Дисциплинарные картины мира 6А КУЛЬТУРОЛОГИЯ.pptx
- Количество слайдов: 10
Дисциплинарные картины мира 6: Культурология Дальневосточный федеральный университет, Школа экономики и менеджмента
Культурная и социальная системы (Клиффорд Гирц) • Если социальная система состоит из индивидов и их отношений, то культурная система состоит из правил, по которым социальные отношения строятся • Культурная система аналогична правилам игры, а социальная – набору игроков, которые принимают участие в конкретной партии • Системы правил имеют некоторую внутреннюю логику, которая проявляется в их структуре и функционировании • Культуры, в которых родство отсчитывается по материнской линии, обычно подразумевают, что обязанности отца выполняет дядя по материнской линии, а семьи матрилокальны • Закон Ципфа связывает относительную и абсолютную частоту встречаемости слова
Что такое «культурология» ? • «Культурология» не является дисциплиной с относительно четко определенными границами и каноном, такой, как экономика или история. Нет единого понимания того, как соотносятся культурология, культуральные исследования (cultural studies), культурная антропология, семиотика и т. д. • Существует, однако, то, что мы можем определить как особую культурологическую картину мира. Оно построено вокруг понимания культуры как системы знаков, аналогичной языку, а любой социальной практики – как системы высказываний на этом языке.
Семиотическая теория знака (Ч. С. Пирс и после) • Знак связывает означающее и означаемое • Знаки организованы в системы, которые построены вокруг бинарных различений (например, темное и светлое) • Знаки конвенциональны: чтобы знак функционировал в коммуникации, необходимо, чтобы ее участники знали, что другие распознают этот знак, и что другие знают, что они знают, и так далее до бесконечности.
Что представляет собой экономика как культура? Деньги как знак • Любая небартерная экономика полагается на существование денежных средств, универсально принимаемых как медиа обмена • Деньги являются абстрактным знаком, содержанием которого является общая идея «полезности» , которая может обретать свою содержание во всевозможных объектах • Потеря означающей способности денег сопровождается безудержной инфляцией, которая может закончиться возвращением к бартеру
Методы изучения культуры: этнография и дискурс-анализ • Этнография подразумевает изучение людей в их естественной среде обитания методом прямого наблюдения; этнография неизбежно ближе к журналистике, искусству или разведке, чем к лабораторному эксперименту • Дискурс-анализ означает интерпретативное изучение текстов • Хотя они, внешне, напоминают исследования в социальных науках, в них все же есть место экспериментальной логике…
Рынки как культуры – 1. Роли • «Ролью» называется система конвенциональных ожиданий в отношении индивидов, принадлежащих к какой-то социальной категории (пол, возраст, образование, профессия и роль на предприятии, класс, конфессия) • Слово «роль» указывает на театральную роль как на хорошую модель всех прочих социальных ролей (Гоффман). Каждый из нас действует согласно социальному сценарию • Роли делятся на формальные (сценарии которых где-то записаны) и неформальные • Модификация роли или отказ от нее может осуждаться морально (отказ от традиционной гендерной роли) и они всегда вызывают увеличение издержек, связанных с переговорами и выработкой новых конвенций. . • Помимо собственно функциональных ожиданий, к занимающим роли предъявляется много личностных или стилистических – какого рода личностью они представляют себя. Считается, что роли подразумевают обладание какими-то более абстрактными атрибутами, необходимыми для их исполнения.
Рыночные роли • Рынок возможен благодаря существованию формальных ролей (напр. , покупатель и продавец, наниматель и нанимаемый) • Рынок предполагает также существование некоторого числа неформальных ролей – систем ожиданий в отношении тех, кто участвует в деловой активности • Рынки различаются по тем личностным свойствам, которые проецируют их участники – например, степень холодности или эмоционального отношения к клиенту (которые могут не иметь никакого отношения к реальному уровню ответственности) (Аболафия) • Одной из форм конвенциональных ожидания являются ожидания в отношении понимания агентами устройства рынка.
Рынки как культуры – 2. Как рыночные агенты понимают происходящее на рынке? • Экономические процессы требуют интерпретации (знаком чего является рост цен? ). Экономическая теория предполагает систему таких интерпретаций, однако, агентам свойственно надстраивать и дополнять ее по своему усмотрению • Экономические агенты различаются по тому, к какой схеме они обращаются (чартисты и фундаменталисты у Аболафия) • Экономическое образование обеспечивает относительную общность схем, которые, однако, могли бы не возникнуть без него (перформативность экономики – Мак. Кензи) • В частности, некооперативное поведение в дилемме узников повышается среди тех, кто осваивает курсы по теории игр (Франк) • Так в какой мере экономисты создают экономику?
Домашнее задание • Поделиться на группы, взять один из рынков (платное высшее образование, розничная торговля фруктами, международный рынок оружия) и описать, следуя Аболафия, основные элементы его культуры.