Раскол в церкви мой.ppt
- Количество слайдов: 27
Церковные реформы Никона и раскол в русской православной церкви Середина XVII в.
План l l l l Состояние церкви и истоки религиозного кризиса Цели церковных реформ Идеология реформы Хронология реформы Действующие лица Содержание реформы Последствия реформы Возникновение старообрядчества Причины раскола, Участники (боярыня Морозова) Скиты и гари Соловецкое восстание Задания
Состояние церкви и истоки религиозного кризиса l l l Стремление церковников восстановить единство церковных обрядов и содержание богослужебных книг Унификация и регламентация церковных обрядов соответствовала интересам самодержавия Возрождение теории «Москва – III Рим»
Состояние церкви и истоки религиозного кризиса Обсуждение преобразований в Кружке ревнителей древнего благочестия Члены кружка: l Стефан Вонифатьев (царский духовник) l Никон (Новгородский митрополит, патриарх) l Аввакум ( протопоп Казанского Собора l Иоанн (настоятель Казанского Собора в Москве) l Даниил (Костромской протопоп) l Федор Ртищев (царский постельничий) и др.
Цели церковной реформы 1. 2. 3. 4. 5. Унификация системы церковных обрядов, порядка богослужения, церковных книг Повышение авторитета и усиления значения церкви в жизни общества Борьба с явлениями, подрывающими духовный авторитет церковнослужителей (улучшение нравов духовенства) Противодействие проникновению светских начал в духовную жизнь общества Преобразование церкви в условиях усиления церковно-политических связей России с южнославянскими странами
Идеология реформы Влияние на содержание реформы теории «Москва – третий Рим» . Два направления Имперское Изоляционистское
Идеология реформы По каким образцам исправлять церковные обряды и книги? Никон Аввакум По греческим По старорусским (приверженец имперского направления) (приверженец изоляционистского направления)
Хронология реформы l l l 1652 – Никон становится патриархом и начинает проводить реформу 1666 – церковный собор, осудивший еретиков 1668 – 1676 – Соловецкое восстание 1681 – смерть Никона 1682 - казнь Аввакума
Действующие лица Царь всея Руси Алексей Михайлович Романов (Тишайший) (1645 – 1676)
Действующие лица Светское имя Минов Никита (1605 -1681) Патриарх Московский и Всея Руси с 1652. Вмешательство Никона во внутреннюю и внешнюю политику государства под тезисом «священство выше царства» вызвало разрыв патриарха с царём Алексеем Михайловичем. В 1658 оставил патриаршество. Собор 166667 снял с него сан патриарха. Сослан.
Действующие лица Протопоп Аввакум В миру Петров (1620 -1682) С 1642 года дьякон, с 1644 года священник. Активно пропагандировал благочестивый образ жизни. Во время реформ арестован и заключен в Спассо. Андронников монастырь. Позже сослан с семьей в Тобольск, затем Якутский острог, Енисейский острог, в Забайкалье, Даурию. На церковном Соборе 1666 г. был предан церковному проклятию и расстрижен. Церковный Собор 1681 г. принял решение о казни Аввакума. 11 апреля 1682 года сожжен заживо.
Содержание реформы Реформа До реформы Допустить только поясные поклоны «творить поклоны» стоя на коленях Петь «аллилуйя» три раза Петь «аллилуйя» два раза Во время крестного похода двигаться против солнца Во время крестного хода двигаться по солнцу ( «посолонь» ) Имя Христа – «Иисус» Имя Христя – «Исус» Крестное знамение троеперстное Крестное знамение двумя перстами (пальцами) Отобрать у населения иконы, отличавшие некоторым реализмом, заново переписать лики святых
Последствия реформы 1. 2. 3. 4. Реформа Никона привела к унификации церковных обрядов и богослужебных книг Спор о верховенстве светской и духовной (церковной) власти был решен в пользу власти светской, был сделан важный шаг к подчинению церкви государству Острая борьба сторонников и противников реформ привела к расколу Русской православной церкви Старообрядческое движение стало одной из форм социального протеста в XVII – XVIII вв.
