Session5_Synectics.ppt
- Количество слайдов: 28
Creative Tools. Synectics. / Синектика. British Higher School of Art and Design Creative Processes 2008/09
British Higher School of Art and Design Creative Processes 2008/09 By Maria Stashenko Synectics is a problem solving approach that stimulates thought processes of which the subject is generally unaware. This method, developed by William J. J. Gordon, has as its central principle: "Trust things that are alien, and alienate things that are trusted. " This encourages, on the one hand, fundamental problem-analysis and, on the other hand, the alienation of the original problem through the creation of analogies. It is thus possible for new and surprising solutions to emerge. Synectics is more demanding of the subject than brainstorming, as the many steps involved mean that the process is more complicated and requires more time and effort. http: //en. wikipedia. org/wiki/Synectics/
British Higher School of Art and Design Creative Processes 2008/09 By Maria Stashenko Synectics “Creativity - nothing more than following a systematic process, allowing random connections to take place, and using your intuition to develop unique solutions. ” Gordon, 1961 http: //sinectics. com/ http: //www. synecticsworld. com/ Synectics, the development of creative capacity. by William J. J. Gordon Джонни Цезерани От мозгового штурма к большим идеям: NLP и синектика в инновационной деятельности
British Higher School of Art and Design Creative Processes 2008/09 By Maria Stashenko Synectics В 1961 г. в США вышла книга Уильяма Гордона «Синектика: развитие творческого воображения» . Книга открыла новую главу в истории методов поиска новых решений. Описанный в ней подход к организации творчества, правила работы, обучения, оказали большое влияние на разработчиков новой техники, методологов. К сожалению, книга не была издана у нас в стране. Работа над методом началась в 1944 году. Гордон указывал, что, слово «синектика» – греческого происхождения и означает соединение воедино различных, а порой даже очевидно несовместимых элементов. Идея синектики состоит в объединении отдельных творцов в единую группу для совместной постановки и решения конкретных задач.
British Higher School of Art and Design Creative Processes 2008/09 By Maria Stashenko Synectics Главная цель - освободиться от традиционного мышления. В процессе обсуждения синекторы обязаны выполнить определенные условия и проявлять следующие качества: 1/ уметь выслушивать коллег, без иронии относиться к их предложениям; 2/ находить в обычном необычное и наоборот; 3/ обладать неограниченной фантазией и развивать воображение; 4/ легко погружаться в условия задачи, моделируя идеи; 5/ не замыкаться на одной мысли, уметь переключаться с одного предмета на другой, с одной области науки и техники на другую; 6/ уметь найти подсказку для преодоления психологических барьеров.
British Higher School of Art and Design Creative Processes 2008/09 By Maria Stashenko Synectics Как сделать пpивычное чуждым? а) Отождествление себя с каким-либо элементом проблемной ситуации, напp. , с подвижной частью механизма, деталью машины, летающим электpоном. б) поиски сходных пpоцессов в дpугих областях. в) использование поэтических обpазов и метафоp для фоpму лиpования задачи; г) фантастические аналогии, пpи котоpых проблема мысленно pешается как в волшебной сказке: игноpиpиpуются законы пpиpоды. д) Общение с умными людьми дpугих пpофессий помогает pешать и твои специфические задачи. е) Мысль должна двигаться вокpуг понятий и идей, имеющих отношение к стоящей проблеме.
British Higher School of Art and Design Creative Processes 2008/09 By Maria Stashenko Synectics: analogy types Синектика выделяет 4 механизма превращения известного в неизвестное: Личная аналогия; Прямая аналогия; Символическая аналогия; Фантастическая аналогия.
British Higher School of Art and Design Creative Processes 2008/09 By Maria Stashenko Synectics На сессиях синекторов поиск оригинального «названия книги» понимают как в высшей степени сжатую, часто поэтичную формулировку смысла ключевого слова, выбранного или при рассмотрении проблемы «как ее понимают» (ПКП), или в ходе обсуждения аналогичных примеров. Сначала выбирается ключевое слово, представляющее интерес с точки зрения руководителя сессии, затем предлагается выразить сущность этого слова в виде оригинальной короткой фразы, содержащей парадокс. Например, «Сердце огня»
British Higher School of Art and Design Creative Processes 2008/09 By Maria Stashenko Synectics: symbolic analogy Символическая аналогия -метафора, своеобразный образ объекта, раскрывающий его свойства. На определенном этапе выбранному представлению задачи (идее) подбираем смысловую формулировку в виде определения, обычно состоящего из двух слов - прилагательного и существительного, которые по смыслу противоположны. Например, шлифовальный круг - точная шероховатость; раствор - взвешенная неразбериха; облако - воздушная вода; книга - молчаливый рассказчик.
