День 4 Выход из башни из слоновой кости
Башня из слоновой кости
Башня из слоновой кости • Французский поэт и критик Сент-Бев (18041869). В стихотворном послании к Виллемену, Сент. Бев дает характеристику писателю Альфреду де Виньи, который жил затворником в своем имении и редко оттуда выезжал: …таинственный Виньи до наступления полудня возвращается в свою башню из слоновой кости.
Структура занятия День 4. Выход из башни слоновой кости Коммерческие и некоммерческие арт-инициативы Примеры креативных индустрий (практический опыт) Идеалист в рыночной экономике Куратор как менеджер Норвежские традиции управления Культура как антиконфликтный ресурс. Oslo World Music Festival • Лобби • Арктика: перспективы • • •
Музей как service • Арт-индустрия = часть арт-рынка • Музей-демократор, распределитель культурного капитала • Ответственность обладателя культурного капитала за поиск и получение знаний, которые необходимы для собственного функционирования в условиях рыночной экономики (навыки предпринимательства, организации проекта) • Опыт через волонтерство на фестивалях, конференциях. Знания – доступны в интернете (подкасты лекций на сайтах университета Оксфорда, Беркли итд)
KIASMA Services Café Kiasma Store Research library Conference rooms for hire
Научный центр Inspiria (Halden) Слоган «Знание меняет всё»
Inspiria • INSPIRIA science center – две ключевых цели: • Содействие росту компетенции в области естественных наук в регионе • Профилактика/работа по охране здоровья детей и молодежи • Тесное сотрудничество с школами региона Østfold
Sanselåven • Сельская местность (час езды от Осло) • Педагог, хочет развить собственный проект • Привозит инновационные сенсорные выставки из Kunsthalle Brandt (Дания) • Госфинансирование, частные источники • Финансирование: • Øvre Eiker kommune Buskerud fylkeskommune Rådet for Drammensregionen
Sanselåven «Комната водного короля» (Vannkongen) «Комната деревянных гномов» (Trenisser)
Sanselåven: сезонные выставки (майоктябрь) • Создание иллюзии присутствия • Художник как сценограф • Пространство, где при помощи сенсорики стимулируется воображение • Посетители: учреждения дошкольного, школьного образования, студенты, люди с ограниченными возможностями, взрослые • Зимой помещение сдается локальным владельцам частного речного транспорта
Oslo World Music Festival • 2006 -2012 – директор фестиваля Alexandra Archetti Stølen • Выбрана директором европейской сети world music фестивалей
Маркетинг на OWMF • Продвижение бренда • Einar Eidsvåg: «Ключевой принцип Coca Cola: при начале информационной кампании потребитель тебя должен увидеть 6 раз» • Visibility. Повторение информации – гарантия её запоминаемости • Визуальная коммуникация (не экономить на логотипе, качественных фото и дизайне)
OWMF как образовательный проект • • • Фестиваль в фестивале Суббота и воскресенье Бесплатный вход Расположение в иммигрантской части города Сотрудничество с антирасистскими организациями, муниципалитетом, районными администрациями города, посольствами Фестиваль для детей: качественная музыка и искусство из Пакистана, Польши, стран Латинской Америки итп. (ключевые меньшинства в городе) Помещение: школа искусств Работники школы работают на фестивале Barnas verdensdager – опыт из Осло в другие города страны
Barnas Verdensdager Мастерская танго
Barnas Verdensdager: дизайнеры=волонтеры
Mela festival как образовательный проект
Mela Festival как образовательный проект (проводится в августе, у Ратуши)
Марина Абрамович (лекция в Folketeatret) • Перформанс – это вид искусства, который доступен и понятен, it talks directly, there is no need for anything verbal • Но перформанс – номер 2. • Самое действенное искусство - это музыка. • Ср. фестивали: музыка как средство для работы с проблемами расизма и нетерпимости
Куратор – в контексте управления на других производствах • Новая профессия • Видеть в контексте rise of management • Девальвация понятия «менеджер» в англоязычной литературе за последние годы. В России этот термин и не имел оттенка значения «элитарность» • Рост управленческого аппарата во всех отраслях производства (в контексте knowledge economy) • Появление HR-отделов в крупных компаниях (human resources) • HR-директор - правая рука ключевой фигуры в компании
Менеджмент • Задача управленца – эффективно координировать ресурсы, прежде всего, рабочую силу и квалификацию, а также материальные ресурсы • Множество примеров неэффективного управления – например, в федеральной и муниципальной бюрократических машинах • Управление – это, прежде всего, ответственность • Норвежские традиции управления: • Тенденция к горизонтальной структуре • Сильны традиции самоуправления и власть профсоюзов • Коллегиальность, анти-элитарность • Добавка к Arbeidsmiljøloven о психосоциальных условиях труда (1960 -70 гг)
Куратор • Неясные требования к образованию • Появление кураторских курсов • Фриланс-куратор в функции «индивидуального предпринимателяинтеллектуала»
Задачи куратора • Спланировать содержание проекта (выставка, фестиваль, концерт, образовательное мероприятие) • Найти финансирование • Найти квалифицированных людей на ключевые позиции • (пример: Alexandra Archetti Stølen и ее коллеги)
Куратор и продюсер • Продюсер не всегда формирует концепцию мероприятия • Каталоги, научная работа • Куратор сочетает продюсерские навыки + навыки психолога + производство нового знания • «Куратор должен быть своего рода дервишем, который кружится вокруг произведений искусства» (Сюзан Паже)
Fundraising • • • EU Barents region Open Society Foundation Thomas Werner Projects Частные фонды: Про. Арте Фонд Прохорова Фонды крупных добывающих компаний Ит. д. См google!
