К2, К3 Комментарий, автор.ppt
- Количество слайдов: 29
Часть С Критерий К 2 – комментарий Критерий К 3 – авторская позиция Крайник О. М. ФГБОУ ВПО «Алт. ГУ»
Комментарий Текстуальный «от текста к действительности» Предполагает объяснение текста , следование за автором в раскрытии проблемы На каких примерах автор рассматривает проблему? Какими фактами иллюстрирует? На чьи мнения ссылается? Концептуальный «от действительности к тексту» Предполагает, что Вы, опираясь на понимание проблемы, даёте различного рода интерпретации К какому типу проблем принадлежит эта проблема? Актуальна ли она? Почему привлекла внимание автора? Какой аспект проблемы рассматривается?
Толковый словарь русского языка «Комментарий – 1. Разъяснительные примечания к какому-нибудь тексту Сочинения Лермонтова с комментариями… 2. Рассуждения, пояснительные и критические замечания о чём-н. Комментарии печати…» ; «Комментировать – дать (давать) комментарии, пояснения к чему-н. Комментировать текст
Определение Комментарий проблемы исходного текста – это рассуждения, содержащие, во-первых, обзор авторского видения проблемы (опора на исходный текст), во-вторых, собственные либо пояснительные, либо критические замечания по поводу рассматриваемой проблемы (выход в контекст)
Понимание художественного текста
Три способа комментирования индуктивный (от частных фактов к формулировке проблемы); дедуктивный (от формулировки проблемы – к комментированию); цитатный (от самой значимой цитаты текста, её комментария к формулировке проблемы).
Информация о тексте Основные проблемы: 1) проблема предательства как духовного поражения человека (каковы нравственные последствия предательства? ); 2) проблема героизма (в чём духовные истоки героизма? ). Авторская позиция: 1) жизнь предателя лишена смысла и радости; человек, желая спасти свою жизнь, предаёт товарищей, и теперь ему кажется, что этот роковой шаг изменил мир; 2) герой идёт на смерть не ради почестей и посмертной славы, а ради того, чтобы жили другие люди.
Система вопросов при подготовке к комментированию проблемы 1. 2. 3. 4. Определение общей темы текста. Определение ведущей темы текста. Формулирование проблемы текста как вступления сочинения. Работа с текстом – собственно комментарий проблемы.
Определение общей темы текста 1) О чём текст? 2) Какие именно вопросы, связанные с выделенным явлением в жизни человека, обществе, особенно актуальны в данном тексте? Почему и при каких обстоятельствах человек становится предателем и что он при этом чувствует? (Почему человек совершает предательство и каковы нравственные последствия этого поступка? ) Какого человека можно назвать настоящим героем? (Почему человек совершает героические поступки? ).
Определение ведущей темы текста Какой из тематических блоков является, на Ваш взгляд, главным, основным? Какая из выделенных тем получила в тексте бо'льшее раскрытие?
Формулирование проблемы текста как вступления сочинения Каковы истоки выдвинутой проблемы? (Только ли на войне человек способен на предательство вообще и на предательство Родины? ) Кому и в каких ситуациях приходилось сталкиваться с данной проблемой? Насколько выдвинутая проблема актуальна в современном обществе? Будет ли она волновать наших потомков? Почему? Существует ли сегодня решение рассматриваемой проблемы? Почему?
Работа с текстом – собственно комментарий проблемы 1) На каком материале (жизненном / литературном) автор текста раскрывает основные моменты выдвинутой проблемы? Что приводит в пример? 2) Выделите основные фрагменты текста, которые, на Ваш взгляд, являются подтверждением или опровержением Вашей позиции. 3) Является ли ситуация, изображённая автором, типичной? На какие факты, детали писатель особенно обращает внимание? Почему именно на них? Какое это производит впечатление на читателя? 4) Можете ли Вы определить, с каким настроением пишет автор (грустная ирония, сарказм, печаль, грусть, радость и т. п. )? В чём это проявляется: открытое, прямое выражение настроения, мнения позиции; «скрытое» выражение отношения к проблеме через конкретные слова и словосочетания, детали? 5) Можно ли говорить о том, что авторская позиция по поводу рассматриваемой проблемы явно / неявно обозначена в тексте? В чём она выражается?
Как понять исходный текст? Текст (внимательно прочитать) ↓ 1. О чём? (Ты увидишь тему) – о войне, о счастье, о взаимоотношении поколений, о природе, о понятиях «честь» и «долг» … ↓ 2. Какие вопросы рассматривает автор? (Ты найдёшь проблемы) – почему на войне человек не ожесточается, остаётся неравнодушным к красоте природы; что человеку нужно для счастья, одинаково ли понятие счастья для разных людей…. ↓ 3. Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Ты найдешь основную проблему текста).
