крещение Руси.ppt
- Количество слайдов: 11
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МНОГОМЕРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
ВИ Р У ХА ЗА СЬ ХА Л НТ ЗА ИФ ИЯ РИ Р АТ И Н К О И М Я ВГ Е О В РО Д КОНЕЦ Х в. 988 г. ТЬ ТЬ АС ДИ ВО ВЛ СЕ СТ ТЬ СО ДАР ОС ЗЯ Е СО АР ОС З Е Н Н СУ В НЯ НИ Я И ГО УХО И К ЛЕ ЦИ ГО ХО К Л Т А Х ДУ ЕХ ЕТ ТАЦ Д РЕ ВЕ АТ ГР СВ УА ОС Л О Л ПР СП ЭК ЭК БОЛЬШЕ 1000 ЛЕТ ВЫБОР ВЕРЫ КНЯГИНЯ ОЛЬГА ВЛАДИМИР СВЯТОЙ ХРИСТИАНИЗАЦИЯ и л сь зна Ру ри ов а я ь п р ас ны рав ьту ечи л а ти стр ие н кул вор о пл гие тан ась оти С ру и л р Д сп ни ь п Во зме лис И си Га ВЫБОР ПРАВОСЛАВИЯ ВЛИЯНИЕ ВИЗАНТИИ ДЕСЯТИНА И ЗЕМЛИ СВОЯ ЦЕРКОВЬ ДВОЕВЕРИЕ ВЫ КУЛ Ь КР БОР Т П «О ЕЩЕ ВЛ ЕРУ СМ Г НЕ НИ АДИ НА ЕШ Е М ЕН М И С 9 ИР ИЕ МЕ 88 А ТР ЧЕ г. АД М» ИЦ ИЙ
СХЕМА
ПРИЧИНЫ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА 1. 2. 3. 4. 5. 6. Стремление Владимира укрепить государство и его территориальное единство. Попытка достичь этих целей с помощью создания единого пантеона языческих богов во главе с Перуном не привела к этому. Только единобожие могло сплотить страну и осветить авторитет единоличной княжеской власти. Принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианизированных соседей, относящихся к язычникам как к нелюдям. Нараставшая социальная неоднородность, а также меняющиеся духовные запросы знати общества создавали условия для перехода к более сложной мировоззренческой системе. Братоубийство Владимиром во время борьбы за власть, насилие, многоженство заставили его задуматься о духовном очищении. Принятие им христианства было обусловлено женитьбой на сестре византийского императора. Это необычайно поднимало его авторитет, а следовательно, укрепляло и княжескую власть. Верующие исследователи, объясняли обращение Владимира тем, что Бог просветил его душу. Советские историки считали что проповедь смирения и послушания помогали эксплуатировать трудящиеся массы. СХЕМА
ВЫБОР ВЕРЫ Согласно летописной легенде к Владимиру в Киев явились представители трех монотеистических религий: ислама, иудаизма и христианства. Князь отверг ислам под предлогом того, что он запрещает употребление вина. «Веселие Руси есть питие, без пития Руси не быти» , — так якобы ответил он на соблазны мусульман. Иудаизм он не принял по причине отсутствия у евреев собственного государства, в результате чего они были рассеяны по всей земле. Не принял он и предложение, сделанное посланцами Папы Римского, сославшись на то, что и княгиня Ольга отвергла католичество. Только проповедь представителя православной византийской церкви произвела на него благоприятное впечатление. Но Владимир не спешил с решением и отправил своих послов в разные страны. Вернувшись, они назвали греческую веру самой лучшей, а греческие храмы и церковную службу — самыми красивыми. Храм Св. Софии в Царьграде СХЕМА
ПРИЧИНЫ ВЫБОРА 1. 2. 3. 4. 5. Прочные культурные связи с Византией Русь уже имела влиятельную православную общину. Авторитет Византии – самой культурной и развитой в то время. Влияние светской власти в православии больше. Относительная терпимость православия к местным традициям. В. М. Назарук. Проводы Перуна. Крещение Руси. СХЕМА
n n n ХРИСТИАНИЗАЦИ Я Христианизация Древней Руси протекала противоречиво. Если киевская община, подчиняясь авторитету княжеской власти, приняла новую веру безропотно в 988 г. , то другие регионы, например. Новгород, приходилось крестить «огнем и мечем» . Язычество еще долго сохраняло свои позиции, особенно в сознании людей. Православная церковь, приспосабливаясь к местной среде, соединила культы языческих богов с культами святых. Так праздник Купалы слился с днем Иоанна Крестителя, Перуна — с днем Ильи Пророка. Сохранился и чисто языческий по происхождению праздник Масленицы. После крещения Руси шел процесс срастания традиционных языческих и православных ценностей. В итоге, происходил синтез православных и языческих верований, приведший к складыванию так называемого «двоеверия» . Постепенно языческие элементы из него вытеснялись, но многие из них сохранялись длительное время. Так, было принято давать новорожденному два имени — христианское, имеющееся в святцах, и языческое. СХЕМА
ЦЕРКОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ n n Во главе русской церкви стоял митрополит, назначаемый константинопольским патриархом, что свидетельствовало о ее определенной зависимости от Византии. Долгое время, начиная с эпохи Владимира, церковь существовала за счет десятины — десятой части от всех налогов, отчисляемой в ее пользу. Постепенно у нее появились собственные села и земли, в основном за счет дарений князей, а позже и бояр, надеявшихся таким способом искупить свои грехи. Первые известные историкам вотчины принадлежали церкви. СХЕМА
ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА 1. 2. 3. 4. 5. 6. Христианство помогло объединить восточных славян в единое Древнерусское общество, создало духовную основу русской государственности. Став христианином, человек переставал ощущать себя только частью какого-либо местного коллектива (семьи, общины, племени, в дальнейшем — сословия), он все более осознавал себя русским православным, что стало полными синонимами. Вырос международный престиж Русского государства и укрепилась власть князя. Православная церковь смягчала нравы, упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков. Церковь выступала и против рабства. В целом христианство, резко противопоставляя идеальное материальному, способствовало духовному развитию человека. Качественные сдвиги в развитии культуры. Распространяется письменность, летописание; появляются первые рукописные книги. Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества, возникновение иконописи, фресковой живописи. Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатству и насилие со стороны его верхов. При этом она формировала терпимость к ближнему и уважение к власти, так как «несть власти не от Бога» . СХЕМА
Иван Глазунов. Крещение Новгорода СХЕМА
Восстание язычников. СХЕМА Схема