4 Цивилизации и их характеристики.ppt
- Количество слайдов: 24
Цивилизации и их характеристики
Civilis - гражданский Определения: Цивилизация есть общество, его синоним (воплощение единства материальной и духовной культуры). Цивилизация - это западное гражданское общество. Здесь ставится знак равенства между цивилизацией и современным типом общественного устройства, характерным для высокоразвитых стран Запада и других регионов, достигших передового уровня технологического развития, вошедших в «информационное» общество, внедривших гражданские, политические, социальные и правовые институты, обеспечивающие эффективное развитие как общества в целом, так и отдельной личности. Цивилизация - это прогресс. Иногда термин «цивилизация» понимается как достижения в сфере материально-технической, средств коммуникации. Цивилизация - это хорошо организованное, гуманистически устроенное общество, в котором обеспечены основные права личности. Цивилизация - это материальная культура, противопоставляемая духовной. Цивилизация - социокультурная общность, формируемая на основе универсальных (то есть сверхлокальных) ценностей, получающих выражение в мировых религиях, системах морали, права и искусства. Эти ценности сочетаются с обширным комплексом практических и духовных знаний и разработанными системами символов, способствующими преодолению локальной замкнутости первичных коллективов.
Л. И. Семенникова: «Цивилизация - это сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особые черты в социальнополитической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу» . Идеи цивилизации развиты в работах М. Вебера, О. Шпенглера, А. Тойнби и др. А. Тойнби дает простое и ясное определение, включающее в понятие системность: «Цивилизации - это единые организмы, все части которых взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии» . Таким образом, цивилизация - это система, которая имеет внутренний механизм функционирования.
Академик Б. С. Ерасов выделил следующие критерии, отличающие цивилизацию от стадии варварства (Ерасов Б. С. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов. М. , 1998. ): q Система экономических отношений, основанная на разделении труда — горизонтальном (профессиональная и укладная специализация) и вертикальном (социальная стратификация). q Средства производства (включая живой труд) контролируются правящим классом, который осуществляет централизацию и перераспределение прибавочного продукта, изымаемого у первичных производителей через оброк или налоги, а также через использование рабочей силы для проведения общественных работ. q Наличие сети обмена, контролируемой профессиональным купечеством или же государством, которая вытесняет прямой обмен продуктов и услуг. q Политическая структура, в которой доминирует слой общества, концентрирующий в своих руках исполнительные и административные функции. Племенная организация, основанная на происхождении и родстве, замещается властью правящего класса, опирающейся на принуждение; государство, обеспечивающее систему социальноклассовых отношений и единство территории, составляет основу цивилизационной политической системы.
Характеристики Запада и Востока (Б. Е. Ерасов) Запад Восток развитый, урбанизированный, индустриальный отсталый, сельский, аграрный производство как базис распределение как базис рыночные и правовые отношения, выделение личности, пользующейся правами и свободами межличностные (коммунальные, коммунитарные, общинные, аскриптивные) отношения, нормативный контроль через религиозные принципы и государство гражданский, демократический патриархальный, авторитарный, деспотический Материализм Секуляризованный Реализм /Прагматизм Объективизм Плюрализм Духовность Религиозный Идеализм Субъективизм Монизм Разум (Логос) Путь (Дао) Динамизм /Развитие/Движение Инертность/Стабильность
Запад Восток Прогресс Застой/Косность Покорение природы Адаптация к природе Право Мораль Индивидуализм Подавление личности Антропоцентризм Теоцентризм Линейное время Циклическое время
Арнольд Джозеф Тойнби (1889— 1975) «Постижение истории» (англ. A Study of History), правильнее — «Исследование истории» , 12 томов (1934 -1961 гг. ). Три поколения цивилизаций. Первое поколение — примитивные, маленькие, бесписьменные культуры. Их много, и возраст их невелик. Они отличаются односторонней специализацией, приспособлены к жизни в конкретной географической среде; надстроечные элементы — государственность, образование, церковь, а тем более наука и искусство — в них отсутствуют. Согласно Тойнби, культуры, живущие в комфортных условиях, не получающие «вызова» со стороны Среды, пребывают в состоянии стагнации.
