Скачать презентацию Чешское стекло Стекольное производство в Чехии а Скачать презентацию Чешское стекло Стекольное производство в Чехии а

Чешское стекло2.ppt

  • Количество слайдов: 76

Чешское стекло Чешское стекло

Стекольное производство в Чехии, а конкретно – Богемии, является самым старым в Центральной Европе. Стекольное производство в Чехии, а конкретно – Богемии, является самым старым в Центральной Европе. Богемия (от лат. «страна бойев» от boji — кельтское племя, переселившееся в I в. н. э. из Галлии в бассейн Дуная) - латинское название земель Южной Германии и Чехии. В конце XVI в. там возрождалась древнеримская техника резьбы по стеклу.

История богемского стекла Впервые богемское стекло было упомянуто в летописях в 1162 году. Первые История богемского стекла Впервые богемское стекло было упомянуто в летописях в 1162 году. Первые цеха стеклодувов появляются в конце XIII веке в городах Кроконошей и Шумавы, где были леса и дешевое дерево. В средние века богемское стекло славилось своим качеством и продавалось во Франции, Фландрии, Саксонии. Основным конкурентом Богемии на рынке стеклянных изделий была Венеция. В XVII веке Венеция, ослабленная Тридцатилетней войной, начала сдавать свои позиции на рынке стекла и стеклянных изделий, что позволило чешским производителям быстро захватить позиции и расширить производство.

 После Тридцатилетней войны в чешских землях начали варить прозрачное чистое стекло, которое стало После Тридцатилетней войны в чешских землях начали варить прозрачное чистое стекло, которое стало известным под названием чешский хрусталь. Оно стало фирменным чешским изделием, а в мире возник огромный спрос на него, что в первой половине 18 века чешские земли превратились в самого значительного экспортера стекла в мире. В то время возникали в северной Чехии, прежде всего вокруг города Нови-Бор, торговые общества (стекольные компании), которые располагали сетью филиалов (факторий) в многочисленных важных портах не только в Европе, но и в Азии и даже в Южной Америке.

 На развитие чешского стеклоделия существенным образом повлияли также многочисленные династии стеклоделов, которые, работали На развитие чешского стеклоделия существенным образом повлияли также многочисленные династии стеклоделов, которые, работали и жили на территории Чешского королевства. Искусство варки стекла, было, тайной, которая передавалась из поколения в поколение - от отца к сыну, и поэтому традиция сыграла ключевую роль в сохранении и дальнейшем развитии этого производства

 Чешское стекольное производство сегодня представляет не только уникальную продукцию из стекла ручной работы Чешское стекольное производство сегодня представляет не только уникальную продукцию из стекла ручной работы всех видов, начиная с плавильного, декорированного стекла вплоть до стекла с алмазной гранью знаменитых фабричных производителей. Чешское стеклоделие сегодня - это также уникальное творчество отдельных мастерских - реализация произведений искусства, изготовление уникальных с точки зрения дизайна изделий малыми партиями, также как и совершенные копии исторического стекла. Ручное творчество в мастерских наглядно показывает современные способности и возможности выдающихся чешских стеклоделов. Поскольку крупные заводы удовлетворят спрос на серийные изделия, носителем новых направлений в стеклоделии всегда будет художник и его мастерская. Всегда останется место для художественных произведений, которые изготовляют мастерастеклоделы малыми партиями. Именно в этой многовековой традиции таится потенциал будущего чешского стеклоделия.

 Чешское готическое стекло изготовляли из зеленоватой стекломассы, называемой Чешское готическое стекло изготовляли из зеленоватой стекломассы, называемой "лесным" стеклом. В отличие от немецких земель, где эта стекломасса была темно-зеленой, чешское стекло было светлым и приближалось появившемуся позже хрусталю. В свое время оно было очень модным и именно поэтому чешское готическое стекло уже в 14 веке вывозилось крупными партиями не только в Германию, но и во Францию и Фландрию. Характерными формами чешского стекла стали тонкие" флейты" и бокалы округлой формы, украшенные бусинками. Эта декоративная техника возникла на Ближнем Востоке и в Центральную Европу распространилась в 13 веке в связи с крестовыми походами. В чешской среде это украшение приняли и преобразовали в отличительный прием работы.

