История мировой культуры. Тема 5Э.ppt
- Количество слайдов: 20
Дисциплина: История мировой культуры Дисциплина Тема 5. Культура мировой цивилизации Целевая установка. Студент должен: знать: содержание культуры мировой установка цивилизации; уметь: выстраивать модель отношений между культурами с использованием понятия культурная универсализация. Изучаемые вопросы: вопросы 1. Универсализация мировой культуры; 2. Культура цивилизаций 17 века; 3. Культура цивилизаций 18 века; 4. Культура цивилизаций 19 века; 5. Мировая культура 20 века; 6. Современная мировая культура; 7. Культура цивилизации России. Библиография: 1. История мировой культуры (мировых цивилизаций) / под Библиография ред. Г. В. Драча. – 7 -е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 533 с. (с. 277– 534); 2. Культурология: учебник / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – М. : Высш. обр. , 2009. – 566 с. (с. 338– 358, 387– 438); 3. Багновская Н. М. Культурология. Уч. пос. – М. : Дашков и К, 2005. – 300 с. (с. 161– 189, 198– 238…); 5. Культурология: Учебное пособие / Под ред. Г. Драча. – Р-н/Д: Феникс, 2005. – 156 с. (90– 109, 132 – 139…); 6. Соколов В. А. Культурология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 217 с. (с. 158 -167, 127 -157…). Задание на самостоятельную работу: 1. Изучить доступные источники по работу теме, включая указанные в списке. 2. Дать свою формулировку места и роли Нового времени в формировании мировой культуры. 3. Нарисовать свое представление о культурной универсализации.
Порядок изучения темы 5: Регламент изучения темы в аудитории включает: 1. Изучение содержания слайдов под руководством преподавателя; 2. Уяснение содержания темы посредством составления таблиц; 3. Выполнение заданий, указанных на слайдах; 4. Снятие возникших вопросов по теме. Регламент изучения темы в ходе самостоятельной работы включает: Регламент изучения темы в ходе самостоятельной работы 1. Доизучить содержание слайдов, кратко законспектировав его (t вып. 1 час) 2. На основе конспекта составить таблицы развития мировой цивилизации в процессе универсализации на основе науки (t вып. 1 час) 3. На основе составленных таблиц изобразить схему взаимодействий центров мировой цивилизации (t вып. 1 час) 4. Дополнительное изучение источников по карте электронной Библиотеки в соответствии с содержанием Библиографии предыдущего слайда (t вып. 1 час). 5. Сформулировать вопросы, возникшие в ходе изучения темы (t вып. 1 час). 6. Представить письменный отчёт об изучении темы на зачётном занятии.
1. 1. Новое Время и универсализация мировой культуры Изучив информацию с сайта: http: //kulturoznanie. ru/? div=dop_kult_novogo_vremeni Изучив информацию с сайта: составьте своё определение сущности Нового Времени как периоде универсализации: «Название «Новое время» в истории культуры Европы употребляются по отношению к трем векам – XVII, XVIII и XIX. XVII век не имеет общепризнанного названия как Возрождение или век Просвещения. Но именно в этот век начинается сведение основ новоевропейской культуры, развивающееся на основе процессов, происходивших в Возрождение. Но в это время европейская культура еще не осознает себя в качестве новой культурной системы. XVIII век – это век Просвещения – возможно, самый яркий и показательный этап Нового времени. Век пронизан пафосом новизны: он ощущает себя разрушителем старых стереотипов и строителем новой свободной культуры. XIX век – буржуазный, в сущности, уже углублял тенденции в социокультурном развитии, обозначившиеся в эпоху Просвещения. Новое время обычно связывают с Возрождением и Реформацией. Новое время обычно связывают с Возрождение как предшествующий период А. Ф. Лосев определяет как эпоху стихийного Возрождение утверждения человеческой личности. В это время человек стал ощущать себя царем природы, он надеется в первую очередь на собственные силы. В Возрождение впервые появляется светская «реалистическое» искусство (Леонардо да Винчи, Микеланджело). Другой важный источник культуры Нового времени – Реформация – религиозное Реформация движение XVI века, направленное против римско-католической церкви, приведшее к оформлению протестантской ветви христианства. Возрождения и Реформация сходятся в одном важнейшем моменте – в стремлении освободить человека от внешних авторитетов, наделяя его правом свободно, по собственному усмотрению, выбрать образ жизни» . собственному усмотрению, выбрать образ жизни Источник: http: //kulturoznanie. ru/? div=dop_kult_novogo_vremeni
