деревянное зодчество килару даниил ср14-13.pptx
- Количество слайдов: 13
Деревянное зодчество Муромский Свято-Успенский монастырь Выполнил презентацию Студент группы СР-14 -13 Килару Даниил
Муромский Свято-Успенский монастырь
Му ромский Свя то-Успе нский монасты рь мужской монастырь Петро заводской и Карельской епархии, расположенный на восточном берегу Онежского озера в Красноборском сельском население Пудожского района Карелии в 35 км к югу от посёлка Шальский и в 15 км от деревни Гакугса. Один из самых древних монастырей Карелии. В Пудоже располагается по дворье Муромского монастыря.
История Описание Муромский монастырь предположительно основан в конце XIV-начале XV века. Легенда о создании монастыря описывается в «Повести о Муромском острове» . Основателем обители считается преподобный Лазарь Мурманский, отправившийся в 1342 году по поручению кесарийского епископа к новгородскому святителю Василию и оставшийся на Руси. После смерти святителя Василия Лазарь пошёл, как повелел ему духовный отец, «в северную сторону, к морю, к острову Мучь, на озеро Онего» . На Муромском острове, по преданию, Лазарь построил жилище и часовню. К Лазарю начали стекаться иноки, монастырь разрастался. При жизни основателя монастыря, пришедшими из Киева иноками, была возведена первая в Поморье церковь во имя Успения Пречистой Богородицы Печерской. Затем была срубленацерковь Рождества Иоанна Предтечи с трапезной. А маленькая церковь Воскрешения Лазаря, построенная в 1390 году и давшая жизнь монастырю, оказалась за пределами киновии — на кладбище.
Первый монастырь В 1612 году в эпоху смутного времени монастырь подвергся разорению «от немецких и литовских людей» . В 1786 году Муромский монастырь был обращён в женский, а в 1787 году упразднён.
Приход упраздненного Муромского монастыря В 1788— 1867 годах храмы упразднённого монастыря существовали как приход. В 1838 году при закрытом монастыре проживали крестьянская девица Феодосия Тихоновна Кизилова с 8 странницами, которые хотели открыть здесь женскую обитель. Однако их прошение об открытии женского монастыря в 1843 году было отклонено Синодом. В 1860— 1866 годах прихожанами был возведён новый Успенский храм с двумя приделами — Рождества Иоанна Предтечи и Иоанна Рыльского. Над его притвором была устроена колокольня с 12 колоколами, один из которых — трёхпудовый — был отлит ещё в 1508 году.
Возрождённый монастырь В 1867 году монастырь восстановили с назначением штата монашествующих из 7 человек без пособия от казны. При нём был учреждён дом для престарелых и убогих. Возрождение связано с именем богатого жертвователя, пудожского почётного гражданина Малокрошечного. В 1891 году была построена и освящена каменная пятиглавая церковь Всех Святых, украшенная на северной и южной стенах вделанными над окнами овальной формы иконами преподобных Лазаря и Афанасия Муромских (Афанасий Муромский был игуменом монастыря в середине XV века и почитаем наравне с преподобным Лазарем). На втором этаже каменного корпуса расположился домовой храм святителя Николая. Главные святыни обители — мощи преподобных Лазаря и Афанасия Муромских — находились под спудом в двух часовнях. Монастырь окружала каменная ограда. Кладбищенская ограда (1867) считается последней страницей в истории северных монастырских оград. В XIX веке над Лазаревской церковью был возведён деревянный храм большого размера, заключивший её в футляр. Служба в церкви совершалась только раз в год, в. Лазареву субботу. В 1912— 1913 году в ссылке в монастыре находился основатель секты «иннокентьевцев» иеромонах Балтского Феодосиевского монастыря Иннокентий (Иван Левизор)
Советские годы После установления советской власти церковь Воскрешения Лазаря была заброшена. В 1919 году на территории Муромского монастыря была организована сельхозкоммуна им. Троцкого. 30 августа 1930 года было принято постановление о её закрытии. После 1945 года здесь располагался дом инвалидов. В 1954 году архитектор А. В. Ополовников произвёл её замеры и сделал проект реставрации храма, в котором сохранился небольшой иконостас XVI века. В 1959 году храм разобрали и перевезли на плотах в Кижи, где реставрировали по проекту Ополовникова. Храм занял место в списке музейных реликвий как самый древний памятник деревянного зодчества, известный на территории России. С середины 1960 -х место запустело.
Новейшая история В 1991 году обитель была передана Русской Православной Церкви, началось возрождение монастыря. К концу XX века сохранились белокаменные стены Успенского собора, остов церкви Всех Святых, разрушенный братский корпус. В настоящее время восстановлены: братский корпус, в котором разместились зимняя церковь святителя Николая, трапезная, кельи. Защитная часовня над Лазаревской церковью перестроена в летний храм, отреставрирована колокольня. Монастырь попрежнему остаётся местом строгой уединённой жизни.
Настоятели монастыря Лазарь, преподобный (1350— 1391) Феодосий Афанасий[4] Ефрем (1508) Лаврентий (1537— 1539) Зосима, игумен (1583) Иосааф I (1586) Мисаил, чёрный священник (1628 — 1629) Савватий (1647) Илларион (Запольский) (1650) Афанасий II (1670 -е гг. ) Иосиф (1674— 1676) Иосаф II (1688) Варлаам (1689) Кирилл (1722) Иаков (1737) Тарасий (с 1764) Пафнутий, строитель (1783) Иосиф, строитель (с 1783) Неонила (1786) Иоанн (Георгиевский), священник Феодосий, строитель, иеромонах (1867) Мисаил, строитель Онисим, иеромонах, строитель, с 1894 г. — игумен, с 1911 — архимандрит (1872— 1914) Феодорит, и. д. , иеромонах (1915) Феогност, иеромонах (1917) Иоаким (по 1918) Макарий, иеромонах (по 2010) Илия (Горбачёв), иеромонах, и. д. наместника.