рассказы Чехова.pptx
- Количество слайдов: 14
«Дама с собачкой» — рассказ Чехова, написанный в 1898 году. Впервые опубликован в журнале «Русская мысль» в 1899 году.
Главные герои • • • Дмитрий Дмитрич Гуров. «Ему не было еще сорока, но у него была уже дочь двенадцати лет и два сынагимназиста. Его женили рано, когда он был еще студентом второго курса, и теперь жена казалась в полтора раза старше его. » О женщинах : «Низшая раса» . Но всё же не может прожить без низшей расы и двух дней. «В его наружности, в характере, во всей его натуре было что-то привлекательное, неуловимое, что располагало к нему женщин, манило их; он знал об этом. и самого его тоже какая-то сила влекла к ним. » До встречи с Анной Сергеевной жизнь героя не наполнена высокими ценностями. Герой меняется Анна Сергеевна фон Дидериц «молодая дама, невысокого роста блондинка, в берете: за нею бежал белый шпиц. » «Она никак не могла объяснить, где служит ее муж, — в губернском правлении или в губернской земской управе, и это ей самой было смешно» . Называет мужа «лакеем» . Вышла замуж из любопытства. Относится к тому, что произошло между ней и Гуровым , как к своему падению. «Я дурная, низкая женщина, я себя презираю и об оправдании не думаю. Я не мужа обманула, а самое себя. И не сейчас только, а уже давно обманываю. » «Анна Сергеевна была трогательна, от нее веяло чистотой порядочной, наивной, мало жившей женщины; » «Хотелось пожить!»
В рассказе “Дама с собачкой” главный герой постепенно обретает истинный смысл жизни. С банальной истории — курортного романа — начинается настоящая, большая и хрупкая любовь. Чехов подводит читателей к главному постулату - любовь может все. Именно поэтому его герой изменился, прозрел. Он уже не прожигатель жизни, а человек, способный сострадать, быть искренним, верным. «Анна Сергеевна не снилась ему, а шла за ним всюду, как тень, и следила за ним. Закрывши глаза, он видел ее, как живую, и она казалась красивее, моложе, нежнее, чем была; и сам он казался себе лучше, чем был тогда, в Ялте. Она по вечерам глядела на него из книжного шкапа, из камина, из угла, он слышал ее дыхание, ласковый шорох ее одежды. На улице он провожал взглядом женщин, искал, нет ли похожей на нее…» «Какие дикие нравы, какие лица! Что за бестолковые ночи, какие неинтересные, незаметные дни! Неистовая игра в карты, обжорство, пьянство, постоянные разговоры всё об одном. Ненужные дела и разговоры всё об одном отхватывают на свою долю лучшую часть времени, лучшие силы, и в конце концов остается какая-то куцая, бескрылая жизнь, какая-то чепуха, и уйти и бежать нельзя, точно сидишь в сумасшедшем доме или в арестантских ротах!»
Для Гурова “эта маленькая женщина, ничем не замечательная, с вульгарною лорнеткой в руках” стала единственной целью жизни, самым дорогим человеком. Как это непохоже на него, считавшего женщин “низшей расой”! Чехов специально несколько снижает образ героини; он не идеализирует, не делает из нее богиню — перед нами самая обыкновенная женщина. Писатель показывает, что любовь — это реальное чувство к реальному человеку. И именно такая любовь, возникающая независимо, спонтанно, облагораживает человека, становится целью его жизни. Чехов не задает вопросов о том, что ждет этих людей. Он просто показывает, как любовь может преобразить человека. Но в духовном развитии показан только главный герой. Дама с собачкой почти не меняется, разве что понимает, что она не падшая женщина. Но ее мысли теперь близки и понятны Гурову, ведь теперь он любит по-настоящему.
«Хамелеон» Люди в рассказах Чехова (помещики, чиновники, купцы, мещане) часто сравнивались с рыбами, животными, насекомыми. Самая большая известность среди этих человекоподобных животных Чехова выпала на долю хамелеона. Впервые «Хамелеон» , подписанный «А. Чехонте» , был опубликован в журнале «Осколки» в 1884 году.
Герои • Полицейский надзиратель Очумелов. • Золотых дел мастер Хрюкин. • Городовой Елдырин. Особенности жанра. Композиция. • • Действие начинается сразу. Отсутствуют развернутые авторские рассуждения. Особую нагрузку несет деталь (например, новая шинель Очумелова). Особенность композиции: одна и та же сцена повторяется несколько раз, но повторяется, как в зеркале. • Юмористика становится серьезной, появляются сатирические ноты – юмористическая сцена получает социально-общественное значение.
Темы, мотивы, символы. • Писатель высмеивает людей , меняющими свою точку зрения в зависимости от обстоятельств. • Полицейский надзиратель готов заискивать не только перед господами, но и перед их поваром и даже собакой. Хамелеонство Очумелова свидетельствует о продажности полицейских, их зависимости от сильных мира сего. Свысока относясь к своим подчинённым, герой готов сам пресмыкаться перед людьми, обладающими властью, деньгами. • для Очумелова важна не истина, а преклонение перед сильными мира сего. От них зависит его карьера и благополучие, больше его ничего не волнует.
«Человек в футляре» Рассказом « Человек в футляре» открывается «маленькая трилогия» Чехова - « Человек в футляре» , «Крыжовник» , «О любви» , написанная в 1898 году. Беликов – собирательный образ и не может быть соотнесен с каким-то определённым прототипом.
Герои • • • Ветеринарный врач Иваныч Учитель гимназии Буркин Учитель греческого языка Беликов ( «человек в футляре» ) Учитель истории и географии Михаил Саввич Коваленко Варенька В обрисовке образа «человека в футляре» – Беликова – сочетается у Чехова психологическое, социальное и философское. «Футлярность» для Чехова – это жесткая стереотипность мышления, отменяющая все иные точки зрения на мир и ориентацию в нем.
О Беликове: «И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и. лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни. » « И мысль свою Беликов также старался запрятать в футляр» Варенка Коваленко – это сама жизнь рядом с мертвым, саморазрушительным Беликовым, пребывающим в вечной тревоге – « как бы чего не вышло» . Появление Вареньки- напоминание о другой жизни, вольной, наполненной движением и смехом.
Особенности жанра. Композиция. • Приём «рассказ в рассказе» • Историю о Беликове комментируют герои • У Чехова нет героев, которых безоговорочно можно назвать выразителями авторских взглядов • Повторы, контраст, проведение темы через разные голоса
«Студент» Рассказ был написан Чеховым в Ялте, где писатель провёл март 1894 год. «Студент» опубликован в апреле того же года в журнале « Русские ведомости» . Герои • • Студент духовной академии Иван Великопольский Две вдовы: Василиса и её дочь Лукерья Особенности жанра. Композиция. • нет напряженного действия, внешней занимательности • В небольшом по объёму рассказе Чехов поставил такую большую проблему, как «человек перед лицом бытия» • Рассказ полон глубокого содержания, центр тяжести перенесен на внутренний сюжет – историю душевной жизни героя, на его попытки сориентироваться в мире
Темы, мотивы, символы. Важную роль в произведении играет мотив повторяемости событий и явлений. « прошлое связано с настоящим непрерывной цепью событий, вытекавших одно из другого» «правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; »
рассказы Чехова.pptx