1. 2. Культура Нового Времени - возрождение культуры цивилизаций Древности Современные учёные считают, что Леонардо до Винчи предвосхитил многие открытия Нового Времени. Например, он изобрел геликоптер (вертолет) и дал первый вариант современного пропеллера. Леонардо да Винчи считал эту свою разработку второстепенной, а саму идею заимствовал из конструкции игрушек, изобретенных другими несколько раньше. http: //worldleonard. h 1. ru/doc/leonardo/machine_f_01. html Современные исследования показали, что вертолёт был изобретён не в Средние века, а также не в Античность. Культура Индии сохранила виманы (санскр. व म न vimāna) — летательный аппарат, «колесница неба» , что сохранилась в «Ведах» , у греков (колесница Гелиоса), германцев (Солнечная повозка) и у других народов - вайтманы, вайтмары, сигарообразные вайликси и другие летательные аппараты, которые могли перемещаться в Яви, Нави и Слави, а также между ними (chudomir. com). По сути виманы, «колесницы Неба» и другие шедевры материальной и духовной культуры Древности становятся источником творчества изобретателей и исследователей всех последующих эпох, включая Новое Время. В нашем кинематографе это… «Кин-дза» , а в науке России – телескопический телеграф.
1. 3. Мировая культура Нового Времени как объект культурологического исследования Проанализируйте данные Википедии и сделайте вывод о начале и завершении Нового Времени : «Историки различных школ резко расходятся в периодизации новой истории. Как правило, в советской историографии, в рамках формационной теории, её начало связывали с английской революцией середины XVII века, начавшейся в 1640 году[1]. Среди других событий, которые принимаются в качестве исходного рубежа Нового времени, называют события, связанные с Реформацией (1517), открытие испанцами в 1492 году Нового Света[1], падение Константинополя (1453) или даже начало Великой Французской революции (1789)» . «Ещё сложнее обстоят дела с определением времени окончания данного периода. В советской историографии безраздельно господствовала точка зрения, согласно которой период новой истории закончился в 1917 году, когда в России произошла социалистическая революция[2]. Согласно современной точке зрения рассмотрение событий, связанных с Новым временем, следует завершать Первой мировой войной (1914— 1918)[3]. Дискуссия по вопросу о периодизации новой истории продолжается и сегодня[1]. » Определите даты начала и завершения периода Нового времени: …. . …… Карта Мира 1626 года Источники: http: //galinagarbach. rusedu. net/category/3103/1234 6 http: //galinagarbach. rusedu. net/post/3103/43018
1. 4. Общая характеристика культуры Нового Времени Изучите содержание схемы и составьте перечень типовых признаков культуры Нового Времени и выделите тенденции универсализации мировой культуры http: //схемо. рф/shemy/filosofija/jakush-n-m-leonenko-v-s-kulturologija-strukturno-logicheskie-shemy/30. html
2. 1. Культура цивилизаций 17 века В ряде источников 17 век обозначается как эпоха Абсолютизма, переход от культуры Возрождения к культуре Просвещения. При этом культура Возрождения показала свою утопичность, несостоятельность, несоответствие тенденциям развития общества и человека, а новая культура - ещё не приобрела своей ярко выраженной формы. Феодализм, устояв материально, морально деградирует. Бюргеры, горожане, формируются в два класса - буржуазии и пролетариата. Переходные процессы характеризуются компромиссом. Типичный пример возврат монархии в Англии, "славный компромисс 1688 г. ". Уходит в прошлое феодальная экономическая и политическая раздробленность, а под влиянием интересов прибыли складывается единый рынок, формирующий нации. Начинает складываться единая национальная жизнь и национальная культура. Усиление центростремительных тенденций приводит к усилению роли государства, политики в культурной жизни. Государственное начало подчиняет себе религиозное. Король - торжествует над папой. В период Абсолютизма из-за слабости, неразвитость буржуазии, пролетариата, с одной стороны, а с другой - шаткость позиций старых феодальных кругов, привели в объединению. Все слои видели спасение в едином государственном начале, в не ограниченной, абсолютной, власти короля. Особенно отчётливо эти тенденции проявили себя во Франции. Некоторые страны - Испания, Италия, Германия - отставали в своём развитии и становление централизованных государств здесь замедлилось. Германия вынуждена была осмысливать в философии политический опыт развития своей соседки Франции. Рене Декарт (1596 – 1650) создал механическую модель, что развили Фр. Бэкон и Исаак Ньютон), Г. Галилей (1564 – 1642) и И. Кеплер (1571 – 1630) развили гелиоцентр. учения Н. Коперника. Г. Гроций, Т. Гоббс и Джон Локк стали основателями теории естественного права. Все они глубоко верили в бога. Абсолютизм - это идеологическая доктрина и политическая тенденция развития культуры, своеобразно проявляющая себя в различных областях жизни. Источник: http: //www. gumfak. ru/kult_html/uchebnik/uch 11. shtml
