Социология.pptx
- Количество слайдов: 21
ДИАЛЕКТИКОМАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ К. МАРКСА И Ф. ЭНГЕЛЬСА Подготовила студент 1 курса Бездворная Анастасия Кафедры Управления 2016
Концепция отчуждения ■ Отчуждение (по К. Марксу) – отделение людей от их праксиса: произведенных ими товаров, контроля за производственным процессом, производственной активности, природы, институциональных структур, друг от друга, что проявляется в дегуманизации (утрата человеческих черт в результате нечеловеческих условий существования), разрыве естественных связей между людьми, в превращении результатов деятельности людей в нечто враждебное по отношению к ним самим.
3 позиции отчуждения Отчуждает от него природу Отчуждает от него самого, его жизнедеятельность «Отчуждение человека от человека»
Преодоление отчуждения Карл Маркс связывает с упразднением частной собственности.
Разделение труда не способствует тому, чтобы индивиды могли развивать свои потенциальные способности. Существующие разделение труда, по мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, зачастую искусственно отделяет трудящихся от сообщества, в котором они живут. Люди осознано и неосознанно игнорируют интересы общества. В следствие этого возникают общности: «мнимые» и «ложные» коллективности. Как преодоление этой проблемы ученые видят во всестороннем развитии личности. Отчужденный человек создает себе идолов(деньги, вещи, кумиры и тд). Поэтому все действия индивид направляет на реализацию и получение мнимых идолов, отстраняюсь от своих свобод и потенциала к развитию. Такое явление было названо «товарный фетишизм» .
■ Товарный фетишизм ( по К. Марксу) – овеществление отношений между людьми в капиталистическом обществе: индивиды оценивают друга как свойства товара, как естественные вещи.
Диалектико-материалистическая социология, ее предметы и методы ■ Диалектико-материалистическая социология – позволяет анализировать общество, его структуры, функции в контексте динамики сознания больших социальных групп, их взаимодействие и борьбы.
Природа ■ Природа (в понимании К. Маркса и Ф. Энгельса) – самостоятельная от человеческого бытия субстанция, средство жизни человека, фактор развития общества, благо, источник прогресса и развития человеческой цивилизации. Они первые диалектически подошли к проблеме взаимоотношений природы, общества, человека. Они понимали человека как природно-общественное существо, для которого природа «является жизнью, а не средством к жизни» .
Структуры и социальные агенты ■ Характер общественных отношений, в диалектикоматериалистическом методе, стоит изучать по объективных реалиям – динамике производственных сил, научно-технического знания, а не по интерпретации способа мышления, не потому, что люди думают сами о себе, исходя из разного рода представлений (политики, идеологии, религии). Особое значение имеет взаимосвязь между структурами – экономическими, политическими и тд, показывая характер взаимовлияния различных подсистем на общество в целом и на общественное сознание, в особенности на поведение социальных агентов.
Общественное сознание, сознание ложное, классовое сознание ■ Общественное сознание — реальное, практически функционирующее сознание, в котором в самых различных комбинациях органически переплетаются теоретическое (научное) и обыденное сознание; может быть активнои , неи тральнои или пассивнои общественнои силои. ■ Классовое сознание (по К. Марксу) — осознание людьми общих классовых интересов, готовности к солидарным действиям, что происходит в процессе перехода «класса в себе» в «класс для себя» . ■ Ложное сознание (по К. Марксу) — форма классового сознания, которое не адекватно «объективному» положению социальной группы, что проявляется в неспособности социальной группы или индивида представлять свои объективные интересы в системе общественных отношении.
Общественное сознание, сознание ложное, классовое сознание ■ Класс в себе (по К. Марксу) — класс как группа людей, имеющих одинаковое положение по отношению к средствам производства, но не осознающих своих особых интересов. ■ Класс для себя (по К. Марксу) — класс, осознающий свои особые интересы за счет формирования классового сознания и солидарности.
Идеология (по К. Марксу) – ложное сознание, которое дает извращенное, искаженное представление об обществе. ■ Идеология основана на классовом пристрастии. Интересы господствующего класса выдаются как интересы всего общества. Идеология предполагает спекулятивное мышление. Каждый господствующий класс внушает свои мысли и идеалы.
Социальные законы 1) Закон человеческой истории Выделил 5 основных стадий развития человеческой цивилизации: Рабовладельческое общество Доклассовое общество Бесклассовое общество Феодализм Капитализм
Социальные законы 2) Закон углубляющейся экономической дифференциации Сущность закона: богатство скапливается у меньшего числа людей, когда большая часть общества беднеет.
Ненамеренные действия Ненамеренными последствиями отчуждения является формирование ущербного общественного сознания. Происходит привыкание человека к выполнению однообразных действий без стремления к самосовершенствованию. Избежать этого можно с помощью грамотного разделения труда с применением каждым участником производства не одной, а сразу нескольких разнообразных функций.
Противоречия и конфликты Свою диалектико-материалистическую теорию К. Маркс и Ф. Энгельс использовали для понимания природы общественных конфликтов и противоречии , путей их разрешения, а также для анализа механизма социальных изменении. Для них противоречия и конфликты — главный фактор социальных изменений.
Классы и классовая борьба Критерии класса (по К. Марксу): Отношение к средствам производства Ощущение отличных интересов от других групп Общность деятельности Осознание единства Способ мышления и образ жизни
Гендерное неравенство Преодоление патриархата связали с ликвидацией частной собственности и достижением социального равноправия полов.
Социальная революция ■ Социальная революция (по К. Марксу) — продукт классовой борьбы, ведущий к установлению нового способа производства в жизни общества, соответственно, качественно меняющий социальную структуру, экономические и политические институты, их функции.
Власть, обращенная к человеку
«Все миропонимание Маркса - это не доктрина, а метод. Оно дает не готовые догмы, а отправные пункты для дальнейшего исследования и метод для этого исследования. » Ф. Энгельс