 В период Возрождения на время ведущую роль в стекольном производстве сыграла Венеция, которая В период Возрождения на время ведущую роль в стекольном производстве сыграла Венеция, которая принесла и далее совершенствовала технику отделки стеклоэмалью. Но сравнительно скоро, около середины 16 века эта техника появляется и в чешских землях (в Новоградских горах, куда ее принесли, по всей вероятности, венецианские стекольщики). В чешской среде эта техника быстро модифицируется и в отличие от тонкого декоративного стиля венецианского стекла приобретает несколько более выразительный характер в духе центрально-европейского Возрождения. Часто встречаются мотивы с гербами, далее - фигурные сцены из повседневной жизни, а также изображение государей. Украшение стеклоэмалью получило быстрое распространение из-за декоративных возможностей, но также потому, что живопись по стеклу позволяла скрыть мелкие дефекты в стекле, благодаря чему стекольные мастерские могли реализовать и продукцию второго сорта. Кстати, по той же причине разукрашивалось стекло живописью в чешских областях и на протяжении следующих веков.

Интересно, что в эпоху Возрождения в Европе очень ценилось венецианское стекло. Но технология его Интересно, что в эпоху Возрождения в Европе очень ценилось венецианское стекло. Но технология его изготовления была засекречена. Однако есть сведения, что некоторые мастера, которые знали секреты стеклодувного производства, все-таки смогли выехать из страны и применить свои знания в Богемии. • В XVI веке в Чехию стали переезжать мастерастеклодувы из Саксонии. Они также привезли с собой свои технологии производства и с радостью делились ими с коллегами. • Таким образом, чудесное сочетание различных технологий производства стекла привело к появлению в 1684 году «богемского чуда» , стекла невероятной чистоты и прозрачности. • Так появилось знаменитое богемское стекло, о котором вскоре заговорила вся Европа. •

 Период правления императора Рудольфа Второго оказал самое сильное влияние на искусство именно в Период правления императора Рудольфа Второго оказал самое сильное влияние на искусство именно в чешских землях, поскольку двор Рудольфа Второго имел свою резиденцию в Праге. В стекольном производстве в конце 16 и начале 17 веков производились опыты с гравированием стекла. Зачинателем в этой области стал Каспар Леман, первоначально резчик по алмазам, который первым изготовил бокалы из стекла, украшенные богатой гравюрой. Эта техника решительным образом повлияла на производство стекла в стиле барокко.

 Чешское гравированное стекло в стиле барокко отличается совершенством изготовления как стекломассы самой, так Чешское гравированное стекло в стиле барокко отличается совершенством изготовления как стекломассы самой, так и мастерского тонкого исполнения гравюры. Эта сначала уникальная работа получила вскоре быстрое распространение и в чешских землях образовались десятки граверских мастерских, которые производили роскошную продукцию не только для императорского двора, но и коммерческое стекло для дворян и мещан. К числу основных мотивов на бокалах в стиле барокко относятся аллегоричные, часто встречаются надписи, дарственные надписи, имя или монограммы и, естественно, юбилейные даты.

 О высоком техническом уровне чешского стеклоделия 18 века свидетельствуют и разные второстепенные приемы О высоком техническом уровне чешского стеклоделия 18 века свидетельствуют и разные второстепенные приемы производства, хотя они не оказали влияния на стиль данной эпохи, но все-таки замечательны приемами исполнения. Сюда можно отнести, например "двухстенки", которые были теоретически описаны уже раньше и в простом исполнении даже изготовлялись, но только в неизвестной до тех пор чешской стекольной мастерской было их производство усовершенствовано. Суть этого трудоемкого процесса производства состоит в том, что надо изготовить две склянки такой же формы, пришлифованные так, что одна точь-в-точь вмещается в другую. Между стенами вкладывается золотая фольга, которая создает интересное украшение .

