Скачать презентацию Человек и природа Семья Роль учителя Русский язык Скачать презентацию Человек и природа Семья Роль учителя Русский язык

Аргументы.pptx

  • Количество слайдов: 4

Человек и природа Семья Роль учителя Русский язык Л. Н. Толстой. «Война и мир» Человек и природа Семья Роль учителя Русский язык Л. Н. Толстой. «Война и мир» Андрей Болконский. Герой лежит на поле битвы, видит над головой бескрайнее небои размышляет: «Как тихо, спокойно и торжественно…» На фоне этого прекрасного неба князь Андрей видит ничтожную и жалкую фигуру Наполеона. Этот человек, бывший совсем недавно кумиром князя Андрея, теперь предстает перед ним во всем ничтожестве своего мнимого величия. Природа пробуждает в князе философские размышления о бренности человеческого существования, о суетности мечтаний о славе. По дороге в рязанские имения сына Андрей Болконский видит дуб, который «старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца» . Рассматривая старый дуб, князь Андрей с грустью думает об ушедшей молодости, о бессмысленности настоящего. Возвращаясь домой, князь Андрей вновь встречается с дубом. Но теперь перед ним предстает совсем иная картина. Толстой пишет: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца» . На князя Андрея «вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления» . Герой вспоминает «все лучшие минуты» своей жизни, и в нем вновь пробуждается вера в возможность деятельности, счастья, любви. «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год» , – сознаёт он. Картина весеннего пробуждения природы отражает возрождение души Андрея. В. Астафьев. «Царь-рыба» . Игнатьич. Встреча с огромной рыбой, символизирующей силы природы, заставляет этого браконьера пересмотреть свои представления о жизни и отношение к природе. Н. А. Некрасов. «Дед Мазай и зайцы» . Главный герой спасает зайцев во время весеннего наводнения, вылечивает двух зверьков. Лес для него – родная стихия, он чувствует ответственность за всех его обитателей. А. С. Пушкнин «Евгений Онегин» О Татьяне: «Она любила на балконе Предупреждать зари восход Когда на бледном небосклоне Звезд исчезает хоровод…» Ф. И. Тютчев «Не то, что мните вы, природа…» «Не то, что мните вы, природа Не слепок, не бездушный лик В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык» Л. Н. Толстой. «Война и мир» Петя Ростов накануне своей трагической гибели проявляет в отношениях с товарищами лучшие черты «ростовской породы» , унаследованные им в родном доме: открытость, желание помочь в любую минуту. В семье Ростовых всё строилось на искренности и доброте, поэтому и дети — Наташа. Николай и Петя — стали по-настоящему хорошими людьми, а в семье Курагиных, где карьера и деньги решали всё, и Элен, и Анатоль — безнравственные эгоисты. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» Наставления отца помогли Петру Гриневу даже в самые критические минуты оставаться честным, верным своему долгу. «Уроки французского» В. Распутин Учительница Лидия Михайловна преподала герою не только уроки французского языка, но и доброты, сочувствия, умения чувствовать чужую боль. «Безумная Евдокия» А. Алексин Учительница Евдокия Васильевна была убеждена: самый большой талант в её учениках — талант доброты, желания прийти на помощь в трудную минуту, и именно эти черты характера она воспитывала в них. И. С. Тургенев Русский язык. Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! А. Кнышев «В эфире ньюзости!» . В своем фельетоне автор высмеивает любителей заимствований, показывая, насколько нелепой становится наша речь, перенасыщенная ими.

