Тема 1.Интернет.ppt
- Количество слайдов: 13
Дисциплина: Программные средства разработки Web-страниц и презентаций Тема 1: Знакомство с Интернетом Автор: Горшков Александр Павлович доцент, к. э. н. Кафедры Экономическая теория
Компьютерная сеть (Computer Network) – это множество компьютеров, соединенных линиями связи и работающих под управлением специального программного обеспечения. Линия связи - это совокупность технических устройств и физической среды, обеспечивающих передачу сигналов от передатчика к приемнику. Канал связи – это система технических устройств и линий связи, обеспечивающую передачу информации между абонентами. Слайд № 2
Локальные сети Локальным сетям (Local Area Network, LAN) обычно относят сети, компьютеры которых сосредоточены на относительно небольших территориях. Небольшой размер локальных сетей позволяет использовать для их построения достаточно дорогие и высококачественные технологии, что обеспечивает высокую скорость обмена информацией между компьютерами. Слайд № 3
Городские сети (Metropolitan Area Network, MAN) предназначены для обеспечения взаимодействия компьютеров и/или локальных сетей, рассредоточенных на территории крупного города, а также для подключения локальных сетей к глобальным. Для построения таких сетей используются достаточно качественные цифровые линии связи, позволяющие осуществлять взаимодействие на относительно высоких по сравнению с глобальными сетями скоростях. Слайд № 4
Глобальные сети (Wide Area Network, WAN) – это сети, предназначенные для объединения отдельных компьютеров и локальных сетей, расположенных на значительном удалении (сотни и тысячи километров) друг от друга. Поскольку в глобальных сетях используются уже существующие и изначально не предназначенные для построения компьютерных сетей линии (например, телефонные), то скорость передачи данных в таких сетях существенно ниже, чем в локальных. Слайд № 5
Интернет (Internet) - объединенная сеть (гиперсеть), собравшей в своем составе локальные, городские и глобальные сети всей планеты. В Internet нет ни президента, ни главного инженера. Президенты и прочие высшие официальные лица могут быть у сетей, входящих в Internet. В целом же в Internet нет единой авторитарной фигуры. В сети Internet есть совет старейшин, каждый пользователь сети может иметь своё мнение о принципах её работы и может принимать участие в управлении сетью. Слайд № 6
Управление Интернет Направление развития Internet в основном определяет "Общество Internet", или ISOC (Internet Society). ISOC – это организация на общественных началах, целью которой является содействие глобальному информационному обмену через Internet. Она назначает совет старейшин, который отвечает за техническое руководство и ориентацию Internet. Совет старейшин IAB (Internet Architecture Board или "Совет по архитектуре Internet") представляет собой группу приглашённых лиц, которые добровольно изъявили принять участие в его работе. IAB регулярно собирается, чтобы утверждать стандарты и распределять ресурсы (адреса). Internet работает благодаря наличию стандартных способов взаимодействия компьютеров и прикладных программ друг с другом. Общественный орган управления Internet IETF (Internet Engineering Task Force) собирается регулярно для обсуждения текущих технических и организационных проблем Internet. Если возникает достаточно важная проблема, IETF формирует рабочую группу для дальнейшего её изучения. Посещать заседания IETF и входить в состав рабочих групп может любой; важно, чтобы он работал. Рабочие группы выполняют много различных функций – от выпуска документации и принятия решений о том, как сети должны взаимодействовать между собой в специфических ситуациях, до изменения значений битов в определённом стандарте. Рабочая группа обычно составляет доклад. Это может быть либо предоставляемая всем желающим документация с рекомендациями, которым следовать не обязательно, либо предложение, которое направляется в Совет старейшин (IAB) для принятия в качестве стандарта. Слайд № 7
История сети Интернет В 1957 году Министерство обороны США посчитало, что на случай войны Америке нужна надёжная система передачи информации. Разработка такой сети была поручена Калифорнийскому университету, Стэнфордскому исследовательскому центру, Университету Юты и Университету штата Калифорния. Компьютерная сеть была названа ARPANET (англ. Advanced Research Projects Agency Network). В 1969 года между двумя первыми узлами сети ARPANET, находящимися на расстоянии в 640 км — в Калифорнийском университете и в Стэнфордском исследовательском институте — провели первый сеанс связи. В 1970 -х годах сеть в основном использовалась для пересылки электронной почты, появились первые списки почтовой рассылки, новостные группы и доски объявлений. К 1971 году была разработана первая программа для отправки электронной почты по сети, которая сразу стала очень популярна. В 1973 году сеть стала международной. В 1984 году была разработана система доменных имён (англ. Domain Name System, DNS). В 1984 году появилась сеть Национального научного фонда США (NSF) (англ. National Science Foundation Network), которая и получила название «Интернет» . В 1988 году был разработан протокол Internet Relay Chat (IRC), благодаря чему в Интернете стало возможно общение в реальном времени (чат). В 1989 году в стенах Европейского совета по ядерным исследованиям (ЦЕРН) родилась концепция Всемирной паутины. Её предложил Тим Бернерс-Ли, он же в течение двух лет разработал протокол HTTP, язык HTML и идентификаторы URI. В 1991 году Всемирная паутина стала общедоступна в Интернете, а в 1993 году появился знаменитый веб-браузер NCSA Mosaic. Слайд № 8