В цивилизациях второго поколения социальная связь направлена на творческие личности, которые ведут за собой пионеров нового социального порядка. Цивилизации второго поколения динамичны, они создают большие города, вроде Рима и Вавилона, в них развивается разделение труда, товарный обмен, рынок. Цивилизации третьего поколения формируются на основе церквей: из первичной минойской рождается вторичная эллинская, а из нее — на основе возникшего в ее недрах христианства — формируется третичная, западноевропейская.
Тойнби признает циклическую схему развития цивилизаций: рождение, рост, расцвет, надлом и разложение. Но эта схема не является фатальной, гибель цивилизаций вероятна, но не неизбежна.
Список цивилизаций (по Тойнби) Развившиеся цивилизации: 1. Западный мир 2. Православная христианская цивилизация (основная) — подразумевается Византийский мир и его наследники на Балканах 3. Православная христианская (русская) цивилизация 4. Арабское общество (исламский мир) 5. Дальневосточная цивилизация (в Китае) 6. Дальневосточная цивилизация (в Японии и Корее) 7. Древнекитайская цивилизация 8. Индское общество (первоначально термин касался цивилизации в Индии после вторжения индоариев, так как цивилизацию долины Инда Тойнби ошибочно рассматривал как копию шумерской) 9. Индуистское общество 10. Иранское общество 11. Эллинское общество (греко-римская культура)
12. Сирийское общество (семитское христианство) — дожило до нашего времени в виде двух «реликтов» : сообществ евреев и парсов 13. Минойское общество (крито-микенская цивилизация) — уровень бронзового века 14. Хеттское общество 15. Шумерское общество 16. Вавилонское общество (Ассирия, Вавилон, Элам) 17. Египетское общество — уровень бронзового века; (трёхтысячелетняя история древнеегипетской цивилизации не вписывалась в рамки концепции Тойнби) 18. Майянское общество — уровень каменного века, в VII веке распадается на юкатанскую и мексиканскую цивилизацию 19. Юкатанское общество (поздняя цивилизация майя) 20. Мексиканское общество (тольтеки и ацтеки) 21. Андское общество (инки)
Неродившиеся цивилизации: 1. Дальнезападная христианская (христианизированных кельтов) 2. Дальневосточная христианская (несториан в Западной и Средней Азии) 3. Скандинавская (эпохи викингов) 4. Неродившаяся сирийская «эпохи гиксосов» — середины II тысячелетия до н. э. Задержанные цивилизации: 1. 2. 3. 4. 5. Эскимосы Кочевники Великой степи Османы Спартанцы Полинезийская цивилизация (остров Пасхи)
Освальд Шпенглер (1880 -1936) Закат Европы (нем. Der Untergang des Abendlandes, Т. 1 — 1918, Т. 2 — 1922). Список культур Вавилонская Арабо-византийская Египетская Индийская Китайская» Майанская (Мексиканская) Греко-римская (Античная) Западноевропейская
Лев Ильич Мечников (1838 -1888) «Цивилизации и великие исторические реки» , 1989, фр. (М. : Просвещение, 1998. – 434 с. ) Главной внешней силой, воздействующей на общественный прогресс, Мечников считал географическую среду. Решающий компонент среды — водные артерии (моря, реки, озера, океаны). История делится на три эпохи (цивилизации): "речную", в которой преобладала деспотическая солидарность (Др. Египет, Индия, Китай); "морскую", которая началась с эпохи Великих географических открытий и привела к победе ценностей капитализма, и будущую "океаническую" (или "всемирную"), в которой степень свободы единения людей будет максимальной.
Мировые цивилизации в XXI веке Типы цивилизаций Доля населения, % Доля ВМП, % 1995 2010 2025 19950 2010 2025 Западная 13 11 10 47 46 43 Китайская 25 24 23 11 14 17 Исламская 14 18 21 11 12 15 Индуистская 15 16 17 2 1, 5 3 Латиноамериканская 9 10 9 8 8 9 Африканская 9 11 14 1 1 1 Православная 8 7 6 5 4 5 Японская 2 1, 5 1 8 8 8 Семюэл Хантингтон. Столкновение цивилизаций, 1994.
