Скачать презентацию ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА Вопросы лекции 1 Скачать презентацию ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА Вопросы лекции 1

СЛАЙД -лекции 9=1 ЧЕЛОВЕК (ОХХ).pptx

  • Количество слайдов: 25

ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА Вопросы лекции: 1. Философская антропология и круг ее проблем ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА Вопросы лекции: 1. Философская антропология и круг ее проблем 2. Смысл и цель жизни человека в обществе

Литература Обязательная: Васильев В. В. Философия: учебник. –М. , 2012. Зотов А. Ф. , Литература Обязательная: Васильев В. В. Философия: учебник. –М. , 2012. Зотов А. Ф. , Миронов В. В. , Разин А. В. Философия: учебник. – М. , 2012. Марков Б. В. , Липский Б. И. Философия: учебник для бакалавров. –М. , 2012. Миронов В. В. Философия: учебник. – М. , 2011. Подопригора С. Я. Философский словарь. – Ростов-на-Дону, 2013. Философия: учебник /под ред. Проф. Каверина Б. И. - М. , Воен. ун-т. , 2011. Философия: учебник для вузов /Под ред. В. Лавриненко, А. Ратникова. - М. , 2011.

1 Вопрос лекции: 1. Философская антропология и круг ее проблем 1 Вопрос лекции: 1. Философская антропология и круг ее проблем

ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ЧЕЛОВЕКА АНТРОПОЦЕНТРИЗМ КОСМОЦЕНТРИЗМ ЧЕЛОВЕК РАЦИОНАЛИЗМ ТЕОЦЕНТРИЗМ СОЦИОЦЕНТРИЗМ ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ЧЕЛОВЕКА АНТРОПОЦЕНТРИЗМ КОСМОЦЕНТРИЗМ ЧЕЛОВЕК РАЦИОНАЛИЗМ ТЕОЦЕНТРИЗМ СОЦИОЦЕНТРИЗМ

ЭВОЛЮЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ВЗГЛЯДОВ Органическая малая часть вселенной, особый микрокосм Творение Бога, созданное по его ЭВОЛЮЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ВЗГЛЯДОВ Органическая малая часть вселенной, особый микрокосм Творение Бога, созданное по его образу и подобию ЧЕЛОВЕК Возрождение гуманизма, человек – творец самого себя и своей судьбы Творец истории и мира культуры на разумных и справедливых началах Существо исключительно разумное, способное к познавательной деятельности

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ ЕГО СУЩНОСТИ И ПРИРОДЕ В ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ ЕГО СУЩНОСТИ И ПРИРОДЕ В УЗКОМ СМЫСЛЕ ТЕЧЕНИЕ НЕМЕЦКОЙ ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА Философская антропология – учение о природе и сущности человека в единстве его природного и социального, физического и духовного, объективного и субъективного

q Создание комплексного учения о человеке в единстве существования природного и социального 1 2 q Создание комплексного учения о человеке в единстве существования природного и социального 1 2 Частные задачи: 3 q Обобщение данных частных наук об эволюции человека, его роли и месте во Вселенной и на Земле q Развитие и углубление научных знаний о внутреннем духовном мире человека, его сущности, смысле и цели существования

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ Анализ происхождения и становления человека как социального существа ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЦЕННОСТНАЯ Изучение ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ Анализ происхождения и становления человека как социального существа ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЦЕННОСТНАЯ Изучение человека в мире культуры как личности, объяснение смысла и цели его жизни ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ Исследование познавательных возможностей и способностей человека

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ РЕШАЕМЫЕ ЗАДАЧИ: q объяснение происхождения человека и общества q формирование всеобщей общенаучной ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ РЕШАЕМЫЕ ЗАДАЧИ: q объяснение происхождения человека и общества q формирование всеобщей общенаучной концепции человека q анализ деятельной общественной сущности человека q взаимосвязь материального и духовного в жизни человека q изучение человека в мире культуры, создание им материальных и духовных ценностей q обоснование гуманистического характера общественного развития