2. 2. Художественная культура 17 века XVII столетие оказалось удивительно щедрым для художественной культуры. Оно стало XVII столетие оказалось удивительно щедрым для художественной культуры веком науки, веком искусства. По числу художников этот век превосходит все остальные, включая Возрождение. Если в эпоху Ренессанса Италия не знала себе равных, то в XVII в. искусство переживает подъем во всех европейских странах, а Франция выходит на первое место. Как и наука, искусство переживает дифференциацию. Изменяются существующие дифференциацию жанры и возникают новые. Его обособленность становится все заметнее. Ослабляется связь с религией. Вследствие этого религиозно-мифологические сюжеты наполняются глубокой жизненностью и естественностью. Среди художников исчезают универсальные личности, характерные для эпохи Возрождения. Титаны, типа Леонардо да Винчи, уже редкость. В то же время наблюдается усиление субъективного начала в искусстве, свобода, смелость, широта взглядов на вещи. Самостоятельными жанрами становятся смелость, широта взглядов на вещи портрет, пейзаж, возникает натюрморт и изображение животных. Возрастает значение оригинальных композиционных решений, цвета, живописности, колорита. В музыке рождается опера. Музыка стала главным действующим лицом всего, опера происходящего на сцене. Главными стилями в искусстве XVII в. выступают барокко и классицизм, просматривается реалистическая тенденция. Для барокко характерны динамичность, напряженность, яркость, пышность, синтез искусств, сочетание реальности и иллюзии, повышенная эмоциональность, чувственность. XVII век стал “золотым веком” театра (У. Шекспир). Настоящий расцвет переживает (У. Шекспир). театр Испании (Лопе де Вега, Пьетро Кальдерон). Стиль классицизма представляет французский театр (П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Б. Мольер). Театр этого времени продолжает жить и в современный период. XVII век - это время выбора, выбора научной революции, научно-технического пути развития, эпоха невиданного подъема и расцвета художественной культуры. Источник: http: //distribut. net/article/a-276. html
3. 1. Культура цивилизаций 18 века XVIII век вошёл в историю культуры как век Просвещения. Это период промышленного переворота и перехода политической власти в руки нового класса - буржуазии. Заканчивается длительная полоса господства традиционной аграрной культуры. В результате промышленной революции утверждается новая индустриальная культура. Но это и период политических революций в Европе, отдающих власть в руки промышленной буржуазии. Существенным содержанием промышленной культуры является трёхзвенная система машин и механизированные технологии. Изменения в технической, технологической культурах требуют обновления в экономической, социальной, политической. Волна инноваций охватывает всё здание культуры. Изменяется прежде всего наука, меняется её место и роль в обществе. Аграрное производство покоится на практических знаниях, получаемых человеком опытным путем. Оно фактически нейтрально, безразлично к научному знанию. Но механическое производство, машины как технические устройства перерастают эмпирические знания, ручное производство, ремесло. Они требуют технологического применения науки. Наука превращается объективно и субъективно в непосредственную производительную силу. Более того, вложения в науку стали приносить прибыль, стали экономически целесообразными. Отражением изменяющейся роли науки в производстве и в обществе и выступает культура Просвещения. Если предшествующие этапы культуры знаменовали переход от мифа к религии, переход к Логосу (разуму) был лишь в античной Греции, то Просвещение демонстрирует переход от религии к науке. Обычно выделяют три этапа в развитии культуры Просвещения: 1. Просветительский классицизм. Он определял умонастроения до 30 х гг. XVIII в. 2. Просветительский реализм, характерный для развития культуры до 80 х гг. XVIII в. 3. Революционный классицизм, который охватывает 80 е гг. XVIII в. вплоть до Великой Французской революции. Источник: http: //www. gumfak. ru/kult_html/uchebnik/uch 11. shtml Идеология Просвещения возникла в XVII веке. Ее родоначальниками считаются английский философ Д. Локк, французы: Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. -Ж. Руссо. В Германии просвещение связано с именами: И. Гардера, И. В. Гете, И. Канта; в США - Т. Джефферсона, Б. Франклина. Источник: http: //distribut. net/article/a-276. html
