Скачать презентацию Что посеешь то и вырастет что вспашешь Скачать презентацию Что посеешь то и вырастет что вспашешь

319334d3c61d8334c13fc887333d037a.ppt

  • Количество слайдов: 9

 «Что посеешь, то и вырастет, что вспашешь, то и пожнешь» : гендерный ракурс «Что посеешь, то и вырастет, что вспашешь, то и пожнешь» : гендерный ракурс изучения традиционных хозяйственных занятий карелов Юлия Литвин, к. и. н. , м. н. с. сектора этнологии ИЯЛИ Кар. НЦ РАН

Проблема – поиск элементов для понимания некоторых обрядовых действий / акторов. Гипотеза – возможно, Проблема – поиск элементов для понимания некоторых обрядовых действий / акторов. Гипотеза – возможно, при ответе на возникшие вопросы поможет изменение исследовательского ракурса? Гендерно чувствительные методы = понимание гендера как культурного символа.

 «Сев на культурных полях производился вручную, чаще самим хозяином семьи, либо членом семьи «Сев на культурных полях производился вручную, чаще самим хозяином семьи, либо членом семьи из старшего поколения» / «Убирали урожай серпами…» [Тароева, 1965, с. 26, 27] «Посев злаковых культур производился вручную. Сроки сева, как впрочем, и все хозяйственные работы деревни, основывались на многовековом опыте народа, конкретных наблюдениях за природой… Озимые начинали сеять в конце июля – начале августа…» / «Жали зерновыми серпами с зубчатым рабочим краем…» [Никольская, 1983, с. 104– 105, 106]

 «Сеяли при нарастающей луне, чтобы обеспечить высокую урожайность. Сев яровых в южных районах «Сеяли при нарастающей луне, чтобы обеспечить высокую урожайность. Сев яровых в южных районах карелы начинали с Егория, в более северных районах – с Николы Весеннего (9. 05/22. 05)…» / «В августе приступали к жатве. Жать обязательно начинала старая женщина…» [Клементьев, 2003, с. 221, 222]. «Овес старались посеять сразу же после вспашки… Зерна из подвешенного на грудь берестяного бурака разбрасывали горстью через шаг…» / «После озимой ржи, с 20 августа, приходил черед убирать яровые культуры» [Логинов, 2008, с. 157, 161].

 «Сеять начинал старик – это считалось его почетной обязанностью» [Отчет Тароевой, 1957, НА «Сеять начинал старик – это считалось его почетной обязанностью» [Отчет Тароевой, 1957, НА Кар. НЦ РАН, ф. 1, оп. , 20, д. 282, л. 5] • Сеятель – пожилой, но не дряхлый мужчина, хозяин дома; самостоятельное выполнение действий. • носитель плодоносящей силы: «Jogo rugehet kylvit? – vaimo miehelleen, joka moittii häntä lapsettomuudesta, – miungo d ielo on: midä kylväd ga sidä i kazvoa, midä kynnäd, ga sidä i leikkoat!» .

 «В августе приступали к жатве. Жать обязательно начинала старая женщина…» [Клементьев, 2003, с. «В августе приступали к жатве. Жать обязательно начинала старая женщина…» [Клементьев, 2003, с. 222]. • Зажинальщица, жнея – пожилая, замужняя женщина, имеющая детей • Земля олицетворяла женский организм (moa-emä syöttäizeni – мать-земля кормилица). • Работа жнеи соотносилась с функциями повитухи • «Рождение зерна является метафорой начала новой жизни человека» [Байбурин, 1993, с. 214]. • Жатвенные обряды направлены на «удлинение» жизни, стремление угадать ее продолжительность.

 • Таким образом, представления о «мужском» и «женском» не составляли особую часть народной • Таким образом, представления о «мужском» и «женском» не составляли особую часть народной культуры, а пронизывали все ее сферы. • Половой символизм был важнейшим классификационным признаком, на котором базировался порядок традиционной культуры

Благодарю за внимание! Благодарю за внимание!

vk. com/youngresearchers_illh vk. com/youngresearchers_illh