Эгоизм, жестокость, предательство, измена Родине, чинопочитание, стяжательство, духовная нищета, хамство Нравственное падение, скупость, пьянство, Эгоизм, жестокость, предательство, измена Родине, чинопочитание, стяжательство, духовная нищета, хамство Нравственное падение, скупость, пьянство, самореализация Патриотизм, верность данному слову, супружеская верность, сила духа, самовоспитание, талант Роль искусства в жизни человека, взаимоотношения общества и государства с творческой личностью. М. Горький «Старуха Изергиль» . Ларра является примером исключительного эгоизма. Общество не принимает таких людей – они не способны на любовь, дружбу и другие теплые, светлые чувства, основанные на бескорыстии. Н. С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда» Катерина Измайлова убивает своего мужа, свекра и племянника ради страстной любви к Сергею. Сергей использует любовь Катерины для достижения своих корыстных целей. В. Распутин «Живи и помни Дезертирство Андрея Гуськова, его эгоизм и трусость стали причиной самоубийства его беременной жены Настёны. А. С. Пушкин «Капитанская дочка» Швабрин Алексей Иванович дворянин, но он бесчестен: клевещет на Машу Миронову, во время дуэли с Гриневым наносит ему подлый удар в спину. Полная утрата представлений о чести предопределяет и социальную измену: как только Белогорская крепость достается Пугачеву, Швабрин переходит на сторону бунтовщиков. А. П. Чехов «Смерть чиновника» Чиновник Червяков в невероятной степени заражен духом чинопочитания: чихнув и обрызгав лысину впереди сидящего генерала, он настолько испугался, что после неоднократных униженных просьб простить его умер от страха А. П. Чехов «Толстый и тонкий» Герой рассказа, чиновник Порфирий, встретил на вокзале Николаевской железной дороги школьного приятеля и узнал, что тот является тайным советником, т. е. по службе продвинулся значительно выше. В один миг «тонкий» превращается в раболепствующее существо, готовое унижаться и лебезить. А. С. Грибоедов «Горе от ума» Молчалин, отрицательный персонаж комедии, уверен, что следует угождать не только «всем людям без изъятья» , но и даже «собачке дворника, чтоб ласкова была» . Н. В. Гоголь «Ревизор» Городничий, Сквозник – Дмухановский, взяточник и казнокрад, обманувший на своем веку трёх губернаторов, убежден, что любые проблемы можно решить с помощью денег и умения пустить пыль в глаза. А. П. Чехов «Крыжовник» Чимша-Гималайский, мечтая об усадьбе с крыжовником, недоедает, отказывает себе во всем, женится по расчету, одевается словно нищий и копит деньги. Как жалок он, когда со счастливым, самодовольным видом поедает свой кислый крыжовник! Д. Фонвизин «Недоросль» Госпожа Простакова своё хамское поведение по отношению к окружающим считает нормой: она хозяйка в доме, которой никто не смеет перечить. Она не видит ничего зазорного в том, чтобы называть Тришку «скотом» , «болваном» и «воровской харей» Н. В. Гоголь «Тарас Бульба» Ради любви прекрасной полячки Андрий отрекается от родины, родных, товарищей, переходит на сторону врага. Он понесся в бой против своего отца, брата, прежних друзей. Недостойная, позорная смерть — вот итог его нравственного падения Н. В. Гоголь «Мертвые души» Образ Плюшкина, скупого помещика, олицетворяет полное омертвение человеческой души. Страсть к накоплению стала причиной разрушения всех родственных и дружеских связей, а сам Плюшкин просто потерял человеческий облик. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» Мармеладова пьянство сделало жалким существом. Он, осознавая крайне бедственное положение семьи, тем не менее не находит в себе сил справиться с этим. И. Гончаров «Обломов» Главный герой романа не смог самореализоваться из-за собственной лени и апатии. А. П. Чехов «Ионыч» Доктор Старцев, в молодости талантливый врач, постепенно богатея, становится грубым и эгоистичным, у него остается в жизни одна страсть — деньги. К. Ф. Релеев «Иван Сусанин» Крестьянин Иван Сусанин, спасая от верной смерти юного Михаила Романова, претендента на царский престол, заводит один из польских отрядов в непроходимую лесную глушь. Понимая, что смерть неминуема, главный герой говорит, что готов «с честью умереть за царя и за Русь» . А. С. Пушкин «Евгений Онегин» Татьяна Ларина, верная своему супружескому долгу и данному слову, отвергла чувство любимого ею Онегина. Она стала олицетворением нравственной силы. М. Шолохов «Судьба человека» Судьба героя рассказа Андрея Соколова очень трагична; Не всякий человек смог бы вынести то, что пришлось пережить герою: плен, известие о гибели жены и дочерей, а впоследствии и сына. Однако Андрей сумел выстоять и даже взять на воспитание Ванюшку, которого тоже осиротила война. А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича» Иван Шухов сохранил достоинство, сумел в адских условиях сталинских лагерей остаться человеком, не сломаться. Жизнь Шухова не ограничена лагерем, он вспоминает деревню, семью, размышляет о своём будущем и это дает ему силы жить. И. С. Тургенев «Отцы и дети» . Базаров считал, что «каждый человек сам себя воспитать должен» . М. Булгаков «Мастер и Маргарита» Маргарита потеряла самое дорогое — своего Мастера, но не замкнулась в своём горе: она видит горе другого человека и активно сочувствует ему (Фрида) Н. С. Лесков «Левша» Косой и плохо владеющий правой рукой тульский оружейник Левша подковал блоху, не различимую глазом. Л. Н. Толстой «Война и мир» Своим пением Наташа Ростова способна воздействовать на лучшее в человеке. Именно так она спасла от отчаяния своего брата Николая после того, как он проиграл большую сумму денег. М. Горький «Мои университеты» Алёша, герой повести, считал, что только прочитанные книги помогли ему выдержать тяжелейшие жизненные испытания, стать человеком. Р. Брэдбери « 451° по Фаренгейту» Фантаст считал, что простой человек разве только одну сотую может увидеть своими глазами, а остальные девяносто девять процентов он познает через книгу В утопическом мире будущего нет социальных проблем. Они были побеждены уничтожением книг — ведь литература заставляет думать. Костры из художественных произведений символизируют гибель человеческой духовности, превращение людей в заложников примитивной массовой культуры М. Булгаков «Мастер и Маргарита» Мастер в романе не создан для той жестокой борьбы, на которую его обрекает общество и не понимает, что, став писателем, он тем самым превращается в конкурента бездарей и демагогов, захвативших «литературную ниву» и считающих её своей вотчиной.