3. 2. Культура цивилизаций 18 века (продолжение) В 1776 г. принимается Декларация независимости США. В 1787 г. утверждается конституция США, провозглашающая создание демократической республики. В XVII–XVIII вв. происходят огромные изменения в науке и технике, формируется философия Просвещения, в искусстве складываются стили барокко, рококо, классицизм. Источник: http: //bibliotekar. ru/culturologia/48. htm Самые великие художники XVIII в. выходят за рамки всех стилей. К ним относятся: французский художник А. Ватто (ближе к эпохе рококо, предшественник романтизма), испанский живописец Ф. Гойя (продолжатель реализма Рембрандта, влияние Пуссена, Рубенса). XVIII век можно назвать веком музыки. Музыка вытесняет с первого места живопись. Музыку представляют Ф. Гайдн, К. Глюк, Г. Гендель, И. С. Бах, В. А. Моцарт. Бах своим творчеством намного опередил свою эпоху, предвосхитил многие поздние стили, включая романтизм. Моцарт стал символом невероятной одаренности, гениальности, преданности искусству. Провозглашенные этой эпохой ценности в течение двух столетий играли определяющую роль в развитии человечества. Вместе они составили духовную культуру 18 века… Источник: http: //distribut. net/article/a-276 -2. html В наибольшей степени принципы классицизма выражены в трагедиях П. Корнеля, Ж. Расина и Вольтера, комедиях Ж. Б. Мольера, сатире Н. Буало, баснях Ж. Лафонтена, прозе Ф. Ларошфуко (Франция), в творчестве И. В. Гете и Ф. Шиллера (Германия), одах М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина, трагедиях А. П. Сумарокова и Я. Б. Княжнина (Россия). Источник: http: //www. countries. ru/library/newtime/classizm. htm
3. 3. Духовная культура 18 века Изучите представленную схему устройства духовной культуры 18 века и сравните её содержание с изложением следующего слайда. Сделайте выводы. Классицизм (от лат. classicus — образцовый) сложился в XVII веке во Франции, а в XVIII веке он превратился в международное явление, включив в свою орбиту, по мере распространения идей Просвещения, практически все европейские страны. Обращение к античному наследию как некой норме и идеальному образцу происходило в Европе не единожды. Очередная попытка могла ничем не завершиться, если бы ностальгия по великому прошлому не упала на подготовленную рационалистической философией почву. Источник: http: //www. countries. ru/library/newtime/classizm. htm
4. 1. Культура цивилизаций 19 века Решающую роль в развитии мировой культуры 19 века сыграла Великая французская революция 1789– 1799 гг. и последовавшее за ней правление Наполеона Бонапарта (1799 г. – первый консул, с 1804 по 1815 г. – император Франции). В государстве Наполеона экономическая, политическая и правовая системы буржуазного общества обрели свои классические формы, которые навязывались в ходе наполеоновских войн другим странам или добровольно ими заимствовались. Происходит промышленный переворот, возникает механизированное производство, резко ускоряется экономическое развитие Европы, но на фоне прежних ценностей (рационализм, антропоцентризм, сциентизм, европоцентризм и т. п. ). В результате начинается «ломка» стереотипов. К середине XIX в. обостряются классовые и национальные противоречия, что приводит к революциям 1848 -1849 гг. , целому ряду внутриевропейских войн, гражданской войне в США (1861 -1865). К 80 -м годам XIX в. в Европе устанавливается политическая стабильность, сохранявшаяся до первой мировой войны (1914 -1918). В XIX в. продолжается бурное развитие науки, в искусстве появляются такие стили, как романтизм и реализм. Развитие европейской цивилизации Нового времени к концу 19 века породило индустриальное общество: фабрика сменила мануфактуру, вырос уровень жизни, сформировался средний класс, сложилась буржуазная система ценностей. К 1871 году сложилась идеология пролетариата (К. Маркс). Вскрылся потенциал науки. За 19 век было сделано 8527 открытий и изобретений, т. е. больше, чем за всю историю человечества. Искусство прошло два больших этапа: романтизм до 1850 -х; декаденс до 1914 г. Развитие техники пошло опережающими темпами и вступило в противоречие с идеями гуманизма.
