Церковная письменность египетского монашества IV .pptx
- Количество слайдов: 18
Церковная письменность египетского монашества IV
Распространение монашества • Важнейшим историческим центром монашества стал Египет, оттуда волны монашескаго возрождения покатились в Палестину, Малую Азию и на латинский Запад • Самостоятельно монашество развивалось в Сирии, где для него были характерны особенно суровые формы аскетического подвига. Например, там подвизались так называемые «пасущиеся» и столпники • Своеобразные формы пробрело монашество в Ирландии и Британии до распространения там латинских обрядов и уставов. Кельтское монашество пользовалось таким уважением, что игумен и даже игуменья монастыря почитались выше епископа • В более поздние времена центрами монашеской жизни стали Константинополь (о чем уже мы знаем по жизнеописанию преп. Феодора Студита) и святая гора Афон •
Возникновение монашеской литературы • Если аскетическая традиция всегда наличествовала в Церкви, если монашество существовало и до начала IVв. , то монашеская литература и даже просто специальные сочинения по аскетике появились все-таки только в эпоху монашеского возрождения IV в. • Именно к этому времени аскетическое направление ответвилось от общехристианской письменности, носившей в первые века смешанный характер
• Довольно быстро монашеская литература стала распространяться среди христиан, причём, не только среди монахов, но и среди мирян • И это не удивительно, так как помимо специальных темь, применимых только в условиях иноческой жизни, аскетическая сочинения являлись доступными и нужными мирянам пособиями по нравственному богословию и бытовому благочестию • Нужно сказать, что монашеская литература использует чуть ли не все возможные литературные жанры, что красноречиво свидетельствует о ее жизнеспособности. Так, писатели аскеты облекали свои творения в форму патериков, посланий, писем, слов, бесед, глав и др
Особенности монашеской литературы • Необходимо отметить следующие особенности монашеской литературы: • Если в поздних сочинениях постоянно встречаются ссылки на ранних учителей монашества, то авторы ранних сочинении подкрепляют свои мысли в основном цитатами из Священного Писания (причём, по преимуществу Нового Завета) • сочинения были достоянием монашеской среды, с академической точки зрения, далеко не прозрачной; отсюда путаница с авторством, датировкой и определением ортодоксальности многих (особенно ранних) аскетических сочинении • В конце концов, с точки зрения церковного сознания, самым важным является то, чтобы сочинение выражало неповрежденную аскетическую традицию
Преподобный Антоний Великий • Преп. Антоний Великий родился около 251 года, в деревне Кома, в среднем Египте, на севере Фиваиды • Родители преподобного, египтяне, были состоятельными людьми и благочестивыми христианами и воспитали сына в христианском духе • Вскоре стали проявляться черты будущего вождя аскетов, характеризуются преп. Антония, как человека не от мира сего. Когда пришло время учиться грамоте, он отказывался от обучения. Преподобный сторонился сверстников, был нелюдим, и все время проводил в храме, дома или на природе в тихом созерцании. С детства и на всю жизнь его учителями стали Священное Писание, природа и наставники аскетизма
• Писание, благодаря частому слышаною и специальному заучиванию, он знал наизусть, а природа, лучше всяких книг, свидетельствовала его душу о Боге Творце • Через тесть месяцев после смерти родителей, когда преп. Антонию было около девятнадцати лет он по Евангельскому слову (Матф. 19, 21), услышанному в храме, раздал принадлежавшую ему собственность, оставив часть младшей сестре • поселился около дома, в шалаше или землянке, и стал упражняться в аскетических подвигах: питался только хлебом и водою однажды в день, иногда в два дня, спал мало и на голой земле, непрестанно читал молитвы, или пел псалмы, или изучал Священное Писание
• Отметим, что преп. Антоний не мыслил себя создателем чего-то нового, небывалого в Христианстве • Первый жизнеописатель преподобного, свят. Афанасий, передаёт только мотив ухода, а куда идти и что делать — не является вопросом для преп. Антония — это ему известно — идти в монашество, в ученики к старцу • Это он и осуществил. Господь же благоволил поставить его во главу монашеского движения, ставшего, благодаря преп. Антонию, общецерковным
