Лекция 5. Даосизм.ppt
- Количество слайдов: 28
Даосизм 1. 2. 3. 4. Происхождение и развитие даосского учения Основные тексты и их происхождение Религиозно-философские представления Учение о достижении бессмертия
Происхождение термина u Дао цзяо – «учение пути» . Термин возникает во II веке н. э. Употребляется историками для обозначения даосских книг в библиографических обзорах, а также как самоназвание. Отсюда – Taoism (англ. ); Taoismus (нем. ) u Дао ши (дао сы) – «мужи дао» Отсюда – даосизм.
Происхождение учения Место зарождения даосизма – юг Китая (Чу, в бассейне Янцзы). Южная традиция: наиболее архаичные шаманские практики, экстатические культы, мифопоэтическое мышление. u Основное направление: «пестование жизни» , т. е. достижение бессмертия и макробиотика. u Средства: сексуальные практики, регуляция дыхания, гимнастика и т. д. u (по материалам Мавандуйского погребения) u
Происхождение IV-III вв. – появление основных текстов (Лао-цзы, Чжуан-цзы). u Влияние северной традиции (городская культура, книжное знание, рационализм) u Итог: трансформация неоформленных верований в концептуально переосмысленную религиознофилософскую доктрину. u
Происхождение и развитие u Формируются основные понятия: дао, дэ, сюи у, у-вэй и т. д. u Эволюция даосизма свидетельствует о завершении архаического этапа китайской культуры и о становлении собственно древнекитайской культуры.
Происхождение и развитие Влияние натурфилософии: u Учение о «великом пределе» : «то инь, то ян – это и есть дао» u Учение о первоэлементах у син: u дерево – зарождающееся ян – весна u огонь – зрелое ян – лето u земля – равновесие ян/ инь, середина года u металл -зарождающееся инь -осень u вода – зрелое инь - зима u
Происхождение и развитие u. В отличие от конфуцианства, в даосизме натурфилософия легла в основу методологии, алхимии, традиционной медицины, астрологии. u Основным жизненным элементом считается ИНЬ, т. к. дао воплощение женского начала (великая Мать)
Историческое развитие VI-Vвв. зарождение легенды о Лаоцзы (Ли Эр). u Родился в царстве Чу, был хранителем библиотеки и архивов в Чжоу. Потом ушел на Запад. u
Развитие u Для начальника заставы Инь Си написал краткое изложение учения трактат в 5 тысяч знаков, известный как Дао-дэ цзин. Прозвище переводится как «Старец-дитя» , т. к. он родился в возрасте 81 года.
Развитие Династия Цинь: покровительство со стороны императора, который использовал даосские практики для достижения бессмертия u Династия Хань: покровительство со стороны ряда императоров (У-ди) и региональных владык (Лю Ань – «мудрец из Хуайнани» ). Появление мятежных сект - Тайпиндао ( «Учение великого равенства» , во главе с Чжан Цзюэ) – восстание «желтых повязок» в 184 г. u
Развитие u 142 -145 гг. – Чжан Лин объявляет себя наместником Лао –цзы - «небесным наставником» и создает секту «Путь небесных наставников» или «У доу ми дао» - 5 мер риса. Центр – гора Лунхушань в Цзянси. При династии Мин Небесные наставники считались главами всех даосских общин. В настоящее время потомки Чжанов возглавляют даосские центры на Тайване и в материковом Китае.
Развитие u Значение: во II веке из религиозно -философской доктрины даосизм превращается в организационно оформленную национальную религию Китая. Происходит ее институциализация, создается иерархия, утверждается ортодоксальное учение.
