Russkaya_religioznaya_filosofia_2.ppt
- Количество слайдов: 18
Церковные реформы Петра I • Упразднение патриаршества, подчинение Церкви монарху. • Реформа монастырей – выселение оттуда всех непостриженнных, сокращение самостоятельности духовенства, сокращение числа монастырских угодий. • Запрет на владение монахами вотчинами и угодьями, перевод их на госсодержание. • В богадельнях приказано оставить только действительно больных и немощных. Бродячих нищих приказано излавливать и отправлять в Монастырский приказ.
Г. С. Сковорода (1722 – 1794 гг. ) • Русский и украинский странствующий философ, поэт, баснописец и педагог, внёсший значительный вклад в восточнославянскую культуру. Снискал славу первого самобытного философа Российской империи. Григорий Сковорода считается завершителем эпохи казацкого барокко и родоначальником русской религиозной философии.
Взгляды Сковороды • В своей философии Сковорода был близок к пантеизму, поскольку подобно Спинозе отождествлял Бога ( «высочайшее существо» ) и «всеобщую мати нашу натуру» . При этом натура определяется как «римское слово» синоним слов природа или естество, которое во всей своей целокупности также может быть названо миром. При этом мир этот безначален, и символом его может быть назван змей, «в коло свитым, свой хвост своими жь держащим зубами» . Причём Змей и Бог есть одно ( «змій есть, знай же, что он же и бог есть» ). Эта природа порождает охоту (ражженіе, склонность и движеніе), а охота — труд. Мироздание он видел состоящим из трёх миров — макрокосма (вселенная), микрокосма (человек) и некоего «симболичного мира» , связующего большой и малый миры, идеально их в себе отражающего (например, с помощью священных текстов вроде Библии). Каждый из этих миров состоит из «двух естеств» — видимой (тварной) и невидимой (божественной), материи и формы, «сирЂчь плоть и дух» .
Взгляды Сковороды (продолжение) • В трудах Г. С. Сковороды центральное место занимает проблема самопознания, которая неминуемо сводится у философа к вопросу о природе человеческого существа. Сковорода приходит к мысли о том, что человек является началом и концом всякого философствования. Чтобы прийти к пониманию себя как внутреннего человека, необходимо пройти трудный путь, исполненный «страданий и борений» . В случае Сковороды, этот путь сопряжён с отказом от абстрактного мышления, отказом от инструментов познания мира внешнего. Место эмпирического познания, таким образом, должно быть заполнено миром образно-символического, где символика должна быть «сродной» внутренней жизни и вечному смыслу бытия.
Взгляды Сковороды (окончание) • Такую символику, как христианский мыслитель, Сковорода усматривает в Библии. Через текст Священного писания человеческая мысль «превращается в око Бога всевышнего» . Библейский символизм Григорий Саввич называет «следами Бога» . Опыт самопознания Сковороды, таким образом, оказывается по своему духу необычайно близким рейнской мистике (Майстер Экхарт, Дитрих из Фрейберга и др. ), и немецкой теософии эпохи Реформации (прежде всего, Якоб Бёме, Ангел Силезский и др. ), проникнувшей в Русское царство в XVII веке через Немецкую слободу.
А. Н. Радищев (1749 -1802)
Взгляды Радищева • Философские воззрения Радищева несут на себе следы влияния различных направлений европейской мысли его времени. Он руководствовался принципом реальности и материальности (телесности) мира, утверждая, что «бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе» . При этом чувственный опыт, будучи главным источником познания, находится в единстве с „опытом разумным“. У человека особая роль, он, по Радищеву, представляет собой высшее проявление телесности, но в то же время неразрывно связан с животным и растительным миром. Принципиальным отличием человека от прочих живых существ является наличие у него разума, благодаря которому тот „имеет силу о вещах сведому“.
Взгляды Радищева (продолжение) • Но ещё более важное отличие заключается в способности человека к моральным действиям и оценкам. В трактате „О человеке, о его смертности и бессмертии“ Радищев, рассматривая проблемы метафизические, остался верен своему натуралистическому гуманизму, признавая неразрывность связи природного и духовного начал в человеке, единство тела и души. Позиция Радищева — позиция не атеиста, а скорее агностика, что вполне отвечало общим принципам его мировоззрения, уже достаточно секуляризованного, ориентированного на „естественность“ миропорядка, но чуждого богоборчеству и нигилизму.
Г. В. Лейбниц (1646 -1716 гг. ) • В философии Лейбниц предпринял масштабную и плодотворную попытку «синтеза» античных, схоластических и картезианских идей на основе метода всеохватности и строгости рассуждений. Со слов самого Лейбница, он принимал многое из прочитанного им, что, по мнению современных исследователей, подтверждает способности Лейбница к синтезу разнообразных идей в создании собственной метафизики.
