложенного смысла. Оксфордский словарь прослеживает по годам, как исторически складывалось современное понятие «дизайн» : 1548 г. — «цель, интенция — направленность сознания, мышления на какой-либо предмет; в основе такой направленности лежит желание, замысел» ; 1593 г. — «план в уме того, что будет сделано» ; 1638 г. — «план строительства» ; 1697 г. — «сделать предварительный набросок для конструирования чего-либо» . Как видно из этого перечня, тенденция такова: чем ближе к нашему времени, тем словарное значение этого слова становится более конкретным и, соответственно, более узким. Содержание же деятельности, определяемой этим словом, напротив, делается все более «размытым» . Исторически понятие «дизайн» аккумулировало в себе еще несколько значений: to invent — «изобретать или мысленно формулировать идею или сущностные черты чего-либо» ; to intend — «намереваться, устремляться к какой-либо цели (отсюда «интенция» ); to appoint (архаическое) — «назначать, определять, указывать» . И. А. Розенсон «Основы теории дизайна»
• • • Этимология (первоначальные значения) англоязычного понятия «дизайн» охватывает несколько смысловых рядов. Генетически первичным является ряд определений «декоративного» порядка: узор, орнамент, декор, украшение, убранство. Ко второму ряду относятся «проектно-графические» трактовки: набросок, эскиз, рисунок, собственно проект, чертеж, конструкция. Третий ряд, выходящий за рамки прямого проекта, это «предвосхищающие» понятия: план, предположение, замысел, намерение. Четвертый ряд определений — неожиданно «драматический» : затея, ухищрение, умысел и даже интрига. Под дизайном сегодня понимается как собственно творческий художественный или художественно-технический процесс в сфере проектной деятельности, так и результаты этого процесса — проекты — эскизы, чертежи, макеты, другие видео- и аудиоматериалы. Термин «дизайн» также употребляется для характеристики осуществленных проектов — изделий, средовых объектов, полиграфической продукции и пр.
В 1957 году был организован Международный совет организаций индастриал (индустриального) дизайна (ИКСИД). По предложению его президента Томаса Мальдонадо на конгрессе 1969 года приняли следующее определение: «Дизайн есть творческая деятельность, конечной целью которой является определение качеств изделий, относящихся к их формообразованию (или «формальных свойств» , «качеств с точки зрения формы» ). Эти качества связаны не только с внешним видом, но, главным образом, с конструктивными и функциональными характеристиками ( «структурными и функциональными связями изделий» ), которые превращают какую-либо систему ( «предмет» ) в единое целое, как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Это определение касалось промышленной продукции и не включало всей постоянно расширявшейся сферы дизайнерского творчества. Осознание сути дизайна, его специфики довольно быстро уточнялось и углублялось. Росло понимание дизайна как многогранного и сложного явления, охватывающего широкий спектр объектов и ситуаций. Поэтому уже в 1971 году на Генеральной ассамблее ИКСИДа было решено раз и навсегда исключить из документов установленное определение дизайна.
В современном понимании объектами дизайн-проектирования являются не изделия и не средовые объекты, а потребности, наличие спроса на выполнение какого-либо вида деятельности, в частности, на осуществление определенной функции. Под функцией при этом понимается не только утилитарный смысл какого-либо процесса, вещи, явления, не только облекающие его в реальность материалы, конструкции, технологии, но и эмоционально-образное, общественное содержание получившегося продукта, его участие в интеллектуальной жизни, культуре, в духовной составляющей нашего сознания. Венди Броер (www. greenmap. org)
Дизайн — специфическая сфера деятельности по разработке (проектированию) предметно-пространственной среды (в целом и отдельных ее компонентов), а также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических качеств, оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом, естественно-природной средой. В. Ф. Рунге «История дизайна, науки и техники»
• • Герберт Рид определяет дизайн как высшую форму искусства, как независимую сверхпрофессию, свободную от узкоспециализированного профессионализма, приравнивает объекты дизайна к продуктам абстрактного искусства в графике и пластике. Джон Глоаг придерживается прагматичного взгляда на дизайн, оценивая его коммерческую сторону как результат «эффективного соединения тренированного воображения и практического мастерства» , определяет дизайн как службу в системе промышленного производства. Эшфорд декларирует программный отказ от этических и эстетических основ в дизайнерской деятельности, кроме цели удовлетворения ожиданий массового потребителя. Единственная цель дизайна — получение производством прибыли через хороший сбыт товара. Это — не прикладное искусство и не абстрактное формотворчество, не эрзац искусства, это — просто новое явление культуры. Джио Понти придерживается романтических