British Higher School of Art and Design Creative Processes 2008/09 By Maria Stashenko Synectics: Metaphors
British Higher School of Art and Design Creative Processes 2008/09 By Maria Stashenko Synectics: personal analogy Личная аналогия (эмпатия, субъективная аналогия) заключается в отождествлении себя с исследуемым объектом. Как актер вживается в роль и живет чувствами, мыслями своего героя, так синектор пытается мысленно слиться с предметом. Человек представляет себя то пролетом моста, то антенной, то чем-то другим. Смотря изнутри объекта, ему нужно увидеть недостатки и найти пути их устранения.
British Higher School of Art and Design Creative Processes 2008/09 By Maria Stashenko Synectics: direct analogy Хорошо известен пример прямой аналогии - висячий мост. Автор многочисленных висячих мостов Брандт впервые сконструировал мост без опор, установленных на дне реки, после того, как, выйдя подышать свежим воздухом, снял с себя тонкие паутинки.
British Higher School of Art and Design Creative Processes 2008/09 By Maria Stashenko Synectics: direct analogy Direct analogies could be divided into three categories: functional; structural; visual.
British Higher School of Art and Design Creative Processes 2008/09 By Maria Stashenko Synectics: direct analogies examples Для более успешного применения аналогий рекомендуется создать картотеку примеров-аналогов. Для ее составления дадим еще варианты хорошо известных случаев. Представитель эпохи Возрождения Леонардо да Винчи часто базировался в своих изобретениях на аналогиях с природой, особенно при сооружении моделей летательных аппаратов. Используя дублирование элементов, ученый создал двухверетенную самопрялку. Пользуясь обратной связью, он изобрел вертел для поджаривания мяса, где скорость вращения зависела от интенсивности пламени. Химик А. Кекуле, создав искомую формулу бензола, сказал, что ее форму подсказали обезьяны в клетке. Животные бегали по клетке и хватали друга лапами, причем хвосты обезьян оставались свободными. Когда сцепившись, обезьяны образовали кольцо, то Кекуле представил обезьян атомами углерода, а хвосты -водородом. Так родилась круговая формула бензола. Работая над созданием периодического закона, Д. И. Менделеев нашел новую форму записи таблицы с элементами. Раскладывая на досуге пасьянс, он мысленно перенес на карты химические элементы. И уже новый вариант таблицы создавался из карточек, а не написанием на листе бумаги очередного варианта. Швейцарец Жорж Деместрель придумал застежку”липучку” после того, как каждый раз после прогулки вытаскивал колючие плоды репейников из густой шерсти своей собаки.
British Higher School of Art and Design Creative Processes 2008/09 By Maria Stashenko Synectics: direct analogies examples Французские инженеры предложили “робот-червяк” для контроля трубопроводов. Эластичные утолщения на корпусе робота (своеобразные резиновые ласты) позволяют ему быстро передвигаться, а шарниры, которыми соединены отдельные секции, обеспечивают проходимость даже в очень извилистом трубопроводе. Одним из оригинальных изобретений нашего столетия стал складной парашют. Его автор Г. Е. Котельников был актером драматического театра, но имея техническое образование, кроме актерского ремесла, живо интересовался авиацией. Все изобретатели парашюта шли в то время по одному пути: они располагали парашют в фюзеляже аэроплана и пытались создать надежную систему, способную раскрыть его до того, как пилот покинет кабину. Случай помог Г. Е. Котельникову придумать свой парашют. Однажды он увидел, как знакомая актриса вынула из маленькой сумочки большую восточную шаль из очень тонкого, но плотного шелка. Проведя аналогию (структурную и внешнего вида), Г. Е. Котельников пришел к выводу, что парашют должен быть складным, а изготовлять его следует не из прорезиненного брезента, а из легкого шелка.
