Через года, через века, – помните! О тех, кто уже не придет никогда, – помните!
В 20 веке Адольф Гитлер вырастил целую породу людей – варваров, способных только истреблять и начал самую страшную войну на свете. Война продолжалась целых четыре года. Тысячи советских людей томились в лагерях смерти. Из лагерей ужаса вернулись немногие, чудом уцелели в адской машине фашизма. Их рассказы и свидетельства никогда не должны быть забыты. На Беларуси был человек, который прошёл три концентрационных лагеря и остался в живых. Он показал всю боль в картинах.
Наперекор судьбе он до сих пор жив, как свидетель ужасов войны. Юноша из небольшой деревни Звенячы, что на Витебщине, любознательный, активист комсомольских дел, со школьной парты мечтал, что после десятилетки пойдёт в художественное училище. Но вдруг зловещей вьюгой в мирную жизнь ворвалась война. Осенью 1941 г. 19 летний боец с группой десантников был высажен в Севастополе. Савицкий был среди тех, кто в течение 250 дней защищал город и находился между жизнью и смертью.
В начале июля 1942 г. нескольких бойцов, которые прикрывали отход советских войск с города, были придавлены к морю около Херсонского маяка. Закончились патроны. . . Довелось изведать лагеря для военнопленных, длинный этап в нацистскую Германию, подневольную работу на вагоностроительном заводе в Дюссельдорфе. . . Потом были побеги, тюремные "браслеты" концентрационного лагеря Дахау, а затем страшный Бухенвальд, куда Савицкий попал по обвинению "в диверсиях и коммунистической пропаганде". Отсюда дорога на свободу была отрезана совсем. . . Живым остался чудом. 29 апреля 1945 г. узников лагеря освободили союзники. Среди их был и М. Савицкий, который после 17 дневного нахождения в карцере за попытку убежать обессиленный лежал в тифозном бараке.
После войны он стал художником. Стал говорить о войне языком картин. В 1974— 1980 гг. создал цикл произведений из 16 картин "Цифры на сердце" — свидетельство ужасов фашистских концлагерей. В цикле отражены "индустриальные" методы уничтожения людей, показаны сцены звериной жестокости убийц, нечеловеческие условия существования узников, их отчаянная борьба за жизнь.
Перед вами виртуальный музей картин Михаила Савицкого. Пусть сами полотна расскажут вам об ужасах концлагерей. Запомните их, чтобы никогда не убивать!!!
Композиция "Эттерсберг, Голгофа XX столетия"- словно символ, который объединяет картины всего цикла "Цифры на сердце". Голгофа - это место, на котором был распяты Иисус Христос. Холм, на котором размещался концентрационный лагерь Бухенвальд, стал современной голгофой 20 столетия, где осуществлялись самые безобразные преступления. Каждый человек, который погиб на той страшной земле, стал мучеником уже при жизни. Помните про это!
Полотно "Поющие лошади" показывает уничтожение людей, количества которых хватило бы для заселения нескольких стран. Механизмами, которые вывозили трупы, были сами узники. И хотя их не считали за людей, заставляли петь, смотря в глаза смерти, настоящими трупами были фашисты. Их души давно сожглись в концентрационных печах.
В картине "Отбор" показана жуткая сортировка жертв - детей и молодых матерей, которые в страданиях умирают на окровавленном плацу концлагеря. С каждой новой партии узников отбирались молодые женщины для медицинских экспериментов. Матери с детьми или беременные женщины уничтожались сразу на месте.
"Танец с факелами" - дикий обрядовый танец убийц с пылающими факелами для сжигания цел. Из-за недостатка времени и перегруженности крематориев тела людей сжигались непосредственно на улицах. И все же эти люди живые. Живые их души, свет которых пылает ярче фашистских факелов.
"Летний театр" - так официально назывались ямы, в которых сжигали тела убитых или полуубитых людей в газовой камере. Полуживых узников сгребали в ямы ковшом бульдозера. Узники "зондеркоманд" обслуживали эти костры, рыли стоки для человеческого жира, которым, в целях экономии топлива, обрызгивали пылающие тела. Узники "зондеркоманд" встречали эшелоны с новыми жертвами и помогали фашистам в "обработке материала". За это они получали дополнительный паёк. Такой ценой покупалась жизнь, если это можно назвать жизнью.
"Мадонна Биркенау" - это вера художника в победу жизни, доброты. Высоко над крематорием женского лагеря Биркенау реет мадонна с ребёнком, которая олицетворяет бессмертную любовь и вечную жизнь на земле. Отчего же у них закрыты глаза? Боль от увиденного в лагерях, наверно, заставила закрыть глаза мать и ребёнка. Но забыть такое не сможет никто.
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны. Память павших будем достойны! Вечно достойны! Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной, каждой секундой, каждым дыханием будьте достойны! Люди! Покуда сердца стучатся, – Помните! Какой ценой завоевано счастье, – Пожалуйста, помните!
Пусть войн никогда не пылает очаг! Пусть солнце утопит всю землю в лучах! Пусть мирные звезды сияют над ней! Пусть дышится глубже, спокойней, вольней!