ВЫВОД В основу обучения школьников восприятию текста и созданию собственного речевого произведения должен быть положен такой принцип, как единство формы и содержания, поскольку задача автора состоит не только в том, чтобы передать определённую информацию, но и в том, чтобы вызвать определенную эмоционально-эстетическую реакцию, при этом выбор языковых средств строго определён требованиями мотивированности и эстетической значимости. В этом случае научные знания, получаемые в процессе восприятия текстовой информации, имеют нравственную составляющую, т. е. способствуют воспитанию личности школьника
Спасибо за внимание!
Типовые конструкции Автор статьи поднимает (затрагивает, формулирует, решает…) интересную (сложную, серьёзную, острую, злободневную…)проблему …. В статье (тексте, очерке…) раскрывается (анализируется, исследуется…) проблема (тема) … Самыми убедительными доводами являются … Также автор отмечает … Автор исследует …. и на основе этого делает вывод о … Свои рассуждения о … писатель начинает с замечания о том, что… Чтобы мы поняли, как это важно, автор рассказывает о том, что …
КНИГИ Однажды я услышал разговор двоих. Одному было семь лет, а другому лет на сорок больше. -Ты читал «Тома Сойера» ? -Нет. -А «Вия» ? -Нет. -Счастливый, - вздохнул с завистью старший. И, правда, можно было позавидовать. Мальчишке только ещё предстояло наслаждение смеяться вместе с озорным Марком Твеном. Он только ещё будет глазами, расширенными от ужаса и восторга, впиваться в строчки гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки» . Всё это впереди. Важно лишь не упустить минуты и вовремя прочесть все эти прекрасные книги. По-моему, какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребёнка, не прочти он этих драгоценных книг – он обворован. Такие утраты невосполнимы. Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год – разница невелика. В детстве же счёт времени ведётся иначе, тут каждый день – открытия. И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь. Вот почему страшно потерять напрасно хоть час в пору этих золотых лет. Представьте себе, что годков через десять с бывшим первоклассником, с тем самым, которому мы позавидовали, состоялся бы такой разговор: - «Войну и мир» читал? - Смотрел в кино. - А «Белые ночи» ? - Тоже. Не понравилось. «Дама с собачкой» лучше. Тут уж никто бы не позавидовал девственной нетронутости ума и несомненной примитивности чувств своего собеседника. Мы бы, скорей всего, ужаснулись: «Неужели книги не научили его чувствовать, думать? Неужели он прошёл мимо них? !» Хорошая, вовремя прочитанная книга может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы. Как-то я побывал в тех местах, где дед Мазай спасал несчастных зайцев. Ребята, с которыми я разговорился в одной из деревень, рассуждали о космических кораблях, полётах на Луну, о событиях в мире. Но когда я заговорил с ними о Некрасове, напомнил строки, где поэт описывает их родные места, ребята замялись и никто, увы, не смог прочитать наизусть из «Деда Мазая» ни одного четверостишия. Я с горечью подумал: а не была бы богаче их душа, если бы наряду с тем, что они знают о науке, технике и политических событиях, они знали бы ещё и стихи – много стихов! – Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока и других замечательных русских поэтов. Без некоторых книг, не пережитых в детстве, в отрочестве, сущность человека со всей его психологией останется грубой и неотёсанной. (По С. Михалкову)
«Сергей Михалков утверждает, что молодёжь читает фантастику, детективы. Ребята, с которыми разговаривал автор в одной из деревень, рассуждали о космических кораблях, о полёте на Луну, о событиях в мире. Классические произведения из разных эпох их не интересуют» . __________________ Почему ученику поставили 0 баллов? Несколько фактических ошибок
«Автор настаивает на своевременности познания окружающего мира. Он упоминает такие произведения, как «Том Сойер» , «Вий» . Михалков говорит о формировании психологии и мировосприятия в золотую пору детских лет, что немаловажно для дальнейшей взрослой жизни» . ____________________ В чём недочёт? Почему ученик получил 1 балл за комментарий?
