презентация по бердяеву.pptx
- Количество слайдов: 12
Человек, творчество, культура в философии Н. Бердяева Выполнили : Сафьянова Юлия и Дымова Татьяна.
Николай Александрович Бердяев- русский философ, публицист, родился 18 марта (по старому стилю - 6 марта) 1874 года в Киеве. В 1884 -1894 годах учился в Киевском кадетском корпусе. В 1894 году Николай Бердяев поступил на естественное отделение физикоматематического факультета киевского университета Святого Владимира, но в 1895 году перевелся на юридический факультет. В 1898 году (в некоторых источниках указан 1897), после ареста за участие в социалдемократическом движении, был исключен из университета. В 1900 -1902 годах Бердяев был сослан в Вологду, затем в Житомир; в этот же период отошел от марксистских взглядов и постепенно стал приверженцем христианского "мистического реализма".
Н. А. Бердяев родился в дворянской семье. Его отец, Александр Михайлович Бердяев, был офицеромкавалергардом, потом киевским уездным предводителем дворянства, позже председателем правления киевского земельного банка; мать, Алина Сергеевна, урождённая княжна Кудашева, по матери была француженкой
Образование: Бердяев воспитывался дома, затем в Киевском кадетском корпусе. В шестом классе оставил корпус и начал готовиться к экзаменам на аттестат зрелости для поступления в университет «Тогда же у меня явилось желание сделаться профессором философии» [В 1897 г. за участие Поступил на естественны факультет Киевского университета, через год на юридический. в студенческих беспорядках был арестован, отчислен из университета и сослан в Вологду. В 1899 г. в марксистском журнале «Neue Zeit» , напечатана его первая статья «Ф. А. Ланге и критическая философия в их отношении к социализму» .
Н. А. Бердяев - автор около сорока книг. Среди его произведений - критические этюды, публицистические книги, статьи на философские и религиозные темы. Сторонник консерватизма и аристократизма. Наиболее последовательно Бердяев придерживался своего принципа иерархического неравенства в приложении к культуре.
Основные положения философии: В своих работах Бердяев охватывает и сопоставляет мировые философские и религиозные учения и направления: греческую, буддийскую и индийскую философию, неоплатонизм, гностицизм, мистицизм, масонство, космизм, антропософию, теософию, Каббалу и др. У Бердяева ключевая роль принадлежала свободе и творчеству ( «Философия свободы» и «Смысл творчества» ): единственный механизм творчества — свобода. В дальнейшем Бердяев ввел и развил важные для него понятия: • царство духа, • царство природы, • объективация — невозможность преодолеть рабские оковы царства природы, • трансцендирование — творческий прорыв, преодоление рабских • оков природно-исторического бытия.
ВЗГЛЯДЫ БЕРДЯЕВА НА КУЛЬТУРУ Н. А. Бердяев считал, что культура по глубочайшей своей сущности и по религиозному своему смыслу есть великая неудача. Философия и наука есть неудача в творческом познании истины; искусство и литература – неудача в творчестве красоты; семья и половая жизнь – неудача в творчестве любви; мораль и право – неудача в творчестве человеческих отношений; хозяйство и техника – неудача в творческой власти человека над природой. Культура во всех ее проявлениях есть неудача творчества, есть невозможность достигнуть творческого преображения бытия. Культура кристаллизует человеческие неудачи. Все достижения культуры – символические, а не реалистические. В культуре достигается не познание, а символы познания, не красота, а символы красоты, не любовь, а символы любви, не соединение людей, а символы соединения, не власть над природой, а символы власти. Культура так же символична, как и породивший ее культ. Культ – религиозная неудача, неудача в богообщении. Культ был лишь символическим выражением последних тайн. Церковь в своих видимых воплощениях имеет культурную природу и разделяет судьбу культуры и все ее трагические неудачи. Культ – религиозный исток культуры и сообщал ей свой символизм. И все великое в культуре было символически-культовым. В культуре есть вечная, мучительная неудовлетворенность. Кризис культуры и есть последняя воля человека к переходу от символически-условных достижений к достижениям реально-абсолютным.
Цитаты Бердяева: -Это есть величайшая тайна человеческого существования. Быть личностью трудно, быть свободным — значит взять на себя бремя. -Личность различна, единична, неповторима, оригинальна, не походит на других. Личность есть исключение, а не правило. Мы стоим перед парадоксальным совмещением противоположностей: личного и сверхличного, конечного и бесконечного, неизменного и меняющегося, свободы и судьбы. -Есть соответствие между необъятностью, безгранностью, бесконечностью русской земли и русской души, между географией физическою и географией душевной. В душе русского народа есть такая же необъятность, безгранность, устремленность в бесконечность, как и в русской равнине. -Этика есть не только суд над человеком, но и суд над Богом. Против Бога восстало не только зло, но и добро, неспособное примириться с самым фактом существования зла. -Ревность не соединена со свободой человека. В ревности есть инстинкт собственности и господства, но в состоянии унижения.
В книге "Смысл творчества" Бердяев излагает вопросы, связанные с определением творчества, творческого акта и творящего человека, а также оправдания человека творчеством.
Книга была написана Бердяевым за восемь лет до см Черновик ее под названием "Философская автобиография" писался в 1939 - 1940 г. в Кламаре и Пиле. Работа над рукописью продолжалась фактичес до последних лет жизни философа. Книга вышла уже после смерти автора.
В настоящее издание включены пять произведений выдающегося русского религиозного мыслителя Н. А. Бердяева, создававшиеся на протяжении двух десятилетий, но объединенные общей тематикой. В них продолжается разработка ведущих тем философ свободы и творчества, Бога и человека. Главный упо однако, делается на устройство мира (универсума). Предлагаемые работы наглядно демонстрируют эволюцию взглядов "позднего" Бердяева.
Умер Николай Александрович Бердяев 24 марта (в некоторых источниках указано 23 марта) 1948 году за своим письменным столом в местечке Кламар недалеко от Парижа, работая над рукописью своей последней книге «Царство духа и царство кесаря» , которая так и осталась незаконченной. Похоронен на кладбище Буа-Тардьё коммуны Кламар департамента О-де-Сен.
презентация по бердяеву.pptx