Объемная Композиция.pptx
- Количество слайдов: 81
Дисциплина «ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ в дизайне среды» Лекция № 2 «Объёмная композиция» 1
Дисциплина «Основы композиции в дизайне среды» I. ФРОНТАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ II. ОБЪЁМНАЯ КОМПОЗИЦИЯ III. ОБЪЁМНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ Лекция «Объёмная композиция» в структуре дисциплины
Основы композиции в дизайне среды. Лекция «Объёмная композиция» 2. 1 Условия объёмности формы 2. 2 Методы построения объёмности формы 2. 3 Виды объёмной композиции 2. 4 Композиционный центр 2. 5 Объёмная композиция и среда План лекции «Объёмная композиция»
Объёмная композиция Объемная композиция характеризуется распределением массы по трем координатам пространства и образует трехмерную форму с относительно равными измерениями ее по всем трем направлениям. С другой стороны, объемная композиция отличается относительно замкнутой поверхностью, организующей «движение вокруг себя» . Таким образом, объемная композиция создается в основном в расчете на восприятие ее со всех сторон (в отдельных случаях в зависимости от условий окружающей среды объемная композиция может быть рассчитана на восприятие ее с двух и
Объёмная композиция Пантеон. 115 -125 г. н. э. Рим.
Объёмная композиция В римском Пантеоне объемная композиция строится как цельная (относительно нерасчлененная) масса с ясно выраженной центральной частью (портик), ориентированной на главные подходы с площади. Цилиндрическая поверхность основной массы и купольное завершающее перекрытие способствуют выразительности объема в целом.
Объёмная композиция
Объёмная композиция В соборе Василия Блаженного (Покровский собор) в Москве объемная композиция представляет собой комплекс соподчиненных объемных форм и раскрывается не только с главных точек зрения (с Красной площади), но и с других сторон.
Объёмная композиция Объемная композиция, обусловленная активным решением всех сторон объемной формы.
2. 1 Условия объёмности формы В нижеприводимых схемах выясняется ряд условий, от которых зависит относительно большая или меньшая степень ясности восприятия объемной формы как таковой, что необходимо иметь в виду в целях достижения общей архитектурной выразительности как отдельных архитектурных объемов, так и их комплексов.
2. 1 Условия объёмности формы 1. Объемность в зависимости от соотношения измерений формы по трем координатам. Наиболее типично для объемной формы относительное равенство измерений ее по трем координатам (куб, цилиндр с высотой, близкой к величине диаметра, параллелепипед с относительно близкими друг к другу измерениями и тому подобные формы). Формы, в которых высота сильно подчинена двум другим измерениям при относительном их равенстве, решаются как объемные композиции.
2. 1 Условия объёмности формы Формы, в которых высота значительно доминирует над двумя другими измерениями (при относительном равенстве последних), все же решаются как объемные композиции (отдельно стоящие колонны, мачты, вышки и сооружения башенного типа).
2. 1 Условия объёмности формы 2. Объемность в зависимости от вида поверхности, образующей объемную форму. В связи с различным характером поверхностей, образующих объемную форму изменяется степень ясности восприятия объемности.
2. 1 Условия объёмности формы На рис. А объемность формы не воспринимается ввиду того, что видна только одна из ее сторон. На рис. Б и В (пятиугольник и десятиугольник в плане) одновременно воспринимается большее число граней, охватывающих форму, вследствие чего выявляется объемность форм. Как показано на рис. Г объемность характеризуется кривизной поверхности.
2. 1 Условия объёмности формы 3. Объемность в зависимости от положения формы по отношению к зрителю. а) Поворот формы по отношению к главной точке зрения. Если форма, ограниченная плоскими взаимно перпендикулярными поверхностями (гранями), расположена по отношению к зрителю таким образом, что одна из сторон формы фронтальна и зритель видит только одну ее сторону, объёмность формы не воспринимается.
