Виды искусства Монотипия.ppt
- Количество слайдов: 42
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ТЕМА: «Использование техники монотипия на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе» Слушатель курсов профессиональной переподготовки «Теория и методика обучения изобразительное искусство и черчение) Лосева В. В. Руководитель: Марина Галина Алексеевна преподаватель кафедры культурологического образования СПб. АППО
Содержание • I. Введение • II. Основная часть • 1. Теоретическая часть • 1. 1. Монотипия. Определения и общий обзор. • История возникновения и развития монотипии • 1. 2. Монотипия как графическая техника • 1. 3 Классификация монотипии • 1. 3. 1. Деотипия • 1. 3. 2 Негативная монотипия • 1. 3. 3 Акваграфия • 1. 3. 4 Акватипия • 1. 3. 5 Флоротипия • 1. 3. 6 Декалькомания • 1. 3. 7 Кляксография • 1. 4 Возможности использования монотипии на уроках изобразительного искусства • 1. 5. Жанр «Натюрморт» . Понятие, основные виды и особенности • 1. 6. История развития натюрморта и пейзажа в русском и советском искусстве в XIX - XX вв. • 1. 7. Декоративный натюрморт. Этапы работы и техника выполнения • 2. Практическая часть • 2. 1. Разработка урока «Натюрморт с веткой рябины в технике монотипия» • 2. 2. Разработка урока "Монотипия как основа изображения пейзажа" • III. Заключение • IV. Список использованной литературы • V. Приложения •
Актуальность • Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства. • Одним из видов изобразительного искусства является натюрморт - «мертвая природа» , изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу. Другим видом изобразительного искусства является пейзаж. • Таким образом, актуальность темы дипломной работы заключается в необходимости изучения данных жанров искусств в технике монотипия в современном образовательном процессе, обоснования его значения для формирования творческой личности человека. • Объектом исследования данной дипломной работы является монотипия как художественная техника выполнения заданий натюрморта и пейзажа на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности. • Предметом исследования является натюрморт и пейзаж в технике монотипия как средство эстетического воспитания и развития изобразительных навыков у школьников.
Цели и задачи дипломной работы • Цель работы – рассмотреть особенности формирования художественно-изобразительных навыков школьников посредством рисования натюрморта и пейзажа в технике монотипия. • Задачи дипломной работы: • 1. Определить особенности выбранного жанра. • 2. Описать средства выполнения натюрморта и пейзажа в технике монотипия. • 3. Рассмотреть натюрморт в технике монотипия как средство развития художественных навыков у школьников. •
Монотипия Определения и общий обзор. История возникновения и развития монотипии • Что же такое монотипия? В общем, монотипия - это техника нетиражного живописного эстампа, печати с одним уникальным отпечатком, дополнительная ценность которого в том, что его совершенно невозможно повторить. Монотипия относится к графическим техникам. За более точным описанием данной техники необходимо обратиться к словарным определениям: • Монотипи я (от моно… и греч. τυπος — отпечаток) — вид печатной графики. Техника монотипии заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. В 2000 г. была установлена фрактальная природа значительной части монотипий и введен термин фрактальная монотипия.
Фрактальная монотипия, стохатипия • Фракта льная моноти пия (англ. fractal monotypy) — вид фрактальных рисунков, которые получены методом монотипии. • Впервые применил технику монотипии в XVII столетии итальянский художник Джованни Кастильоне. Монотипию изготавливают так: на твердую поверхность наносят краски, сверху помещают лист бумаги и прижимают его к поверхности. На бумаге образуется оттиск с необычными узорами, которые не могут быть повторены художником. • • Сто хатипия — вид монотипии, который состоит из стохастических фракталов. Стохатипию называют также фрактальной монотипией. Наиболее ценными считаются фигуральные стохатипии, так как вероятность возникновения образа человека при изготовлении стохатипии значительно меньше, чем пейзажа.
Классификация монотипии • Сегодня известно много самых различных видов монотипии: • - деотипия; • - акваграфия • - негативная монотипия; • - кляксография; • - флоротипия (термин предложен Л. Антимоновым); • - декалькомания.
Деотипия • Самой доступной манерой монотипии является деотипия (от греч. "de" –отделение, удаление и "typos"– отпечаток). • Материалы: • - стекло, пластик; • - газеты; • - ватман; • - краска; • - эскиз рисунка; • - разбавитель (скипидар); • - чистая тряпка. • Для получения деотипии без применения пресса или станка печатные формы могут быть изготовлены из зеркального или оконного стекла толщиной 5 -6 мм. Для этого стекло нарезают на куски нужных форматов и зачищают фаски наждачной бумагой. Можно изготовить также печатные формы из асбестовой плиты.
Негативная монотипия • Монохромную монотипию можно выполнить и другим способом. После снятия оттиска в манере деотипии на печатной форме образуются светлые следы в тех местах, где бумага прижималась к доске различными инструментами. Уже непосредственно на доске с помощью тех или иных инструментов, можно нанести рисунок. • Доска с продавленным рисунком кладется на поверхность офортного печатного станка, накрывается бумагой, тканью и прокатывается. • Рисунок можно доделать используя валик, карандаши, кисти с красками и другой разнообразный материал.
