Cимон Ушаков.ppt
- Количество слайдов: 23
CИМОН УШАКОВ – РУССКИЙ ИКОНОПИСЕЦ (1626– 1686) ведущий мастер школы Оружейной палаты, центральная фигура в русском искусстве XVII века.
Родился Симон Ушаков в 1626 году, по рождению он был «дворянин московский» . Годы и место обучения будущего иконописца, а также учителя, неизвестны. Ничего неизвестно о нем до поры поступления на государеву службу в Серебряную палату в 1648 году. Будучи «знаменщиком» (рисовальщиком) Серебряной палаты, где считался ведущим мастером, Симон Ушаков привлекался к написанию икон, фресок, чертил карты, планы, делал рисунки для монет и украшений на ружья и т. п.
Царский «изограф» • В 1664 году царским указом мастер был принят в Оружейную палату на должность ведущего «жалованного» (т. е. получал жалование) «изографа» (художника). Оружейная палата учрежденная в начале XVI века как хранилище оружия, после присоединения к ней в 40 -х годах XVII века Иконной палаты, становится художественным центром не только Москвы, но и всего государства в целом. Оружейная палата становится чем-то вроде высшей художественной школы, где готовят и обучают квалифицированных мастеров.
Находясь на службе в Оружейной палате на роли ведущего художника, Симон Ушаков руководил всей работой Оружейной палаты и занимался практически всеми видами художественной деятельности. Он писал иконы, получал самые разнообразные заказы на поновление росписей царских комнат, руководил работами по поновлению икон и наружных фресок Успенского собора, руководил работами по росписи стен Архангельского собора. Писал светские портреты (парсуны – от слова персона). Выполнял рисунки для гравюр и сами гравюры. Был первым иллюстратором произведений известного в то время писателя Симеона Полоцкого.
Особенности живописи С. Ушакова Прежде всего, Ушаков известен как иконописец. Сохранилось более 50 икон с его подписью. Все иконы Cимона Ушакова объединяет стремление соединить многовековые традиции византийскорусского иконописания и некоторые новые тенденции, пришедшие на Русь в XVII веке из искусства западноевропейских стран. Для живописного стиля С. Ушакова характерны торжественный пафос образа, тщательность исполнения, сдержанная цветовая гамма, обилие золота, графическая точность деталей. Его манера письма была воспринята многими мастерами.
Художники 17 в. задумывались над переоценкой принципов, которые лежали в основе древнерусской живописи. Важнейшей в этом смысле была деятельность царского иконописца Симона Ушакова и его друга Иосифа Владимирова Прежде их интересовал вопрос художественной формы, и они пришли к мысли, что условная форма русской иконописи не в состоянии передать все богатство окружающего мира. Симон Ушаков хотел, чтобы живопись обладала свойством зеркала, и поэтому благосклонно относился к реалистическому творчеству современных ему художников Запада. Он считал необходимым перенести приемы реалистической живописи и в церковное искусство, мотивируя это тем, что люди хотят видеть и бога и святых такими же, как «царские персоны» , то есть изображенными правдиво.
Стиль письма Ушакова получил название «живоподобие» , которое ошибочно трактуется как светотеневая моделировка ликов, приближенная к реалистической манере. В действительности же, несмотря на большую анатомическую точность и появившийся объем, иконы Ушакова созданы в традиционной иконописной технике. Его чрезвычайно интересует написание ликов, именно поэтому в его наследии более десяти икон «Спаса Нерукотворного» .
Самая ранняя из известных нам икон Симона Ушакова датируется 1652 годом. Это была копия «в меру и подобием» главной русской святыни, чудотворной иконы «Богоматерь Владимирская» , выполненная им для замоскворецкой церкви Архангела Михаила в Овчинниках (ныне икона находится в Третьяковской галерее).
Спас Нерукотворный Для церкви Троицы в Никитниках в 1658 году Симон Ушаков пишет небольшую икону «Спас нерукотворный» и в дальнейшем он часто будет обращаться к подобному изображению. Последний из сохранившихся датируется 1678 годом. Можно сказать, что нерукотворный образ был центральной темой в его творчестве. Именно эта композиция, когда изображается только лик на убрусе (плате) - позволяла иконописцу применять и совершенствовать технику светотени. Симон Ушаков был основателем этого метода. Именно поэтому все ушаковские Спасы так непохожи на древние образцы.
Елеуса Киккская Икона «Богоматерь Елеуса Киккская» предназначалась для иконостаса церкви Григория Неокесарийского на Большой Полянке в Москве, название иконы связано с Киккской обителью на Кипре, где до сих пор хранится древний чудотворный образ. «Елеуса» в дословном переводе с греческого – «милующая» или, как говорили на Руси, «умиление» .
Древо государства Московского Икона «Древо государства Московского» является наиболее выдающимся памятником русского искусства XVII века, своего рода политической и художественной «программой» эпохи.
Ветхозаветная Троица «Ветхозаветная Троица» Симона Ушакова (1671 г. , Государственный Русский музей) – один из лучших образов, созданных иконописцем. В целом она следует композиционноиконографическому решению «Троицы» Андрея Рублева. Обе иконы – монументальные, лишь незначительно отличающиеся друг от друга по размеру. Оба художника изображают трех Ангелов за трапезой, без предстояния Авраама и Сары, служивших Им.
Икона «Архангел Михаил, попирающий дьявола» (1676 г. , Государственная Третьяковская галерея) – еще одно выдающееся произведение кисти Ушакова. Кажется, что масштабная торжественная фигура грозного ангела статична, однако при этом в иконе много движения: ангел поднимает вверх руку с огненным мечом, мощные крылья широко распростерты, развевается плащ.
Среди сохранившихся произведений – иконы, гравюры и иллюстрации к книгам, а также «Слово к люботщательному иконного писания» . Это сочинение было написано Ушаковым в ответ на первый русский теоретический трактат об искусстве Иосифа Владимирова. Оба произведения – знаковые памятники для культуры второй половины XVII века, отражающие эстетические представления и рассказывающие о художественных принципах эпохи. У него было множество учеников, среди них наиболее известными были Георгий Зиновьев, Иван Максимов, Михаил Милютин.
Икона Симона Ушакова «Успение» написана по старому иконографическому изводу, но с новыми деталями и разработками, соответствующими духу времени. В центре композиции — усопшая Богоматерь, лежащая на высоком ложе со скрещенными на груди руками. За ложем возвышается фигура Христа, держащего душу Богоматери, которая представлена в виде младенца, закутанного в желтые пелены с тонкими красными нитями. У ложа располагаются апостолы и святители, еще дальше — иерусалимские жены.
«Тайная вечеря» , 1685 Икона помещалась над Царскими вратами в иконостасе Успенского собора Троице-Сергиева монастыря
"Богоматерь Донская" , 1668 "Богоматерь Казанская" , 1658
"Богоматерь Новоникитская" Икона Преподобного Никона Радонежского
" Филипп, Митрополит Московский и всея Руси" " Иоанн Богослов в молчании" , 1673
"Спас Нерукотворный" , 1676 "Спас Вседержитель" , 1668
"Спас Вседержитель на престоле" , 1672 "Спас Нерукотворный" , 1677
"Христос Эммануил" "Архангел Гавриил"
"Троица Живоначальная" "Николай Чудотворец"