2. 1 Условия объёмности формы При повороте формы по отношению к зрителю, когда одновременно видны две стороны, а следовательно, и угол, образованный ими, становится яснее объемность формы (рис. Б и В).
2. 1 Условия объёмности формы При положении объемной формы по отношению к зрителю, когда ограничивающие ее равные стороны имеют различный повороти воспринимаются неравными, возникает соподчиненность между ними. Такое положение формы обусловливает большую выразительность объемности (рис. В), чем при симметричном положении формы, когда стороны ее воспринимаются равными и соподчиненность между ними
2. 1 Условия объёмности формы
2. 1 Условия объёмности формы На рис. г, д, е приведены примеры поворота по отношению к зрителю форм с неравными сторонами. На рис. Г несмотря на различные положения сторон формы по отношению к зрителю, вследствие равенства проекций их ширины, объемность выражена в меньшей степени чем на рис. Д и Е.
2. 1 Условия объёмности формы Положение по отношении к зрителю объемных форм, ограниченных поверхностями различной кривизны, должно учитываться по аналогии с предыдущими схемами. Поворот форм, ограниченных поверхностями постоянной кривизны, по отношению к зрителю безразличен (правильный цилиндр и конус, имеющие в плане окружность).
2. 1 Условия объёмности формы 3. Объемность в зависимости от положения формы по отношению к зрителю. б) Высота горизонта и удаление формы от зрителя. Показанное на рисунке расстояние зрителя от формы постоянно, высота же точки зрения (высота горизонта) меняется, в связи с этим изменяется и выразительность объемности.
2. 1 Условия объёмности формы На рис. б линия горизонта находится посередине формы, перспективное сокращение верхних и нижних границ одинаково, вследствие чего создается невыразительность верха и низа формы.
2. 1 Условия объёмности формы Из рис. а, в видно, что вследствие смещения линии горизонта возникает соподчиненность верха и низа формы, чем обусловливается большее выявление ее объемности, причем нижние границы формы, находящиеся в большем ракурсе, как показано на рис. в усиливают выразительность объемной формы.
2. 1 Условия объёмности формы Ту же функцию выполняют верхние границы формы (рис. а). Здесь ввиду низкого положения горизонта, а следовательно, и зрителя по отношению к высоте всей формы при сопоставлении значительной высоты части формы, находящейся выше горизонта, с ростом человека создается большее впечатление масштабности формы, чем на рис. в при высоком положении горизонта. .
2. 1 Условия объёмности формы Благодаря понижению горизонта становится видимой нижняя грань объемной формы, третья видимая сторона, что в большей степени выявляет объемность Дом в колонии Вейсенгов, Штутгарт, Германия. формы. Арх. Корбюзье, 1927 г. Северный фасад
2. 1 Условия объёмности формы При постоянной высоте линии горизонта изменяется расстояние от зрителя до формы. При большом удалении зрителя от формы перспективное сокращение ее граней настолько незначительно, что верхние и нижние границы формы приближаются к параллельным: (рис. а), благодаря чему объемность выражается слабее.
2. 1 Условия объёмности формы По мере приближения зрителя усиливается перспективное сокращение граней формы, создается большая ясность объемности (рис. б, в). Более близкое положение зрителя по отношению к форме обусловливается нормальным углом зрения (около 30° по отношению к наибольшим измерениям формы), при котором вся форма попадает в поле зрения.
2. 1 Условия объёмности формы При очень близком положении зрителя по отношению к форме восприятие ее в целом невозможно; при этом возникают настолько сильные ракурсы, что объем деформируется (искажается). Показанная на рис. г форма объема как параллелепипеда не воспринимается.
2. 1 Условия объёмности формы Все вышеизложенное распространяется и на объемные формы, ограниченные криволинейными поверхностями (за исключением шаровой поверхности). Перспективное сокращение граней формы в зависимости от высоты горизонта и расстояния до зрителя влияет на восприятие степени кривизны формы, отчего зависит степень выразительности объёмности.