Западная цивилизация Возникла в 7 -9 в. н. э. Признаки: ускоряющееся развитие науки и техники, индивидуализм, позитивизм, универсальная мораль, разнообразные идеологии наподобие демократии, либерализма, национализма, социализма, предлагаемые взамен традиционных ценностей. Важнейшие части западной цивилизации: греческая философия, римское право, христианская традиция. В современном западном мире наметился отказ от христианских ценностей, их замена т. н. общечеловеческими ценностями.
Примечание: религии – фундамент цивилизаций. Кристофер Даусон (1889 – 1970): «Великие религии – это основания, на которых покоятся великие цивилизации» . Кн. : Religion and Culture (Религия и культура, 1948), написана на основе лекций. Gifford Lectures (1947 -49).
Китайская (синская) цивилизация Возникла по крайней мере в 1500 г. до н. э. Особенностью развития является её цикличность. В истории империй Китая чётко прослеживается 3 цикла: становление, расцвет, гибель и хаос, в котором погибает большая или значительная часть населения. В настоящее время Китай находится на стадии «расцвета» расширенное хозяйственное и демографическое воспроизводство (рост численности народонаселения приостанавливается. Экономика переживает стремительный рост. Китай может столкнуться с социально-экономическими проблемами, которые гарантировано вызовут внутриполитический кризис, бунты крестьян и мусульманских регионов. Включает в себя не только территорию Китая
Индуистская Существует с 1500 г. до н. э. Цивилизация не ограничивается рамками Индии. В самой Индии – вкрапления других культур.
Исламская цивилизация Возникла в 7 веке н. э. Благодаря особенностям ислама — жёстко предписанному поведению, нераздельности культовой, бытовой и политической жизни — исламская цивилизация сохранила единство, охватывающее множество стран. Однако и в исламской цивилизации существуют ответвления, так называемые региональные ветви. Традиции: предопределение, Определенные нормы быта, ведения хозяйства, бизнеса (отторжение ростовщичества). Включает в себя субцивилизации: арабскую, тюркскую, иранскую, малайскую.
Японская Отпочковалась от китайской в 1 -4 вв. н. э. Синтоизм и буддизм в стране. Моноэтничность государства. Особое отношение к традиции (сложившихся в средневековье), природе. Длительный пкериод самоизоляции (до революции Мэйдзи) Мэйдзи исин (япон. — обновление, реставрация), в широком смысле — политические события и социальноэкономические преобразования в Японии середины и 2 -й половины 19 в. , в результате которых была ликвидирована феодальная система и образовалось централизованное буржуазно-помещичье государство; в узком и наиболее употребительном значении — незавершённая буржуазная революция в Японии 1867— 68.
Латиноамериканская Зарождение 16 -17 вв. Отпрыск европейской цивилизации. Отличия: клановость, авторитарность культуры, ассимилировала местные культуры на основе католицизма. Особая экономическая и политическая эволюция.
Африканская Непризнание большинством ученых, кроме Ф. Броделя. Север- исламская цивилизация, Эфиопия – отдельный мир-цивилизация, на юге (ЮАР) – смесь культур (голландцы, немцы, англичане, выходцы из Азии). Именно ЮАР – возможная основа африканской цивилизации.
Особенности российской цивилизации Особенный характер РЦ в сочетании и взаимном переплетении западных и восточных элементов, обусловивших уникальность ее социокультурного облика (Византия, Реформаторство и Просвещение, ордынское наследие). Российская цивилизация - сочетание крайне противоречивых тенденций: Страстная тяга к христианской вере – мощные проявления языческого начала. В духовном складе русского человека: тенденция (особенно явно у крестьянства) к подчинению природным ритмам – стремление устанавливать абсолютный контроля над природой. (русский космизм (Федоров, Циолковский и другие), идеология и практика большевизма. В российской жизни: тенденция к полному растворению индивидуального начала в общности (община) - тотальный контроль над личностью со стороны социальных институтов - от общины до государства, и одновременно мощное стремление к свободе без границ - знаменитой российской "воле", которая периодически выходила на поверхность российской жизни.