British Higher School of Art and Design Creative Processes 2008/09 By Maria Stashenko Synectics: fantastic analogy Фантастическая аналогия заключается введением в решаемую задачу фантастических условий. Мысленно вводим какие-нибудь необычные существа (гномов, дрессированных животных, инопланетян) или сверхъестественные процессы (отменим земное притяжение, изменим ускорение свободного падения и пр. ). При составлении такой аналогии можно выдумать любые несуществующие физические законы, использовать нереальные вещи из сказок (сапогискороходы, скатерть-самобранка, ковер -самолет). Найдя фантастическое решение, посмотрим, что мешает применять его в обычных условиях и постараемся устранить эту помеху.
British Higher School of Art and Design Creative Processes 2008/09 By Maria Stashenko Synectics: main steps Velcro Case 1. Describe the Topic + = 2. Create Direct Analogies. 3. Describe Personal Analogies 4. Identify Compressed Conflicts 5. Create a New Direct Analogy 6. Reexamine the Original Topic
British Higher School of Art and Design Creative Processes 2008/09 By Maria Stashenko Bionics case: Velcro is the most famous example of biomimetics. In 1948, the Swiss engineer George de Mestral was cleaning his dog of burrs picked up on a walk when he realized how the hooks of the burrs clung to the fur. George de Mestral named his invention "Velcro", which is a portmanteau of the two French words velours, meaning 'velvet', and crochet, or 'hook' http: //en. wikipedia. org/wiki/Velcro//
British Higher School of Art and Design Creative Processes 2008/09 By Maria Stashenko Bionics case: Velcro is a brand name of fabric hook-and-loop fasteners. It consists of two layers: a "hook" side, which is a piece of fabric covered with tiny hooks, and a "loop" side, which is covered with even smaller and "hairier" loops. When the two sides are pressed together, the hooks catch in the loops and hold the pieces together. When the layers are separated, the strips make a characteristic "ripping" sound. http: //en. wikipedia. org/wiki/Velcro//
British Higher School of Art and Design Creative Processes 2008/09 By Maria Stashenko Bionics history: Leonardo da Vinci http: //en. wikipedia. org/wiki/Image: Studies_of_the_Arm_showing_the_Movements_made_by_the_Biceps. jpg http: //en. wikipedia. org/wiki/Image: Leonardo_polyhedra. png
British Higher School of Art and Design Creative Processes 2008/09 By Maria Stashenko Synectics: analogy types Please, find several examples of each analogy type: Personal analogy; Direct analogy; Symbolic analogy; Fantastic analogy.
British Higher School of Art and Design Creative Processes 2008/09 By Maria Stashenko Synectics: place your analogy examples here Personal Direct Symbolic Fantastic
Работа в группе British Higher School of Art and Design Creative Processes 2008/09 By Maria Stashenko Synectics: define a topic 1. Нужно определить тему для обсуждения и расписать ее. Что такое для вас музыка? MUSIC = …
Работа в группе British Higher School of Art and Design Creative Processes 2008/09 By Maria Stashenko Synectics: characteristics 2. Теперь выберем список ключевых слов и выражений, которые характеризуют ваше понимание. Громкая Вызывает эмоции MUSIC characteristics
Работа в группе British Higher School of Art and Design Creative Processes 2008/09 By Maria Stashenko Synectics: direct analogies 3. К каким объектам или явлениям подходят эти же фразы? Music characteristics Громкая Objects and things Всплеск
ИНДИВИДУАЛЬНО British Higher School of Art and Design Creative Processes 2008/09 By Maria Stashenko Synectics: personal analogies 5. Теперь попробуем использовать метод «личной аналогии» - представим себя «плещущейся музыкой» . Проиллюстрируйте это состояние индивидуально. I feel like….
Работа в группе British Higher School of Art and Design Creative Processes 2008/09 By Maria Stashenko Synectics: idea development 6. Выберите из ваших эскизов 3 -4 ключевых для темы «плещущейся музыки» .
Работа в группе British Higher School of Art and Design Creative Processes 2008/09 By Maria Stashenko Synectics: design ideas 7. Предложите и проиллюстрируйте дизайнидею музыкального гаджета, которая отражает выбранные эмоциональные состояния.
Session5_Synectics.ppt