Детская юмористическая литература.pptx
- Количество слайдов: 15
Детская юмористическая литература
Цель работы – проанализировать комическое как эстетическую категорию, выраженную языковыми средствами на примере творчества Н. Носова; выявить и исследовать те ключевые стилистические позиции, которые делают язык писателя неповторимым, определить средства комизма писателя. Цель конкретизировалась в следующих задачах: рассмотрение специфики детской художественной литературы; рассмотрение и уточнение понятия комизма рассмотрение языковых способов и приемов выражения комического,
Специфика детской художественной литературы Детская литература представляет собой объемный корпус художественных и научно - художественных произведений, которые были написаны специально для детского и юношеского чтения. Их авторы, детские и не только детские писатели, адресовали свои сочинения непосредственно юным читателям, и это определило содержание, проблематику и язык произведений.
Современное понятие детской литературы имеет два значения. Первое обиходно-бытовое, когда детской литературой называют все произведения, которые читают дети. Однако специалисты (литературоведы, педагоги) предполагают второе значение – научное. В научной классификации различают два вида произведений. К первому виду относят произведения, прямо адресованные детям (например, сказки К. Чуковского). Второй вид составляют произведения, созданные для взрослых, но нашедшие отклик у детей (например, сказки Пушкина). Третий вид – это произведения, сочиненные детьми, его чаще называют детским литературным творчеством
Назначение детской литературы – быть художественным и познавательным чтением для ребенка. Это назначение определяет те важные функции, которые она призвана выполнять в обществе. По своей природе эти функции едины для всей литературы как рода словесного искусства, но в литературе детской они имеют особое значение.
Функции детской литературы 1. Детская литература, как и литература вообще, принадлежит к области искусства слова. Этим определяется ее эстетическая функция. Она вязана с особого рода эмоциями, которые возникают при чтении литературных произведений. 2. Познавательная функция литературы заключается в том, чтобы познакомить читателя с миром людей и явлений 3. Нравственная (воспитательная) функция присуща всякой литературе: ведь литература постигает и освещает мир в соответствии с определенными ценностями.
Приемы создания комизма в детской литературе «Комическое – это категория эстетики, выражающая в форме осмеяния исторически обусловленное (полное или частичное) несоответствие данного социального явления, деятельности и поведения людей, их нравов и обычаев объективному ходу вещей и эстетическому идеалу прогрессивных общественных сил»
Можно дать следующую обобщенную схему создания комического в искусстве, в том числе в художественной литературе: объективный смех (смешное) средства комического (языковые средства – фонетические, лексические, фразеологические, грамматические средства и неязыковые средства) формы комического (юмор, сатира) результат – смех (комизм)
Специфика детской литературно-художественной юмористики в том, что она, как многие направления в литературе, служила и служит развлечению, играет роль психологической разрядки, а с другой стороны, служит исправлению нравов и предостережению от дурных поступков.
Основные способы выражения комизма в детской художественной литературе: Диалог Каламбур Парадокс Ирония Алгоизм
Николай Николаевич Носов (10 ноября 1908 — 26 июля 1976) Советский детский писатель-прозаик, драматург, киносценарист.
Материал исследования Рассказы Н. Носова: «Про Гену» , «Клякса» , «Огурцы» , «Живая шляпа» , «Затейники» , «Огородники» , «Замазка» , «На каток» , «Автомобиль» , «Шурик у дедушки» , «Фантазеры» , «Мишкина каша» .
Заключение Комическое в детской художественной литературе реализует себя традиционно – как эстетическая категория, обозначающая направленный на определенный объект смех. Это творчески активная форма. Основным ее признаком является противоречие как следствие оценки общественных или связанных с отдельно взятой личностью явлений.
Заключение Комическое проявляется и на уровне сюжета, и на уровне типов характеров, а также приемов, участвующих в создании комического эффекта (преувеличения, алгоизмы, перифразы). Но немаловажными факторами являются комизм слова, речевых характеристик, шире — языка произведений, проявляющих себя в каламбуре и парадоксе.
Заключение Проведенное нами исследование показало, что в своих произведениях Н. Носов добивается создания комического эффекта и реализации иронии не только с помощью ситуационного уровня (когда положение, в которое попадают персонажи само по себе забавно), но и при участии языковых средств. Таким образом, комическая ситуация у Н. Носова всегда поддерживается комическим использованием языка, потенциальные возможности и ресурсы которого весьма велики.
Детская юмористическая литература.pptx