«Автор настаивает на своевременности познания окружающего мира. Он упоминает такие произведения, как «Том Сойер» , «Вий» . Михалков говорит о формировании психологии и мировосприятия в золотую пору детских лет, что немаловажно для дальнейшей взрослой жизни» . _________________________ Неглубокое понимание проблематики проявляется в следующих случаях: Воспринята и прокомментирована только часть проблемы, поднятой автором; Проблемы, поднятые в исходном тексте, отражены настолько неточно или противоречиво, что нельзя судить об их адекватном восприятии
«В этом рассказе С. Михалков рассказывает о том, как он бывал в тех местах, где дед Мазай спасал несчастных зайцев. Здесь Михалкову обидно было слышать от местных ребят, что они не смогли наизусть прочитать из «Деда Мазая» ни одного четверостишия. Автор с горечью подумал об этих ребятах, а не была бы богаче их душа, если бы наряду с тем, что они знают о науке, политике и технике, они знали бы ещё и стихи – много стихов! Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, блока и других замечательных поэтов» . __________________ Почему ученику поставили 0 баллов? Пересказ
К 3. Отражение позиции автора Верно сформулирована позиция автора по сформулированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет. 1 позиция автора сформулирована неверно или • не сформулирована вовсе 0 •
Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой. Авторская позиция может быть явной, когда в тексте дается прямая оценка описанных фактов, событий, звучит призыв к читателю. Но нередко бывает, что позиция автора прямо не выражена. Тогда её выявление требует умения видеть скрытый смысл, понимать иронию, раскрывать сложные метафоры и т. д. !!! Разграничение позиции автора и героярассказчика!!!
Стоит закрыть глаза – и весь зримый мир исчезает. Стоит заткнуть уши – и все вокруг немеют: подобно рыбам, они открывают рот, но ни единого звука не долетает до вас. Стоит зажать нос – и ни единый аромат уже не щекочет ваших ноздрей. . В отличие от зрения, слуха и обоняния, чувство равновесия не отключается никогда: его нечем закрыть, заткнуть, зажать. Что бы мы ни делали, наши органы равновесия (их два: по одному внутри каждого уха) бесперебойно сообщают нам о том, какое положение принимают все части нашего тела. Мы ловко перебираем руками, командуем всеми подвластными нам частями (от левого мизинца до правого глаза), держимся на ногах в самое скользкое время года и даже не задумываемся при этом, что нам делать. Все это происходит бессознательно: чувство равновесия правит нами, а не мы распоряжаемся им. Приученные своим организмом к согласию и точности чувств, мы и все вокруг себя стараемся привести к равновесию. Не случайно это понятие проникает в самые разные сферы жизни человека и природы. Экологи хлопочут о равновесии на нашей планете, подбивая баланс природных стихий и человеческих усилий; демографы добиваются необходимого равновесия смертности и рождаемости; политики говорят о равновесии интересов разных государств; химики добиваются химического равновесия при проведении реакций; астрофизики восхищаются равновесием в звездных системах; механики добиваются равновесия внутри сотворенных ими машин. . . Любой живой организм стремится к гармонии и равновесию, только тогда он чувствует себя благополучно, и этот баланс внутренних и внешних сил помогает нам выжить. Нужно стремиться и к равновесию в сфере духовного и душевного. Недаром в трудную пору жизни, когда нас охватывает смятение чувств, мы жаждем обрести внутреннее равновесие. (По Я. Катину)
Фрагмент сочинения Человечество на протяжении многих веков волновало множество «вечных» вопросов. Один из них – вопрос гармонии. Что такое гармония и какова роль этого понятия в жизни человека и общества? Над этой сложной проблемой размышляет Я. Катин. … Катин с восхищением пишет о равновесии как всеобъемлющем понятии. И мы с горестным удивлением замечаем, что хотя в жизни природы человек видит стройность и согласованность, но в нашей духовной и душевной жизни далеко не всегда царит гармония. А как не хватает гармонии в сегодняшнем мире, сотрясаемом политическими кризисами и военными конфликтами! Я думаю, что позицию автора можно сформулировать так: всё живое стремится к равновесию – «балансу внутренних и внешних сил» , который помогает выжить. Человек, как и любой живой организм, – часть природы, и природное стремление к гармонии должно направлять человека и общество на путь истины, справедливости и добра.
Формулировка позиции автора • По мнению автора, … • Публицист убеждён в том, что… • Глубже понять идею текста помогает чётко сформулированная авторская позиция: … • Слова автора «…» отражают основную идею. Автор призывает нас к … • В своих рассуждениях о … автор убедителен и доказателен. По его мнению, «…» • Автор убеждает читателя в том, что… • Авторскую позицию нельзя не увидеть в…
Примеры формулировки ь Автор считает, ЧТО «вовремя прочитанная книга может решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы» . ь Я полностью согласен с мнением автора в том, ЧТО, какой бы интересной ни была жизнь ребёнка, не прочти он этих драгоценных книг, он духовно обворован.
Удачи на экзамене!