Скачать презентацию ЧЕРТЫ РЕАЛИЗМА В РОМАНЕ Ф М ДОСТОЕВСКОГО ПРЕСТУПЛЕНИЕ Скачать презентацию ЧЕРТЫ РЕАЛИЗМА В РОМАНЕ Ф М ДОСТОЕВСКОГО ПРЕСТУПЛЕНИЕ

ЧЕРТЫ РЕАЛИЗМА.pptx

  • Количество слайдов: 16

ЧЕРТЫ РЕАЛИЗМА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» ЧЕРТЫ РЕАЛИЗМА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

I. ВСТУПЛЕНИЕ Образы, идеи, идеалы романов Достоевского восходят к российской действительности • Реализм Ф. I. ВСТУПЛЕНИЕ Образы, идеи, идеалы романов Достоевского восходят к российской действительности • Реализм Ф. М. Достоевского развился и получил своё воплощение в период развития в России капиталистических отношений. Наступление цивилизации на патриархальную Россию породило бунт маленького человека против униженности. Какие бы идеи ни захватывали писателя, он никогда не забывал об истоках создаваемых им трагедий.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Черты реализма в романе II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Черты реализма в романе

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Герои романа порождены российской действительностью второй половины 19 века. Показан II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Герои романа порождены российской действительностью второй половины 19 века. Показан мир униженных и оскорблённых. • Основой романов Достоевского становится разночинная, городская пореформенная среда, полуобразованная, мнящая о себе больше, чем она стоит. Раскольников, Соня Мармеладова, Разумихин, старуха процентщица, Лизавета, Лужин, Свидригайлов — эти и многие другие герои романа «Преступление и наказание» порождены российской действительностью 60 -годов 19 века, действительностью разительного разделения людей на бедных и богатых, людей, раздавленных бедностью, и тех, кто купается в роскоши. Однако писателя прежде всего интересует мир униженных и оскорблённых, мир, в котором каждый палач и жертва, в котором каждый задаётся мучительными вопросами бытия. Таков главный герой романа — Родион Раскольников.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 2. Герои Достоевского живут в Петербурге 60 -х годов на конкретных II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 2. Герои Достоевского живут в Петербурге 60 -х годов на конкретных улицах, в конкретных домах. Город — герой романа. • Петербург, в котором живут герои, тоже становится героем романа. Сумрачность города, его грязь, вонь, его улицы и бульвары, где гибнут люди, подтверждает теорию Раскольникова, подталкивает его к преступлению, именно на этих улицах, в этих каморках и может зародиться теория протеста против этого мира. • «Клетушка» , «шкаф» , «каюта» , «сундук» , «угол» , «конура» , «гроб» — вот где живёт Раскольников, вот где он дышит. Эта каморка героя — образ мира, в котором он живет, которым «теснит душу и ум» , в котором не хватает «воздуху» . Но не только Раскольников живёт в этом мире, в этом мире живут и действуют все герои. Этот мир типичен.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 3. В Раскольникове много типичного для молодого интеллигента второй половины 19 II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 3. В Раскольникове много типичного для молодого интеллигента второй половины 19 века. • Он студент, должен подрабатывать, чтобы заработать себе на обучение, его денежно поддерживают мать и сестра. Именно бедное студенчество было в России наиболее подготовленной почвой для новых социальные идей.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4. Типична и судьба других героев романа. • Вот, например, история II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4. Типична и судьба других героев романа. • Вот, например, история семьи Мармеладова. Пьянство Мармеладова — не причина бедности, а следствие безработицы, бездомности, отчаяния: «…а тут места лишился, и тоже не по вине, а по изменению в штатах, и тогда прикоснулся!» — объясняет Мармеладов Раскольникову. Гибель Катерины Ивановны — это тоже закономерность этого мира. А вот судьба её детей — скорее исключение. В романе огромное количество второстепенные персонажей, типичность судьбы которых как бы подталкивает героя к убийству (например, сцена с пьяной девочкой на бульваре).

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5. Романы Достоевского по праву считают психологическими романами. • Все герои II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5. Романы Достоевского по праву считают психологическими романами. • Все герои мучительно размышляют о смысле жизни, о своем месте в ней: сам Раскольников, Свидригайлов, Мармеладов. . . Также мучительно ищет смысл жизни автор. Достоевский, оторванный от счастливой жизни не думающих о смысле жизни людей, мечтал о преображении, о совершенном изменении человеческой природы, о «геологическом перевороте» .

