Скачать презентацию Даосизм Этимология Определение Даосизм от кит 道教 Скачать презентацию Даосизм Этимология Определение Даосизм от кит 道教

Даосизм Кириллова Я.А..ppt

  • Количество слайдов: 14

Даосизм Даосизм

Этимология. Определение Даосизм (от кит. 道教, dàojiào дао цзя, дао цзяо — школа дао, Этимология. Определение Даосизм (от кит. 道教, dàojiào дао цзя, дао цзяо — школа дао, учение дао) - китайское традиционное учение, включающее элементы религии, мистики, гаданий, шаманизма, медитационной практики, несущее также традиционную философию и науку.

Происхождение Даосизм оформился только во II веке, но многочисленные свидетельства говорят, что даосизм возник Происхождение Даосизм оформился только во II веке, но многочисленные свидетельства говорят, что даосизм возник существенно раньше. Основными источниками даосизма послужили мистические и шаманские культы царства Чу и других «варварских» государств на юге Китая, учение о бессмертии и магические практики, развившиеся в царстве Ци и философская традиция северного Китая. Философские сочинения, относящиеся к даосизму, начинаются с эпохи Борющихся Царств (Чжаньго) в V век до н. э.

Основатель даосизма Традиция считает основоположником даосизма легендарного Жёлтого Императора Хуанди. Другим основателем даосизма считается Основатель даосизма Традиция считает основоположником даосизма легендарного Жёлтого Императора Хуанди. Другим основателем даосизма считается древнекитайский мудрец Лао-цзы. Даосской традицией ему приписывается авторство одной из основных книг даосизма — «Дао Дэ Цзин» .

Продолжателем данной традиции был Мо Цзы (V-IV в. до н. э. ), известный также Продолжателем данной традиции был Мо Цзы (V-IV в. до н. э. ), известный также как критик учения Конфуция. Другим знаменитым текстом раннего даосизма является Чжуан-цзы, автором которого является Чжуан Чжоу (369— 286 гг. до н. э. ). К концу I тысячелетия до н. э. фигура Лао-цзы обожествляется, разрабатывается сложная иерархия божеств и демонов, возникает культ, в котором центральное место занимают гадание и обряды, «изгоняющие» злых духов. Пантеон даосизма возглавил Яшмовый владыка (Шан-ди), который почитался как бог неба, высшее божество и отец императоров ( «сынов неба» ). За ним следовали Лао Цзы и творец мира – Пань-гу.

Основные категории даосизма Дао (道) — буквально путь, в даосизме — бытие и изменение Основные категории даосизма Дао (道) — буквально путь, в даосизме — бытие и изменение Вселенной в самом общем смысле. Безличностная сила, воля вселенной, которой должен соответствовать порядок всех вещей в мире Дэ (德) — буквально добродетель или мораль. Добродетель, данная свыше (от Дао). Не имеет характеристики физического, силового воздействия. Благодать, огромная духовная мощь, которой Небо наделяло правителя Китая и которую он мог передавать своим подданным У-вэй (無為) — буквально недеяние — понимание того, когда надо действовать, а когда бездействовать

Положения даосизма В трактате «Дао Дэ цзин» излагаются основы даосизма, философии Лаоцзы. В центре Положения даосизма В трактате «Дао Дэ цзин» излагаются основы даосизма, философии Лаоцзы. В центре доктрины - учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао – своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Каждый человек, чтобы стать счастливым, должен встать на этот путь, попытаться познать Дао и слиться с ним. Человек – микрокосм, так же как и универсум – макрокосм – вечен. Физическая смерть означает только то, что дух отделяется от человека и растворяется в макрокосме. Задача человека в своей жизни добиться, чтобы произошло слияние его души с мировым порядком Дао. Пути Дао присуща сила Де. Именно через Де проявляется в каждом индивиде Дао. Де – означает «недеяние» , отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным порядком. Таким образом, даосизм учит созерцательному отношению к жизни. Нравственный идеал даосизма – это отшельник, который с помощью религиозной медитации, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания.