Взгляды Лейбница • Согласно Лейбницу, «критериями истинности суждений… являются правила обычной логики, какими пользуются и геометры: например, предписание принимать за достоверное лишь то, что подтверждено надёжным опытом или строгим доказательством» . Лейбниц — один из важнейших представителей новоевропейской метафизики, в центре внимания которой — вопрос о том, что такое субстанция. Лейбниц развивает систему, получившую название субстанциальный плюрализм, или монадология. Согласно Лейбницу, основаниями существующих явлений, или феноменов, служат простые субстанции, или монады (от греч. monados — единица). Все монады просты и не содержат частей. Их бесконечно много. Монады обладают качествами, которые отличают одну монаду от другой, двух абсолютно тождественных монад не существует. Это обеспечивает бесконечное разнообразие мира феноменов.
Взгляды Лейбница (продолжение) • Работа «Опыты теодицеи» (слово «теодицея» (новолат. theodicea) означает «богооправдание» ) была попыткой Лейбница примирить его личную философскую систему с его интерпретацией догматов христианства. Целью этой работы было намерение показать, что зло в мире не противоречит благости Бога, и что, действительно, несмотря на многие бедствия, этот мир является лучшим из всех возможных миров. в своей работе Лейбниц указывал, что, несмотря на идеальную божественную предусмотренность всего происходящего, в мире господствует абсолютная свобода воли, из-за чего возможно зло.
Взгляды Лейбница (окончание) • В то же время, согласно Лейбницу, Бог предопределил все закономерности мира, изначально установил необходимое и всеобщее соответствие душ и тел, свободы и необходимости, например, допустил зло, чтобы выразить добро, и, таким образом, создал «совершеннейший из всех возможных миров» . Эта попытка Лейбница примирить фатализм с признанием свободы воли, объяснить наличие зла и дать ему оправдание в духе оптимизма была саркастически подвергнута критике Вольтером. Природу Лейбниц толковал как привычку Бога. В понимании Лейбница, Бог — это как бы актуальная бесконечность человеческого духа, полная реализация чистого познания, которая не осуществима для человека. Бог представляет собой творческую монаду, обладающую свойством актуального абсолютного мышления.
Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) 1694 – 1778 гг. • Деист в духе английских буржуазных вольнодумцев XVIII века, Вольтер всевозможными аргументами старался доказать существование Божества, сотворившего вселенную, в дела которой однако не вмешивается, оперируя доказательствами: «космологическими» ( «Против атеизма» ), «телеологическими» ( «Le philosophe ignorant» ) и «моральными» (статья «Бог» в «Энциклопедии» ). По социальным воззрениям Вольтер — сторонник неравенства. Общество должно делиться на «образованных и богатых» и на тех, кто, «ничего не имея» , «обязан на них работать» или их «забавлять» . Трудящимся поэтому незачем давать образование: «если народ начнёт рассуждать, всё погибло» .
Взгляды Вольтера • Убеждённый и страстный противник абсолютизма, он остался до конца жизни монархистом, сторонником идеи просвещённого абсолютизма, монархии, опирающейся на «образованную часть» общества, на интеллигенцию, на «философов» . Просвещённый монарх — его политический идеал. Связанный своими политическими, религиозно-философскими и социальными воззрениями ещё довольно крепко с «старым порядком» , Вольтер в особенности своими литературными симпатиями крепко врос в аристократический XVIII век Людовика XIV, которому он посвятил своё лучшее историческое сочинение — «Siècle de Louis XIV» .
Тихон Задонский (17241783 гг. ) • Самый крупный духовный писатель в Российской империи в XVIIIв. Все произведения носят нравоучительный, во многом аскетический характер. Это осмысление жизни с христианских позиций.
Труды святителя Тихона • • • «Сокровище духовное, от мира собираемое» «Об истинном христианстве» «Проповеди краткие» «Наставление монашествующим» «Письма келейные» «Письма к некоторым приятелям посланные» «Наставление христианское» «Плоть и дух» «О седми Святых Тайнах»
Паисий Величковский (1722 – 1794 гг. ) • Переводчик святоотеческих трудов, почитается восстановителем монашеских традиций исихазма и «умной молитвы» . Переводы Паисия с греческого долгое время были единственными в России и читались повсюду. Таковы: сборник «Добротолюбие» , сочинения преподобного Исаака Сирина, Феодора Студита, преподобного Варсонофия, святителя Григория Паламы, преподобного Максима Исповедника, Иоанна Златоуста и многое другое.