Цивилизация Майя.pptx
- Количество слайдов: 36
Цивилизация Майя
Майя – цивилизация, жившая на полуострове Юкатан в Центральной Америке, и известная благодаря своей письменности, искусству, архитектуре, математике и астрономии. По оценке ученых, к началу новой эры Майя создали развитую цивилизацию, охватывающую территории современной Мексики, Гватемалы и Гондураса. Государство Майя насчитывало не менее 100 крупных городов, наиболее известными из которых являются: Паленке, Чичен. Ица, Ушмаль в Мексике, Тикаль и Киригуа в Гватемале, Копан в Гондурасе.
Территория, которую занимала цивилизация майя. Красным выделена граница культуры майя, чёрным — территория месоамериканской цивилизации
Откуда пришли в Мезоамерику народы Майя?
Согласно преданиям Майя, они пришли в Америку в два этапа. Первая группа - с востока, со стороны Атлантического океана, и вел их Ицамна. Другая группа пришла со стороны Тихого океана, и вел их Кукулькан - строитель пирамид и города Чичен. Ица Изображение Виракоча Сведения об этом существуют в преданиях всех индейских племен Центральной и Южной Америки. Их Бог - Кон-Тики Виракоча изображался как белокожий мужчина с длинной бородой. Согласно легендам индейцев, «Виракоча прибыл в Америку на лодке, которая двигалась без помощи вёсел, с ним были светлокожие великаны, бородатые и рыжеволосые, они пробыли на Юкатане 10 лет, обучили индейцев ремёслам, строительству, землепашеству, построили пирамиды и уплыли в сторону восходящего Солнца, пообещав вернуться» .
Существует теория о происхождении Майя от жителей легендарной Атлантиды. Согласно текстам Майя - «Книги советов» , Майя пришли в Америку с континента Му, это был огромный материк с крупными городами и населением 60 млн. человек. Континент опустился на дно Атлантического океана примерно 11, 5 тысяч лет назад. В 30 -е годы XX века американский исследователь Джеймс Черчвард выдвинул теорию существования исчезнувшего континента МУ. Это были зарисовки, сделанные с древних каменных табличек, переданных Черчварду индийским жрецом.
Черчвард полагал, что обитатели континента Му использовали технологии, намного превосходящие современные, в том числе и антигравитацию, которая позволяла им перемещать огромные объекты и сооружать колоссальные постройки. Он был уверен в том, что высшее знание, которое позволяло строить пирамиды в Египте и Мексике, пришло из Атлантиды, а ранее – с континента Му, примерно 25 тысяч лет назад. Континент Му (империя Солнца в Тихом океане). Некоторые ученые считают, что древние Египет, Индия и Вавилон являлись «затухающими углями» исчезнувшей цивилизации континента Му.
Периоды развития цивилизации Майя:
Ранний доклассический период (около 2000— 900 годов до н. э. ) На раннем доклассическом этапе развития майя появляются поселения и развивается земледелие в районах расселения. Первые отнесённые к цивилизации майя построения в Куэйо (Белиз) датированы приблизительно 2000 годом до н. э. Из этого места происходит расселение племён майя на север до Мексиканского залива. В Копане (Гондурас) охотники селятся около 1100 года до н. э. На раннем доклассическом этапе был основан город Ламанай (Белиз), относящийся к старейшим городам цивилизации майя. Приблизительно в 1000 году до н. э. основывается Кахаль Печ (Белиз), просуществовавший до VII века н. э. Церемониальный центр майя. Ламанай
Средний доклассический период (около 899— 400 годов до н. э. ) Гватемала: поселение майя Эль-Мирадор с пирамидой Тигра В среднем доклассическом периоде развития происходит дальнейшее расселение майя, развивается торговля между городами. 7 веком до н. э. датируются следы поселений в области Тикаля (Гватемала). На побережье Мексиканского залива первые поселения и храмы появляются около 500 года до н. э. К первым крупным городам майя относятся Эль. Мирадор (с самой большой известной пирамидой майя, 72 м) и Накбе (Гватемала). Около 700 года до н. э. в Месоамерике появляется письменность.