Последствия реформы l Возникновение старообрядчества Часть духовенства и мирян отказались принять реформу Патриарха Никона. Обрядовая реформа превратилась в социальный раскол, так как многие сословия изменение обрядов приняли как наступление на старину. Раскольники подвергались преследованиям. Уже в XVII веке старообрядчество разделилось на два основных толка: поповский (признающий необходимость священников при богослужении и обрядах) и беспоповский (отрицающий возможность существования "истинного" духовенства). В 1971 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви была снята анафема на старообрядцев. По приблизительным оценкам последователей старообрядчества насчитывается около двух млн. человек. Особую роль в старообрядчестве играет сохранение старых традиций и обрядов.
Проблемный вопрос: l Почему обрядовая реформа патриарха Никона в XVII веке превратилась в церковный и социальный раскол?
Причины раскола 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Противоречия в церковной среде Психологическое неприятие частью верующих религиозных новшеств Общий лозунг – возврат к старине, протест против новшеств Борьба против официальной церкви, которую поддержала государственная власть, посягавшая на весь уклад жизни Отрицание государственной централизации, протест против формирующегося абсолютизма (бояре) Сопротивление закрепощению (крестьяне) Сопротивление регламентации жизни (стрельцы) За привычную обрядность и заученные молитвы (белое и черное духовенство)
Участники раскола l Картина Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова»
Скиты Из-за преследования староверы уходили в далекие глухие места, где основывали свои поселения – скиты.
Гари (сожжения раскольников) унесли не менее 20 тыс. жизней в XVII в. зарегистрировано 37 коллективных сожжений.
Соловецкое восстание 1668 -1676 l l l Продолжалось 8 лет. Монахи Соловецкого монастыря потерпели поражение из-за предательства При взятии монастыря погибли более 400 человек
1668 г. БУНТ В СОЛОВКАХ
История Соловецкого восстания Участвовали различные социальные слои Число участников - 450 -500 чел. Началось под лозунгом борьбы "за старую веру" 22 июня 1668 на Соловецкие острова прибыл стрелецкий отряд под командой стряпчего И. Волхова. Монастырь "заперся" и отказался пропустить стрельцов в стены крепости. Восстание поддержали окрестные крестьяне Работные люди, беглые солдаты и стрельцы пробирались на остров и примыкали к восставшим. Осажденные предпринимали вылазки, которые возглавляли выборные сотники - беглый боярский холоп И. Воронин, монастырский крестьянин С. Васильев и др. Беглые донские казаки П. Запруда и Г. Кривонога руководили строительством новых укреплений. К 1674 под стенами монастыря было сосредоточено до 1000 стрельцов и большое количество орудий. Осаду возглавил царский воевода И. Мещеринов. Повстанцы успешно оборонялись, и лишь предательство монаха Феоктиста, указавшего стрельцам незащищенное окно Белой башни, ускорило поражение восстания, которое было Подавлено с невероятной жестокостью (январь 1676). Из 500 участников восстания, находившихся в монастыре, остались в живых после взятия крепости только 60. Все казнены.
Задание l l Сравните взгляды патриарха Никона и протопопа Аввакума. Укажите, что было общим (не менее двух характеристик), а что – различным (не менее двух различий).
Задание l Назовите цели церковных реформ середины XVII века (укажите не менее трех целей). В чем заключались последствия проведенных реформ? Укажите не менее трех последствий.
Сравните взгляды патриарха Никона и протопопа Аввакума Общее 1. 2. 3. 4. Признание необходимости унификации церковных обрядов Признание необходимости борьбы за исправление нравов духовенства, борьба со всем, что подрывает авторитет церкви Члены Кружка древнего благочестия Оба обладали недюжинным умом, огромным честолюбием, властным характером, фанатичной верой в правоту своих взглядов Различное Исправление 1) церковных книг, 2)обрядов, 3) алтарей и иконостасов по греческим образцами Исправление церковных книг по древнерусским образцам, Следование образцам сложившимся в древнерусской иконописи Приверженец идеи распространения православия Приверженец идеи изоляционизма, сохранение православия Лидер церковной реформы Лидер старообрядцев
Имперское направление l Идея о том, что Москва является последним оплотом православия, следовательно, должна распространить православную веру на как можно большее число территорий.
Изоляционизм l Политика изоляции. Если Москва последний оплот православия, то необходимо оградить русскую православную церковь от посторонних влияний.