Дальнейшее развитие Новые школы: Шанцин или Маошань (VVIвв) – «Высшая чистота» , возле горы Маошань. Основоположники – Ян Си и Тао Хун-цзин. u Особенности: медитативная психотехника (созерцание, медитация, а также фармакология, алхимия, теургия). Цель – индивидуальное совершенствование, в отличие от общинной идеологии «Небесных наставников» . Начало монашества. u
Дальнейшее развитие u u u Династия Тан: распространение даосизма за пределы Китая. Сближение с буддизмом (учение о пустоте, о реинкарнации, иконография, пантеон) Развитие монашества
Дальнейшее развитие Династия Сун: XI-XII вв: идеи индивидуального развития и нравственного совершенствования, медитативные практики, монашество. Постепенно «внешняя алхимия» заменяется «внутренней алхимией» , т. е. даосской йогой. u На севере: «даосская реформация» u Династия Мин и Цин: XIV-XVI вв: народные формы даосизма. u
Дальнейшее развитие u u u Основные тенденции: 1) первостепенное значение нравственного совершенствования 2) принятие монашеских обетов всем духовенством; «облачные странствия» 3) моральная и практическая помощь (напр. медицинская) всем нуждающимся. 4) усиленные занятия «внутренней алхимией» 5) установка на религиозный синкретизм и стремление объединить практику и принципы даосизма, конфуцианства и буддизма
ХХ век После некоторого подъема во время событий 1911 г, наступает длительный застой, связанный с верностью даосов старинным традициям и отказом от изменений. Коммунисты использовали даосские секты как союзников, а после 1949 г - преследовали. В 1972 -1976 гг. – закрыли все храмы и центры. В 1980 г. даосское общество восстановлено. u В середине ХХ века 2% китайцев считали себя приверженцами даосизма. u
Тексты Дао-дэ цзин – «Книга Пути и Благодати» приписывается Лао-цзы, но написана около III в. До н. э. u Состоит из 5 тыс. знаков и 81 главы. u
Тексты «Чжуан-цзы» автор – Чжуан чжоу (369 -286). u 33 главы. Ярко выраженное авторское начало ( «Я и дао» ). u Всего даосский канон включал к V веку 250 текстов. u
Учение Дао-дэ цзин: Дао – высшее первоначало, первооснова всего сущего (Мать поднебесной), а также – закон бытия всего сущего. u Концепция «двух дао» : безымянного, порождающего весь космос и «именуемого» , создающего и сохраняющего «всю тьму вещей» . Это второе дао и есть дэ – благодать Великого Пути. u
Дао-дэ цзин u «Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное дао. Имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя. Безымянное есть начало неба и земли…» .
Дао-дэ цзин u u u Учение о взаимопереходе и взаимопревращении противоположностей: наличие и отсутствие; движение и покой; легкое и тяжелое Учение о недеянии (у-вэй) – невмешательство мудреца в естественный ход событий и природу сущего Учение о естественности, спонтанности (цзы жань) – следование собственной природе, «беззаботные скитания в сфере утонченнозагадочного»
Чжуан-цзы Дао – отсутствие, пустота, безвидность, неоформленность, «отсутствие отсутствия» - у у. u «Дао не есть вещь…оно делает вещи вещами, не будучи само вещью » u
Чжуан-цзы u Притчи: о хаосе u О бабочке u О мяснике u О водопаде u О колодце u о бойцовом петухе u о преобразовании природы
Социальный идеал u Социальный идеал – маленькая патриархальная страна, управляемая совершенномудрым правителем, изолированная от других стран. Практикуется отказ от всех достижений цивилизации, включая письменность и все формы культуры. Отсюда – критика конфуцианства.
Отношение к природе u Стремление к совершенной простоте и естественности: u Идеал мудреца – «су» «небеленый шелк-сырец» ; «пу» «необработанный чурбан» u «Люди жили…вместе с птицами и зверьми и были родней всему живому – где уж им было знать о подлых и благородных»
Достижение бессмертия Основы даосских практик личного совершенствования: u 1) тяо шень – регулирование тела (гимнастика, укрепляющие снадобья) u 2) тяо си – регулирование дыхания (дыхательные упражнения, призванные гармонизировать физиологические и психические процессы в организме) u 3) тяо синь – регулирование сердца – приемы и методы умственного самоограничения и самоконтроля u
Бессмертные 8 бессмертных – ба сянь u 1) Чжунли цюань (правитель/нищий) u 2) Люй дун-бинь (патриарх Люй) u 3) Чжан Го-лао (отшельник, эпоха Тан) u 4) Цао Го-цзю (чиновник, эпоха Сун) u 5) Ли Те-гуай (Ли Железный костыль) u 6) Хань Сян-цзы (племянник Хань Юя) u 7) Лань Цай-хэ (женоподобный юноша) u 8) Хэ Сянь-гу (бессмертная дева) u