К ур1 10 кл , формац, цивилиз..ppt
- Количество слайдов: 15
ЦИВИЛИЗАЦИИ И ФОРМАЦИИ
ЦИВИЛИЗАЦИИ Ú Цивилизация является синонимом слова «культура» . Ú Другое понятие цивилизации – ступень общественного развития. Ú А по версии Шпенглера, цивилизация представляет собой заключительную стадию эволюции любой культуры.
ТЕРМИН «ЦИВИЛИЗАЦИЯ» Ú Цивилизацию от ранних ступеней развития человечества отличают: возникновение пашенного земледелия, появление государства и писанного права, городов, письменности. Ú Говоря о цивилизации как о совокупности достижений человеческого разума, они имели в виду признание естественных прав человека, уважение его прав и свобод, осознание верховной властью ответственности перед обществом, открытия науки и философии
ПОДХОДЫ К ПОЗНАНИЮ ЦИВИЛИЗАЦИИ: Ú Во второй половине XVIII - начале XIX вв. утвердилось три подхода к познанию цивилизации: Ú унитарный Ú стадиальный Ú локально-исторический
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ Ú Первые поселения, обнаруженные археологами на берегах Нила, относятся к довольно позднему времени - 6 -4 тыс. до н. э. . Ú Поселенцы (их позже стали называть египтянами) сохранили ласковое и почтительное отношение к могучему потоку. Нил был для них живым существом; в молитвах и песнях они обращались к нему как к отцу. Нил давал им самое главное - плодородные земли своих берегов и воду для их орошения.
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ Ú Античная культура Греции имеет множество притягательных сторон для современных людей — это разумное и соразмерное устройство общества, гармония человека и природы, сочетание религиозного чувства с большой свободой мышления, постоянная устремлённость к красоте и добру Ученые используют законы, впервые сформулированные древними греками. Архитекторы равняются на классические каноны античных храмов.
ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ Ú Информация о первобытнообщинном строе Индии сохранилась в мифах, легендах, преданиях, Эти мифы слагались во II тыс. до н. э. , хотя сохранились и более ранние данные, например, о населении, которое говорило на неиндоевропейских языках. Изучение пережитков первобытнообщинного строя у племен и народностей современной Индии помогает понять характер исторического развития страны в прошлом.
ДРЕВНИЙ КИТАЙ Ú Для традиционной китайской исторической науки была характерна периодизация древней истории Китая по династиям. Ú Когда и как началось заселение территории Китая неизвестно, но находка останков скелета "пекинского человека" (Homo erectus pekinesis), датируемых 500 000 - 400 000 гг. до н. э. , свидетельствует о древнейшем существовании людей на этой территории.
ФОРМАЦИИ Ú В структуре каждой формации выделяют экономический базис и надстройка. Ú Базис— совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
ФОРМАЦИИ ПО КАРЛУ МАРКСУ. Ú Каждая конкретная общественно- экономическая формация представляет собой определенный тип общества, выделенный по признаку социальноэкономической структуры.
ПЕРВОБЫТНО ОБЩИННЫЙ СТРОЙ Ú Низкое развитие производительных сил. Люди живут большими группами – общинами, в которой у каждого имеется собственный статус, сфера деятельности. Все добытые продукты делятся поровну между членами общины.
РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЙ СТРОЙ Ú В рабовладельческом обществе основной ценностью была земля, так как основные виды труда: сельское хозяйство, охота, рыболовство.
ФЕОДАЛЬНЫЙ СТРОЙ Ú Более высокий уровень развития производительных сил. Феодалы забирают у зависимых крестьян часть продуктов их труда. Высший класс в обществе – феодалы.
БУРЖУАЗНАЯ МОДЕЛЬ Ú Основной ценностью считается производство, средства производства. Обладатели – буржуазия – высший общественный класс.
ТАКИМ ОБРАЗОМ… Ú Таким образом, если формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, то цивилизация — на локальнорегиональном, уникальном, своеобразном. Эти подходы не исключают друга. В современном обществознании идут поиски в направлении их взаимного синтеза.