 В первой половине 19 века жил и работал в северочешском городе Нови-Бор В первой половине 19 века жил и работал в северочешском городе Нови-Бор "маг" стекольного производства Бедржих Эгерманн. В то время как в Европе копировали английскую грань, популярную в начале 19 столетия, Эгерманн начал проводить эксперименты с цветными стекломассами. Его техника породила новый художественный стиль, открыла новое понимание стекла как предмета искусства. Именно благодаря нему удалось преодолеть веками бытующее мнение о стекольном производстве, базирующемся на прозрачном стекле, стилевым завершением которого стал период классицизма с известными изделиями, например, Новосветского стекольного завода в Гаррахове.

 Эгерманн пришел с идеей производства опаловых цветных стекломасс (опаловое, опалесцирующее, гиалитовое стекло и Эгерманн пришел с идеей производства опаловых цветных стекломасс (опаловое, опалесцирующее, гиалитовое стекло и др. ), к которым обращалось не только историзирующее творчество второй половины 19 века, но, прежде всего художники стиля модерн и современные художественные течения стекольного искусства 20 века

 Технологию обогатили своими новинками кроме Б. Эгерманна и десятки других чешских стекольщиков. Их Технологию обогатили своими новинками кроме Б. Эгерманна и десятки других чешских стекольщиков. Их продукция оказывала влияние не только на оживление чешского рынка, но, прежде всего на увеличение экспорта. Чешское стекло опять успешно осваивало зарубежные рынки. В конкуренции со стекольной продукцией, поступавшей из стран, не имевших во второй половине 19 века такую традицию стеклоделия как Чехия, чешское стеклоделие всегда отстаивало свое первенство .

 Чешское стекольное производство имеет также заслуги в победе новых принципов творчества в стиле Чешское стекольное производство имеет также заслуги в победе новых принципов творчества в стиле модерн, применяемых в продукции стекла. Уже в 1873 году выставляли стекольные мастерские Адольфов и Аннин на Всемирной выставке в Вене иризирующее стекло. Всемирно известной стала продукция стекольного завода Лец (Ltz) из шумавского Клаштерски-Млин. Она получила приз в 1893 году на Всемирной выставке в Чикаго. Но настоящим триумфом чешского модернистского стекла стала премия, присвоенная ему на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

 Чешское стекло занимало уже со средневековья в Европе особое место. Оно являлось измерителем Чешское стекло занимало уже со средневековья в Европе особое место. Оно являлось измерителем моды данного периода, приносило технические и технологические усовершенствования, благодаря огромному масштабу продукции и способностям чешских коммерсантов оно скоро стало товаром, с которым можно без преувеличения встретиться во всем мире. Чешские стекольщики помогали при учреждении стеклозаводов во многих странах, помогали строить стекловаренные печи, воспитывали стекольщиков. Это все содействовало созданию традиции, которой славится чешское стекло .

В XVIII век, стекольное производство достигло таких масштабов, что, не смотря на редкость стеклянных В XVIII век, стекольное производство достигло таких масштабов, что, не смотря на редкость стеклянных изделий, они были доступны и знатным господам, и простым крестьянам. В других же странах Европы в то время качественная стеклянная посуда встречалась только в богатых замках и дворцах. В XVIII веке Йозефом Пальме была изобретена хрустальная люстра, что послужило новым толчком развития стекольного производства на этих землях.

 . .

 Изделия из богемского стекла всегда ценились наравне с изделиями из хрусталя. Посуда и Изделия из богемского стекла всегда ценились наравне с изделиями из хрусталя. Посуда и украшения из богемского стекла считаются предметами роскоши, передаются по наследству из поколения в поколение. Многие помнят, как бабушки и мамы трепетно относились к бокалам или вазам, изготовленным из такого стекла. Ценность и качество богемского стекла сохранились и по сей день.

БОГЕМСКОЕ СТЕКЛО - ЧТО ЭТО? БОГЕМСКОЕ СТЕКЛО - ЧТО ЭТО?

