Скачать презентацию ДАЛМАТОВСКИЙ СВЯТО-УСПЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Кремлёва Кичигина Зеленкина Горлова Скачать презентацию ДАЛМАТОВСКИЙ СВЯТО-УСПЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Кремлёва Кичигина Зеленкина Горлова

Далматовский монастырь.ppt

  • Количество слайдов: 14

ДАЛМАТОВСКИЙ СВЯТО-УСПЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ. Кремлёва, Кичигина, Зеленкина, Горлова. ДАЛМАТОВСКИЙ СВЯТО-УСПЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ. Кремлёва, Кичигина, Зеленкина, Горлова.

О Далмате Далматовский Успенский монастырь возник в середине семнадцатого столетия и носит свое название О Далмате Далматовский Успенский монастырь возник в середине семнадцатого столетия и носит свое название от имени его основателя старца Далмата (правильно - Долмат), в миру Дмитрия Ивановича Мокринского. Родился Мокринский в 1594 году в городе-крепости Березове. Отец его служил казачьим атаманом, мать - из новокрещенных татарок. В семье было три сына: Дмитрий, Саввватий и Федор, все были обучены элементарной грамоте сколько возможно по тогдашнему времени для сибирского края, воспитаны в боголюбии и богослужении. Дмитрий рос и мужал в суровое время среди боевых будней сибирских казаков, постигая с детских лет искусство военного дела. Уже в 34 года Дмитрий Мокринский работал городничим, что свидетельствует о его достаточной образованности и наличии незаурядных организаторских способностей. До 1642 года Дмитрий служил в Тобольске. По стечению обстоятельств: материальные трудности и житейные - ушла из жизни жена, усугублялись духовными муками - мирская жизнь стала ему тягостной, и Дмитрий пожелал удалиться от мира и посвятить свою жизнь служению Господу Богу. Оставив государеву службу, дом свой и имение, взяв с собой икону Успения Божией Матери, Дмитрий удалился в небольшой монастырь, расположенный в малоосвоенном районе Верхотурского уезда. Здесь, в Невьянском Спасобогоявленском монастыре, Дмитрий был пострижен в монахи и наречен Далматом. Вскоре по пострижении он настолько снискал себе любовь и уважение братии, что его задумали возвести в должность строителя монастыря. Но по любви к пустынножительству Далмат, удаляясь от предлагаемой почести, тайно ушел из монастыря и остановился на левом берегу реки Исети, здесь поселился, выкопав себе «пещеру» .

 Однако местным жителям приход Далмата на это место был неприятен, из-за чего неоднократно Однако местным жителям приход Далмата на это место был неприятен, из-за чего неоднократно покушались они на его пещеру. Господь помог преподобному остановить злобное намерение врага. Но однажды владелец соседних земель Илигей с толпою татар двинулся к Белому Городищу с намерением убить Далмата. Однако накануне к сонному Илигею явилась Пресвятая богородица, и видит татарин благолепную жену в ризах багряных, с бичем в деснице, которая при грозном взоре изрекла: старца Далмата не убивать, зла слова ему не произносить и отдать ему свою вотчину с угодьями. Устрашенных сим видением Илигей отдал всю землю во владение Далмата. Таким образом Далмат стал хозяином здешних земель. Стали стекаться к нему миряне и монахи, и, чтобы не было тесно, построили здесь часовню - первое монастырское здание, где впоследствии была воздвигнута усыпальница Далмата и храм, в котором отшельники денно и ночно возносили молитвы Господу Богу. Так старцем Далматом был основан Успенский монастырь. Скончался старец 25 июня 1697 года в возрасте 103 лет.

О монастыре Далматовский Успенский монастырь, основанный на землях татарского мурзы Илигея, явился первой территорией О монастыре Далматовский Успенский монастырь, основанный на землях татарского мурзы Илигея, явился первой территорией русских в чужеземном крае. Ведя миссионерскую деятельность, монастырь мирным путем осваивал пустынные безлюдные места, расселяя прибывающих христиан в создаваемых поселениях и деревнях. Не всегда легко давалось развитие монастыря. Часто сталкивались монахи с ожесточенной борьбой, нередко стены монастыря подвергались атакам со стороны недругов его, в течение долгих лет продолжалась угроза нападений на монастырь и его земли. Не только с Божьей помощью, но и с помощью людей добрых, выстоял монастырь, не один раз приходилось отстраиваться. В монастыре возвелись три церкви: Успенская главная, Дмитриевская придельная, и над восточными святыми вратами - во имя Иоанна Богосолова. Внутри ограды были построены: келья игуменская деревянная, келья старца Далмата, четыре кельи братские деревянные, между кельями – сараец малый, где помещался гроб старца Далмата; келарня с сеньми и погребом, келья хлебенная, поварня квасная, солодовня, келья кожевенная, погреб, десять амбаров.