4. 2. Культура цивилизаций 19 века (продолжение) В результате исхода 18 века стало очевидно, что мораль – не результат божественного установления или следствие индивидуальных стремлений к пользе, а итог общественного договора. XIX век сохранил эту установку на утилитарную мораль, основанную на принципах разумного эгоизма. В целом для европейского общества стало характерным следующее ее понимание: мораль – это «такие правила для руководства человеку в его поступках» (Дж. Ст. Милль), которые полезны, так как обеспечивают счастье, счастье общее, которое как бы «складывается» из частных благ. Протестантская этика обосновала превращение богатства в капитал – в работающие деньги. Таким образом, для возникновения капитализма потребовалась переоценка ценностей. Идеал достойного человека занял трудящийся человек, относящийся к труду как к подвигу и как к обязанности христианина. Поэтому его ценностными нормативами являются: право на труд, трудовая дисциплина, исполнительность и профессионализм, инициативность, «справедливая» , по правилам, устанавливаемым самими людьми, конкуренция и т. д. С одной стороны, система разумного эгоизма, с другой, протестантская этика, предполагают новые политические теории, новый взгляд на возникновение и функции государства. Так же как и моральные нормы, государство считается теперь не божественным установлением, а результатом общественного договора. В XIX веке появляется и социализм, который и в его первоначальном «утопическом» варианте, (развитом А. Сен-Симоном, Ш. Фурье, Р. Оуэном), и в последующих модификациях, вплоть до научного коммунизма (К. Маркс), шел дальше в требовании обеспечения полной социальной справедливости, условий достойной жизни для всех людей, достижения социального равенства.
5. 1. Мировая культура ХХ века (общее) В конце XIX в. произошли необратимые изменения, касающиеся нового понимания человека, его отношения к миру, нового языка искусства. На рубеже XIX—XX вв. происходят принципиальные перемены: культура становится интернациональной, интегрируя духовные ценности практически всех этнических региональных типов и от этого становясь еще более разнообразной. Материальная и духовная культура XX в. — это продолжение социокультурных процессов века XIX, который не оправдал надежд человечества и породил новый кризис и потрясения: противоречия, накопившиеся внутри общества, не могли решаться ходом естественных исторических изменений. XX столетие — самое динамичное в истории человеческой цивилизации, что не могло не отразиться на всем характере его культуры. давать однозначные оценки развитию культуры этого периода очень рискованно и можно выделить лишь некоторые характерные особенности. Общая характеристика XX в. : торжество науки, человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов. Современное общество, формируя высокие идеалы любви к человеку, равенства, свободы, демократии, одновременно породило упрощенное понимание этих ценностей, поэтому процессы, происходящие в современной культуре, столь разносторонни. В истории культуры XX в. можно выделить три периода: 1) начало XX в — 1917 г. (острая динамика социально-политических процессов, многообразие художественных форм, стилей, философских концепций); 2) 1920— 30 гг. (коренная перестройка, некоторая стабилизация культурной динамики, образование новой формы культуры — социалистической), 3) послевоенные 1940 -е гг. — вся вторая половина XX в. (время формирования региональных культур, подъем национального самосознания, возникновение международных движений, бурное развитие техники, появление новых передовых технологий, активное освоение территорий, слияние науки с производством, смена научных парадигм, формирование нового мировоззрения). Источник: http: //www. countries. ru/library/twenty/general. htm