Священные книги 1. 2. 3. 4. Дао дэ цзин ( «Книга пути и достоинства» Священные книги 1. 2. 3. 4. Дао дэ цзин ( «Книга пути и достоинства» )- основополагающий источник учения Дао цзан( «Сокровищница Дао» )-полное собрание религиозной и философской литературы даосизма Чжуан-цзы-знаменитая даосская книга притч Иньфуцзин( «Канон секретного талисмана Жёлтого Императора» )-каноническое даосское сочинение

Книги, посвященные даосизму 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Книги, посвященные даосизму 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Семь извлечений из Облачного Книгохранилища-антология даосских канонических сочинений, собранная в XI веке. Сишэнцзин( «Канон Западного Восхождения» )-даосский текст, написанный в конце V века в храмовом центре Лоугуань , принадлежащий школе Северных Небесных Наставников. Сянъэр-комментарий на основополагающий даосский трактат Дао дэ цзин Лао-цзы, принадлежащий школе Небесных Наставников Тайпинцзин( «Трактат о Великом Мире» )-классический китайский даосский трактат эпохи поздней Хань Учжэньпянь( «Главы о прозрении истины» ) даосский трактат XI века о внутренней алхимии, написанный даосским патриархом Чжан Бодуанем. Хуантинцзин( «Канон Жёлтого Двора» )-классический трактат по внутренней алхимии и визуализации духов Хуахуцзин «Канон обращения варваров» Цаньтунци средневековый китайский трактат по внутренней алхимии. Баопу-цзы( «Мудрец, объемлющий пустоту» )- даосский энциклопедический трактат, написанный в 317— 320 годах Гэ Хуном Ле-цзы( «Трактат учителя Ле» ) Саньхуанвэнь( «Письмена трёх августейших» )

Первые даосские школы Оформление религиозного даосизма произошло во время поздней династии Хань: Чжан Даолин Первые даосские школы Оформление религиозного даосизма произошло во время поздней династии Хань: Чжан Даолин основал в провинции Сычуань школу Пять Ковшей Риса и стал её первым патриархом. Во 2 пол. II века предпосылкой популярности даосизма стало Восстание Жёлтых повязок (184— 204): Третий Небесный наставник Чжан Лу смог получить в управление территорию Ханьчжун, которая стала первым даосским теократическим государством. Даосское государство потерпело поражение от Цао в 215 и прекратило своё существование, тем не менее Цао даровал наставнику привилегии и привлёк ко двору, отчего школа распространилась по широкой территории, в том числе на севере Китая. В эпоху Шести династий школа стала известна как Школа Небесных Наставников. Позднее появились другие даосские школы. Важную роль в развитии даосизма сыграли школы Маошань и Линбао.

Формирование канона К V веку н. э. складывается даосский канон Дао цзан (Сокровищница Дао), Формирование канона К V веку н. э. складывается даосский канон Дао цзан (Сокровищница Дао), включавший уже более 250 даосских текстов по образцу Буддийского Канона. Окончательно Дао цзан оформился в 1607 году, когда к нему была добавлена последняя группа из 56 сочинений. В своем современном виде Дао цзан представляет собрание 1488 сочинений.

Развитие даосизма Даосизм почти никогда не был официальной религией — скорее представлял собой движение Развитие даосизма Даосизм почти никогда не был официальной религией — скорее представлял собой движение народных масс, одиноких учёных и отшельников. Но в недрах даосизма регулярно рождались или всплывали новые идеи, которые вдохновляли учёных, политиков, писателей. Крестьянские бунты в Китае и восстания со свержением династий зарождались тоже в недрах даосизма

Упадок даосизма в Цинскую эпоху Известно что император Канси скептически относился к всякого рода Упадок даосизма в Цинскую эпоху Известно что император Канси скептически относился к всякого рода суевериям и мистическим практикам. Даосы высокого ранга также не состояли у него в фаворе.

Даосизм в настоящее время Даосизм прошёл долгий путь эволюции и в XX век вошёл Даосизм в настоящее время Даосизм прошёл долгий путь эволюции и в XX век вошёл древней традиционной китайской религией. После прихода в Китае к власти коммунистов в 1949 году даосизм подвергся значительному гонению. После реформ Дэн Сяопина в 1978 году положение стало улучшаться. За последние годы открылось большое количество даосских храмов и монастырей. В некоторой степени возрождение даосизма обязано росту популярности техники ци гун, которая непосредственно восходит к даосской внутренней алхимии. Даосизм в современном виде представляет собой религию, с пышным внешним слоем (обряды, ритуалы, храмы) и изящным внутренним, эзотерическим, включающим в себя техники для совершенствования тела, ума и духа.