взглядов на профессию, считая ее способом реализации художественных потенций — созданием мира новых и прекрасных вещей. Джорж Нельсон считает дизайн обслуживающей, лишенной героизации профессией в условиях цивилизации суперкомфорта, но одновременно и внутренне свободной творческой деятельностью, способом профессионального самовыражения художника в современном мире, особой формой массового искусства. Томас Мальдонадо рассматривает дизайн как специфическое художественное творчество, эстетический и этический идеал которого заключается в создании программы «очищенного» дизайна, основанного на строгой научной методологии. Он ищет пути объективации дизайна в соответствии с идеалом этой деятельности. Джило Дорфлес и Абрам Моль видят в дизайне особое средство, определенный способ передачи упорядоченной информации. И. А. Розенсон «Основы теории дизайна»
один и тот же термин характеризует ряд прямо противоположных явлений: • • • обслуживание любых запросов и нужд потребителей; самовыражение внутренне свободного художника; философия управления; ликвидация хаоса форм; создание хаоса форм; развитие общества; сохранение «статус кво» ; обеспечение коммерческого успеха; создание непреходящих культурных ценностей; раздел массового искусства; просто новое явление; нормальная техническая операция и т. д. В. Л. Глазычев (О дизайне. – М. , 1970) Далее он приходит к выводу, что, возможно, не существует одного дизайна, что все эти взаимоисключающие устремления принадлежат разным «дизайнам» и что таких «дизайнов» множество, с определенными различиями в самой сути явлений. И можно классифицировать «дизайны» следующим образом: • индустриальный дизайн; • графический дизайн; • компьютерный дизайн; • дизайн архитектурной среды; • дизайн выставочных экспозиций; • дизайн одежды и аксессуаров; • арт-дизайн. (по В. Ф. Рунге)
И. А. Розенсон в своем исследовании предполагает, что поскольку одноединственное явление носит столь противоречивый характер (причем многоплановость заложена уже на уровне первичных определений), то следует оценивать явление дизайна с точки зрения особенностей профессионального мышления, через сочетание свойств присущих типу сознания дизайнера. Она выделяет такие особенности дизайнерского мышления как: образность; системность; инновационность. На основании этих рассуждений И. А. Розенсон определяет дизайн как проектную практику, требующую от профессионального мышления органичного совмещения образного и системного начал и вносящую в реальность новые социокультурные смыслы.
«Конечно, существуют и более вредные профессии, нежели промышленный дизайн, но их совсем немного. Раньше человек, которому нравилось уничтожать себе подобных, становился генералом. Сегодня с помощью промышленного дизайна убийство запущено в серийное производство» . В. Папанек «Дизайн для реального мира»
Процесс дизайн-менеджмента
Думай как дизайнер. Дизайн-мышление для менеджеров. Жанна Лидтка. Тим Огилви. Москва. «Манн, Иванов и Фербер» . 2015 Дизайн-мышление Бизнес Дизайн Базовые предпосылки Рациональность, объективность; Реальность зафиксирована и количественно измерима Субъективный опыт; реальность конструируется социально Метод Анализ для поиска одного, «лучшего» решения Экспериментирование – итерационный процесс в направлении «лучшего» ответа Процесс Планирование Действие Основания для принятия решения Логика, числовые модели Эмоциональный инсайт; модели различных видов впечатлений Ценности Стремление к комфорту и стабильности; дискомфорт от неопределенности Стремление к новому; нелюбовь к статус-кво Уровни фокуса Абстрактные или конкретные Итерационное движение между абстрактным и конкретным
Думай как дизайнер. Дизайн-мышление для менеджеров. Жанна Лидтка. Тим Огилви. Москва. «Манн, Иванов и Фербер» . 2015 1. Визуализация: использование визуальных образов, чтобы представить возможности и воплотить их в жизнь. 2. Карта эмпатии (исследование пользовательских сценариев): оценка ощущений и впечатлений с точки зрения пользователя. 3. Анализ цепочки создания ценностей: оценка текущей цепочки создания ценностей, сопровождающей впечатления и ощущения пользователей. 4. Майнд-мэппинг: генерация идей на основе проведенных исследований и использование их для создания критериев дизайна. 5. Брейншторминг: генерация новых возможностей и новых альтернативных бизнес-моделей. 6. Разработка концепций: сбор инновационных элементов в связное альтернативное решение, которое можно исследовать и оценить. 7. Тестирование гипотез: выделение и тестирование ключевых гипотез, которые приведут к успеху или провалу концепции. 8. Горячее прототипирование: воплощение новой концепции в осязаемой форме для исследования, тестирования и улучшения. 9. Ко-дизайн с пользователями: привлечение пользователей к участию в создании решения, которое будет лучше всего соответствовать их потребностям. 10. Тестовый запуск: подготовка доступного эксперимента, который позволяет пользователям применять новое решение в течение длительного периода; таким образом ключевые гипотезы проверяются данными рынка.
Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3 • Рисунок 1. Проект фотоаппарата «Супер Био» (1982 -1983) • Рисунок 2. Предложение (макет) фотоаппарата «Кенон Т 90» • Рисунок 3. Промышленный образец модели Т 90 (1986) Луиджи Колани
Л. Колани. • Капот для гоночного мотоцикла модели Кавасаки 1500, 1987
Таблица 1 – Периодизация промышленного дизайна (по В. Ф. Рунге) Вторая половина XIX в. Осознание проблемы эстетизации машинных форм Всемирная выставка, Лондон, 1851 г. Д. Рескин, У. Моррис. Романтики-реакционеры: «Назад к ремесленному производству» Начало XX в Г. Земпер. Основы учения о причинах, определяющих характер формы изделия Первые практические шаги промышленного дизайна От модерна к функционализму: степень красоты изделия определяется степенью соответствия его формы его функции Германский Веркбунд (1907) Повышение качества продукции за счет симбиоза индустрии, мастерства, искусства 20 -е г. XX в П. Беренс. Создание фирменного стиля концерна АЭГ (воспитание массового вкуса) Импульс развитию современного дизайна Баухауз (1919— 1933). Художественно-промышленная школа нового типа ВХУТЕМАС (1920 -1926), ВХУТЕИН (1927 -1930); научно-исследовательская и учебная организация В. Гропиус: «Искусство и техника — новое единство» Г. Майер. Основы системного подхода, социальнообщественная направленность Художники- «производственники» Конструктивизм Супрематизм Международная выставка декоративного искусства, Париж (1925) Первые дизайнерские подразделения в США (У. Д. Тиг, Н. Бел Геддес, Р. Лоуи и др. ) 30 -е г. XX в Становление дизайнерской практики, обобщение теоретических концепций Коммерческий дизайн Америки: Англия: «Самая важная цель дизайна — заставить звенеть кассу, выбивающую чеки» . «Дизайн является хорошим в той степени, в какой он способствует сбыту» Р. Лоуи, Г. Дрейфус и др. Рациональный стайлинг — основной принцип формообразования Государственная политика по вопросам искусства и промышленности Г. Рид, примат искусства: «В границах функциональной целесообразности фабрика должна приспосабливаться к художнику» , Н. Певзнер, классическая книга «Пионеры современного дизайна» (американский вариант)
Продолжение таблицы 1 1950 -е-1960 -е гг. Дизайн — неотъемлемая часть производства Практика в США Организация ИКСИД (1957) Распространение опыта в Европе, Японии Организационные мероприятия внутри стран и международные связи (Советы, Дизайн-центры, выставки, конференции и пр. ) Система подготовки кадров (Ульмская школа — с 1953, др. ) Томас Мальдонадо, системный подход к проектированию, социально-гуманистическая направленность 1970 -е— начало 1980 -х гг. Создание государственной системы дизайна (художественного конструирования) в СССР см. таблицу 2 Новая концепция американского дизайна начало 1980 -х гг. Проектирование не изделия или объекта, а эффекта, достигаемого с их помощью Конструкция и функция изделия «жестко» не определяют форму изделия (миниатюризация элементной базы, новые материалы и технологии) Системный подход к проектированию в связи со сложностью объектов и взаимосвязей их элементов (акцент на научно-экспериментальные аспекты) Особое внимание уделяется использованию данных эргономики как в объектах сложной техники, так и в изделиях культурного и бытового назначения: оптимальный комфорт, достаточная безопасность. Недостаточное внимание интуитивно-художественному началу Конец 1980 -х - 1990 -е гг. Смена рынка покупок «по необходимости» - рынком «эмоциональных покупок» Международная концепция создания изделий удобных, надежных, пленяющих воображение и приносящих наслаждение Создание концепт-моделей оригинальной формы и отделки (единичные образцы для выставок и рекламы) Особое внимание рекламным кампаниям: «Превратим искусство в бизнес, а бизнес — в искусство» Исследования по выявлению эмоций потребителей не только при эксплуатации, но и мотиваций по выбору (с упором на подсознание) Государственная поддержка дизайна в постиндустриальных странах (программы Америки, Великобритании и др. стран)
Таблица 2 – Периодизация истории отечественного дизайна (по В. Ф. Рунге) 20 -е гг. XX в. ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН Художники- «производственники» (экспозиции выставок, работы для театра, графика, реклама, одежда, ткани). Работы Б. И. Арватова (1896— 1940) и других идеологов пролеткульта и производственного искусства 30 -е гг. XX в. Инженерное конструирование с элементами дизайнерского подхода (авиация, железнодорожный и городской транспорт). Московский метрополитен как объект комплексного архитектурно-дизайнерского проектирования 1950 -е гг. АХБ Наркомата транспортного машиностроения (Ю. Соловьев). Дискуссия «Может ли машина быть произведением прикладного искусства» в журнале «Декоративное искусство СССР» . Начало подготовки художников для промышленности в ЛВХПУ и МВХПУ (проф. И. Вакс, А. Короткевич