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ Концепция личности ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ Концепция личности

ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА Основные концепции: ТЕИСТИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИОННАЯ Человек КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ТРУДОВАЯ ИНОПЛАНЕТНАЯ ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА Основные концепции: ТЕИСТИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИОННАЯ Человек КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ТРУДОВАЯ ИНОПЛАНЕТНАЯ

СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПЦИЙ ЧЕЛОВЕКА q человек есть продукт q человек создан богом длительного эволюционного развития СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПЦИЙ ЧЕЛОВЕКА q человек есть продукт q человек создан богом длительного эволюционного развития природы по его образу и подобию ЧЕЛОВЕК q труд и трудовая деятельность выступают в качестве главного фактора развития человека q исключительно культурная деятельность является главным фактором развития человека q сверхвозможности человека и его разума могут быть объяснены его инопланетным происхождением

ЧЕЛОВЕК ДЕТЕРМИНИРОВАННОСТЬ Биологическое q СОВОКУПНОСТЬ УСЛОВИЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ И ФОРМИРУЮЩИХ ЧЕЛОВЕКА КАК БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК ДЕТЕРМИНИРОВАННОСТЬ Биологическое q СОВОКУПНОСТЬ УСЛОВИЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ И ФОРМИРУЮЩИХ ЧЕЛОВЕКА КАК БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВИД Социальное q СОВОКУПНОСТЬ УСЛОВИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТЬ, РЕАЛИЗАЦИЮ ЕГО ЦЕЛИ И СМЫСЛА ЖИЗНИ

Биологическое в человеке ■ обладание развитой системой высшей нервной деятельности ■ прямохождение, особое анатомическое Биологическое в человеке ■ обладание развитой системой высшей нервной деятельности ■ прямохождение, особое анатомическое строение тела ■ клеточное строение ■ наличие организма и способность к обмену веществ микроэлементов и химических соединений ■ адаптация к природной среде ■ действие безусловных и условных рефлексов ■ обусловленность продолжительности жизни ЧЕЛОВЕК ■ способность к продолжению рода ■ наличие генов, определяющих наследственность ■ физическая сила, ловкость, выносливость

Социальное в человеке детерминированность мышления, общения, поведения и деятельности социальной средой ■ ■ передача Социальное в человеке детерминированность мышления, общения, поведения и деятельности социальной средой ■ ■ передача опыта, знаний и культуры от поколения к поколению ■ ответственность перед собой и обществом творческий характер жизнедеятельности ■ усвоение ценностей, знаний и норм многообразие потребностей и интересов и их удовлетворение ■ ■ ЧЕЛОВЕК ■ ■ ценностное осмысление жизни многообразие видов и форм социальной активности ■ реализация и самореализация смысла и цели жизни

БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ АНТРОПОЛОГИИ ИНДИВИД ЧЕЛОВЕК КАТЕГОРИИ ЛИЧНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ АНТРОПОЛОГИИ ИНДИВИД ЧЕЛОВЕК КАТЕГОРИИ ЛИЧНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

■ сознательное производство материальных и духовных ценностей для себя и других ■ в основе ■ сознательное производство материальных и духовных ценностей для себя и других ■ в основе деятельности лежат материальные и духовные интересы и потребности ■ сознательно-волевой характер жизни на ЧЕЛОВЕК признаки основе норм права, морали, религии ■ способность действовать универсально(политика, право, и т. д. ) ■ жизнь не ограничена земными климатическими условиями ■ способность изменять не только окружающий мир, но и свой собственный ■ коллективный образ жизни, как фактор формирования качеств и способностей ■ аккумуляция социально-культурного опыта и передача его от поколения к поколению