Поздний доклассический период (около 400 года до н. э. — 250 года н. э. ) Приблизительно 400 годом датируется изображение самого раннего солнечного календаря майя, высеченного на камне. Майя принимают идею иерархического общества, управляемого королями и лицами королевской крови. Основание города Теотиуакана относится также к позднему доклассическому периоду. Теотиуакан на протяжении нескольких столетий будет культурным, религиозным и торговым центром Месоамерики, оказывающим культурное влияние на регионы и всю цивилизацию майя. Пирамида Луны в Теотихуакане.
Ранний классический период (около 250— 600 годов н. э. ) Древний город Калакмуль. Самая ранняя, датируемая 292 годом н. э. стела в Тикале изображает фигуру правителя Кинич-Эб-Шока. Около 500 года Тикаль становится «сверхдержавой» , граждане Теотиуакана поселяются в нём, неся с собою новые обычаи, ритуалы, в том числе сопровождаемые жертвоприношениями. В 562 году разражается война между городами Калакмуль и Тикаль, в результате которой правитель Калакмуль пленяет правителя Тикаля Яш-Эб-Шока II и приносит его в жертву.
Поздний классический период (около 600— 900 годов н. э. ) Цивилизация майя классического периода представляет собой территорию городов-государств, каждый из которых имеет своего правителя. Распространившаяся на весь Юкатан культура майя переживает эпоху своего расцвета, в этот период были основаны города Чичен-Ица (ок. 700 года), Ушмаль и Коба. Города соединяют дорогами, так называемыми сакбе (sacbé). Города майя насчитывают более 10 000 жителей, что превосходит по численности населения существовавшие в то время среднеевропейские города ступенчатая пирамида в Чичен. Ице.
Упадок цивилизации майя Уже в IX веке н. э. в южных районах проживания майя происходит быстрое сокращение населения, которое распространяется впоследствии на весь центральный Юкатан. Жители покидают города, приходят в упадок системы водоснабжения. С середины X века н. э. больше не воздвигают каменные сооружения. До сих пор исчезновение цивилизации майя является предметом спора исследователей.
Постклассический период (около 900— 1521 год) В 899 году жители покидают Тикаль. Города северного Юкатана продолжают развиваться, однако города на юге приходят в упадок. Около 1050 года происходит разрушение Чичен-Ицы. В 1263 году был основан Майяпан, который становится впоследствии главным центром Юкатана. Однако в 1441 году в городе происходит восстание, и в 1461 году жители покидают его. После этого Юкатан снова представляет собой территорию городов, каждый из которых борется друг с другом. Майяпан (Мексика).
Колониальный период (1521— 1821 годы) Тайясаль В 1517 году на Юкатане под началом Эрнандеса де Кордобы появляются испанцы. Испанцы завозят из Старого Света болезни, ранее неизвестные майя, включая оспу, грипп и корь. В 1528 году колонисты под началом Франсиско де Монтехо начинают завоевание северного Юкатана. Однако ввиду географической и политической разобщённости испанцам потребуется около 170 лет, чтобы полностью подчинить себе регион. В 1697 году последний независимый город майя Тайясаль был подчинён Испании.
Постколониальный период В 1821 году Мексика получает независимость от Испании. Обстановка в стране, однако, не стабилизируется. В 1847 году происходит восстание майя против авторитарности мексиканского правительства, известное как Война каст. Восстание было подавлено лишь к 1901 году.
Религия майя Среди руин городов майя доминируют постройки религиозного характера. Как предполагается, религия вместе со служителями храмов играли в жизни майя ключевую роль. Археологические раскопки позволяют говорить о том, что в религиозных ритуалах также принимали участие представители высших слоёв общества.
Боги и жертвы Основным видом ритуального кровопускания в классический период был ритуал, при котором протыкали язык, причём делали это как мужчины, так и женщины. После прокалывания органов (языка, губ, ладоней, пениса), через проделанные отверстия продевали шнурок или верёвку. По представлениям майя, в крови находились душа и жизненная энергия. Боги являлись аналогичными людям смертными существами. В пользу данной версии говорят предметы искусства майя, на которых изображены боги-младенцы, а также глубоко старые боги. В связи с этим человеческое жертвоприношение рассматривалось древними майя как акт, способствующий в определённой мере продлить жизнь богам.