 Богемское стекло - это самый известный чешский экспортный товар. Это дутое стекло, которое Богемское стекло - это самый известный чешский экспортный товар. Это дутое стекло, которое изготавливается по древним традициям при помощи алмазных инструментов. В современном мире при изготовлении такого стекла используется алмазное напыление на инструменты.

 Такое стекло отличается безупречной прозрачностью, непревзойдённым качеством. Часто изделия из богемского стекла украшают Такое стекло отличается безупречной прозрачностью, непревзойдённым качеством. Часто изделия из богемского стекла украшают серебром, позолотой или золотом, драгоценными и полудрагоценными камнями.

 Изделия из богемского стекла всегда ценились наравне с изделиями из хрусталя. Посуда и Изделия из богемского стекла всегда ценились наравне с изделиями из хрусталя. Посуда и украшения из богемского стекла считаются предметами роскоши, передаются по наследству из поколения в поколение.

 Богемское стекло до сих пор изготавливается в соответствии со строгими традициями предков. Оно Богемское стекло до сих пор изготавливается в соответствии со строгими традициями предков. Оно обрабатывается вручную, а спектр дизайнерских решений при его изготовлении очень широк. Это позволяет создавать и коллекционные изделия, и изделия для массового потребления.

 Главным преимуществом богемского стекла можно назвать его традиционное качество. Такое стекло ярко сверкает, Главным преимуществом богемского стекла можно назвать его традиционное качество. Такое стекло ярко сверкает, оно прозрачно, отличается тонкостью, а изделия из этого стекла при соприкосновении друг с другом издают музыкальный звон.

6 фаз производства 1. Огонь расплавляет сырье, превращает его в раскаленную стекломассу, в которую 6 фаз производства 1. Огонь расплавляет сырье, превращает его в раскаленную стекломассу, в которую человек вдыхает форму. Стеклодув сначала набирает стекломассу из печи специальной трубкой и дутьем придает ей нужную форму. 2. Возникший баллон стеклодув помещает в деревянную влажную форму, которая представляет собой подобие «выкройки» будущего изделия. 4. Далее изделие попадает в руки резчиков по стеклу. В результате их работы на стекле появляются декоры. 3. Остывшее изделие освобождают из формы и передают шлифовальщику. Он осторожно прикладывает изделие к диску из карбокорунда или песчаника, чтобы получить линии, предписанные эскизом. 5. Некоторые изделия покрывает позолота, которая наносится с помощью кисточек различной мягкости. Золото не только подчеркивает края и простые линии, но и другие декоративные элементы после шлифовки и резки. 6. Следующая фаза – ручная полировка позолоченных площадей с помощью брусков из агата и гематита. Полученный блеск еще выразительнее подчеркивает красоту и пышность всего изделия.

Для придания цвета богемскому стеклу используют железо, медь и марганец. Такое стекло отличается безупречной Для придания цвета богемскому стеклу используют железо, медь и марганец. Такое стекло отличается безупречной прозрачностью, непревзойдённым качеством. Часто изделия из богемского стекла украшают серебром, позолотой или золотом, драгоценными и полудрагоценными камнями .

Для современного чешского стекла наряду с традиционными приёмами огранки и гравировки характерны поиски пластической Для современного чешского стекла наряду с традиционными приёмами огранки и гравировки характерны поиски пластической цельности и выразительности форм, тонкое использование цветовых и световых эффектов. Среди мастеров чешского стекла выделяются З. Сейдль, Я. Брихта, Л. Смрчкова, Й. Соукуп, Л. Метелак и др.

Состав двуокись кремния (Si. O 2), окись кальция (Ca. O), окись калия (K 2 Состав двуокись кремния (Si. O 2), окись кальция (Ca. O), окись калия (K 2 O) или окись натрия (Na 2 O), оксид свинца (Pb. O).