2. 1 Условия объёмности формы 4. Объемность в зависимости от направления лучей освещения. Как показано на рис. а, две грани объемной формы освещены равномерно, вследствие чего угол, образуемый этими гранями, слабо различается и форма приобретает характер плоскости.
2. 1 Условия объёмности формы Освещенность одной грани и затененность другой (рис. б) ясно выявляют угол, ими образуемый, поэтому и объемность формы выражается более четко. Степень контраста света и тени в данном случае имеет свои пределы. При чрезмерной силе контраста между освещенной и затененной гранями нарушается связь между ними, а следовательно, и
2. 1 Условия объёмности формы Форма, ограниченная криволинейной поверхностью, при любом направлении лучей освещения, выявляется светотенью и рефлексами. При наиболее характерном направлении лучей освещения по диагонали куба (рис. б) объемность такой формы становится наиболее четкой. При рассеянном свете так же, как и в случае, указанном на рис. а, четкость объемности формы утрачивается.
2. 1 Условия объёмности формы Цвет и фактура поверхности формы аналогично светотени могут влиять на восприятие объемности.
2. 1 Условия объёмности формы 5. Объемность формы в зависимости от характера ее членений. Помимо всех вышеперечисленных условий ясность восприятия объемности формы зависит от характера членений ее поверхности и массы. Членения поверхности. Выразительность объемности форм, образованных как криволинейными поверхностями, так и плоскими, сопрягающимися под углом, зависит от наличия горизонтального сечения формы.
2. 1 Условия объёмности формы В палаццо Рикарди горизонтальные рельефные поэтажные членения вместе с активным выносом карниза, завершающего здание, ясно выявляют обе поверхности стен и сопряжение их (угол здания).
2. 1 Условия объёмности формы
2. 1 Условия объёмности формы В Колизее горизонтальные карнизы всех четырех ярусов, опоясывающие здание, благодаря своей рельефности выявляют криволинейный характер поверхности всего объема. В обеих примерах членениями ясно обозначаются контуры горизонтального сечения объема. Колизей (Амфитеатр Флавиев). Рим. I в.
2. 1 Условия объёмности формы Членения массы. Пирамидальный характер формы объема подчеркивается ритмическим горизонтальным членением общей массы пирамиды на 3 части. Ступенчатая расчлененность частей объема выявляет его массу. Ступенчатая пирамида Снофру в Медуме. Египет, XXX в. (2670 -2620 г. ) до н. э.
2. 1 Условия объёмности формы Выявление объемности формы достигается сопоставлением массы верхней части объема с пространством нижней его части. Пространственное решение нижней части объема (в храме Парфенон – колоннада, окружающая объем, и, во Дворце дожей — два яруса галерей аркад) даёт возможность
2. 1 Условия объёмности формы Основная объемная форма (параллелепипед) подчеркивается контрастным сопряжением с завершающей малой цилиндрической формой (барабан). Церковь Спаса Нередицы, Новгород. 1198 г.
2. 1 Условия объёмности формы Выявление объемности формы достигается не только членением массы, но и сопоставлением контрастных объемных элементов ее. Взаимодействие кривых поверхностей с плоскими подчеркивает характер каждой поверхности (криволинейный плоский) и способствует
2. 1 Условия объёмности формы 6. Объемность в зависимости от форм, окружающих главный объем
2. 1 Условия объёмности формы В вилле Ротонда Палладио портики, примыкающие с четырех сторон к основной форме, дают представление о четырёхгранности объема в целом, благодаря тому, что зритель ( в зависимости от его положения) одновременно видит два или три портика, расположенных Завершающая объемная криволинейная форма (цилиндр и конус) усиливает восприятие объемности всего сооружения.