■ не создает и не производит орудий труда ■ действует в соответствии с физической ■ не создает и не производит орудий труда ■ действует в соответствии с физической потребностью ЖИВОТНОЕ признаки ■ поведение осуществляет по мерке и потребности своего вида ■ исключительно приспосабливается к природным условиям ■ жизнь жестко ограничена рамками среды обитания ■ совершенствование биологических характеристик для выживания в мире природы ■ наследуемая генетическая программа определяет его инстинктивное поведение

q общественно развитый человек как носитель сознания и самосознания 1 2 3 усвоение системы q общественно развитый человек как носитель сознания и самосознания 1 2 3 усвоение системы общественных ценностей, перевод их в свой внутренний духовный мир q q наличие развитых социальных качеств, чувства личного достоинства и его активная защита Личность 4 5 q способность нести ответственность перед собой и обществом за свои поступки и действия q творчество и активность в мышлении, общении, поведении и деятельности Личность – это человек с развитыми социальными качествами, приобретенными им в процессе воспитания и самовоспитания, духовно-практической деятельности и взаимодействия с обществом, вхождения в мир культур

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ДЕЯТЕЛИ КОМФОРМИСТСКИЙ МЫСЛИТЕЛИ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЛЮДИ ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ДЕЯТЕЛИ КОМФОРМИСТСКИЙ МЫСЛИТЕЛИ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЛЮДИ ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ТИПЫ: ГУМАНИСТЫ И ПОДВИЖНИКИ РЕЛИГИОЗНЫЙ Тип личности – интеграция и направленность ценностных ориентаций с характерными для нее общими способами поведения и адаптации в социуме

2 Вопрос лекции: 2. Смысл и цель жизни человека в обществе 2 Вопрос лекции: 2. Смысл и цель жизни человека в обществе

Смысл жизни человека Общество: 1 2 3 q смысл жизни заключен в самой жизни, Смысл жизни человека Общество: 1 2 3 q смысл жизни заключен в самой жизни, а не вне ее q не существует универсального смысла жизни q он не дается в готовом виде, ему нельзя научиться Смысл жизни – означает совокупность предназначений и устремлений человека в ходе его жизни, включенность в систему общественных отношений, подчиняющих себе его поведение и поступки

Смысл и цель жизни человека самостоятельный, добровольный поиск 1 каждым человеком 2 3 Субъективная Смысл и цель жизни человека самостоятельный, добровольный поиск 1 каждым человеком 2 3 Субъективная сторона индивидуальный набор средств и методов его обретения необходимость значительного количества духовных усилий (затрат) 4 5 формируется и реализуется в конкретных формах человеческой деятельности возможность наличия множества субъективных ошибок на пути его обретения Субъектиная сторона - совокупность факторов, определяющих индивидуальный духовный выбор смысла и цели жизни каждым социальным субъектом

Смысл и цель жизни человека проблема выбора обязательно наступает для каждого человека 1 2 Смысл и цель жизни человека проблема выбора обязательно наступает для каждого человека 1 2 3 Объективная сторона 4 5 независимость выбора от возраста, пола, условий жизни… утверждается и доказывается на практике делами, поступками людей влияние исторической эпохи, требований прогресса, гуманизма к человеческой жизни в обществе обретает свою ценность в сравнении со смыслом жизни других людей Объективная сторона – совокупность социальных факторов, определяющих общее содержание и направленность духовности основных субъектов общества

Ценностные принципы обретения смысла жизни Жизнь человека не должна лишаться смысла ни при каких Ценностные принципы обретения смысла жизни Жизнь человека не должна лишаться смысла ни при каких обстоятельствах 1 2 3 Концепция В. Франкла 4 5 Смысл всегда может и должен быть найден, а его поиск нормальное свойство человеческой природы Его нельзя дать как вещь, изобрести, его нужно найти, обрести Обретение его идет не из себя, а из человеческой коммуникации Поиск смысла жизни тесно связан с необходимостью его реализации Франкл В. Человек в поисках смысла. –М. , Прогресс, 1990.