Двуокись кремния составляет 70 -75% стекла, образуется она из кварцевого песка без каких-либо загрязнений. Двуокись кремния составляет 70 -75% стекла, образуется она из кварцевого песка без каких-либо загрязнений. Окись кальция используется для усиления блеска стекла. В виде извести она добавляется в стекло. Для плавки и выделки стекла необходимы щёлочи, обычно они составляют 12 -16% стекломассы. Окись калия или окись натрия добавляются в нее в виде поташа (K 2 CO 3) или соды. В зависимости от этого, получается содовое или поташное стекло.

Содовое стекло ◦ светлое и чистое, оно мягкое, легко плавится и поддается обработке. Содовое стекло ◦ светлое и чистое, оно мягкое, легко плавится и поддается обработке.

Поташное стекло твердое, тугоплавкое и не такое пластичное. Зато оно очень блестит. Поташное стекло твердое, тугоплавкое и не такое пластичное. Зато оно очень блестит.

 Для придания цвета богемскому стеклу используют железо, медь и марганец. Для придания цвета богемскому стеклу используют железо, медь и марганец.

Преимущества богемского стекла Главным преимуществом богемского стекла можно назвать его традиционное качество. Такое стекло Преимущества богемского стекла Главным преимуществом богемского стекла можно назвать его традиционное качество. Такое стекло ярко сверкает, оно прозрачно, отличается тонкостью, а изделия из этого стекла при соприкосновении друг с другом издают музыкальный звон. Изделия из этого стекла сочетают в себе и классику, и современные тенденции. Они никогда не выходят из моды, всегда подчёркивают вкус своих обладателей и прекрасно вписываются в любой интерьер и подходят к любой сервировке стола

Производство изделий из богемского стекла не ограничивается только посудой. Каждый желающий может выбрать светильник, Производство изделий из богемского стекла не ограничивается только посудой. Каждый желающий может выбрать светильник, вазу, декоративное украшение. Широкая цветовая гамма этих изделий, многовековой опыт мастеров и сотрудничество с известнейшими дизайнерами делают изделия из богемского стекла непременным атрибутом самых роскошных ресторанов, отелей. Такое стекло пользуется огромным спросом во всём мире среди обычных потребителей и коллекционеров.

ИЗДЕЛИЯ ИЗ БЕСЦВЕТНОГО СТЕКЛА ИЗДЕЛИЯ ИЗ БЕСЦВЕТНОГО СТЕКЛА

ИЗДЕЛИЯ ИЗ БЕСЦВЕТНОГО СТЕКЛА СЛОЖНОГО ТРАВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЯ ИЗ БЕСЦВЕТНОГО СТЕКЛА СЛОЖНОГО ТРАВЛЕНИЯ

