Короткова Чтение художественной литературы.pptx
- Количество слайдов: 24
Чтение художественной литературы Н. А. Короткова Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.
Развивающие функции художественной литературы Дошкольный педагог практик, не будучи словесником, вынужден лишь механически реализовывать предложенные конспекты, содержание которых порой ставит в тупик не только детей, но и его самого. Воспитатель вынужден действовать строго по конспектам, которые рассчитаны на абстрактного дошкольника. Отчасти эти тенденции уже были заложены в традиционных программах (Российской, Типовой) и лишь усугубились в настоящее время.
Три момента снижающие развивающеобразовательный потенциал художественной литературы в детском саду: 1 регламентированный набор художественных текстов (программная литература) — единый для всех; 2 организованные в учебной форме занятия ( «уроки» ) по ознакомлению с художественной литературой; 3 изолированность программного чтения от других форм образовательного процесса.
На развитие ребенка дошкольника должна работать сама книга, а не ее специальное «препарирование» на обязательных обучающих занятиях. Для этого чтение должно быть интересным и непринудительным. «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни… Незаинтересованное", но интересное чтение — вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека» . Лихачев Д. С.
Дошкольнику нужна книга чтобы увидеть многоликий мир, удивиться этому миру и понять его, пережить вместе с героем необыкновенные приключения, посмеяться вместе с ним, а иногда и поплакать над его судьбой. Чтобы увлечь и заинтересовать дошкольника воспитателю необходимы некоторые опоры для выбора. Такой опорой могут быть рекомендательные списки, которые воспитатель может взять за основу и варьировать, подбирая книги по аналогии.
Список выстраивается по исторически географическому принципу: классические современные русские зарубежные а это основание для изучения литературы, но не для развития ребенка.
Художественная литература является универсальным развивающе образовательным средством Художественные тексты позволяют эмоционально, интуитивно схватывать целостную картину мира во всем многообразии связей вещей, событий, отношений и в своем влиянии на развитие дополняют возможности других видов совместной со взрослым и самостоятельной деятельности детей: ü познавательно исследовательской, ü продуктивной, ü игровой.
Функции художественной литературы в развитии ребенка Познавательно – нравственная функция Эстетическая функция развитие и активизацию воображения, образного мышления; приобщение к словесному искусству как таковому в его различных формах и развитие хорошей разговорной речи расширение представлений, осведомленности о мире освоение моделей человеческого поведения в разных обстоятельствах, формирование эмоционально ценностных установок ориентация ребенка на собственное словесное творчество через прототипы, данные в художественных текстах, воспитание культуры чувств и переживаний
Реализация функций осуществляется за счет смысловой наполненности и структуры художественных текстов через сопереживание, эмоциональное принятие читающим (слушающим) авторской позиции или позиций персонажей художественных произведении
В работе с книгой перед воспитателем стоят следующие задачи: 1. подбирать конкретные художественные тексты, исходя из их развивающего потенциала и в соответствии с особенностями детей группы, с тем чтобы они увидели в книге источник удовлетворения своей любознательности и интереса к окружающему, почувствовали красоту и выразительность художественного слова;
2. обеспечивать время и обстановку для ежедневного чтения и непринужденного обсуждения художественных текстов; воспитывать у детей привычку к сосредоточенному слушанию книги;
3. обращаться к художественным текстам при развертывании других культурных практик (использовать тексты как смысловой фон и стимул для продуктивной, познавательно исследовательской, игровой деятельности, проводить аналогии между событиями, происходившими с персонажами, их переживаниями, рассуждениями, размышлениями и собственной деятельностью детей).
Основания подбора художественных текстов Для реализации развивающего потенциала художественной литературы — чтобы книга сама «работала» на развитие ребенка — воспитатель должен использовать совокупность художественных текстов, определенным образом подобранных с учетом их структуры (художественной формы) и содержательно смысловой наполненности.
Круг чтения БОЛЬШИЕ К ЛИТЕРА ТУРНЫЕ ФОРМЫ ПОЭЗИЯ авторские поэмы и повести в стихах фольклорные стихотворные тексты, авторские стихи авторские повести, цикл рассказов со сквозными персонажами Фольклорные сказки, авторские рассказы (сказочные и реалистические) ПРОЗА МАЛЫЕ ЛИТЕРА ТУРНЫЕ ФОРМЫ
Художественная форма произведения тесно связана с его содержательно смысловой наполненностью. Учет содержательно смысловой наполненности художественных текстов выступает как принцип тематического многообразия. Традиционно этот тип реализуется через подбор художественных текстов малых литературных форм – рассказов и стихотворений.
По характеру воображаемых миров художественные тексты могут быть разделены на два крайних, «полярных» типа. Комбинированные миры Реалистические миры Вымышленные миры Волшебное в реальном Необычный взгляд на обычный мир Перевернутый мир
Список художественных текстов разбит на два раздела: Тексты для длительного чтения • принадлежащие по преимуществу к большим литературным формам, которые должны читаться по одной несколько глав каждый раз (в зависимости от их объема); Тексты для короткого чтения • каждый из них (или несколько коротких стихотворений, рассказов) укладывается в 20 минут.
Тексты длительного чтения тексты, создающие вымышленные миры тексты, создающие комбинированные миры ( «волшебное в реальном» , «необычный взгляд на обыч ный мир» , «перевернутый мир» ) тексты, создающие реалистические миры
Тексты для короткого чтения 1. фольклорные сказки (построенные на вымышленных элементах) авторские сказки и истории (обычно комбинирующие вымышленные и реалистические элементы) реалистические рассказы 2. фольклорные стихотворные тексты короткие авторские стихотворные повествования (на разные темы) лирика русских поэтов (где сюжетно повествовательная основа уступает место настроению, пережи ванию автора, выраженным через метафорический образ)
Художественные произведения как смысловой фон для других культурных практик Принцип использования художественных произведений как смыслового фона и подсказки может быть применен и к развитию детской речи. Здесь можно наметить два пути.
Здесь можно наметить два пути Во-первых полезным и увлекательным для детей является инициированное взрослым воспроизведение и продолжение словесного экспериментирования персонажей из читаемых в данное время книг Во-вторых через художественные тексты можно открывать детям возможности творческого построения повествовательных последовательностей (сюжетов), развивать сюжетосложение как элемент словес ного и игрового творчества
Организация чтения художественной литературы • • Чтение книги должно проходить в непринужденной обстановке (дети располагаются вблизи взрослого, как им удобно); Читая книгу, воспитатель выступает как партнер детей по восприятию ее содержания: проявляет эмоции, соответствующие содержанию текста, — удивление, изумление, сострадание и пр. Художественные произведения длительно го чтения следует читать несколько дней подряд, без перебивок; Воспитатель не должен стремиться к обязатель ному обсуждению с детьми художественного текста непосредственно после чтения;
• • • Следует иметь в виду, что книга не только несет в себе универсальное развивающее содержание, но и существует как вещь в ее эстетическом качестве, как неотъемлемая часть предметной среды; Надо учитывать, что для чтения старшим дошкольникам необходимы большие формы художественных произведений (сказочные и реалистические повести, циклы рассказов); В подборе художественной литературы очень важно взаимодействие детского сада с семьей. Родители должны осознавать всю важность каждодневного домашнего чтения ребенку вслух.
Спасибо за внимание! Работу подготовила Сарова Мария Группа 206
Короткова Чтение художественной литературы.pptx