5. 2. Художественная культура ХХ века Культура в XX в. развивалась в нескольких параллельных направлениях. При этом ни один из рядов стилевой эволюции искусства и литературы не исчерпывает собой всего их развития и не охватывает его в целом, только во взаимодействии они формируют целостную историю культуры XX в. В искусстве XX в. происходили перемены в традиционном подходе к отражению реальности. Они проявились: в заметном увеличении стремления к обобщенности образа; исчезновении детализации; возрастании интереса к упрощениям или преувеличениям отдельных деталей; перемещении центра внимания автора в сторону внутренней жизни образа; сдвиге в сторону преобразований внешнего вида предмета за счет индивидуального видения художника. Литература в XX в. развивалась в русле двух основных направлений — реализма и модернизма. Реализм допускал смелые эксперименты, использование новых художественных приемов с одной целью: более глубокого постижения реальности (Б. Брехт, У. Фолкнер, Т. Манн). Модернизм в литературе наиболее ярко представлен творчеством Д Джойса и Ф. Кафки, для которых характерно представление о мире как об абсурдном начале, враждебном человеку, неверие в человека, неприятие идеи прогресса во всех ее формах, пессимизм. Из ведущих литературных направлений середины XX в. следует назвать экзистенциализм, который как литературное направление возник во Франции (Ж- П. Сартр, А Камю). Авангардистская литература была продуктом начинающейся эпохи социальных перемен и катаклизмов. Она основывалась на категоричном неприятии действительности, отрицании буржуазных ценностей и энергичной ломке традиций. Для полной характеристики авангардистской литературы следует остановиться на таких течениях, как экспрессионизм, футуризм и сюрреализм. Живописное искусство отличалось крайней сложностью, противоречивостью, многообразием, стремлением к модификации и трансформации традиций, протестом против академизма и поиском новых форм. Вследствие этого внутри самого искусства назрел кризис, связанный, с одной стороны, со сложными взаимоотношениями в художественной среде, с другой — с трудностями для понимания инноваций широкой публикой, не сумевшей отойти от привычных академических идеалов. Источ. : http: //www. countries. ru/library/twenty/general. htm
5. 3. Художественная культура ХХ века (продолжение) Искусство XX в. развивалось по нескольким направлениям, но ни один стиль не вытекал из другого, ни один метод не был причиной возникновения новых. Но главное: ни одно из направлений стилевой эволюции не охватывает всего развития искусства в целом. Для осмысления цельности необходимо рассмотреть совокупность всех существующих методов и стилей: лишь во взаимодействии они образуют историю искусства XX в. Судьба художественных стилей оказалась различной: одни (кубизм, дадаизм) — ярко блеснули, но развития не получили, другие (реализм) — подверглись многочисленной модификации и, модернизируясь, «дожили» до конца XX столетия. В 1980 -е гг. возникли новые формы реализма, названные «сердитый реализм» , гиперреализм, или фотодокументальная живопись, наивный реализм, фольклорный реализм и т. п. Отсюда напрашивается вывод, что к тому конгломерату реалистических школ и направлений термин «реализм» можно применить в условном виде. Но, тем не менее, реалистическое искусство сейчас развито очень широко. К рубежу веков реализм перестал быть единой системой, а функционировал в разных формах. Иногда это движение принимало разные формы, но цель была одна и та же. Импрессионизм (П. Сезанн, В. ван Гог, П. Гоген, О. Ренуар) меняет стилевые характеристики. В этот период началось интенсивное переосмысливание задач искусства, движение «в глубь» личности человека с целью раскрытия всех его потенциальных возможностей. Это стало предметом острых дискуссий о судьбе искусства и культуры. Источник: http: //www. countries. ru/library/twenty/general. htm
5. 4. Схематизация мировой культуры ХХ века Постмодернистская культура Массовая контркультура Элитарная контркультура Модернистская культура Схема строения современной мировой культуры (модель М. С. Кагана) Периоды Материальная жизнь Раннее Новейшее время (1917 – 1941) Российские революции 1917 года. Начало второй Всемирной войны 22 июня 1941 года Зрелое Новейшее время (1945 – 1961) Позднее Новейшее время (1961 – 2008) Духовная жизнь Заполнить содержание таблицы Художественная культура