ИЗДЕЛИЯ ИЗ БЕСЦВЕТНОГО ХРУСТАЛЯ С АЛМАЗНОЙ ГРАНЬЮ ИЗДЕЛИЯ ИЗ БЕСЦВЕТНОГО ХРУСТАЛЯ С АЛМАЗНОЙ ГРАНЬЮ

ИЗДЕЛИЯ С, ДЕКОРИРОВАННЫЕ ЗОЛОТОМ ИЗДЕЛИЯ С, ДЕКОРИРОВАННЫЕ ЗОЛОТОМ

ИЗДЕЛИЯ С ВЫСОКОЙ ЭМАЛЬЮ ИЗДЕЛИЯ С ВЫСОКОЙ ЭМАЛЬЮ

ИЗДЕЛИЯ ИЗ ЦВЕТНОГО СТЕКЛА ГУТЕНСКОЙ РАБОТЫ ИЗДЕЛИЯ ИЗ ЦВЕТНОГО СТЕКЛА ГУТЕНСКОЙ РАБОТЫ

ИЗДЕЛИЯ С НАЦВЕТОМ ИЗДЕЛИЯ С НАЦВЕТОМ

КАК ВЫБРАТЬ ИЗДЕЛИЕ ИЗ БОГЕМСКОГО СТЕКЛА КАК ВЫБРАТЬ ИЗДЕЛИЕ ИЗ БОГЕМСКОГО СТЕКЛА

 При выборе посуды, деталей интерьера или украшений из богемского стекла, обращайте внимание на При выборе посуды, деталей интерьера или украшений из богемского стекла, обращайте внимание на качество изделия, чтобы избежать покупки подделок. Богемское стекло не может быть мутным, в нём не содержится вкраплений воздуха или мелких частиц. Такое стекло должно быть безупречно прозрачным. На вид богемское стекло практически неотличимо от хрусталя. Изделия из богемского стекла не должны иметь шероховатые края, сколы, трещины. Качественное цветное богемское стекло не может иметь пятен, краска всегда ложится ровно. Если стекло украшено камнями или различными металлами, украшения должны прочно держаться на изделии. Недопустимы сколы. Богемское стекло достаточно хрупкое, его легко повредить при ударе.

 Богемское стекло достаточно хрупкое, его легко повредить при ударе. Изделия из такого стекла Богемское стекло достаточно хрупкое, его легко повредить при ударе. Изделия из такого стекла непременно издают мелодичный звон, если дотронуться до них другим стеклянным предметом. Изделия из этого стекла продаются в специализированных магазинах, а не в уличных палатках. Их цена не может быть копеечной, при этом выбор изделий довольно широк - от самых доступных моделей до эксклюзивных. Выбирая изделие из богемского стекла для себя или в подарок, вы можете не сомневаться в том, что приобретаете не только качественную, но и актуальную вещь. Богемское стекло не выходит из моды на протяжении многих сотен лет. Долгое время считалось хорошим тоном иметь в доме хотя бы пару бокалов из такого стекла.

 Вы не разочаруетесь, украсив свой дом вазой или набором бокалов из стекла, которое Вы не разочаруетесь, украсив свой дом вазой или набором бокалов из стекла, которое предпочитали даже короли.

Богемское стекло до сих пор изготавливается в соответствии со строгими традициями предков. Оно обрабатывается Богемское стекло до сих пор изготавливается в соответствии со строгими традициями предков. Оно обрабатывается вручную, а спектр дизайнерских решений при его изготовлении очень широк. Это позволяет создавать и коллекционные изделия, и изделия для массового потребления.

ЛЮСТРЫ И СВЕТИЛЬНИКИ ЛЮСТРЫ И СВЕТИЛЬНИКИ

Чем отличается чешская бижутерия? В современной России мода на украшения из стекла возвращается. Сейчас Чем отличается чешская бижутерия? В современной России мода на украшения из стекла возвращается. Сейчас очень популярно чешское стекло (помните знаменитый Яблонекс? ). Чешская стеклянная бижутерия красива, разнообразна по исполнению и доступна по цене, в отличие, например, от итальянского (в т. ч. муранского) стекла, которое сейчас тоже актуально, но отличается значительно более высокой ценой. Кстати, для любителей именно венецианского стекла отметим, что производители других стран (Чехия, Индия и т. д. ) начали выпускать коллекции украшений из стекла, стилизованные под элементы мурано (ажурные бусины, цветная фольга внутри бус, как будто "взорванные" изнутри бусины и т. д. )

 Чешское стекольное производство сегодня представляет не только уникальную продукцию из стекла ручной работы Чешское стекольное производство сегодня представляет не только уникальную продукцию из стекла ручной работы всех видов, начиная с плавильного, декорированного стекла вплоть до стекла с алмазной гранью знаменитых фабричных производителей. Чешское стеклоделие сегодня - это также уникальное творчество отдельных мастерских - реализация произведений искусства, изготовление уникальных с точки зрения дизайна изделий малыми партиями, также как и совершенные копии исторического стекла. Ручное творчество в мастерских наглядно показывает современные способности и возможности выдающихся чешских стеклоделов. Поскольку крупные заводы удовлетворят спрос на серийные изделия, носителем новых направлений в стеклоделии всегда будет художник и его мастерская. Всегда останется место для художественных произведений, которые изготовляют мастера-стеклоделы малыми партиями. Именно в этой многовековой традиции таится потенциал будущего чешского стеклоделия.