и др. ) Началосередина 1960 -х гг. Создание государственной системы художественного конструирования (1962): ВНИИТЭ (Ю. Соловьев) и его филиалы, СХКБ, подразделения в промышленности; профессиональная подготовка специалистов в высших учебных заведениях и пр. Осмысление теоретических проблем, техническая эстетика как наука о художественном конструировании. Информационная, пропагандистская и организационная деятельность (бюллетень, выставки, конференции, семинары). Разработка научно-методических материалов, проектная практика. Вхождение ВНИИТЭ в ИКСИД (1965). Деятельность Учебно-экспериментальной студии Союза художников на Сенеже с 1963 г. (Е. Розенблюм, К. Кантор и др. ) Конец 1960 -хсередина 1970 -х гг. Формирование теоретической базы художественного конструирования — «аксиоморфологической концепции» . Методическое обеспечение проектирования и экспертной оценки потребительского уровня продукции с экстраполяцией принципов оценки на процесс проектирования. Эргономические исследования и рекомендации по учету «человеческого фактора» при проектировании. Гуманистическая социальная ориентация художественного конструирования. Функционирование организационной структуры художественного конструирования в промышленности
Продолжение таблицы 2 Конец 1970 -хначало 1980 -х гг. Осознание недостатков функционализма в формообразовании промышленной продукции, переходящего в техницизм из-за преувеличения научно-экспериментального подхода, в том числе формального использования эргономики, пренебрежение к художественно-чувственным моментам в проектировании. «Оторванность» проектных работ студии художественного проектирования Союза художников от реальной производственной базы (технология, материалы, комплектующие элементы), преобладание бумажного проектирования оформления экспозиций музеев, выставок, средовых объектов 80 -е гг. XX в Обоснование теоретической концепции системного проектирования, «системного дизайна» : проектирование целостно-структурных объектов в совокупности предметно-пространственных систем и совершающихся в них процессов деятельности. Разработка методики и средств дизайн-проектирования (коллективный труд ЛВХПУ «Дизайн: очерки теории системного проектирования» , 1983; труды ВНИИТЭ «Методика художественного конструирования. Дизайн-программа» и «Средства дизайн-программирования» под ред. Л. Кузьмичева, В. Сидоренко и Д. Щелкунова, 1987). Расширение сферы дизайн-проектирования, вузовская подготовка по новым специальностям (архитекторы-дизайнеры и др. ). Учреждение Союза дизайнеров СССР (1987), Союзов дизайнеров республик, крупных городов. Дизайн-студии Союза как альтернатива государственным службам, расширение международных связей, вовлечение в творческий союз широкого круга «промышленников» и пр. (14. 12. 1987 г. учреждение Союза дизайнеров БССР). Начало 1990 -х гг. Изменение сфер деятельности дизайнеров, новые организационно-экономические условия их деятельности. Отрицание социально-гуманистических приоритетов дизайна. «Развал» государственной системы дизайна. Учреждение Союза дизайнеров России (1991)
6 августа 1991 года группа инженеров Европейского центра ядерных исследований (ЦЕРН) во главе с британцем Тимом Бернерсом-Ли создала первую компьютерную страницу info. cern. ch›hypertext/WWW/The. Project. html
Веб-дизайн (от англ. Web design) — отрасль веб-разработки и разновидность дизайна, в задачи которой входит проектирование пользовательских вебинтерфейсов для сайтов или веб-приложений. Веб-дизайнеры проектируют логическую структуру веб-страниц, продумывают наиболее удобные решения подачи информации, а также занимаются художественным оформлением вебпроекта. В результате пересечения двух отраслей человеческой деятельности грамотный веб-дизайнер должен быть знаком с последними веб-технологиями и обладать соответствующими художественными качествами. Веб-дизайн — вид графического дизайна, направленный на разработку и оформление объектов информационной среды интернета, призванный обеспечить им высокие потребительские свойства и эстетические качества. Подобная трактовка отделяет веб-дизайн от веб-программирования, подчеркивает специфику предметной деятельности веб-дизайнера, позиционирует веб-дизайн как вид графического дизайна. Всеми рная паути на (англ. World Wide Web) — распределённая система, предоставляющая доступ к связанным между собой документам созданным на основе технологии гипертекста и расположенным на различных компьютерах, подключенных к Интернету. Для обозначения Всемирной паутины также используют слово веб (англ. web «паутина» ) и аббревиатуру WWW. Гипертекстовые документы, размещаемые во Всемирной паутине, называются вебстраницами. Несколько веб-страниц, объединённых общей темой, дизайном, а также связанных между собой ссылками и обычно находящихся на одном и том же веб-сервере, называются веб-сайтом.