человек главная фил проблема.pptx
- Количество слайдов: 80
Человек – главная философская проблема 1. 2. 3. 4. 5. 6. Основные характеристики человека и категории человеческого бытия. Проблема происхождения человека. Проблема определения природы человека и основные его характеристики. Проблема отчуждения. Право на смерть как философская проблема. Проблема определения смысла жизни.
АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА ПРОБЛЕМЫ: КАКОВА ПРИРОДА, СУЩНОСТЬ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА, КАКОВО ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА, ЧТО ТАКОЕ ЛИЧНОСТЬ, В ЧЕМ СОСТОИТ СМЫСЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ? ОСОБЕННОСТЬ: СОЗДАЕТ ЦЕЛОСТНЫЙ ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ЕДИНСТВЕ ЕГО БИОЛОГИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНЫХ И ДУХОВНЫХ КАЧЕСТВ
ФИЛОСОФСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОНИМАНИЯ ЧЕЛОВЕКА Историческа я эпоха Ведущий принцип Основное положение Древний мир Космоцентризм Человек – часть живого космоса, микрокосм, мир в малом, точка пересечения различных форм бытия Средние века Теоцентризм Человек – творение Бога и полностью зависит от него Возрождение Антропоцентриз м Человек – «второй Бог» : творец истории и культуры Новое время Рационализм Сущность человека определена его разумом Новейшее время Иррационализм Сущность человека – в бессознательном, в инстинктах. Коэволюционизм Человек – не господин бытия, а его пастух
Вопрос 1. Основные характеристики человека 1. Индивид – отдельно взятый представитель человеческого рода
Основные характеристики человека 2. Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств, отличающих его от других людей; характерные черты индивида
Основные характеристики человека 3. Человек – высшая ступень живых организмов на Земле, творец истории и культуры
Человек
Человек
Основные характеристики человека 4. Личность – высшая степень развития индивида, социально и духовно развитый человек
Личность
ЧЕЛОВЕК – ВЫСШАЯ СТУПЕНЬ ЭВОЛЮЦИИ НА ЗЕМЛЕ; ТВОРЕЦ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ИНДИВИД – отдельно взятый представител ь человеческого рода ИНДИВИДУАЛЬН ОСТЬ – характерные черты индивида, неповторимое своеобразие человека ЛИЧНОСТЬ – высшая степень развития человека, социально и духовно развитый человек
Категории человеческого бытия экзистенциалы Любовь – это помощь в реализации жизненного проекта «другого» ; забота и тревога о любимом Творчество - это образ жизни, основанный на «удивительном видении» Счастье – это жизнь в согласии с самим собой, это внутренняя умиротворенность Вера – это возможность сверхчувственного опыта, вера – это воля открывать душу на встречу истине Смерть – фактор формирования границ нашего бытия; это не конец жизни, а ее венец
Вопрос 2. Проблема происхождения человека Концепции происхождения человека: 1. Креационистская: человека создал Бог
Проблема происхождения человека 2. Уфологическая (космологическая): человек – это дитя внеземных цивилизаций
Проблема происхождения человека 3. Эволюционная (научная): человек – это результат длительной эволюции природы (материи). Эволюция (антропогенез)
Факторы антропогенеза 1. Трудовая концепция (труд – мышление – речь) Ф. Энгельс
Трудовая концепция Труд привел к изменению внешнего облика человека, что было закреплено в ходе естественного отбора. Ч. Дарвин
Факторы антропогенеза 2. Генетическая концепция: (геомагнитные инверсии исчезновение магнитного поля повышение уровня радиации мутации анатомические изменения закрепление в организме)
Факторы антропогенеза 3. Синтетическая концепция: в качестве факторов антропогенеза рассматривают: 1) Изменения климата; 2) Радиация; 3) Труд, речь, сознание, мышление; 4) Прямохождение; 5) Табуирование половых отношений: промискуитет – эндогамия – экзогамия; 6) Появление морально-нравственных запретов.
Основные этапы антропогенеза 1. Австралопитеки – наиболее вероятный предок человека (4 – 5, 5 млн. лет)
Основные этапы антропогенеза 2. Человек умелый (2, 6 млн. лет назад) – Homo habilis
Основные этапы антропогенеза 3. Человек прямоходящий (1, 7 млн. лет назад) – Homo erectus Питекантроп Синантроп
Основные этапы антропогенеза 4. Человек разумный (300 тыс. лет) – Homo sapiens
Основные этапы антропогенеза 5. Человек современного вида (45 – 30 тыс. лет назад) - кроманьонец
В. И. Вернадский об эволюции Жизнь – космическое явление, но она – не случайное явление в мировой эволюции
П. Тейяр де Шарден об эволюции Эволюция в неорганической и органической природе обнаруживает закон реккурентности: мир движется в сторону усложнения, а усложнение сопровождается все большей значимостью психического, сознательного.
КОНЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА КРЕАЦИОН ИСТКАЯ человека создал Бог УФОЛОГИЧ ЕСКАЯ: человек – дитя внеземных цивилизаций НАУЧНАЯ: человек продукт эволюции материи
Выводы: 1. Антропогенез одновременно является социогенезом антропосоциогенез. 2. В антропосоциогенезе – факторы: а) закономерные (законы естественного отбора, реккурентности); б) случайные (радиоактивные излучения). 3. Концепции антропосоциогенеза носят гипотетический характер: гипотеза об энерго-информационном поле планеты.
Вопрос 3. Проблема определения природы человека Природа человека – это главнейшие характеристики, посредством которых раскрывается сущность человека
Концепции определения природы человека Концепция экзистенциализма (Сартр) Человек – это открытый жизненный проект. Никакой природы у человека нет: кем захочет, тем и станет. 1.
Концепция экзистенциализма Сущность - существование
Концепция экзистенциализма Существование - сущность
Концепции определения природы человека 2. Биологизаторская концепция : у человека – биологическая природа. У человека, как и у любого животного организма, есть воля к власти (Ницше)
Биологизаторская концепция А. Шопенгауэр: мир – это арена замученных существ, в которой одно существо выживает за счет гибели другого.
Концепции определения природы человека 3. Социологизаторская: у человека – социальная природа. Человек – это общественное существо (Аристотель)
Социологизаторская концепция Человек – это ансамбль социальных отношений (К. Маркс)
Концепции определения природы человека 4. Идеалистическая концепция: человек – это моральное, нравственное, стыдящееся существо (В. С. Соловьев, А. И. Солженицын)
КОНЦЕПЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА ЭКЗИСТЕНЦИА ЛИЗМ: нет природы; человек – открытый жизненный проект (Сартр) СУБЪЕКТИВ НЫЙ ИДЕАЛИЗМ: человек зависит только от себя БИОЛОГИЗМ: у человека – биологическая природа (Ницше, Шопенгауэр) Человек - это существо, подчиняющееся законам природы (естественный отбор, воля к власти) СОЦИОЛОГИЗМ: социальная природа (Аристотель, Маркс) Человек подчиняется социальным законам, обществу
Выводы: Позиция экзистенциализма – это позиция субъективного идеализма: человек не обладает абсолютной свободой. 2. Биологизаторская концепция – это концепция вульгарного (примитивного) материализма, основанного на редукционизме: нельзя высшие формы материи (человек) сводить к низшим (животные). 1.
Выводы: 3. Социологизаторская концепция – на философии материализма (марксизма), но в ней человек – «винтик» . 4. Позиция идеализма – ошибочна: мораль, нравственность, стыд – это итог развития социального.
Выводы: 5. Человек обладает бинарной природой: а) биологической (сложный организм, млекопитающий, homo sapiens, гоминид); б) социальной (социальный статус, роли). 6. При этом биологическое может оказывать воздействие на социальное.
Выводы: 7. Несводимость социального к биологическому: А) высшие формы материи возникают из низших; Б) высшие формы движения материи включают в себя низшие; В) высшие формы движения материи подчиняют себе низшие и преобразуют их; Г) высшие формы движения материи не сводятся к низшим.
Вывод Социальная природа человека является главной
Современный взгляд на человека ЧЕЛОВЕК БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА (часть природы): многоклеточный организм, млекопитающий, гоминид, человек разумный СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА (часть общества): социальные статус, социальные роли, принадлежность к социальным общностям (этнические, демографические, поселенческие, классовая, профессиональнообразовательная)
Основные характеристики человека 1. Несводимость (ни в одной вещи человек не выражает себя полностью)
Основные характеристики человека 2. Непредопределенность (человек зависит от многих вещей внешне, но не должен зависеть внутренне)
Основные характеристики человека 3. Уникальность (незаменимость, неповторимость)
ОСНОВНЫЕ ХАРАКЕТРИСТИКИ ЧЕЛОВЕКА НЕСВОДИМ ОСТЬ: несводим к биологическ ому виду (феральные люди), ни в одной вещи не выражает себя НЕПРЕДОП РЕДЕЛЕНН ОСТЬ: не бывает свободным, зависит от множества факторов, но человек должен быть внутренне свободным НЕЗАМЕНИМ ОСТЬ и НЕПОВТОРИ МОСТЬ: человек должен найти дело, ради которого он пришел в этот мир. НЕВЫРАЗ ИМОСТЬ: человек не сводим к вещам, это не внешний предмет; самопозн ание – вечная загадка
4. Проблема отчуждения «…Человек рожден быть свободным, а между тем он везде в оковах» (Жан Жак Руссо)
Проблема отчуждения Человек, трудясь, ощущает себя животным, а удовлетворяя животные потребности, ощущает себя человеком. (Карл Маркс)
Проблема отчуждения Человек заброшен, «десантирован» в чуждый ему мир. (экзистенциалисты: Сартр, Хайдеггер, Камю)
Проблема отчуждения 1. Почему продукты деятельности человека выходят из-под его контроля, превращаясь во внешнюю, неподвластную ему силу?
