Черед_я гласн и позиции.ppt
- Количество слайдов: 18
Что такое «фонема» ? Различия звуков зависят от дистрибутивных условий, темпа и т. д. но носители языка этого не замечают. n Уровни обобщения: Фонема n Транскрипционный знак Реальное звучание n Если звуки различаются в одинаковых условиях, то это работа дифференцирующей функции, выражающей разные фонемы: [л’ес] – [л’ис]; [вор] – [вар].
Что такое «фонема» ? Звук – минимальная единица речи, фонема – минимальная единица языка. n Фонема – абстрактная единица, материально реализующаяся в звуках. n Фонема – языковая единица, представленная всем рядом позиционно чередующихся звуков и служащая для различия и отождествления значимых единиц языка (морфем и слов). n Имя фонемы – договор, случайность, абстракция. n
Что такое «фонема» ?
Виды чередований
Исторические чередования [крут’ит’] - [круч*у] т’//ч [другъ] - [дружыт’] г//ж [сон] - [сØна] ([сна]) о//Ø [рука] - [ру*чкъ] к//ч [л’уб’ит’] - [л’убл’*у] б’//бл’ [кαрм’ит’] - [кαрмл’*у] м’//мл’ [выб’ьру] - [выб’ира*т’] ь//и
Исторические чередования n n 1 тысячелетие до н. э. – VII в. до н. э. – общеиндоевропейский период Бер–бир, лаг–лож и др. VII в. до н. э. – V в. н. э. – общеславянский (праславянский) период г(к)//ж – друг – дружок, враг – вражеский х//ш – сухой – сушить С V в. – восточнославянский период С XIV в. – древнерусский период
Исторические чередования В СРЯ основная функция – морфологическая (разграничение грамматических форм слова). n Это закрепляется в современной морфологии: 1) рука – ручной 20 век: кулак – раскулачивать 2) любит – люблю 20 век: графить – графлю n
Позиционные чередования: параллельные непараллельные. n Параллельные - дифференцирующая функция сохраняется. n Непараллельные – дифференцирующая функция ослабевает, происходит нейтрализация какого-либо признака в слабой позиции: Кот – код: [кот]; волы – валы: [вαлы].
Сигнификативная и перцептивная позиция n Сильная и слабая позиция – с точки зрения отношения сигнификату (понимание) перцепции (восприятие). к и
Сигнификативно сильная и слабая позиция звука [ р а т ] – [ р от ] [гот] – [кот] Сама – сома: [сαма] Кот – код: [кот]
Сигнифкативная и перцептивная позиция гласного звука n Перцептивная позиция: сильная - [вол]; слабая - [в’*ол]. n Сигнификативная позиция: сильная – [вол]; слабая – [вαлы].
Перцептивно слабые позиции для гласных ВЕСЛА: [в’*ослъ] ЛЮКС: [л’*укс] ЛУНЬ: [лу*н’] ЛОСЬ: [ло*с’] ЛЮСЯ: [л’*у*с’ъ] Параллельные чередования: *о//о, о*//о, *у//у, у*//у и др.
Перцептивно слабые позиции для согласных ГОРОД: [горът] горъ СУП: [суп] ДОЧЬ БЫ: [до*д’ж’-бы] до* ДНИ: [д’н’и] ОБМЕН: [/б’м’ен] / ШТОРМ: [шторм] штор Параллельные чередования: ч//д’ж’, ц//дз, м//мглух и др.
Примеры реализации позиций сигнифика тивная Слабая перцептив гласный ная Слабая Вода Согласный Слабая Сильная Сады Мост Сильная Слабая Сядь Лёд Сильная Мост Сад
Позиционные чередования в области гласных звуков Сигнификативно сильная позиция – под ударением. n Перцептивно сильная: n 1) <а, о, у, е> – после паузы и после твердых согласных: арка/варка, око/бок, ус/вуз, Элла/Бэла. n 2) <и> – после паузы и после мягких: Ира/лира. Ы – перцептивно слабая. n
Фонетические законы в области гласных звуков 1. Редукция – изменение гласного звука в безударном положении. Частичная: [кαта], полная: [кътαф’êi]; количественная: [л’иса], [вαда]; качественная: [л’иеса], [вαда].
Фонетические законы в области гласных звуков 2. Аккомодация – приспособление гласного к соседнему мягкому согласному. В экскурсии: [р’*оф], в рекурсии: [кро*ф’], в экскурсии и рекурсии: о [р’*о*в’ь].