Целеустремленность, цель и средства, наука, молодость, смысла жизни, патритизма, обидчивость Интеллигентность, воспитание, зависть, жадность, Целеустремленность, цель и средства, наука, молодость, смысла жизни, патритизма, обидчивость Интеллигентность, воспитание, зависть, жадность, умение спорить, культура речи, чтения, счастья Учеба, нравственные вершины народа Ответственность, историческая память Д. С. Лихачев – «Письма о добром и прекрасном» П. 1 «Большое в малом» «Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке…» «Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом. » «Научная истина дороже всего, и ей надо следовать во всех деталях научного исследования и в жизни ученого. » П. 2 «Молодость – вся жизнь» «Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. В радости ведь тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделенная радость – не радость. » «Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий…» П. 3 «Самое большое» «А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. » «Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. » «Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим. » П. 5 «В чем смысл жизни» «Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть – иначе будет не жизнь, а прозябание. » «Надо иметь и принципы в жизни. » «Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить. » «Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим. » П. 6 «Цель и самооценка» «Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. » П. 9 «Когда следует обижаться» «Обидчивость – признак недостатка ума или какой-то закомплексованности. » Д. С. Лихачев – «Письма о добром и прекрасном» П. 12 «Человек должен быть интеллигентен» «Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах» «Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. » «Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества» «Социальный долг человека – быть интеллигентным» П. 13 «О воспитанности» «Настоящая воспитанность проявляется прежде всего … в отношениях со своими родными. » П. 15 «Про зависть» «Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует. » «Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других. » «Завидуете – значит, не нашли себя. » П. 16 «О жадности» «Бережливостью владеет ум, жадность овладевает умом. » П. 17 «Уметь спорить с достоинством» «Лучше всего проявляет свою воспитанность человек, когда он ведет дискуссию, спорит, отстаивая свои убеждения. » «Нет ничего красивее в споре, как спокойно, в случае необходимости, признать полную или частичную правоту противника. » П. 21 «Как писать? » «Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже его внешность или умение себя держать. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим» П. 22 «Любите читать!» «Каждый человек обязан (я подчеркиваю – обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой. » «Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития – чтение. » П. 24 «Будем счастливыми» «Давайте будем людьми счастливыми, то есть имеющими привязанности, любящими глубоко и серьезно что-то значительное, умеющими жертвовать собой ради любимого дела и любимых людей. Люди, не имеющие всего этого, – несчастные, живущие скучной жизнью, растворяющие себя в пустом приобретательстве или мелких, низменных «скоропортящихся» наслаждениях. » Д. С. Лихачев – «Письма о добром и прекрасном» П. 26 «Учитесь учиться» «Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. » «Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. » «А если не нравится учиться? Быть того не может. Значит, вы просто не открыли той радости, которую приносит ребенку, юноше, девушке приобретение знаний и навыков. » П. 30 «Нравственные вершины и отношение к ним» «О каждом народе следует судить по тем нравственным вершинам и по тем идеалам, которыми он живет. » М. Булгаков «Роковые яйца» Лабораторные эксперименты и открытия профессора Персикова, использованные в практической деятельности Рокком, дали непредвиденные и трагические результаты: красный луч вызвал к жизни чудовищных гадов, враждебных всему живому В. Распутин «Прощание с Матерой» Лихорадочные действия пожогщиков, спешащих покончить с Матерой, наталкиваются на неравнодушное отношение жителей деревни к своему прошлому, к тем, кто жил до них на этой земле.

Отношение к родственникам, воспитание, влияние книг на человека, влияние массовой культуры на личность, риск Отношение к родственникам, воспитание, влияние книг на человека, влияние массовой культуры на личность, риск А. С. Пушкин «Евгений Онегин» Размышления Онегина: «Какое низкое коварство Полуживого забавлять, Ему подушки поправлять, Печально подносить лекарство, Вздыхать и думать про себя: «Когда же черт возьмет тебя!» Об Онегине: «…Француз убогой, Чтоб не измучилось дитя, Учил его всему шутя, Не докучал моралью строгой, Слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил» Рэй Брэдберри « 451° по Фаренгейту» Фабер: «Кто вырвет вас из цепких когтей, которые захватывают вас в плен, когда вы включаете телевизорную гостинную? Она мнет вас, как глину, и формирует вас по своему желанию» Гай Монтэг: «Знаете, в положении умирающего есть свои преимущества. Когда нечего терять, не боишься риска» .