Проблема отчуждения 2. Почему мир, который создал человек, стал ему враждебным, бесчеловечным?
Проблема отчуждения 3. Почему человек потерял моральные, нравственные, духовные качества?
Проблема отчуждения
Проблема отчуждения Человек научился летать, как птица, плавать, как рыба, но так и не научился быть человеком. (Бернард Шоу)
Проблема отчуждения
5. Право на смерть Каждый человек имеет право на жизнь. А имеет ли человек право на смерть?
Право на жизнь как философская проблема А) имеет ли человек право на суицид?
Право на жизнь как философская проблема Б) имеет ли человек право на эвтаназию?
Право на смерть (проблема эвтаназии) Гражданин РФ имеет право на достойную жизнь. Имеет ли человек право на достойную смерть?
Суицид во благо другого героизм
Смерть Это естественный конец жизни биологических организмов на Земле: А) «светлый лик смерти»
Смерть Б) «темный лик смерти»
А. Шопенгауэр: Если бы не было смерти, не было бы философии
СМЕРТЬ – ЭТО ЕСТЕСТВЕННЫЙ КОНЕЦ ЖИЗНИ БИОЛОГИЧЕСКИХ ОРГАНИЗМОВ НА ЗЕМЛЕ; фундаментальное свидетельствование нашего «неодиночества» (танатология – наука о смерти) ЛИКИ СВЕТЛЫ Й: это добро, придает смысл жизни, высший уровень ответсьве нности ТЕМНЫЙ: это зло, так как это утрата, невосполни мая потеря, конец всему ПРАВО НА: Суицид – намерен ное лишение себя жизни Отношение к эвтаназии: патернализм (не допустима), антипатернализм (допустима) ЭВТАНАЗИЮ способ, облегчающий с помощью врача уход из жизни смертельно больному человеку по его желанию
Вопрос 6. Смысл жизни Проблема определения смысла жизни – это проблема поиска смыслообразующих ценностей
АКСИОЛОГИЯ – ФИЛОСОФИЯ ЦЕННОСТЕЙ – ЦЕННОСТНОЕ ОТНОЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ ЦЕННОСТИ – вещи и явления, имеющие существенно е значение для человека и общества ОСНОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ: 1) ПОТРЕБНОСТИ – НУЖДА ЧЕЛОВЕКА В ЧЕМ-ЛИБО; 2) ИНТЕРЕСЫ – ОСОЗНАННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ; ПРИЧИНА ДЕЙСТВИЙ, ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ 3) ТРАДИЦИИ – СОЦИАЛЬНОЕ И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ, СОХРАНЯЕМОЕ И ПЕРЕДАВАЕМОЕ ИЗ ПОКОЛЕНИЯ В ПОКОЛЕНИЕ
Концепции смысла жизни 1) Пессимистический подход: никакого смысла жизни нет: жизнь – суета из сует
Пессимистический подход А. Камю: Жизнь человека - это «сизифов труд»
Пессимистический подход Будда: Жизнь человека – это мучения и страдания
Пессимистический подход А. Шопенгауэр: Мир – это маятник между скукой и разочарованием
2) Натуралистический подход Гедонизм: смысл жизни – наслаждения. Эвдемонизм: смысл жизни – счастье «Человек рожден для счастья, словно птица для полета» .
3) Авторитарный подход Смысл жизни – служить Богу (Августин Блаженный)
Авторитарный подход Смысл жизни – в служении идее
Авторитарный подход Смысл жизни – в служении всему живому (А. Швейцер)
4) Гуманистический подход Книга «Человек в поисках смысла жизни» (В. Франкл)
Гуманистический подход Книга «Иметь или быть? » (Э. Фромм)
Концепции смысла человеческого бытия Подходы, концепции Суть 1. Пессимизм: А) буддизм Б) экзистенциализ м; В) постмодернизм Жизнь – это мучения и страдания. Смысл бытия – нирвана. Жизнь – «сизифов труд» . Смысл – в бунте Нет ценностей. Смысл – отрешенность, ироничность 2. Натурализм: А) гедонизм; Б) эвдемонизм; В) утилитаризм Избегать страдания, получать наслаждение. Быть счастливым – смысл жизни. 3. Авторитаризм Служить Богу, идее 4. Гуманизм В. Франкл - направления: творчество (созидание и самосозидание), переживание (красота, добро, правда), отношение (оптимизм) Э. Фромм – в выборе между «иметь» или Смысл жизни – в извлечении пользы.
Вывод Человек – это самая главная философская проблема
человек главная фил проблема.pptx