Лабораторная работа «Фронтальная композиция из простых геометрических элементов» ЦЕЛЬ: Ознакомиться с основными. ЗАДАЧА: Освоить принцип выкроек. «Объёмная композиция»
Лабораторная работа «Фронтальная композиция из простых геометрических элементов» ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Сделать тоновые наброски композиции. 2. Выполнить черновой основания. «Объёмная композиция»
Лабораторная работа «Фронтальная композиция из простых геометрических элементов» ПРИМЕЧАНИЯ: 1. Композиция друг в друга. «Объёмная композиция»
Основы композиции в дизайне среды. Лабораторная работа «Фронтальная композиция» «Объёмная композиция»
2. 2 Методы построения объёмности формы Решение объемной композиции архитектурного сооружения в целом не ограничивается выявлением ее объемности. Аналогично фронтальной ком позиции в объемной композиции в соответствии с функциональным и ху дожественно идеологическим содержанием архитектурного объекта создают ся такие членения поверхности и массы объемной формы, которые могут способствовать максимальной его выразительности. Членение объема может распространяться как на поверхность объем ной формы так и массу объема; , возможно также сочетание тех и других чле нений.
2. 2 Методы построения объёмности формы Так как объемность ар хитектурно пространственной формы определяется построе нием ее по трем координатам, то и членения этой формы строятся также по трем коор динатам. В объеме, имеющем четыреху гольную в плане форму, чле нения его соподчиняют все стороны объема другу. При равнозначности членений всех сторон объема он реша ется одинаково со всех сто рон, с
2. 2 Методы построения объёмности формы В данном примере со подчинение элементов на ос нове ритмических членений строится по вертикали. Посредством членений объемной формы может выражаться различие между сторонами объ ема и возникать соподчиненность между ними; одна из сторон при этом решается как главная, подчиняющая себе все остальные стороны.
2. 2 Методы построения объёмности формы Посредством членений объемной формы может выражаться различие между сторонами объ ема и возникать соподчиненность между ними; одна из сторон при этом решается как главная, подчиняющая себе все остальные стороны.
2. 2 Методы построения объёмности формы Если чле нится масса объемной формы, представляющая собой комплекс нескольких соподчиненных объемных элементов, композиционно главной будет одна из объемных форм всего комплекса.
Признаками видов объемной композиции являются: 2. 3 Виды объёмной композиции 1. Ч и с л о основных объемных э л е м е н т о в (ф о р м), составляющих объемную композицию. Объёмная ком позиция строится на основе одной формы, двух объемных форм, как сочетание трёх четко различаемых объемных форм, сопряженных друг с другом основная масса сооруже ния и два примыкающих портика. 2. Виды сопряжения объемных элементов. По аналогии с элементами фронтальной композиции элементы объемной ком позиции имеют те же основные виды сопряжений: примыкание форм, вза имное пересечение их друг с другом, сопряжения форм по вертикали (одна над другой), расположение форм на расстоянии. Все указанные сопряжения
2. 3 Виды объёмной композиции Дом в колонии Вейсенгов, Штутгарт, Германия. Арх. Корбюзье, 1927 г. Северный фасад
2. 3 Виды объёмной композиции Храм Эрехтейон в Афинах.
2. 3 Виды объёмной композиции
2. 3 Виды объёмной композиции
2. 3 Виды объёмной композиции Храм Эрехтейон в Афинах.
2. 3 Виды объёмной композиции Концертный павильон. Г. Пушкин. Арх. Д. Кваренги
2. 3 Виды объёмной композиции Лекция № 2. Объёмная композиция.
2. 4 Композиционный центр Цельность и единство объемной композиции (аналогично фронтальной композиции) достигается решением композиционного центра, который соответствует главной части архитектурного объекта и подчиняет себе все остальные элементы его. Лекция № 2. Объёмная композиция.
2. 4 Композиционный центр Композиционным центром может быть: одна из поверхностей (сторон) в простой объемной форме (Храм Ники), объемная часть композиции (Портик Пантеона) или объемная форма в комплексе соподчиненных объемных форм (Центральный шатер в храме Василия Блаженного). Во всех случаях композиционный центр ориентируется на главные подходы (магистрали, площади и т. п. ).