Человеческие жертвоприношения были распространённым явлением у майя. В жертву человека приносили через повешение, утопление, отравление, избивание, а также посредством захоронения заживо. Наиболее жестоким видом жертвоприношения являлось, как и у ацтеков, вспарывание живота и вырывание из груди ещё бьющегося сердца. В жертву приносились как захваченные в ходе войн пленники из других племён, так и представители собственного народа, в том числе и члены высших слоёв общества. В постклассических городах на севере Юкатана культура майя претерпевает изменения. Так, руины городов цивилизации позволяют говорить, что религия не играла для майя столь важную роль, как во время классического этапа развития.
Политическая и социальная структура общества Майя были прежде всего сильно ориентированы внешнеполитически. Это было обусловлено тем фактом, что отдельные города-государства соперничали друг с другом, но в то же время должны были контролировать торговые пути для получения необходимых товаров. Политические структуры различались в зависимости от региона, времени и проживающего в городах народа. Наряду с наследными королями под руководством аява (правителя) имели место также олигархические и аристократические формы правления. У племени киче (Quiché или K’iche') имелись также благородные семьи, выполняющие различные задачи в государстве В социальной структуре общества любой член общества Майя, достигший 25 лет, мог бросить вызов вождю племени. В случае победы у племени появлялся новый вождь. Обычно это происходило в мелких населённых пунктах
ОДЕЖДА Основным одеянием мужчин была набедренная повязка (эш); она представляла собой полосу ткани шириной в ладонь, которую несколько раз обёртывали вокруг талии, затем пропускали между ног так, чтобы концы свисали спереди и сзади. Набедренные повязки именитых персон «с великой заботливостью и красотой» украшались перьями или вышивкой. На плечи набрасывали пати — накидку из прямоугольного куска ткани. Правители и военачальники иногда носили вместо накидки шкуру ягуара или закрепляли её на поясе.
Одежда женщин состояла из двух основных предметов: длинного платья (куб), которое либо начиналось над грудью, оставляя плечи открытыми, либо (как, например, на Юкатане) представляло собой прямоугольный кусок материи с прорезями для рук и головы, и нижней юбки. Судя по сохранившимся изображениям, платье и юбка могли носиться как вместе, так и отдельно; в последнем случае грудь оставалась открытой (вероятно, тот или иной способ ношения определялся социальным статусом женщины или местными обычаями). Верхней одеждой, как и у мужчин, служила накидка, но более длинная. Все предметы одежды украшались многоцветными узорами.
Междоусобицы и войны Майя часто воевали друг с другом. Некоторые историки даже видят в этом главную причину упадка классической культуры майя. • В политическом смысле главной была репутация, заработанная в войне правителем-победителем. • В экономическом смысле победа над противником давала выход к новым торговым путям, а также часть населения побеждённого города-государства порабощалась. • Для религиозных целей победоносная война служила захватом новых людей, которые в будущем приносились на религиозных церемониях в жертву. Примечательно отметить, что войны классического периода не ставили своей задачей захват территории противника и присоединение завоёванных земель к городу-победителю. Таким образом, образования мощного единого государства майя в эпоху классического периода не произошло.
Вооружение Воины майя использовали в битвах боевые дубины, духовые трубки, ножи, копья, топоры и прочее оружие. Также использовались стрелы и листья. Лист при этом скручивался в трубку, через которую в противника пускались стрелы, зачастую с заражёнными наконечниками
Достижения цивилизации Майя
Искусство фрески в паленке фрески в копане Искусство древних майя достигло пика своего развития во время классического периода (около 250 года — 900 года н. э. ). Настенные фрески в Паленке, Копане и Бонампаке считаются одними из самых красивых. Красота изображения людей на фресках позволяют сравнить эти памятники культуры с памятниками культуры античного мира. Поэтому этот период развития цивилизации майя и принято считать классическим.
Календарь Майя Календа р ь ма й я — система календарей, созданных цивилизацией майя в доколумбовой Центральной Америке. Этот календарь использовался и другими центральноамериканскими народами — ацтеками, тольтеками и др. откуда Майя получили столь удивительные знания? Джилберт выдвинул несколько гипотез. По одной из них, прогресс активизировался благодаря переселенцам из Атлантиды, которые, принесли с собой накопленные знания. По другой, священники, шаманы и святые во время медитаций вошли в контакт с неким хранилищем тайных знаний. Третья гипотеза - влияние внеземной цивилизации, поделившейся с нами своими достижениями.