6. 1. Современная мировая культура Культура современного Севера Культура современного Запада Культура современного Востока Культура современного Юга Схема современного строения мировой культуры Заполнить таблицу, используя информацию книг, сайтов и источники эл. Книгофонда Культура Востока Материальной культуре современного Востока свойственны… Культура Запада Материальной культуре современного Запада свойственны Культура Юга Материальной культуре современного Юга (Африка, Южная Америка) свойственны Культура Севера Материальной культуре современного Севера (Скандинавия, Канада, Исландия) свойственны Духовной культуре Духовная культура современного Востока Запада характеризуется современного Юга свойственно… характеризуется Духовная культура современного Севера характеризуется Художественная культура современного Запада… современного Востока Художественная культура современного Севера Художественная культура современного Юга
7. 1. Культура цивилизации России Неогосударствленные и этнонеопределенные элементы культуры Угро-финская культура Культура Сибири Карело-финская Рюриково царство 08 – 10 вв. культура Русь этнос 01 – 05 века н. э. Гиперборея 0. 10 – 0. 05 вв. до н. э. Норманская культура Меотийское озеро царство Латино-романская культура Троя 0. 15– 0. 10 вв. Крит (до 0. 15 в. ) Русь-варяги 07 – 11 вв. Балтская культура Германская Тюрская культура «Остров» руссов культура Белоросса Татская культура Рух-асская культура Мало. Росия (Киев) 10 в. Культура Алтая, Азиат- культуры, включая Китай, Японию, Корею Тибета Дон (Азов) 06 – 07 вв. Арабская и Африканская культура Дальневосточные культуры: якутов, чукчей и др. Боспорское Царство Крым (Таврия, Таврида) Херсонес (Херсон, Корсунь) 0. 05– 05 вв. Персидская культура (Ариан, Иран) Индийская культура Этапы становления (возникновения, формирования и развития) цивилизации русов
7. 2. Культура российской цивилизации (продолжение) Этнос Весь, емь Меря Русь-варяги (русы) Ижора Чудь Словене Поморы Татары Характеристика Этносы русо-финской группы охотников, рыболовов. Поклонялись воде и лесу. Социальное устройство - матриархат, выбор совета матерей и главной Жрицы. Возможно, этот этнос дал базовые моменты культа Матери-Родины, морской державности россов. Этнос русо-финской группы с культами оберегов из камня от упырей, злобней, оборотней, кикимор. Тайны хранили женщины, которые отличались красотой и статью. Светлоглазые и круглолицые они становились причиной межэтнических войн. Этнос, определивший суть русской культуры и основы российской цивилизации, подобно латинянам в греко-романской культуре. Название «рус» - южный (светлый, красный). Русы исповедовали культы торговли и путешествий. Имели нагрудные обереги (тотемы). Ставили города на расстоянии 10 -20 км для защиты торгового пути и передачи товаров мелким оптом. Собирали дружину корабля: купцов, граждан, воинов. Возможно, это потомки олимпийской культуры гипербореев, поклонявшихся Аполлону (Фебу) – богу солнца и его матери Латоне (Лето, Леда, Лада, Богородица). охота в лесах (чудь в лесу, что дома на печи), меняли убитое зверьё на зерно, из которого делали булки-кинди, «колобки» . Из отрубей делали кисель и выставляли на крышу от мавьи. Мавьи – бесы, не похороненные мертвецы. Этнос охоты в лесах (чудь в лесу, что дома на печи), меняли убитое зверьё на зерно, из которого делали булки кинди «колобки» . Из отрубей кисель выставляли на крышу от нави, не похороненных мертвецов, опасных для всех живых жителей леса. Славянский этнос от легендарного Словена (Смоленск) и исповедовавший лесо-речную культуру. В результате перемещений оказался у Ильмень озера. Пригласили Рюрика из-за русского моря (Ладожского – Богородческого – озера). Утвердился в московском царстве через междоусобицу – стал основой нации великоруссов. Самостоятельный суперэтнос, объединивший русо-финские этносы Русского Севера. Развивался без крепостного права. Назывался по имени и отчеству. Образ жизни сложился в мореходстве и субарктическом стиле жизнедеятельности. Суперэтнос, что образовался на базе Волжского пути «из русов в арабы» , в связи с татским языком прикаспийской низменности. Принял на себя в 13 веке роль метрополии со столицей Ордынской Руси. С развитием торговли по Волжскому и Днепровскому торговым путям одновременно влился в состав московской Руси. Задания: 1. Определить правильно ли указана этнооснова возникновения русской культуры? 2. Используя данный сайта: http: //histerl. ru/kultura. htm, составить таблицу развития культуры России 3. Используя данные составленной таблицы, составить схему развития культуры российской цивилизации