2. 4 Композиционный центр Положение композиционного центра по отношению к остальным частям объемной композиции определяет общий характер композиции. Лекция № 2. Объёмная композиция.
2. 4 Композиционный центр Если положение композиционного центра таково, что все остальные элементы по отношению к нему равнозначны, то образуется композиция с вертикальной осью симметрии. При этом для композиции характерна равносторонность, т. е. отсутствует ориентация на какую либо
2. 4 Композиционный центр Если элементы объемной композиции располагаются равнозначно по обе стороны ее главной части, создается композиция с вертикальной плоскостью симметрии. В таких видах композиции возникает ориентация главной части на магистраль или
2. 4 Композиционный центр Если положение главной части объема таково, что ее окружают не равнозначные элементы или объемные формы, то объемная композиция приобретает несимметричный характер. В этом случае ни оси, ни плоскости симметрии не будет. Целостность объемной асимметричной композиции определяется равновесием всех элементов формы (ось равновесия). Примером асимметричной объемной
2. 4 Композиционный центр В объемной композиции возможно сочетание симметрии и асимметрии – см. , например, храм Василия Блаженного, — где в плане построение симметричное, в фасадах же симметрия нарушается разнохарактерной обработкой шатров храма.
2. 4 Композиционный центр Сочетание симметрии с асимметрией иллюстрируется также примером Эрехтейона, где каждый из портиков решается симметрично.
2. 4 Композиционный центр В сложных объемных комплексах может быть два и более соподчиненных композиционных центра, каждый из которых строится симметрично или асимметрично в зависимости от ряда условий, определяющих композицию в целом. При нескольких композиционных центрах возможна ориентировка всего объемного комплекса на несколько главных подходов с разных сторон, соподчиненных в соответствии со значимостью этих подходов.
2. 5 Объёмная композиция и среда Как отдельные объемные формы, так и объемные комплексы не могут строиться изолированно от окружающей объемно пространственной среды. Окружающая среда, находящаяся по отношению к объемному комплексу в контрастном противопоставлении или ритмической зависимости, способствует выразительности объемной композиции. Объемный комплекс в целом в этом случае будет композиционным центром для окружающей пространственной среды. Примерами могут служить площади с главными общественными сооружениями (клуб, театр и др. ).
2. 5 Объёмная композиция и среда Замок Фарнезе, Капрарола, близ Витербо. Италия, арх. Виньола (1507— 1573). Перспектива.
2. 5 Объёмная композиция и среда Замок св. Ангела (Мавзолей Адриана). Рим, II в. н. э.
Дисциплина «ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ в дизайне среды» Лекция № 3 «Объёмно-пространственная композиция» 73
Дисциплина «Основы композиции в дизайне среды» I. ФРОНТАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ II. ОБЪЁМНАЯ КОМПОЗИЦИЯ III. ОБЪЁМНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ Лекция «Объёмно-пространственная композиция» в структуре дисциплины
Основы композиции в дизайне среды. Лекция «Объёмно-пространственная композиция» 3. 1 Условия глубинности пространства 3. 2 Методы построения глубинности пространства 3. 3 Виды глубинно-пространственной композиции 3. 4 Виды композиционных центров План лекции «Объёмно-пространственная композиция»
1. 3 Виды фронтальной композиции Фронтальная композиция в архитектурно-пространственной среде
1. 3 Виды фронтальной композиции Фронтальная композиция в архитектурно-пространственной среде
1. 3 Виды фронтальной композиции Фронтальная композиция в архитектурно-пространственной среде
Основы композиции. Лекция № 6. Ритм и метр ОРИЕНТАЦИЯ ИЛИ НАПРАВЛЕННОСТЬ Лекция № 6. Ритм и метр.
Основы композиции. Лекция № 6. Ритм и метр.
Основы композиции. Лекция № 6. Ритм и метр.