• Желая предаться большему уединению, преп. Антоний удалился в пустыню и поселился в гробнице • Так он подвизался около 15 лет, после чего удалился на восточный берег Нила, где поселился в пещере. На новом месте подвизался он около 20 лет, подвергаясь всевозможным скорбям • Слава о преп. Антонии и его подвигах стала распространяться повсюду, и многие приходили к нему для наставлении, а некоторые сделались его учениками, поселившись в пустыне подле него
• С этого времени преп. Антоний сделался учителем подвижнической жизни и вождем аскетического движения, вылившегося в монашеское возрождение охватившее постепенно всю Христианскую Церковь • В 311 году, во время гонений на христиан при Максимине, преп. Антоний оставил пустыню и пришел в Александрию, чтобы ободрить и утешить страдальцев за веру Христову. При этом в Александрии он появлялся в самых опасных местах, но Господь хранил его • С распространением арианства преп. Антоний опять явился защитником истины • Вернувшись в свою дальнюю пустынь на берегу Красного моря, преп. Антоний Великий скончался на 105 году жизни, это случилось около 356 года • Память 17 (30) января
Труды • Вопрос о сочинениях преп. Антония является довольно сложным • Преп. Антоний едва умел читать, но умел ли он писать — это вопрос остается открытым • При перечислении сочинении преп. Антония принято указывать следующие: 20 посланий (писем) к инокам, 20 кратких слов о добродетелях и пороках, 170 глав о нравственности и множество отдельных изречении и правил
• Наиболее верным является авторство семи из двадцати писем къ инокам • Наиболее сомнительным, с точки зрения ряда современных патрологов, является авторство 170 -ти глав о нравственности. • Все сочинения преп. Антония — аскетического характера, с элементами нравственного и догматического богословия, а также антиаринской полемики
Учение • В наставлениях преп. Антония, который он давал приходившим, заключается вся мудрость монашеской жизни и практические советы для постепенного восхождения но лествице духовного совершенства • Для преп. Антония характерно то, что он не давал своим ученикам внешних правил иноческой жизни (в последствии их сформировал св. Василий Велики) • Преп. Антоний заботился о научении своих учеников не букве, а духу аскетической жизни
• Показательно, что, когда братия стала просить преп. Антония устава для жизни, он предложил духовно-аскетическое поучение, на которое более всего походить уставь отца скитского жития на Руси, преп. Нила Сорскаго
• Прежде всего преп. Антоний указывал на причины избрания монахами пустынножительства, как преобладавшей в то время формы аскетической жизни • Он говорит: «Духовные отцы наши утверждают, что пустыня есть самое пригодное место для размышленія о смерти и верное убѣжище отъ увлеченія вещами мірскими, покоящими плоть. Кто живетъ въ пус-тынѣ и безмолвствуетъ, тотъ избавленъ отъ трехъ браней: отъ брани черезъ слухъ, отъ брани черезъ языкъ и отъ брани черезъ видѣніе того, что можетъ уязвлять сердце его» Добротолюбие
• Согласно преп. Антонію, для преуспѣянія на пути совершенства необходимо имѣть опытнаго руководителя. Невозможно преуспѣть въ подвижничествѣи сдѣлаться совершенными, не повинуясь духовнымъ отцамъ. Причемъ, преп. Антоній указыва-етъ, что именно такъ поступали и сами отцы, отчего и сами сдѣлались учителями • Преп. Антоній училъ, что желающій вступить на путь совершенства прежде всего долженъ отречься отъ міра. «Кто хо-четъ спастись (въ міроотреченномъ образѣжизни), пусть не остается въ домѣ своемъ и не живетъ въ томъ городѣ, въ которомъ грѣшилъ; также пусть не посѣщаетъ родителей и ближнихъ по плоти, ибо отъ этого бываетъ вредъ душѣ и гибнутъ плоды жизни»
• Преп. Антоній наставлялъ монашествующихъ въ дѣланіи трезвенія. Онъ училъ, что каждый долженъ ежедневно давать себѣ отчетъ въ дневныхъ и ночныхъ поступкахъ • Для болѣе успѣшнаго прохожденія дѣланія трезвенія, преп. Антоній совѣтуетъ каждому замѣчать и записывать (косвенное свидѣтѣльство о томъ, что онъ умѣлъ писать) свои поступки и движенія души, чтобы при первой возможности открыть ихъ духовному наставнику или со-брату-сотаиннику • Будучи преемникомъ и продолжателемъ аскетической традиціи непрестанной внутренней молитвы, преп. Антоній наряду съ пѣніемъ псалмовъ заповѣдуетъ: «молись непрестанно»
• Въ стяжаніи добродѣтелей, по преп. Антонію, должны быть послѣдовательность и опредѣленность, чтобы не трудиться напрасно. • Причина всѣхъ золъ — гордость, противъ нея и нужно прежде всего подвизаться. Во главу угла добродѣтельнаго пути положено смиреніе • Поучая усовершенствовавшихся подвижниковъ, преп. Ан-тоній раскрываетъ имъ тайны богообщенія и говоритъ о благодати Духа Святаго, какъ о Великомъ Огнѣ. Онъ свидѣтельству-етъ, что стяжаніе благодати Духа Святаго является высшей цѣльюжизни христіанина