В октябре 1666 года в монастыре учреждается настоятельство и из среды иноков, первым священнодействователем В октябре 1666 года в монастыре учреждается настоятельство и из среды иноков, первым священнодействователем назначается игумен Исаак. В этом же году пострижен в монашество Алексей Артемьев (наречен Афанасием). В 1669 году игуменом стал старец Никон, а через год - Иосиф. Но позже игуменом стал Афанасий. С возникновением Далматовского монастыря, выросшего из одинокой пустыни отшельника в общину монахов, начинается христианизация края, которая выразилась в первую очередь в сооружениях храмов и часовень в населенных пунктах. На монастырских землях возникают деревни и поселья, строятся храмы. Богатые природные угодья все больше привлекали пришлых людей и они оседали на землях монастырских. Крестьяне-переселенцы, преодолев многоверстный путь, наконец, добирались до привольных и благодатных приисетстких земель. Расчистив поляну или вырубив деляну в лесу, устраивали здесь для себя и своих семей прибежища земные. Лес был верным другом и защитником, их кормильцем и вечным спутником. Вобщем, умел пользоваться богатствами природы русский человек.

Привлекая на свои земли пришлых людей, монастырь предоставлял им Привлекая на свои земли пришлых людей, монастырь предоставлял им "льготы", всячески помогал. Со временем монастырь обзавелся постройками - конюшенными и скотными дворами, амбарами, овинами, мельницами, кузницами, помещениями для выделки кож, шитья обуви, платья. Мало помалу трудами крестьянскими и монастырской братии, а также вкладами доброохотных христолюбивцев монастырь набирался сил, все более продвигаясь к благоденствию и процветанию. Но были у монастыря и трудные времена. После примирения с Илигеем, для Далмата явились другие враги – также из инородцев. Бродившие по степям калмыки приблизились к южным границам земель сибирских и совершили внезапный набег на берега Исети и Течи, близ Белого Городища. Они, подобно диким зверям, напали на жилище Далмата с братиею, сожгли часовни, потом подвергли пыткам самих пустынников, некоторых убили, а других увезли в неволю. Немногие смогли сохранить свою жизнь. Среди них – старец Далмат, захвативший с собой икону Успения Божией Матери. Икона почти не пострадала (на ней опален был огнем один только угол, к которому прикасалась дерзкая рука врага).

Возобновленная обитель, после набега калмыков, до трех раз была осаждаема подобными врагами. В первый Возобновленная обитель, после набега калмыков, до трех раз была осаждаема подобными врагами. В первый раз коснулся Далматова монастыря бунт, произведенный в 1662 году, по заговору Сеита ( «Сеитский бунт» ), князьями Давлет-Гиреем и Кучуком, происшедшими из фамилии Кучума, последнего Сибирского Хана. Во второй раз монастырь подвергся нападению в 1704 году во время бунта Адларь-Бая Исекеева. В третий раз монастырь был осаждаем в 1736 году по случаю бунта, происшедшего под влиянием Пепени, Майдора и Тулчусура. Впрочем, одними калмыцкими набегами бедствия монастыря не ограничивались. Он был осаждаем другими окрестными врагами. К их числу принадлежат две банды разбойников, известных под именем Дубинщины и Пугачевщины. Первая шайка образовалась в 1762 году из монастырской Исетской волости по случаю учреждения штатов, под предводительством ссыльных сюда крамольников. Спустя 10 лет после Дубинщины, монастырь был осажден во время бунта, произведенного самозванцем Пугачевым. В продолжение 15 -дневной осады (с 15 февраля по 1 марта), пугачевцы не смогли проникнуть во внутрь монастырского укрепления. Лишившись под монастырскими стенами 4 -х пушек и 200 человек, утром 1 марта бунтовщики отступили.

Как известно, первые строения монастыря были деревянными. Но опустошительные пожары после набега кочевников и Как известно, первые строения монастыря были деревянными. Но опустошительные пожары после набега кочевников и по людской неосторожности с 1651 -1852 г. г. подвигли монахов на строительство каменного монастыря. В 1704 году было «принято благословение Архиерейское строить на Белом городище церковь каменную во имя Пресвятые Богородицы, честнаго и славнаго Ея Успения, в отстранение от огненного запаления» . Каждый камень великолепного ансамбля был вынянчен руками крестьян Далматовской волости. Построенная почти 300 лет назад, сегодня монастырская стена – главная особенность нашего замечательного города.

В истории монастыря сотни имен, известных и неизвестных, вносивших богатые и скудные дары, в В истории монастыря сотни имен, известных и неизвестных, вносивших богатые и скудные дары, в надежде на божье покровительство, множество исторических лиц связанных судьбой с монастырем. Это настоятели и строители монастыря, это ссыльные, отбывавшие здесь срок, это искусные мастера и иконописцы, чьё мастерство видно спустя годы пренебрежения. В разное время после закрытия монастыря в нем размещались в различное время музей, детский дом, колхозно -совхозный театр, танцевальная площадка, школа, госпиталь, курсы усовершенствования командного состава, завод «Молмашстрой» . Сейчас как и прежде люди приходят сюда из Далматова, приезжают из других городов Урала и Сибири. Несколько лет в монастыре есть монашествующие. При содействии администрации города идет реставрация монастыря. Уже восстановлена часовня — усыпальница Далмата. И хочется верить: скоро Далматовский Свято-Успенский монастырь снова станет жемчужиной Зауралья.