Дата 21 декабря 2012 – это конец эпохи, а не конец света. Закончится эпоха, которая у майя называется Четвертое Солнце, и наступит новая эпоха – Пятое Солнце. Это не конец света. Индейские пророчества говорят о том, что в конце эпохи будут землетрясения, катаклизмы, для планеты и человечества наступят тяжелые времена. Но вскоре восстановится природный баланс Земли.
Письменность В результате открытий XX века стало возможным систематизировать знания о письменности майя. Основными элементами системы письма служили знаки, которых известно около 800. Обычно знаки имеют вид квадрата или продолговатого овала; один или несколько знаков могут располагаться вместе, образуя так называемый иероглифический блок. Многие такие блоки расположены в определённом порядке в прямолинейной решётке, которая определяла пространственные рамки для большинства известных надписей. Внутри этой решётки иероглифические блоки образуют ряды и колонки, чтение которых подчинялось особым правилам. Также большой вес имеют пиктографические знаки, изображающие, зачастую детально, животных, людей, части тела и предметы быта.
Система счёта у Майя Система счёта у майя базировалась не на привычной десятичной системе, а на распространённой в месоамериканских культурах двадцатиричной. Истоки лежат в методе счёта, при котором применялись не только десять пальцев рук, но и десять пальцев ног. При этом существовала структура в виде четырёх блоков по пять цифр, что соответствовало пяти пальцам руки и ноги. Также интересным является тот факт, что у майя существовало обозначение нуля, который схематически был представлен в виде пустой раковины от устрицы или улитки. Обозначение нуля также применялось для обозначения бесконечности.
Архитектура Для искусства майя, нашедшего выражение в каменной скульптуре и барельефах, произведениях мелкой пластики, росписях на стенах и керамике, характерна религиозная и мифологическая тематика, воплощённая в стилизованных гротескных образах. Основные мотивы искусства майя — антропоморфные божества, змеи и маски; ему свойственны стилистическое изящество и изощрённость линий. Главным строительным материалом для майя служил камень, в первую очередь известняк. Типичными для архитектуры майя были ложные своды, устремлённые вверх фасады и крыши с гребнем. Эти массивные фасады и крыши, венчавшие дворцы и храмы, создавали впечатление высоты и величественности.
ТЕОРИИ УПАДКА ЦИВИЛИЗАЦИИ МАЙЯ № 1 Экологическая гипотеза основана на балансе взаимоотношений человека и природы. Со временем баланс был нарушен: постоянно растущее население сталкивается с проблемой нехватки качественных почв, пригодных для земледелия, а также с нехваткой питьевой воды. Гипотеза экологического исчезновения майя была сформулирована в 1921 году О. Ф. Куком.
№ 2 Неэкологическая гипотеза охватывает теории различного вида, начиная завоеванием и эпидемией и заканчивая изменением климата и прочими катастрофами. В пользу версии завоевания майя говорят археологические находки предметов, принадлежавших другому народу средневековой Центральной Америки — тольтекам. Однако большинство исследователей сомневаются в правильности данной версии.
заключение • Майя следили за Солнцем, Луной, Венерой и Юпитером и рассчитывали их взаимное положение с такой точностью, что могли предсказывать затмения Луны и Солнца. • Они вычислили с абсолютной точностью величину оборота Земли вокруг Солнца, установили весьма точное время оборота Луны вокруг Земли. • Сложные астрологические расчеты Майя требовали наличия развитой математической системы. Изобретение символа нуля придало их двадцатеричной системе исчисления такую гибкость, что миллионные числа могли изображаться с помощью лишь трех символов • Майя могли составлять точнейшие календари на тысячелетия вперед. Современные ученые утверждают, что на составление подобных календарей потребовалось бы не менее 10 тысяч лет.
Список литературы: • Веретенникова А. М. Города майя и ацтеков. М. : Вече, 2003. • Гуляев В. Древние майя. Загадки погибшей цивилизации; Забытые города майя; Города-государства майя • Ко, Майкл. Майя. Исчезнувшая цивилизация: легенды и факты. М. : Центрполиграф 2004 • Рус, Альберто. Народ майя. М. : Мысль, 1986. • Соди, Деметрио. Великие культуры Месоамерики • Спенс, Льюис Мифы инков и майя / Пер. с англ. Л. А. Карповой. М. : Центрполиграф, 2005. ISBN 5 -9524 -2004 -4.