Негативная монотипия
Акваграфия представляют собой изображение, полученное с поверхности воды. • Данная техника известна еще с XV века. В Турции и Персии она называлась "искусством облаков" (эбру). Некоторые иранские источники утверждают, что эбру появилось в Индии, где его переняли фарсы, от которых оно и перешло к туркам. Другие же источники сообщают, что роспись под мрамор появилась в Бухаре, и после иранцев ее переняли турки. На Западе этот вид искусства носит название "турецкая бумага". Но и сегодня художники самостоятельно открывают для себя этот необычный способ получения отпечатка и даже пытаются его патентовать. Многим это удается. Видимо из-за того, что существует большое количество способов мраморирования. В разных странах применяют разные технические приемы. Наиболее часто встречаются два способа: раска по воде или размывка краски по клеевой основе.
Акваграфия
Акватипия Разводится гуашь и широкими мазками наносится изображение на бумагу. Желательно, чтобы рисунок был крупным. Когда гуашь подсохнет, весь лист покрывается черной тушью. После высыхания верхнего слоя рисунок проявляется в ванночке с водой. В воде гуашь смывается с бумаги, а тушь лишь частично. Таким образом, на черном фоне остается белый рисунок со слегка размытыми контурами. При использовании данного вида монотипии бумага должна быть плотной, чтобы не разорваться при намокании.
Акватипия
Флоротипия • Сущность флоротипии заключается в использовании растений и растительных материалов для получения оттиска. • На доску наносится краска кисточкой или валиком. Слой краски не должен быть толстым. Можно нанести не однотонный цвет, а, например, с градацией – от черного до темно-зеленого. На получившейся доске располагается трафарет, листья, кусочки ткани. Чтобы ткань и листья лежали ровно, необходимо ту сторону, которая будет наружу, немного промазать краской. Можно нанести отпечаток ладони и добавить рисунок, выполненный заостренным предметом. • После этого композиция пропускается через офортный печатный станок. Сначала кладется доска, накрывается бумагой, плотной тканью и прокатывается. • На отпечаток можно нанести правку используя для этого карандаш, валик с краской и другие подручные материалы.
Флоротипия
Декалькомания • Декалькомания (от франц. "décalcomanie"; по-английски часто называется "Letraset" — от названия наиболее известной фирмы-производителя) — изготовление печатных оттисков (переводных изображений) для последующего сухого переноса на какую-либо поверхность при помощи высокой температуры или давления. Используется для создания надписей и изображений на бумаге, картоне, керамике, для детских переводных картинок и др. Изобретена в России предположительно в 1860 -х годах. Помимо утилитарного использования, применялась также в искусстве (Оскаром Домингесом, Максом Эрнсом и другими) и в науке (для создания фрактальных изображений и в других целях). • О. Домингес в 1936 предлагает метод декалькомании — получение непредсказуемых цветовых пятен раздавливанием краски между двумя листами бумаги.
Кляксография • Кляксография является одной из самых простейших и непредсказуемых манер монотипии. Выполняется она следующим образом: наливается жидкая краска в центр листа, а затем бумага наклоняется в разные стороны. В результате получаются цветные потеки. • Даже краткое знакомство с видами монотипии позволяет сделать вывод о ее огромнейших потенциальных возможностях в творчестве. • Эта интересная техника имеет качества неповторимости и уникальности сделанного. Кроме этого, процессы работы над доской и печати открывают новые приёмы и способы получения разнообразных эффектов. Это подталкивает к новым поискам, а синтез технических приёмов рождает неповторимые ритмические и цветовые пятна. Монотипия удивляет не только необычностью фактур, цвета, она заставляет работать фантазию и думать об исключительности изобразительных средств этой техники .
Кляксография
Крупные мастера русской и советской монотипии - А. В. Шевченко
Е. С. Кругликова
Разработка урока «Ветка рябины» в технике «Монотипия» . • ПЛАН УРОКА • Вид занятия: Рисование с натуры или по представлению • Количество часов: 2 • Цель: Выполнить осенний натюрморт «Ветка рябины» в технике «Монотипия» . • Задачи: • сформировать знания о технике монотипия, её возможностях в живописи; • дальнейшее развитие навыков рисования с натуры натюрморта; • умение выполнять натюрморт в новой технике, используя полученные знания на практике; • видеть и передавать красоту окружающего мира в своей работе
Задание на уроке • Сегодня на уроке вашим заданием будет выполнить осенний натюрморт «Ветка рябины» в технике «Монотипия» . Опираясь на натурную постановку, учитывая цветовую гамму, на листе Ф- А 3 выполнить рисунок натюрморта в карандаше, нанести тени, далее необходимо положить лист с выполненным рисунком на плотный картон, покрытый черной масляной краской, по контуру выполненного натюрморта обвести рисунок карандашом. Оттиск получается в зеркальном отражении. Всегда только один. Далее идёт проработка ветки рябины, и вазы, наносятся тени, при этом сохраняются особенности монотипии, подчёркиваются мелкие детали, что придаст законченность работе, далее необходимо нанести краски, придать работе законченный вариант.
Осенний натюрморт
«Ветка рябины»
«Ветка рябины»
Ветка рябины
Осенний пейзаж
Подводный мир
Подводный мир
Подводный мир
Натюрморт
Заключение • В данной дипломной работе показано, что изучение техники монотипии выполнения натюрморта и пейзажа на сегодняшний день является важнейшим средством воздействия на личностное развитие подрастающего поколения, средством эстетического воспитания, обучения изобразительному искусству. • Кроме того, замечательные живописные работы можно получать при использовании масляной монотипии. • Смешанная техника монотипии и компьютерной графики имеют большой потенциал, но недооценены в графическом дизайне. • Таким образом, монотипия - эффективная и интересная графическая техника с большими возможностями, простором для фантазии и творческого исследования.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Виды искусства Монотипия.ppt