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 6. Каждый герой писателя имеет возможность преображения. • Падающий в бездну II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 6. Каждый герой писателя имеет возможность преображения. • Падающий в бездну человек не обречён, если в его душе сохранилось что-то светлое, этот человек может спастись. Так много говорящий Лебезятников спасён тем, что помог спасти Соню от обвинений Лужина. Постепенно находит выход к спасению своей души Раскольников: не тогда, когда каялся на площади, не тогда, когда шёл на каторгу, а значительно позже, когда приходит к нему великая истина Евангелия, тогда же приходит и настоящая любовь к Соне.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 7. Талант Достоевского жесток к гордым, зато бесконечно мягок к падшим, II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 7. Талант Достоевского жесток к гордым, зато бесконечно мягок к падшим, потерявшим не только чрезмерное уважение к себе, но и почти что не считающим себя людьми. • Достоевский бесконечно внимателен к ним, а перед взглядом, полным любви, открываются и начинают сверкать «самородочки в грязи» . Вспомним исповедь Мармеладова. Сначала она воспринимается нами как ещё одно подтверждение о низости человека и мира, но постепенно его образ из униженно комического становится трагическим, поднимается на необыкновенную высоту трагизма, которая захватывает и окружающих, и читателя.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 8. Все романы Достоевского чрезвычайно динамичны, при том что огромное место II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 8. Все романы Достоевского чрезвычайно динамичны, при том что огромное место в их композиции занимают размышления героев, их диалоги с собой и другими персонажами. • Так же напряжённо развивается действие и в «Преступлении и наказании» . Мы знаем, что замысел Раскольникова не возникает спонтанно, он подготовлен многомесячными размышлениями, но в романе от дня, когда Раскольников идёт делать «пробу» до его признания проходит всего две недели. Читатель не замечает этого, так как вместе с героем мучительно долго переживает содеянное.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 9. Большое значение имеют Сны Раскольникова, которые позволяют писателю раскрыть подсознание II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 9. Большое значение имеют Сны Раскольникова, которые позволяют писателю раскрыть подсознание героя. • Раскольников видит сны, в которых отражается не только то, что он переживает наяву (убийство старухи), но и то, о чём он постоянно думает, чем живёт (теория героя). Последний сон Раскольникова, в котором в аллегорической форме находит воплощение его теория, приводит героя к осознанию её античеловечности.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 10. Композиция романа. История убийства и его раскрытия. • В основе II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 10. Композиция романа. История убийства и его раскрытия. • В основе композиции «Преступления и наказания» , как и большинства романов писателя, детективная история, история убийства и его раскрытия. • Большое место в романе занимает поединок Раскольникова и следователя Порфирия Петровича, которым позволяет глубже проникнуть в сознание героя, и в то же время встречи с Порфирием Петровичем заставляют Раскольникова мучительно размышлять о созданной им теории, о том, какие жертвы приносит он для проверки её достоверности.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 11. В центре романа «Преступление и наказание» — главный герой Родион II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 11. В центре романа «Преступление и наказание» — главный герой Родион Раскольников, но в системе образов ему противопоставляются и с ним сопоставляются другие герои. • А) С одной стороны, это его оппоненты, главный из которых Соня. Своей судьбой, своим характером, своей жертвенностью Сонечка Мармеладова не укладывается в рамки созданной героем теории, Соня — другая. В ней воплощена любимая Достоевским идея «божьего человека» . • Б) С другой стороны, в романе существуют двойники главного героя, те, чей образ жизни и миропонимание соответствуют теории героя, — Свидригайлов и Лужин. Именно они зрительно дают герою и читателю понять, как отвратительна, античеловечна теория Раскольникова.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 12. Одной из главных художественных черт всех романов Достоевского (и «Преступление II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 12. Одной из главных художественных черт всех романов Достоевского (и «Преступление и наказание» здесь не исключение) является полифоничность романов. • Многоголосие, в котором голос каждого героя (даже эпизодического — офицера и студента, Катерины Ивановны, Дунечки, Лизаветы) складывается в целый мир, многообразный мир человеческого горя, страдания, униженности. Все герои романа вступают в бесконечные диалоги, голос каждого слышен в той проблеме, которую ставит автор. Дополняет эту полифонию описание той обстановки, в которой живут герои.

III. ВЫВОД • Реализм Достоевского называют фантастическим, потому что мир его героев сочетает в III. ВЫВОД • Реализм Достоевского называют фантастическим, потому что мир его героев сочетает в себе реальность и ирреальность (то есть мир мыслей, чувств, переживаний). • В таком мире живёт главный герой романа — Раскольников. Достоевский по праву считается одним из самых замечательные реалистов 19 века. Но интересно то, что именно этот писатель оказался особенно ценимым веком двадцатым, так как писателю удалось поднять проблемы, показать характеры, дать социальную оценку тем явлениям, которые оказались насущными и для нашего времени.