Фонды крупных частных компаний • Lebara Kulturfond • (мобильный оператор в Норвегии) • http: //www. legatsiden. no/innhold/visettlegat. php? id=4484
Лобби: пример – Анне Бамфорд в Норвегии
Anne Bamford • Профессор из Австралии • Работает на международном уровне, в т. ч. для Юнеско • Wow factor – самая известная книга • Arts and Cultural education in Norway • Приглашена Nasjonalt Senter for Kunst og Kultur I Opplæringen (национальная организация развития арт-образования при Universitetet i Nordland, Bodø) • В организации 9 работников • http: //www. kunstkultursenteret. no/wips/1176424306 /
Высокая компетентность, блестящий оратор. Приглашены политики на встречу: послушать ее доклад и обсудить перспективы культурного развития в стране.
Anne Bamford
Anne Bamford: • Арт-образование в Норвегии интересно, но не особенно важно • Недостаток квалифицированных кадров в региональных школах искусств • Недостаточное образование педагогов • Недостаточное понимание важности арт-образования и неудовлетворительная ориентация в инновациях в теории и практике современного искусства • Доказывает важность арт-образования, ссылаясь на международные исследования • При наличии качественного арт-образования результаты и по другим предметам, согласно приведенной ею международной статистике, выше, чем в тех странах, где низкий уровень качества арт-образования (речь идет о среднем образовании и школах искусств) • Объясняет критерии качественного арт-образования
Арктика • A new global energy region is developing. The US Geological Survey suggests that as much as 22 % of the world's undiscovered petroleum resources could be found in the Arctic. It is likely to be a key source of future European energy security. The energy dimension will become the most important driver of increased interest in the High North in both political and business circles globally. • Речь министра иностранных дел J. G. Støre на саммите в Суле 27. 08. 2012 The Norwegian perspective on Arctic resource development and management • http: //www. regjeringen. no/nb/dep/ud/aktuelt/taler_artikl er/jgs_taler_artikler/2012/arktis_ressurser. html? id=698106
Арктика • Новый регион глобальной энергии • 22 процента из мировых запасов нефти, которые предстоит освоить • Ключевой источник энергетических ресурсов для Европы в ближайшем будущем • Растущий интерес политических и бизнес-кругов на международном уровне • Необходимость развития инфраструктуры • Природные ископаемые принадлежат народу территории, на которой они находятся • Связь между экономическим и культурным развитием
Арктика • New discoveries and technology may lead to the development of new infrastructure in the future. This will depend on the resources available and commercial considerations. • Increased oil and gas activities in the Arctic must also be weighed up against considerations of other industries and interests within the framework of integrated, ecosystem-based management.
Стрит-арт Кирилл Кто
Links • • • • Oslo World Music Festival http: //www. osloworld. no/ Anne Bamford (European Expert Network on Culture) http: //www. eenc. info/members/anne-bamford/ Культурный рюкзак – программа, по которой качественные выставки и музыка привозятся в школы страны (Национальная Опера – в поселках, итд). Госфинансирование. http: //denkulturelleskolesekken. no/ Инспирия, креативная индустрия/развлекательно-образовательный(edutainment)центр http: //www. inspiria. no/ Подкасты на сайте университета Беркли (аудиозаписи лекций и семинаров) http: //berkeley. edu/multimedia/index. php Подкаст-коллекции Оксфордcкого и Кембриджского университетов http: //www. openculture. com/2008/12/the_oxford-cambridge_podcasts. html Подкасты New York University http: //www. nyu. edu/podcast/ Ханс Ульрих-Обрист. Краткая история кураторства. Моква, Ад Маргинем Пресс, 2012
Контакты • sharova. ekaterina 4@gmail. com • matisse. kunstformidling@gmail. com • http: //vk. com/ekaterina_sharova