Уровни взаимодействия Во взаимодействии такого рода можно выделить несколько уровней: - уровень пользователей, обменивающихся письмами и использующих для этой цели почтовую службу; - уровень почтовой службы, осуществляющей пересылку корреспонденции между почтовыми отделениями населенных пунктов и использующей для работы услуги транспортной сети; - уровень транспортной сети, обеспечивающий доставку грузов по путям сообщения между населенными пунктами; - уровень путей сообщения, обеспечивающий возможность физической доставки грузов между населенными пунктами. Слайд № 9
Модель сетевого взаимодействия В 1984 году Международной Организацией по Стандартизации (International Standard Organization, ISO) была разработана модель взаимодействия открытых систем (Open Systems Interconnection, OSI). Модель представляет собой международный стандарт для проектирования сетевых коммуникаций и предполагает уровневый подход к построению сетей. Каждый уровень модели обслуживает различные этапы процесса взаимодействия. Посредством деления на уровни сетевая модель OSI упрощает совместную работу оборудования и программного обеспечения. Модель OSI разделяет сетевые функции на семь уровней: Слайд № 10
Характеристика уровней модели Физический уровень (Physical layer) определяет способ физического соединения компьютеров в сети. Канальный уровень (Data Link layer) отвечает за организацию передачи данных между абонентами через физический уровень, в котором предусмотрены средства адресации, позволяющие однозначно идентифицировать отправителя и получателя. Сетевой уровень (Network layer) обеспечивает доставку данных между компьютерами сети, позволяющий однозначно идентифицировать компьютер в объединенной сети. Транспортный уровень (Transport layer) реализует передачу данных между двумя программами, функционирующими на разных компьютерах. Сессионный (сеансовый) уровень (Session layer) позволяет двум программам поддерживать продолжительное взаимодействие по сети, называемое сессией (session) или сеансом. Этот уровень управляет установлением сеанса, обменом информацией и завершением сеанса. Уровень представления (Presentation layer) осуществляет промежуточное преобразование данных исходящего сообщения в общий формат, который предусмотрен средствами нижних уровней. Прикладной уровень (Application layer) предоставляет высокоуровневые функции сетевого взаимодействия, такие, как передача файлов, отправка сообщений по электронной почте и т. п. Слайд № 11
Протоколы сети Интернет Объединение сетей разной архитектуры и топологии стало возможно благодаря протоколу IP (англ. Internet Protocol) и принципу маршрутизации пакетов данных. Протокол — это «язык» , используемый компьютерами для обмена данными при работе в сети. Протокол — это правила передачи данных между узлами компьютерной сети. В настоящее время в качестве стандарта используется версия 4 IP. Для выполнения своих функций протокол определяет свой собственный формат пакета. Основными информационными полями заголовка пакета являются: IP-адреса отправителя и получателя – предназначены для идентификации отправителя и получателя; Время жизни пакета (Time To Live, TTL) - определяет время, которое IPпакет может находиться в сети; IP-фрагментация - поля, предназначенные для фрагментации пакетов, предназначенные для управления обработкой пакета (длина пакета и заголовка, контрольная сумма заголовка, тип обслуживания и т. д. ). Слайд № 12
Сервисы и услуги сети Интернет Наиболее известными сервисы сети Интернет являются: - сервис DNS, или система доменных имен, обеспечивающий возможность использования для адресации узлов сети мнемонических имен вместо числовых адресов; - электронная почта (E-mail), обеспечивающая возможность обмена сообщениями одного человека с одним или несколькими абонентами; - сервис IRC, предназначенный для поддержки текстового общения в реальном времени (chat); - телеконференции, или группы новостей (Usenet), обеспечивающие возможность коллективного обмена сообщениями; - сервис FTP — система файловых архивов, обеспечивающая хранение и пересылку файлов различных типов; - сервис Telnet, предназначенный для управления удаленными компьютерами в терминальном режиме; - World Wide Web (WWW, W 3, «Всемирная паутина» ) — гипертекстовая (гипермедиа) система, предназначенная для интеграции различных сетевых ресурсов в единое информационное пространство; - Потоковое мультимедиа. Наиболее популярные услуги сети Интернета: Веб-форумы. Блоги. Вики-проекты (Википедия). Интернет-магазины. Интернет-аукционы. Социальные сети. Электронные рассылки. Файлообменные сети. Электронные платёжные системы. Интернет-радио. Интернет-телевидение. IP-телефония. Мессенджеры. FTP-серверы. IRC (реализовано также как веб-чаты). Поисковые системы. Интернет-реклама. Удалённые терминалы. Удалённое управление. Многопользовательские игры. Слайд № 13
Тема 1.Интернет.ppt